Отдельные проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг

Актуальность темы исследования обусловлена исключительной социальной значимостью правоотношений, складывающихся в сфере охраны здоровья граждан и необходимостью защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг.

Одним из наиболее важных показателей уровня социальноэкономического развития любой страны, индикатором качества жизни ее граждан является средняя продолжительность жизни граждан. При этом продолжительность жизни человека определяется не только его биологическими показателями, но и уровнем и доступностью медицинской помощи.

Проблемы, возникающие при применении законодательства, регулирующего защиту прав потребителей при оказании медицинских услуг, а также необходимость совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг требуют детального изучения и принятия действенных решений.

Потребитель наделен совокупностью прав, гарантий их реализации [4].

Основными правами потребителей медицинских услуг являются: право на просвещение в области защиты прав потребителей, право на получение услуги надлежащего качества, право на безопасность услуги, право на информацию об исполнителе и об услугах, недопустимость включения в договор условий, ущемляющих права потребителя, право на компенсацию морального вреда.

На сегодняшний день проблема обеспечения бесплатным медицинским обслуживанием очень актуальна. Сейчас мы все больше и больше подвергаемся рекламе, которая окружает нас повсюду. Реклама то и дело завладевает нашим вниманием, все чаще начинают появляться разные предложения об оказании платных медицинских услуг. Многих людей увлекает быстрота, безочередность и порой привлекательные цены за столь комфортные условия. Однако не всегда эти преимущества оправдывают себя и выглядят так безобидно. В последнее время граждане всё чаще сталкиваются с некачественным медицинским обслуживанием, после которого вынуждены ещё больше тратить времени и сил на лечение и восстановление утраченного здоровья. Обуславливается это тем, что в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ предусмотрена экспертиза качества медицинской помощи только для некоммерческих организаций и является обязательным мероприятием, а это значит, что коммерческие учреждения не проходят государственную экспертизу. Хоть критерии оценки качества медицинской помощи и являются обязательными к исполнению для всех организаций независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, но так как соблюдение этих критериев контролируется государством только для государственных учреждений, то и следование необходимым требованиям в обслуживании для коммерческих организаций остается только на совести самих врачей. В современном мире не каждый сотрудник медицинского учреждения выполняет свою работу в соответствии с установленными критериями качественной медицинской помощи, разберем на примере и через призму глазных заболеваний.

Гражданка N столкнулась с таким видом заболеваний глаз, как катаракта. Федеральный закон"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 определяют, что граждане РФ имеют право на бесплатное лечение по полису ОМС, которое включает в себя систематическое наблюдение, а также бесплатную операцию. [1] Однако гражданка N изначально пошла в коммерческую организацию, где ей поставили диагноз катаракта и сообщили о необходимости проведения операции незамедлительно, так как промедление может отрицательно сказаться на результате. Однако эта операция должна была быть проведена платно. После визита в это медицинское учреждение гражданка N была готова пойти и сделать ее, но родные уговорили ее сходить в государственное учреждение, где по мере необходимости могут провести бесплатную операцию. И там пациентке тоже поставили этот же диагноз, но о срочности проведения операции не было сказано ни слова, так как ее заболевание оказалось не в такой критической стадии, и у неё ещё сохранилось 60 % зрения. В государственном учреждении гражданку поставили в очередь на проведение бесплатной операции. С того времени прошло уже 2 года, гражданка N хорошо себя чувствует, однако в очереди на операцию ещё стоит, письма о приглашении на операцию пока не пришло, но было сказано, что время ожидания может доходить до 3 лет. Столь длительные сроки оказания бесплатных медицинских услуг и являются основанием для обращения застрахованных граждан в негосударственные медицинские учреждения.

Таким образом, застрахованный гражданин РФ, имеющий медицинский полис ОМС, должен первоначально ознакомиться с документами (Федеральный закон"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403), которые устанавливают право на получение бесплатного лечения, а также определяют перечень заболеваний и стадий их развития, при наличии которых лечение для лиц, имеющим ОМС, осуществляется бесплатно.[2] Если данный случай является страховым необходимо сначала пройти обследование и консультирование у врачей государственных медицинских учреждений. К сожалению, не все врачи в государственных учреждениях являются мастерами своего дела и не думают о получении прибыли, но стоит отметить хотя бы эти два очень важных пункта как доступность(бесплатно) и качественность. Качественность обслуживания пациента в государственных медицинских учреждениях характеризуется тем, что эти организации, во-первых, проходят экспертизу качества медицинской помощи, контролируемой государством, а значит соблюдение необходимых критериев качественной медицинской помощи, установленных Правительством, в лечении той или иной болезни будут гарантированы. Во-вторых, в последнее время для врачей государственных организаций характерно использование, как руководство в лечении больных, клинических рекомендаций. Клинические рекомендации - это систематически разработанные документы, описывающие алгоритмы действий врача по диагностике, лечению и профилактике заболеваний и помогающие ему принять правильные клинические решения. Таким образом, клинические рекомендации - это стандарты, основанные на опыте других врачей и ставшие эффективными и полезными для других больных. [5]

Любой пациент может самостоятельно дать оценку качества оказываемой ему медицинской услуги, при условии, что его страховой случай входит в базовую программу, в которой установлены критерии оценки качества проведенной медицинской услуги (Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403).

Необходимо совершенствование законодательства по оказанию медицинских услуг. Стоит отметить, что новые критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом № 520н разграничены на 13 групп заболеваний, когда на практике таких групп гораздо больше, это подтверждается, к примеру, «Международной классификацией болезней МКБ- 10», а также эти критерии скорее направлены на правильность заполнения медицинской документации и быстроты осмотра, а не на современность, правильность медицинской помощи и степени достижения запланированного результата. [3] Реализация Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", может происходить как путем расширения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (включения в главу отдельного параграфа, посвященного этому вопросу), так и посредством принятия специальных федеральных законов, регулирующих эти отношения. Так, например, с помощью федеральных законов "О регулировании частного здравоохранения", "О правах пациентов", "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников".

Мы хотели бы предложить, как новую возможность в решении поднятой проблемы, ввести в обязательную учебную программу такую дисциплину как «Я-потребитель». Эта программа начиналась бы у школьников, когда человек уже напрямую начинает сталкивается с потреблением товаров и услуг, где для удовлетворения полностью своих потребностей в соответствии со своими правами потребителя необходимо знание этих самых прав. В таком случае наше предложение заключается в том, чтобы в школьные года ученикам давали знания основных моментов Закона о Защите прав потребителя, а уже в высших учебных заведениях более детально были бы разобраны права потребителя в основных сферах жизнедеятельности человека. В особенности, в первый год обучения в вузах должны быть изучены права на медицинскую помощь, так как многие студенты переезжают в другие города, где нет ни близких, ни родных, которые могли бы помочь. Также, на наш взгляд, нужно улучшить качество оказания медицинской помощи, необходимо вкладывать значительные средства в развитие данной отрасли. Здоровье граждан одно из самых значимых условий успешного развития нашего государства.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 "О Программе государст

венных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" [Электронный ресурс] //

http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_209465/

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЭ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] //

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

3. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс] // http://mkb-10.com/

4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

5. Клинические рекомендации или протоколы лечения [Электронный ресурс] // http://www.kormed.ru/kontrol-kachestva-medicinskoi-pomoschi/klinicheskie-rekomendatsii- ili-protokoly-lecheniya/