Введение..........................................................................................................................................................................................3
Сущность фототерапии.....................................................................................................................................5
Психотерапевтические функции фотографии..........................................................................................................................................................................................7
Технология фототерапии в социальной работе с семьей..........................................................................................................................................................................................10
Заключение..........................................................................................................................................................................................19
Список литературы..........................................................................................................................................................................................20
В последнее время психология детства и подросткового возраста испытывает на себе изменения целого ряда социокультурных факторов развития, среди которых наиболее значимы: социально-экономические преобразования, трансформация института семьи, уход в прошлое дворовых игр, разрастание сети компьютерных игр с неформальными партнёрами, отсутствие цензуры и резкое сокращение детских теле- и радиопередач, возрастание агрессивного информационного потока средств массовой информации и др. Как следствие, множатся формы психической дезадаптации в детском и подростковом возрасте.
Многочисленные социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что у большинства взрослых, не говоря уже о детях, отсутствуют знания, навыки и современные социально-адаптивные стратегии поведения, ведущие к сохранению здоровья и успешной самореализации.
Особый интерес фототерапия представляет для подростков с девиантным поведением. Фототерапия отвечает некоторым особенностям трудных подростков. Для них, в частности, характерно обостренное чувство «я», из-за чего словесное самораскрытие в группе или во время индивидуальных коррекционных занятий, воспринимается ими как небезопасное. Фототерапия позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Создание им фотоснимков может рассматриваться как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает подростку ощущение собственной силы и значимости. Важное значение при этом имеет возможность самостоятельного выбора объектов для съемки, «игры» с реальностью, а также относительно безопасного исследования мира взрослых отношений и собственной внешности. Благодаря фототерапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях.
В работе с детьми и подростками фототерапия помогает установить с ними контакт и активизировать их речевые навыки. Фотографирование ребенка способствует повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.
Фототерапия прекрасно работает и как диагностическая техника: попросите несколько детей рассказать об одном и том же фото (о чужом фото), какие чувства оно вызывает? О чем эта фотография? Каждый ребенок расскажет о своей актуальной проблеме или потребности. Можно попросить принести самые приятные и самые неприятные фотографии и попросить рассказать о каждой, а также найти какие-то закономерности в каждой группе. Диагностируемый сам найдет основную проблемную зону и свои ресурсы. фототерапия подросток самооценка забота
Различные варианты фототерапии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу.
Фототерапия -- один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение её началось с 1970-х в США и Канаде.
Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.)
Техники фототерапии подразумевают использование личных снимков и семейных фотографий клиентов, а точнее, чувств, воспоминаний, мыслей и информации, которые ими порождаются, в качестве катализаторов терапевтической коммуникации.
В целом, есть пять базовых техник фототерапии, напрямую связанных с различными отношениями, возможными между человеком и камерой (или человеком и фотографией), которые на практике, как правило, совмещаются.
1. Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах, Интернет, на открытках и т.д.
2. Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно, без его ведома; в обоих случаях решения о времени, месте съемки и содержании снимка принимаются другими людьми.
3. Автопортреты - любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда буквально или метафорически клиент сам полностью контролирует процесс создания снимка.
4. Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции - фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно организуемые в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личного жизненного опыта и прошлого клиента, и в отличие от отдельных снимков, подобные альбомы живут своей жизнью.
5. Наконец, техника фотопроекций, которая исходит из того, что значение снимка главным образом формируется зрителем в процессе просмотра (съемки или даже планирования); соответственно, любая фотография, вызывающая интерес клиента или терапевта, может использоваться в процессе консультации. Данная техника лежит в основе всех интеракций между человеком и фотографиями и в первую очередь связана со способами и причинами, по которым человек так или иначе понимает смысл любой фотографии. Это называется «проекциями» в том смысле, что значение всегда проецируется зрителем на фотографический объект, и не существует универсальных объективных значений для всех зрителей. Данная техника не связана с определенным типом фотографии, но сосредоточена на менее осязаемой границе между фотографией и зрителем (или автором), области, в пределах которой каждый человек формирует собственную, уникальную реакцию на увиденное. Таким образом, данная техника не является самодостаточной, но скорее представляет собой неотъемлемую часть остальных четырех техник.
В целом, каждая техника имеет свои плюсы и минусы и может использоваться в комбинации с остальными четырьмя техниками, а также в сочетании с различными художественными медиаматериалами или иными подходящими изображениями с целью усиления терапевтического эффекта. Обучившись применению данных техник, терапевты из разных профессиональных областей могут развивать собственные подходы, применительно к определенным ситуациям.
Поскольку техники фототерапии являются комплексом вспомогательных инструментов «активации», а не фиксированными рекомендациями, основанными на определенном теоретическом принципе или терапевтической системе, они могут использоваться любым, квалифицированным терапевтом, независимо от концептуального подхода, профессиональной специализации, предпочитаемой модели интервенции или степени предварительного знакомства с фотографией, а также их особая польза в практиках арт-терапии.
Хорошая, качественная терапия - это само по себе искусство, требующее наиболее эффективного применения как можно большего количества «инструментов».
Фототерапия предполагает как работу с готовыми фотоматериалами, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец и т. д.
Давайте рассмотрим следующие психотерапевтические функции фотографии:
1. Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле – быть средством восприятия, переработки и передачи информации.
2. Фокусирующая/актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имеющих место ранее событий.
3. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и вос иятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем - прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.
4. Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний - как своих собственных, так и других людей.
5. Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключается в повторном, иногда более глубоком, по сравнению с прошлой ситуацией, переживании чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, что способно приводить к эмоциональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний.
6. Защитная функция фотографии связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматических и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними.
Это, по крайней мере, некоторые из наиболее важных психологических функций фотографии, позволяющих использовать ее в качестве лечебно-коррекционного и развивающего инструмента.
Техники фототерапии могут применяться в социальной работе с детьми (с признаками девиантного поведения, несовершеннолетние правонарушители, дети-инвалиды, из неблагополучных семей, без попечения родителей и др).
А сейчас давайте рассмотрим несколько фототерапевтических технологии. Они могут использоваться как самостоятельные формы, так и включаться в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры и желание детей.
Цель использования техники:
Повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др.
Примерные темы: «Первый день каникул», «один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе», «Ура, дискотека!», «Экзамены» и др.
Ход работы: ребенку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки необходимо расположить на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах.
Цель работы с техникой: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я –концепции.
Ход работы:детям предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы…. Затем на листе ватмана. В центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. При обсуждении в группе дети делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу. Не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центре его фотографию.
Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я – образов.
Необходимые материалы: 1. элементы костюмов; 2. маски; 3. арт-материалы, позволяющие создать костюм; 4. грим; 5. магнитофон; 6. аудиозаписи и др.
Ход работы: подумать ребенку какую роль он хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать. Используя готовый арсенал костюмов. Грим, арт-материалы и музыку перевоплотиться в желаемый образ.Игра в роли: танец, спонтанные движения, мимика, драматизация и т. п. В случае индивидуальной работы фотографирует педагог или помощник. При групповой работе – деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех. На следующем занятии, когда снимки напечатаны – рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах.
Фотомарафон – это очень привлекательная форма фототерапии.
Задачи, которые решает фотомарафон напрямую связаны с его темой.
Фотография уникальным образом объединяет в себе и последние достижения технического прогресса, и психологические возможности высокого искусства.
Фотография доступна, относительно дешева, она создается быстро. Для ее создания не требуется специальное образование.
В то же время воздействие фотографии на ее создателя и зрителей может быть достаточно сильным.
Социальная работа и арт-терапия имеют общие черты. Арт-терапевтические направления активно используются в работе с разными категориями клиентов. Являясь одним из таких направлений, фототерапия также имеет все основания быть включенной в список инструментов социального работника.
Техники фототерапии могут применяться в социальной работе с детьми (с признаками девиантного поведения, несовершеннолетние правонарушители, дети-инвалиды, из неблагополучных семей, без попечения родителей и др). Желательно, чтобы работа с данными категориями проводилась в групповой форме в виде тренингов, игр и упражнений, направленных на развитие положительных качеств личности, приобретение коммуникативных навыков, навыков самопрезентации и абстрактного мышления. Фототерапевтические занятия могут проводиться в специальных образовательных или медицинских учреждениях, социальных центрах под руководством детского психолога и социального педагога. Занятия по фототерапии рекомендуется сочетать с другими видами творческой деятельности, такими как лепка, рисование, коллажирование, сочинение сказок, изготовление из фотографий фигур, показ спектаклей, а также проведение игр, конкурсов, викторин. Присутствие родителей на занятиях желательно не только в роли наблюдателей, но и непосредственно в качестве активных участников.
Также фототерапия применима в рамках семейной психотерапии. При работе с семьей и ее проблемами может использоваться техника работы с семейными альбомами.
В настоящее время фототерапия является одним из передовых методов в психологии, применяемых для решения разнообразных психологических проблем, в целях развития целостности и гармонизации личности. Фототерапия состоит из двух составляющих – фотографии и психотерапии.
С точки зрения психотерапии, фототерапия – это лечебно-коррекционное применение фотографии для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности[6].
Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а в том, какие мысли, чувства, переживания вызывает снимок у зрителя. Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию в лечебно-коррекционной деятельности.
Основным содержанием фототерапии являются создание или восприятие клиентом фото-образов, дополняемое их обсуждением, а также различными видами творческой деятельности. Например, сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.
Сутью процесса фототерапии, по мнению А. И. Копытина является выражение с помощью фотографических образов внутренних конфликтов, потребностей и переживаний клиента[6].
Использование фотографий в практике психологов и психотерапевтов началось задолго до появления самой арт-терапии и признания фототерапии как ее составляющей. Самое раннее применение фотографий в рамках терапии датируется 1856 годом, когда фотоискусство еще не воспринималось всерьез. Вначале XX в. Российский невропатолог Л. С. Минор предложил лечить психические расстройства различными видами искусства, в том числе фотографией. В 1941 году фотограф Джозефина Херрик основала в Нью-Йорке Центр реабилитации с помощью фотографии. В годы Второй мировой войны сотрудники Центра обучали в госпиталях раненых бойцов «целебной для многих из них фотографии». В 70-80-е годы в США был опубликован ряд специальных научных статей психотерапевтов, посвященных фототерапии (Вульф Р., 1978; Стюарт Д., 1979; Коузден К. и Рэнлдз Д., 1982).
Начало фототерапии в том виде, в котором она существует сегодня положила канадский психолог Дж. Вайзер, которая использовала фотографии при работе с глухими детьми. В 1973 году она опубликовала свою первую статью пол названием «Техники фототерапии».
Первый мастер-класс, обучающий техникам фототерапии, был проведен в 1975 году в Канаде под руководством Дж. Вайзер. Чуть позже аналогичное мероприятие прошло в США. Первый мастер-класс по фототерапии в Европе прошёл в 1990 году в Голландии. Обучение также проводила Дж. Вайзер.
В 1977 году в журнале «Psychology Today» была напечатана краткая заметка, в которой Дж. Вайзер просила людей, использующих фотографию для терапии или консультаций пациентов, с ним связаться. На заметку откликнулись более 200 человек. Вскоре было создано целое сообщество фототерапевтов.
Отечественный психотерапевт М. Е. Бурно развил идею применения фотографии как искусства в рамках терапии творческим самовыражением. Он противопоставил творческую фотографию обычной. Смысл творческой фотографии заключен в отражении в снимке душевных особенностей отдельной личности. Фотографируя, человек как бы познает, изучает себя – происходит творческое вдохновение. Именно оно «даст тот невидимо тончайший поворот, угол съемки, высветит душу снимающего» [1]. Любой объект, запечатленный на снимке, является своеобразным автопортретом фотографа, т.к. снят непосредственно им самим и отражает его индивидуальные черты, характер и настроение. Как считает М. Е. Бурно, полученные фотографии, сделанные своими руками, в дальнейшем могут помочь человеку справиться с трудностями и тревогами, посредством просмотра снимков «чтобы заново пережить вдохновение и зарядиться новой энергией жизни, добра и красоты» [2]. Терапия творческим самовыражением при помощи фотографирования может подразумевать проведение терапевтических сеансов и без участия психотерапевта. В данном случае здесь идет речь о психотерапевтической фотографии.
«Фототерапия» и «Психотерапевтическая фотография» – это два разных понятия. Дж. Вайзер четко проводит между ними границы [3].
Фототерапия основывается на использовании фотографий и взаимосвязей с ними в рамках модели «клиент – специалист», при которой квалифицированные специалисты в области психического здоровья используют различные техники и методики в процессе консультирования клиентов.
Под терапевтической фотографией же подразумевается самостоятельное, независимое от терапевта применение снимков «самими» индивидами «для себя», в целях личностного роста и самопознания».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что главным отличием фототерапии от терапевтической фотографии является присутствие или отсутствие помощника в лице специалиста. В данной работе рассматривается именно фототерапия.
Также, по мнению Дж. Вайзер, фототерапия «одновременно является и не является арт-терапией» [3]. В своей статье «Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей» она пишет, что с одной стороны фототерапия и арт-терапия отличаются друг от друга, но с другой стороны они взаимосвязаны между собой
Сходство фототерапии и арт-терапии Дж. Вайзер видит в визуальных символах, которые взаимодействуют с бессознательным человека и помогают преодолевать вербальные (словесные) фильтры в виде защитных реакций, ограничивающих связь с сильными чувствами, мыслями и воспоминаниями клиентов: «И в фототерапии, и в арт-терапии подобные символические коммуникации возникают непосредственно из бессознательного клиента, являясь лишь одним из множества уровней возможных значений; в свою очередь, квалифицированный терапевт должен помочь клиенту в изучении данных значений» [3].
Различие рассматриваемых явлений состоит в технике проецирования изображений. В арт-терапии клиент создает продукт спонтанно - в это время его внутренние тревоги высвобождаются из подсознательного, а внешняя среда не играет роли. Клиент дает волю фантазии, например, рисуя предмет, которого нет в помещении. В фототерапии же важно «физическое содержание». Содержанием фотографии является физическая репрезентация снятого предмета, который реально присутствует.
Еще одним отличием фототерапии от арт-терапии является личная позиция автора произведения и его связь с ним. Фотографию некоторые деятели искусства не считают творчеством, считая ее бездушной копией реального объекта, которую может воспроизвести абсолютно любой человек.
Фотография, по мнению А. И. Копытина, является «технизированным» видом изобразительного искусства. В отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография подразумевает наличие определенных технических средств. «С одной стороны, это делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьирования их формата и цветности, создания особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии — трансформации и корректировки образов» [5].
Фотография также может ассоциироваться с игрой. Посредством «игры» с реальностью, фотограф может выбирать то, что для него наиболее значимо и интересно, а также совмещать различные фрагменты реальности друг с другом и создавать свой выдуманный мир. Фотография-игра приносит захватывающее ощущение свободы, сравнимое с тем, которое переживает во время игры ребенок.
Важное свойство фотографии – ее социальность. Фотография обеспечивает связь с обществом, социализацию и включение индивида в социум.
Фотография тесно связана с саморепрезентацией. Человек в определенном образе представляет себя реальной или воображаемой аудитории. В итоге в момент фотографирования, позирующие как, бы разыгрывают некий мини-спектакль, имеющий огромное значение, как для участников, так и для зрителей.
Еще одно свойство фотографии – повествовательность. Показ фотографий часто сопровождается рассказом, каждый снимок имеет свою неповторимую историю. «Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что изображено на фотографии, и прояснить то, что скрыто «за кадром», но и обозначить смысл событий и переживаний, связать воедино разные аспекты опыта». В ходе фототерапевтических занятий участникам предлагается сочинить на основе снимков какой-либо рассказ или подготовить мини-сценарий, предполагающий описание того, что предшествовало запечатленному событию и что могло за ним последовать.
Все вышеперечисленные свойства фотографии могут активно учитываться и применяться в рамках занятий по фототерапии.
Задача фототерапии состоит не в том, чтобы научить клиента искусно создавать снимки, а в том, чтобы исследовать неповторимый жизненный опыт и потребности клиента, способствовать изменению структуры его взглядов, установок, образа жизни, отношению к себе и окружающим. Главной целью фототерапии является восстановление и укрепление психологического и социального здоровья клиента, улучшение его качества жизни.
Финский фотограф и социальный педагог Миина Саволайнен разработала технику поддерживающей фотографии, которая активно применяется в социальной работе с детьми и деструктивными семьями [4].
Суть техники состоит в использовании детьми и их родителями готовых фотографий, а также непосредственное создание снимков клиента и процесс его фотографирования. В ходе проведения техники поддерживающей фотографии специалист стремится побудить клиентов к изучению и осознанию своей жизни, различных ролей, семейных отношений и взглядов на жизнь. Клиенту предоставляется возможность понять себя, улучшить взаимоотношения с окружающими, принять и осознать свою внутреннюю силу, свой неповторимый потенциал. Одним из результатов процесса поддерживающей фотографии является создание специалистом серии фотопортретов клиента.
Метод поддерживающей фотографии реализуется при следующих условиях:
• Равенство фотографа и клиента, партнерские отношения между ними;
• Творческое взаимодействие, диалог специалиста с подопечным;
• Подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.
Поддерживающая фотография уже опробована в ряде образовательных, медицинских и социальных учреждений Финляндии и некоторых других стран. Под руководством Миины Саволайнен в рамках техники поддерживающей фотографии был реализован проект «Самая красивая девочка в мире» с участием воспитанниц детского дома в возрасте от 8 до 17 лет. Проект преследовал цель показать общественности, что родительское внимание очень важно для детей, воспитываемых в приютах. Участницы проекта фотографировались в специально выбранной для них природной среде. Большое внимание уделялось времени года, суток и окружающей обстановке. Специально подбирались костюмы с целью придания яркого, неповторимого образа, который объединил бы мечту и реальность. Большинство снимков было сделано на природе.
В процессе создания фотопортретов участницы стремились достичь оптимальных психологических и художественных результатов. Фотограф старался, прежде всего, дать возможность девочкам почувствовать свою индивидуальность, внутреннюю и внешнюю красоту и привлекательность, поверить в свои силы.
Начиная с 2003 года фотопортреты, созданные в рамках проекта «Самая красивая девочка в мире», стали экспонироваться — сначала в городах Финляндии, а затем в разных странах мира. Предъявление себя обществу в новом качестве посредством выставок также является одним из факторов поддержки позитивного образа «Я» участниц проекта, помогает им далее развивать свою способность «быть видимыми» и значимыми для других людей.
А. Копытин приводит отрывок из письма, присланного М. Саволайнен одной из участниц проекта: «очевидно, что в детстве мне не хватало внимания родителей, и это привело к недостатку доверия к миру, моей неспособности устанавливать с людьми близкие отношения. В детстве и подростковом возрасте мне пришлось десять раз переезжать с места на место… Мое «исцеление» началось лишь, когда я очутилась в детском доме. Основными «лекарствами» для меня явились воспитатели, дети, мой друг и, конечно, создание вместе с тобой [М. Саволайнен] фотографий. Процесс фотографирования действительно помог мне почувствовать себя «самой красивой девочкой в мире». Я и сейчас продолжаю себя так ощущать, хотя наши фотосессии остались в прошлом. Конечно, я порой испытываю неуверенность в себе, но теперь это чувство стало возникать гораздо реже, чем раньше. Я считаю, что у меня все будет хорошо, я верю в будущее» [4].
Таким образом, несмотря на то, что имеются разногласия по поводу того считать или не считать фототерапию частью арт-терапии, искусство фотографии имеет право посредством создания или просмотра снимков оказывать психологическую помощь человеку.
Техники фототерапии вполне могут использоваться при работе с клиентами совершенно разных категорий – семьи с детьми в социально-опасном положении, женщины в трудной жизненной ситуации, инвалиды, пожилые, ВИЧ-инфицированные, алкоголизированные и наркозависимые и многие другие. Для каждой категории может быть разработана особая методика работы в рамках фототерапии, как в индивидуальной, так и в групповой форме. Фототерапия может использоваться как одно из мероприятий, входящих в процесс социальной реабилитации клиента или группы клиентов.
Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для подростков. С помощью фотографии подросток решает для себя следующие задачи:
1. Выделение себя из общей массы.
2. Поиск и нахождение идентичности.
3. Обретение чувства независимости - Я сам нахожу то, что представляет интерес, что, отвечает на многие вопросы; Я могу моделировать окружающий меня мир и т.п.
4. Обретение группы единомышленников.
5. Согласование Я-образов.
6. Творческое самовыражение и др.
В подростковом возрасте, когда увеличивается разрыв между Идеальным и Реальным Я, когда мир делиться на несколько «параллельных миров», фотография дает возможность комбинировать разные элементы идеального и реального мира друг с другом, постепенно интегрируя Я-концепцию. Благодаря фотографиям подросток не только осваивает и проживает латентные роли, но и запечатлевает их на снимках. Образы становятся частью опыта подростка, к которому он имеет возможность возвращаться, как только возьмет снимки в руки
1. Александр, Иванович Копытин Руководство по фототерапии / Александр Иванович Копытин. - М.: Когито-Центр, 2009. - 610 c.
2. Александра, Юрьевна Курочкина Новые методы антимикробной фототерапии болезней периодонта / Александра Юрьевна Курочкина, Виталий Юльянович Плавский und Наталья Александровна Юдина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 188 c.
3. Джуди, Вайзер Техники ФотоТерапии. Исследование секретов личных фотографий и семейных фотоальбомов / Вайзер Джуди. - М.: Генезис, 2017. - 282 c.
4. Искандер, БайбековАзамат Бутаев and Боис Саидханов Клиническая морфология миастении, фототерапия, плазмаферез в её лечении / Искандер Байбеков,Азамат Бутаев and Боис Саидханов. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 248 c.
5. Фототерапия, Использование фотографии в психологической практике: моногр. / Под редакцией А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 192 c.