Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

проблема подготовки высококвалифицированных специалистов и "утечки мозгов"

В наличии
0 руб.

Скачать проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов и "утечки мозгов"

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу екрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту


Содержание

Введение................................................................................................. 3

1 Теоретические аспекты подготовки высококвалифицированных специалистов.......................................................................................................................... 5

1.1 Сущность проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов................................................................................................ 5

1.2 Система непрерывного образования.......................................... 6

1.3 Критерии определения высококвалифицированного специалиста 8

2 Теоретические аспекты проблемы "утечки мозгов"........................ 17

2.1 Сущность проблемы «утечки мозгов»...................................... 17

2.2 Основные направления научных миграционных потоков....... 20

2.3 Мероприятия по минимизации «утечки умов»........................ 25

Заключение........................................................................................... 28

Список литературы.............................................................................. 30


Введение

Актуальность темы исследования.

1. Проблема дефицита квалифицированных кадров является чрезвычайно острой для современной российской промышленности. Нехватка квалифицированного персонала и низкоэффективная организация труда являются основными факторами, сдерживающими развитие экономики нашей страны в последние годы. И эта проблема тревожит руководителей всех промышленных предприятий без исключения.

В последнее время постулируется необходимость более активного государственного вмешательства в определение того, кого, чему и как должна учить система профессионального образования.

2. Актуальность выбранной темы заключается в глобальности происходящих процессов для экономики России и развития отечественной науки в целом. Ведь, уезжая работать по контракту, наши специалисты приносят огромную пользу зарубежным государствам, в частности, достижения наших ученых становятся достоянием принимающей их страны. Страны – реципиенты получают готовых ученых, не вкладывая в их образование никаких средств, а стране – донору, т.е. России остаются только расходы по обучению высококвалифицированных специалистов и упущенные возможности в развитии нашей науки.

Объектом исследования выступают промышленные предприятия.

Предметом исследования является проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров и утечки мозгов с точки зрения государственного управления.

Целью данной курсовой работы является исследовать проблему подготовки квалифицированных специалистов и «утечки мозгов».

Актуальность и цель определили задачи дипломной работы:

-определить теоретико-методологические аспекты проблемы подготовки квалифицированных специалистов РФ;

-рассмотреть систему непрерывного образования РФ;

- определить теоретико-методологические аспекты проблемы «утечки мозгов» в РФ;

-предложить мероприятия по минимизации «утечки умов».

Методология и методы исследования. Методологической базой послужили принцип системного подхода, методы сравнения, анализа, синтеза. В качестве инструментов научного исследования применялись методы научной абстракции, индукции и дедукции. При изучении фактического материала использовались методы экономико-статистической обработки и анализа собранного материала. Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме дефицита квалифицированных рабочих кадров.

Практическая ценность. Результаты проведенного исследования и предлагаемые решения могут быть полезны не только для дальнейшего теоретического исследования проблемы подготовки специалистов, а также «утечки умов» в РФ, но и для практического применения .


1 Теоретические аспекты подготовки высококвалифицированных специалистов

1.1 Сущность проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов

Современное общество все более основывается на науке и знаниях, которые необратимо влияют на нашу жизнь. Проблемы, связанные с необходимостью совершенствования процесса подготовки кадров, способных решать инновационные задачи, обладающих навыками научного творчества, становятся особенно острыми. В последнее время этой проблеме уделяется повышенное внимание, как со стороны государственной системы образования, так и со стороны представителей работодателей.

Профессиональное образование и профессиональное обучение должно быть ориентировано на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в развитии в своей отрасли. Быстрое развитие современного рынка труда требует работника нового типа: разносторонние знания, отличная специальная подготовка, активная жизненная позиция, способность адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям, знания иностранных языков, новых информационных технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к новым ситуациям - все это говорит о том, что образование должно быть ориентировано на опережающее обучение специалиста, на постоянное образование, на широкие знания, на осознание того, что не будет одной работы на всю жизнь.

Постоянное обучение - это требование любого предприятия. Таким образом, совершенно очевидно, что важнейшей формой самореализации личности на рынке труда является профессиональная подготовка. Промышленность очень нуждается в специалистах, но здесь важно наличие не только формального образовательного ценза, а реальных умений, знаний, навыков, отвечающим критериям высококвалифицированного специалиста. Поэтому гибкость и мобильность, - основные образовательные свойства личности, дающие ей возможность оставаться и продвигаться на рынке труда и которые наиболее эффективно развиваются на широкой образовательной основе [5].

Соревнования национальных систем профессионального развития трудящихся стало ключевым элементом глобальной конкуренции. Сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, в котором постоянно обновляются технологии, где идёт ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные рынки трудовых ресурсов.

Поэтому комплексное решение вопросов развития системы непрерывного профессионального образования является актуальной и значимой задачей.

1.2 Система непрерывного образования

Система непрерывного образования существует, научно обоснована и трактуется как «создание последовательных стратегий для обеспечения образовательных и обучающих возможностей для всех людей на протяжении всей жизни». Вот примерная схема непрерывного образования (рис. 1).

Рис. 1. Структура системы непрерывного образования

Частью системы непрерывного образования является система непрерывного профессионального образования, которое включает в себя:

  • непрерывное обучение - учебная деятельность, предпринимаемая в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации;
  • компетентность - знания, навыки и производственный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях;
  • квалификация - официальное выражение технических или профессиональных навыков работника, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровне;
  • потенциал к трудоустройству - уровень универсальных компетентностей и квалификаций, которые усиливают потенциал человека в использовании предоставляемых образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и на различных рабочих местах, а также для преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда.

Таким образом, непрерывное профессиональное образование - всесторонне направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции [1].

Стратегия непрерывного профессионального развития включает этапы обязательного профессионального образования для получения соответствующих навыков; обновление знаний, умений, обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.

Если мы говорим о подготовке высококвалифицированных специалистов, то система непрерывного профессионального образования может быть структурирована так, как представлено на рис. 2. Здесь мы сократили образовательный процесс от среднего образования, объединив в один этап средне общее (полное), начальное и среднее профессиональное образование, до послевузовского образования.

Рис. 2. Структура непрерывного профессионального образования

В условиях быстрого развития производительных сил, сопровождаемого массовым применением новых технологий, изменилось само понятие квалификации работников, как их способности выполнять ту или иную работу. Если раньше общественное признание имела квалификация, полученная в процессе специального профессионального обучения, а затем обогащённая опытом рутинной работы, то в настоящее время требования к квалификации работников кардинально изменилось [1].

1.3 Критерии определения высококвалифицированного специалиста

Попробуем определить критерии, которые нас бы устроили в определении высококвалифицированного специалиста (рис. 3):

Рис. 3. Критерии оценки качества высококвалифицированного специалиста

В настоящее время квалификация рассматривается не только как способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но и как способность работника переквалифицироваться, время от времени переходить к исполнению видоизменённых и более сложных обязанностей.

Самостоятельно вырабатывать в себе такие качества способны не все работники. В этих целях в стране должна функционировать национальная, в масштабе всего государства, система непрерывного, фактически в течение всей их трудовой жизни, профессионального образования.

Профессиональное самоопределение, согласно С.Я.Батышеву, это самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей и соотнесение их с требованиями профессии. В основе профессионального самоопределения находится осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитательных и образовательных влияний [2].

Б.С.Гершунский в своей монографии «Философия образования» создает структурную цепочку, характеризующую ступени образовательного процесса: «грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет». Результат образования должен оцениваться как по «жестко контролируемым параметрам», так и «на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного общества, но с учетом динамики общественных ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса и человека, и общества» [4].

Кардинальные изменения общественной и культурной жизни, формирование рынка труда и профессий, быстро развивающаяся техническая и технологическая база профессиональной деятельности ориентируют систему образования на подготовку не только грамотного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной, творчески развитой личности, критично и мобильно мыслящей, умеющей ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию.

Любой специалист должен получать не только определенную сумму знаний, но и самое главное - самостоятельно применять и повышать свои знания, проявлять научное творчество в своей профессиональной деятельности, используя в конкретной работе все новое полезное, что содержится в интенсивном потоке современной жизни.

Для того, чтобы подготовка специалистов имела действительно профессиональную направленность, необходимо присутствие представителей промышленности, производства на всех этапах процесса обучения и образования (рис. 4).

Рис. 4. Участие предприятий в системе непрерывного профессионального образования

Для России, учитывая нынешнее состояние промышленности и, особенно, для стратегически важных ее отраслей, крайне необходимо предпринять срочные меры для мощной модернизации именно профессионально-технического образования. Только массовый приход в промышленность подготовленных на обновленной научно-технической базе инженеров-интеллектуалов, может спасти нашу промышленность от кризисных явлений.

Инженер - главная фигура в технических отраслях промышленности. На него возлагается обязанность разрабатывать новые, а также поддерживать и развивать действующие образцы техники и технологий. Поэтому подготовка специалистов для высокотехнологичных производств и качество такого образования является главной задачей высших учебных заведений.

С другой стороны, характеристики знаний, умений, навыков и компетенций формируются сообществом специалистов из промышленности. Следовательно, необходимым условием является сотрудничество промышленности с образованием, связь предприятия с вузом. Тогда совместными усилиями предприятие и вуз будут следить за качеством учебного процесса, создавать привлекательные условия для эффективного использования инженеров, молодых ученых и специалистов по своему прямому назначению - разработка новых технических решений в технике и технологиях.

В этом есть своя логика: современное производство, составляющее основу реального сектора экономики, должно базироваться на новейших инженерных и научных достижениях. Обеспечение такого производства высококлассными специалистами возможно лишь при наличии профессионально-ориентированного образования, опирающегося на систему научной подготовки кадров. От этого в значительной степени зависит способность страны к созданию наукоемких технологий как важнейшего условия укрепления ее национальной безопасности.

Однако, на сегодняшний день можно констатировать: уровень выпускников вузов падает.

Причинами являются множество противоречий образовательного, профессионального, экономического и социального характера:

  • между склонностями обучающихся, их способностями и требованиями к избираемой профессии;
  • между осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;
  • между притязаниями личности и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
  • между определенной способностью каждого конкретного человека и представлениям о престиже профессии;
  • желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем ее окружении;
  • несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
  • между запросами обучающихся на высокое качество профессиональной подготовки, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, и применяемыми образовательными технологиями, которые не могут удовлетворить потребность в обучении. Студенты, школьники, безработные граждане и незанятое население хотят получать дополнительное образование, их интересы смещены сейчас в область экономики, менеджмента, юриспруденции;
  • между динамикой спроса рынка труда на специалиста определенного профиля и традиционно сложившейся структурой их подготовки;
  • между ограниченностью платежеспособного спроса на образовательные услуги и ростом числа желающих в короткие сроки и с минимальными затратами на основе практического опыта и собственного источника самообучения и готовности к нему решить задачи саморазвития личности и проблему повышения конкурентоспособности на рынке труда путем переподготовки в системе дополнительного профессионального образования с использованием современных образовательных технологий [3];
  • между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития промышленности, его кадрового обеспечения;
  • профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью промышленности заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом;
  • потребностью учебных заведений и других социальных институтов в специалистах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны;
  • необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением ее узковедомственными путями и средствами.
  • слабая базовая подготовка школьников (ЕГЭ. ГИА);
  • устаревание учебных планов и профессорско-преподавательского состава вузов;

И отсюда возникают проблемы в подготовке высококвалифицированных специалистов:

  • старение материально-технической базы вузов;
  • изменение государственных стандартов на подготовку специалистов в сторону гуманитарного цикла, а также в сторону подготовки бакалавров;
  • сведение к минимуму производственных практик, а значит - отсутствие представлений о реальных нуждах промышленности и экономики страны;
  • социально-культурное окружение, не дающее возможность возникновения желания получения технических специальностей, желания честно работать на страну.
  • корректировать запрос на подготовку по конкретным специальностям и квалификациям (бакалавр, специалист, магистр)
  • корректировать образовательные стандарты в образовательном процессе высшего образования;
  • развить систему общественно-профессиональной аккредитации вузов на основе повышения качества образования, востребованности в данных специальностях, конкурентоспособности выпускников и т.д.

Исключить данные противоречия и призвана реализация системы непрерывного профессионального образования.

Несмотря на то, что система непрерывного профессионального образования существует теоретически и научно обоснована, но на практике ее структурные составляющие не связаны друг с другом функционально, не работают на общую цель - подготовку высококвалифицированных специалистов.

Учитывая все вышесказанное, предлагаются следующие возможности решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов:

  • Усилить влияние промышленности на образовательный процесс в системе непрерывного профессионального образования с возможностью:
  • Усиливать материально-техническую базу вузов, обеспечивать производственные практики, соотносить темы НИРС, курсовых и дипломных проектов с реальными задачами промышленности.
  • Осуществлять научно-исследовательское сотрудничество между вузами и предприятиями.
  • При проведении ФЦП И НИОКР промышленными предприятиями обязательным условием включить участие высших учебных заведений.
  • Обеспечивать взаимную научную и обучающую интеграцию между вузами и предприятиями.
  • Содействовать в обеспечении повышения квалификации, переподготовки, стажировки, второго высшего образования для сотрудников предприятий.

Вывод к главе 1

В современных условиях развития общества, характеризуемого как «постиндустриальное», при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений, при увеличении количества ежеминутно поступающей информации, в условиях развития высокотехнологичных производств, междисциплинарных связей и полипрофессиональных интересов, возникла необходимость подготовки специалистов так называемого «широкого профиля». Тогда в ряду первостепенных задач развития социальнозначимых подсистем общества, создание системы непрерывного профессионального образования, отвечающего сущности постиндустриального этапа, является приоритетной задачей, направленной на разработку теоретико-методологических основ современной педагогической теории непрерывного образования. Непрерывное образование является необходимым условием жизнедеятельности человека, развития его способностей, реализации его личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.


2 Теоретические аспекты проблемы "утечки мозгов"

2.1 Сущность проблемы «утечки мозгов»

«Утечка мозгов – процесс, при котором из страны или региона эмигрируют ученые, специалисты и квалифицированные рабочие по экономическим, реже политическим, религиозным или иным причинам. Этот термин определяется энциклопедией Britannica как «миграция образованных или профессиональных кадров из одной страны, сектора экономики или области в другую, обычно для получения лучшей оплаты или условий жизни». Выражение «утечка мозгов» (Brain Drain) появилось в начале 1950-х годов – подобным образом в Великобритании описали процесс массового переезда английских ученых в США.»[3]

"Утечка умов" из российской науки стала активно изучаться сразу после распада СССР. Это объяснялось не только тем, что ученые стали стремительно покидать науку, но и сильно политизированным отношением к самому этому феномену, особенно когда речь шла об отъезде ученых за рубеж. Эмиграция проецировалась на состояние и безопасность государства, а также положение России среди других стран. Поэтому выражение "утечка умов" нередко стало употребляться в сочетании с такими понятиями, как "национальная безопасность", "утечка технологий", "кража идей". Именно внешняя "утечка умов" стала основным объектом внимания, причем настрой большинства работ был алармистским. По частоте упоминания в прессе эта тема занимала третье место, уступая лишь таким проблемам, как "государственное финансирование науки" и "положение вузов".

«Результаты исследований процесса "утечки умов" очень неоднозначны, а количественные оценки, полученные в разных работах, нередко расходятся в разы. При этом данные отечественных и западных экспертов, как правило, различны. Например, согласно оценкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития, в 1990-1992 годах из России по всем каналам уехало 10-15% от общего числа ученых и инженеров, покинувших сферу науки в этот период времени. Этот показатель в два раза выше в сравнении с данными российских исследователей. Вместе с тем тогда же прогнозировалось, что из уехавших по контрактам на срок от полугода до года 90% вернутся назад. Российские источники давали более пессимистичную оценку: диапазон прогнозируемого возвращения составлял от 60% до 80%.»[4]

«"Среднестатистический" эмигрант середины 90-х годов выглядел так: мужчина в возрасте 31-45 лет, хорошо владеющий английским языком, как правило, теоретик в области естественных наук, с ученой степенью и значительным числом публикаций, половина которых – в зарубежных изданиях, преимущественно американских. В выборочных опросах в усредненный портрет добавлялись определенные детали в зависимости от того, в каком секторе науки, регионе и по каким областям знаний проводились исследования, а также каковы были объем и качественный характеристики массива опрашиваемых.» [1, стр. 60]

Помимо оценки числа эмигрировавших, проводились количественные исследования контрактной эмиграции, то есть явления, при котором ученые уезжают на работу за рубеж на 1-3 года с перспективной остаться там навсегда. Во второй половине 2000-х годов стала изучаться и русскоязычная диаспора за рубежом, которая к тому времени приобрела вид достаточно устойчивого сообщества. Следует отметить, что диаспора – это не все соотечественники, работающие в сфере науки за рубежом, а только те, кто общается друг с другом, а также стремятся не терять связей с Россией. Вне диаспоры находятся те, кто полностью ассимилировался и порвал всякие связи с Россией и со своими соотечественниками за рубежом, а также те, кто, поддерживая связи с русскоязычными коллегами за рубежом, не имеют и не хотят иметь никаких отношений со своей бывшей родиной.

Позднее специальное внимание стало уделяться отдельным категориям уезжающих, в частности молодым исследователям. С конца 90-х годов стало очевидным, что "молодежный контингент" среди потока выезжающих за рубеж постоянно растет.

Сегодня можно уже говорить о том, что сформировалась достаточно устойчивая схема отъезда молодежи на работу за рубеж. Опыт предыдущих поколений "молодежной" составляющей оттока показал, что наиболее рациональным является получение высшего образования, учеба в аспирантуре и защита кандидатской диссертации в России, с последующим немедленным отъездом за рубеж на "постдокторскую" позицию, аналога которой в российской науке нет. Выгодность подготовки диссертации в России объяснялась тремя главными причинами – быстрее, проще, дешевле. Быстрее, потому что очная аспирантура в России составляет 3 года, а, например, в США – как минимум 5 лет; проще – потому что зарубежный аналог российской аспирантуры включает обязательное обучение, прослушивание значительного числа курсов и сдачу экзаменов. Написание диссертации ("тезиса") – это только один компонент комплексной системы обучения. Дешевле – потому, что у аспирантов "здесь", как правило, больше возможностей подработки и свободного распределения своего времени, чем "там". С другой стороны, поиск "постдокторской" позиции сегодня не составляет труда, особенно в развивающихся направлениях исследований.

Более того, в настоящее время по многим таким позициям остаются вакансии, потому что по американским меркам (а именно в США в основном направляются молодые кандидаты наук) зарплата пост-дока более чем скромная, а предусматриваемый уровень занятости – очень высокий. Поэтому в последние годы зарубежные эмиссары нередко приезжают в Россию для поиска перспективных аспирантов с последующим их приглашением в свои лаборатории. Такой поиск может происходить во время краткосрочных визитов в Россию, чтения по приглашению лекций и других профессиональных визитов.

2.2 Основные направления научных миграционных потоков

В век информационных технологии каждой стране необходим интеллектуальный потенциал. А именно: потенциал людей не только способных мыслить иначе, по-новому, но и имеющих качественное высшее образование. Одна из характерных черт современной межгосударственной миграции — вовлечение в миграционный оборот кадрового потенциала науки. Данное явление получило название «утечка умов (мозгов)» (“Brain Drain”). Это выражение появилось в начале 1950-х годов, когда в Великобритании описали процесс массового переезда английских ученых в США, но эта проблема остается актуальна и по сей день.

Основные направления научных миграционных потоков 21-го века можно увидеть на Рис. 5.

Рисунок 5. Основные миграционные потоки 2017 года

«Утечка умов» — это процесс, при котором из страны или региона эмигрируют ученые, специалисты и квалифицированные рабочие. Энциклопедия “Britannica” определяет этот термин как «миграцию образованных или профессиональных кадров из одной страны, сектора экономики или области в другую, обычно для получения лучшей оплаты или условий жизни» [2].

В России массовый отток научных кадров начался в 1990-х годах, после распада СССР. Это было связано с тем, что после семидесяти лет «Железного занавеса» люди получили возможность уезжать за границу. Но эта проблема остается актуальной и в наши дни, однако, в меньших масштабах. Ниже приведены данные по двум наиболее популярным странам для «научной эмиграции» — Германии (Рис. 6) и США (Рис. 7).

Рисунок 2. Поток русских научных эмигрантов в Германию, 2007—2017, тыс. чел.

Рисунок 3. Поток русских научных эмигрантов в США за 1990—2017, тыс. чел.

Как мы видим, количество эмигрантов с каждым годом все меньше и меньше, но находится на довольно высоком уровне. Основные причины, по которым российские специалисты предпочитают научную карьеру за рубежом:

1) низкий уровень оплаты труда научным сотрудникам;

2) неудовлетворительная материально-техническая и приборная база;

3) бюрократизм и волокита в своей стране, блокирующие возможность продуктивного труда;

4) большая ценность европейского и американского диплома.

Действительно, очень большое количество эмигрантов составляют студенты, которые поехали учиться за границу и после окончания обучения остались там на постоянное место жительство.

В ноябре 2017 года ЦСИ провел опрос среди 465 выпускников 6 факультетов МГУ (из них 58 % юношей и 42 % девушек) со следующими вопросами [3].

1) С какими целями Вы планируете уехать за рубеж? (Рис. 4). Отвечая на этот вопрос, 38 % сообщили, что они хотели бы работать по специальности, 34 % хотели бы продолжить образование по специальности, пройти обучение по другой (смежной) специальности хотели бы 8 %, а работать за границей не по специальности хотят 6 %, 14 % пока что не определись.

2) За счет каких средств вы планируете жить в принимающей стране? (Рис. 8). Самым популярным ответ на стипендию принимающего университета (67 %). Работу в стране обучения планировали 43 % выпускников, а получать учебный грант от зарубежных фондов или других спонсоров 32 %, родительские же и заемные средства в качестве источника финансирования считают 19 % и 10 % соответственно.

Рисунок 8. С какими целями Вы планируете уехать за рубеж?

Рисунок 9. За счет каких средств вы планируете жить в принимающей стране?

Процесс «утечки умов» неблагоприятно сказывается для страны. В России можно выделить следующие последствия.

1) «Утечка умов» обескровливает фундаментальную науку: приток молодых кадров в РАН уменьшился почти в три раза в период 2002—2012 годы. За десять лет число молодых ученых в России сократилось на 50 %.

2) При наличии десятой части ученых мира Россия занимает 0,3 % доли рынка наукоемкой продукции на 2012 год (для сравнения: 39 % на этом рынке — это продукция США, 30 % — Японии, 16 % — Германии).

3) За последние десять Россия снизила свою долю в мировом производстве наукоемкой продукции в 9 раз.

4) Очень низкая инновационная активность: лишь 5 % предприятий применяют новейшие научные достижения, в то время как в развитых странах эта цифра составляет 87 % [4].

Для решения данной проблемы нужно принять ряд мер по удержанию научных специалистов в стране:

1) Подготовка программы поддержки молодых ученых после защиты ими кандидатских и докторских диссертаций.

2) Выделение квоты для молодых ученых на выборах в Академии наук, как это неоднократно делалось в прошлом.

3) Создание организаций по связям с соотечественниками за рубежом для реализации совместных научных и научно-технических исследовательских программ, укрепления профессиональных связей и создания условий их возвращения на родину.

4) Приведение в соответствие подготовки специалистов с потребностями развивающихся отраслей российской экономики настоящего и ближайшего будущего. Необходима финансируемая государством бесплатная (либо в кредит с последующей оплатой) переподготовка квалифицированных, но ставших безработными в результате структурных изменений специалистов.

5) Развертывание программы строительства ведомственного жилья для научно-технической молодежи, развитие ипотечного кредитования с последующим списанием части кредита тем, кто плодотворно работает на российскую науку.

6) Выработка национальной политики, направленной на приоритетное финансирование тех исследований, которые отвечают научным интересам страны, и поддержку научных школ.

7) Совершенствование российского рынка труда в плане наполнения его рабочими местами для ученых. Причем важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест.

2.3 Мероприятия по минимизации «утечки умов»

Если сотрудники уезжают, то надо попытаться их собрать и объединить в совместных исследованиях с соотечественниками, создавая на территории России «исследовательские институты без границ». Разделы такой программы могут быть следующими:

  • Включение с помощью диаспоры российских институтов на основе коммуникационных технологий в международное научное сообщество.
  • Преодоление научной изоляции и выравнивание потоков научной информации «Зарубежье – Россия».
  • Облегчение прохождения российских англоязычных публикаций в зарубежных журналах.
  • Подъем международного престижа отечественной науки и ее коммерческой ценности.
  • Выявление возможностей и источников поддержки российских ученых за счет средств из международных фондов и средств от зарубежных университетов.
  • Расширение научных контактов с зарубежными партнерами, стимулирование отечественной науки путем превращения парных взаимодействий между отдельными учеными в кооперативные, на основе объединения диаспоры в разных странах.

В настоящее время Россия не может позволить себе отказываться от своего научного потенциала в пользу «мировой науки». Требуется скорейшее осознание проблемы «утечки умов» как чрезвычайно опасной для государственной целостности России и ее дальнейшей судьбы.

В связи с тяжелой обстановкой на международной арене необходимо довольствоваться и рассчитывать только на собственные силы. Решение проблемы «утечки умов» позволит сохранить хотя бы минимальный уровень развития отечественного научно-технического и производственного потенциала, который в случае резкого ухудшения внешних и внутренних условий гарантировал бы выживание страны за счет собственных интеллектуальных и технологических ресурсов.

Для этого следует провести следующие мероприятия:

  • создать (используя опыт Кореи, Тайваня, Индии, других стран) и ввести в действие механизм, облегчающий адаптацию возвращающихся из-за границы специалистов: материальные льготы и научные преференции, формирование специальных бюджетных и внебюджетных фондов поддержки наиболее перспективных научных направлений и наиболее талантливых деятелей науки;
  • усовершенствовать законодательную и правовую базу в области эмиграции высококвалифицированных кадров – для защиты их и государственных интересов, а также прав личности. Необходимо использовать опыт стран Центральной и Восточной Европы, которые несколько раньше стран СНГ столкнулись с масштабной «утечкой умов». В этих странах использовались различные меры: мероприятия, направленные на развитие научного сотрудничества с зарубежными странами, разработка национальных программ, определяющих приоритеты в финансировании науки.

Большое значение также имеет сотрудничество научных институтов с экономическими агентами, которые действуют в различных отраслях национальной экономики.

Вывод к главе 2

Последствия “утечки умов” трудно подсчитать в рублях. Однако очевидно, что этот процесс ведет к ослаблению научного потенциала страны, распаду научных школ, свертыванию ряда фундаментальных исследований в России. Из-за отсутствия жилья приток молодых ученых не восполняет потерь за счет миграции. Города науки в силу малочисленности населения весьма чувствительны к внешним социальным воздействия. С точки зрения экономических рисков "утечка умов" представляет собой серьезную проблему для России. Получая хорошую базу, выпускники университетов и аспирантур уезжают на Запад продолжать свое образование. Зачастую они получают предложения о работе, остаются, и в этом заключается очевидный экономический ущерб для нашей страны, так как основа для дальнейшего профессионального роста за рубежом обеспечивается именно здесь, в России.

Но говорить о поглощении западной наукой наших специалистов было бы неверно. Например, в последние годы в США в связи с общим экономическим спадом происходит ужесточение миграционной политики в сфере науки и высоких технологий, поэтому имеет место общее сокращение квот на импорт, например, компьютерщиков. Это приводит к уменьшению притока иностранных, в том числе российских специалистов в США.

Все эти тенденции, как и некоторые позитивные сдвиги в экономическом положении нашей науки позволяют в целом составить оптимистический прогноз и надеяться на дальнейшее сокращение интеллектуальной эмиграции.


Заключение

Написав эту работу я пришел к таким выводам:

1. При увеличении количества ежем

Loading...

Последние статьи из блога

Cовершенствование трудовых коммуникаций работников с позиции экосистемного подхода

Особенности развития малого бизнеса в сфере производства и реализации товаров народного потребления

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр – головоломок

Теоретический обзор темы исследования

Український туризм: проблеми та перспективи

Законодательная база Украины в области телекоммуникаций

Мобильный рынок Украины и его основные игроки

История возникновения мобильной связи

Характеристика показателей прибыли и рентабельности

Организация социального туризма

Характеристика средств, стратегий и рынков социального туризма

Изучение теоретических аспектов понятия «Социальный туризм», доступные возможности

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Способы организации перевозки грузов. Понятие «мультимодальные перевозки»

Теоретические основы изучения неологизмов в современном англоязычном публицистическом тексте

Теоретические аспекты управления запасами в организации

​ Формирование решений, направленных на снижение экологического влияния промышленных компаний

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Основи викладання предмета «спеціальна технологія» у закладах професійно-технічної освіти