Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст является самым трудным возрастом, представляющий собой период становления личности. В этом периоде формируется у ребенка система ценностей, основы нравственности, социальные установки, отношение к окружающему миру, себе. Кроме того, этот возраст отличается от других возрастов тем, что идет процесс формирования характера. Кроме сложных психологических процессов происходят и внешние физиологические изменения в организме подростка. Этот возраст характеризуется стремлением ребенка к самопознанию, самосовершенствованию и независимости от родителей. Но, в начальном этапе подросткового возраста ребенок стремится к самоутверждению, путем подражания взрослым. Ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками. Через общение со сверстниками подросток усваивает социальные нормы и поведение.
В подростковом периоде продолжается развитие нервной системы. Увеличивается роль сознания, усиливается контроль коры головного мозга над эмоциями и инстинктами. Подростки хорошо мыслят логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Вместе с развитием самосознания меняется и мотивация основных видов деятельности: общение, учение и труд. Подросток в отличие от предыдущего периода времени умеет активно и избирательно контролировать свои действия, любой шаг в деятельности. Так же к психическим изменениям можно отнести изменения в памяти, т.е. логическая преобладает над механической. Процесс запоминания уже не сводится к механическому заучиванию материала, а сводится к мышлению, к установлению логических связей или отношений внутри запоминаемого материала . В процессе общения формируется умение вступать в контакт, взаимопонимание, т.е. коммуникативные способности. Активное развитие получает чтение, а также монологическая и письменная речь. Восприятие материала подростком становится целенаправленным и организованным, чем младшего школьника. Таким образом, подросток способен делить уроки на интересные и неинтересные. Но легкая возбудимость, интерес к яркому и необычному становится причиной непроизвольного переключения внимания. В данном возрасте завершается формирование когнитивных процессов, результатом которого является соединение мысли со словом, что приводит к образованию внутренней речи как основное средство организации мышления. Наряду с этим идет полный процесс формирования научных понятий в рамках тех наук, которые изучаются в школе и самим подростком.
В обучении иностранному языку большую роль играет развитие речи как психологического, так и педагогического явления. В подростковом возрасте речь развивается за счет расширение словарного запаса, использование активного словарного запаса и второе, за счет усвоения множества значений, в том числе грамматических значений. Подросток с легкостью обнаруживает , что языковая система является отражением окружающей действительности, что позволяет подростку построить собственный определенный взгляд на мир. Подростка интересует употребление речевых форм и оборотов, так как в действительности подростки испытывают сильные трудности в употреблении речевых форм в устной и письменной речи. В этом состоит задача педагога мотивировать подростка в изучении и познании различных письменных и устных конструкций.
Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунов и ряд других психологов утверждают, что подросток проходит путь от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать учебную деятельность, к промежуточному уровню, где подросток может частично самостоятельно организовать свою учебную деятельность, например, выполнить сам домашнюю работу, до высокого уровня, где подросток сам может найти материал и освоить его. В отношении развития перспективным является последний уровень. Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить какое-то изображение, но и уметь в них разобраться, что является обязательным условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процесса восприятия, т.е. развивается способность выделять главное и второстепенное.
Но как уже выше сказано, несмотря на состоятельность подростка самостоятельно организовать свою деятельность, обладать в полной мере избирательностью и хорошо владеть произвольным вниманием, т.е. концентрироваться на материале, существуют «подводные камни», которые не дают подросткам стопроцентно усвоить материал, что приводят к снижению успеваемости, интереса к обучению. Т.В. Дуткевич выделает следующие: школа служит не средством получения новых знаний, а местом, где подросток может устанавливать новые контакты; другие вещи становятся в приоритете в жизни подростка, расширяется круг источников; высокие требования, смена учителей, требования к самостоятельной учебной деятельности; разделение подростком учебных предметов на «важные и неважные». Л.С. Выготский писал, что « подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы».
Н.И. Гез определяет урок иностранного языка как законченный отрезок учебной деятельности, во время которой были достигнуты следующие цели: образовательной, практической, воспитательной и развивающей при выполнении заранее подготовленных упражнений индивидуального и группового характера. Урок должен основываться на дидактических требованиях, т.е. учитывать единство и развитие обучения, психологические особенности подросткового возраста. Урок иностранного языка должен мотивировать учащихся к обучению, подталкивать к творческому мышлению и самостоятельности.
Как уже было сказано И.Л. Бим о том, что изучение иностранного языка, прежде всего ознакомление с культурой, историей и литературой страны.
Г.В. Рогова выделяет основные черты, которые дают характеристику уроку иностранного языка: целенаправленность урока, его содержательность, адекватность приемов и упражнений задачам урока.
В свою очередь Е.Н. Соловова отмечает, что основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции и дает следующее определение понятию « практический аспект». "Практический аспект предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение ИЯ было средством межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса". Подобное положение представлено и в работах И.Л. Бим. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку в средней школе.
Результаты исследований говорят, что обучение в средней школе имеет свою специфику, которая состоит из возрастных особенностей, задач и содержания, стоящих перед этим трудным периодом для учащихся.
Этот возраст выделяется не только стремлениями подростков стать взрослыми, но падением интереса и мотивации в учебной деятельности.
В.И. Ковалев отмечает, что подростковый возраст характеризуется тем, что у подростка отмечается стойкий интерес к определенному предмету. Возникновение интереса к предмету объясняется постепенным накоплением знаний и понимание его внутренней логики. Далее автор объясняет, почему все же происходит понижение мотивации. Повышение интереса к одному предмету проходит на фоне общего снижения мотивации. По этой причине подростки часто пропускают занятия, нарушают дисциплину, срывают уроки.
Л.И. Божович так же приводит свои доводы, что подростки часто не задумываются о будущем и о своей будущей профессии. Подростки часто прогуливают школу, сопротивляются системе обучения, заявляют о неинтересных уроках и скучных учителях. Но в ходе экспериментальной беседы выяснилось, несмотря на все эти сопротивления, ученики средней школы стараются соответствовать тем требованиям, которые были к ним предъявлены. Главным мотивом их такого поведения как говорит автор, стремление найти свое место среди сверстников. Таким способом они противопоставляют себя всем и всему, желая доказать свою неисправность.
Н.С. Лейтс отмечал « Ученики уже не хотят получать знания в разжеванном виде». Сильные ученики «стремятся отвечать только на трудные вопросы, их обижает, если преподаватель спрашивает у них что-нибудь простое, всем известное». Это стремление может быть использовано преподавателем для постоянного развития развивающей деятельности.
И.Ю. Кулагина в своих работах неоднократно выделял, что с развитием мышления у подростка и развивается воображение. В этом возрасте крайне важно вызывать и поддерживать мотивацию к изучению иностранного языка. Для подростков очень важен результат. Им важно быть оцененными и признанными по достоинству. Иногда это приводит к чреватым результатам, таким как, боязнь выделиться среди одноклассников. Из-за этого часто подростки держат все мысли и идеи в себе. В таких случаях нужно вовремя предотвратить «сливание с толпой» и помочь ему преодолеть боязнь, или даже открыться.