И.О.Фамилия |
||
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ |
||
зав. кафедрой Возрастной и педагогической психологии, к.пс.н доцент |
||
______________________ |
__________________________ |
|
«____»__________20..г. |
подпись |
И.О.Фамилия |
Оренбург, 2019
Оглавление
Введение......................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей развития социального интеллекта у будущего педагога-психолога на этапе освоения профессии................................................................. 6
1.1. Понятийное содержание социального интеллекта............... 6
1.2. Особенности развития социального интеллекта у представителей социономических профессий....................................... 19
1.3. Социальный интеллект как профессионально важное качество педагога-психолога ............................................................... 35
Глава 2. Методические основы эмпирического исследования особенностей развития социального интеллекта у будущих педагогов-психологов на этапе освоения профессии....................... 41
2.1. Организация исследования и описание выборки................. 41
2.2. Обоснование методов и методик исследования социального интеллекта у будущих педагогов-психологов...................................... 43
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей развития социального интеллекта у будущих педагогов-психологов на этапе освоения профессии....................... 46
3.1.1 Анализ уровня развития компонентов социального интеллекта у будущих педагогов-психологов……………………………………………………46
3.1.2 Анализ общего уровня развития социального интеллекта у будущих педагогов-психологов ………………………………………………………………49
3.2. Сравнительный анализ уровня развития социального интеллекта и его компонентов у педагогов-психологов от первого курса к пятому
3.3. Разработка программы семинара-практикума «Социальный интеллект-профессионально важное качество педагога-психолога»... 51
Заключение.................................................................................. 56
Список литературы………………………………...………………………59
Приложения................................................................................. 63
Актуальность исследования. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт "Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)" приказом от 24 июля 2015 г.№514н. Данный стандарт обозначил профессионально важные трудовые функции педагога-психолога, требующие проявлять свои способности и умения, реализовывать свой творческий потенциал, умение быстро адаптироваться в социуме, устанавливать и поддерживать социальные контакты. Данные функции характеризуют развитый социальный интеллект, который необходим для успешной реализации профессиональной деятельности педагога-психолога.
Общепсихологический контекст проблемы развития социального интеллекта является достаточно разработанным:
Однако остается актуальным противоречие между социальными требованиями к развитию социального интеллекта педагога-психолога и недостатком эмпирических данных, отражающих особенности развития социального интеллекта у будущих педагогов-психологов.
Цель нашего исследования состоит в выявлении особенностей развития социального интеллекта у педагогов-психологов на этапе освоения профессии.
Объект исследования: особенности развития социального интеллекта.
Предмет исследования: уровневые особенности развития социального интеллекта у педагогов-психологов этапе освоения профессии.
Гипотеза исследования предполагает, что этапы освоения профессии способствуют развитию социального интеллекта, так как происходит активное развитие всех компонентов социального интеллекта (самосознание, саморегуляция, эмпатия, навыки взаимодействия, самомотивация).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
Методы исследования:
База эмпирического исследования.
Исследование проводилось в Оренбургском государственном педагогическом университете, г. Оренбурга в 2018 году. Общая численность выборки составляет 60 студентов педагогов-психологов, в их числе студенты первого, третьего, пятого курсов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные эмпирические данные могут лечь в основу дальнейшего совершенствования методов по решению проблем развития социального интеллекта педагогов-психологов, разработанный семинар-практикум «Социальный интеллект - профессионально важное качество педагога психолога», будет способствовать повышению уровня социального интеллекта у студентов психологов.
Исходя из исследования, подготовка будущих специалистов педагогов- психологов должна включать создание развивающих занятий и тренингов. форме. Помимо этого преподавание психолого-педагогических дисциплин и дисциплин предметной подготовки должно включать решение проблемных ситуаций, в основе которых — типичные ситуации профессионального взаимодействия.