Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

Период младшего дошкольного возраста играет ключевую роль в развитии ребёнка. Именно в эти годы ребёнок начинает формировать новые связи со взрослыми, сверстниками и окружающим миром. На данном этапе он уже многому обучился: освоил навыки ходьбы, развил умение взаимодействовать с предметами, успешное овладение речью, как в понимании, так и в активном использовании. Он обрел ценный опыт эмоциональных взаимоотношений с взрослыми, ощутил их заботу и поддержку, что вызывает ощущение радости от увеличения своих возможностей и стремление к самостоятельности и активному взаимодействию с миром.

Особенности возраста 3–4 лет предполагают переход на новый этап взаимодействия взрослого с ребёнком. Дети испытывают удовольствие от новых познавательных и игровых ситуаций. Им необходимо больше эмоционального общения, в котором они могут развивать навыки межличностных отношений. Динамичность и самостоятельность способствуют их быстрому физическому и психическому развитию. Важно демонстрировать ребёнку ваше внимание к его достижениям и радоваться его успехам.

Младшие дошкольники проявляют большую активность и неутомимость. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием эмоциональной сферы детей, которые часто испытывают перепады настроения. Их эмоциональная нестабильность тесно связана с физическим комфортом.

Растёт активное использование речи, дети быстро усваивают новые слова и короткие стихи. В игре они с удовольствием используют предметы-заменители. Дети 3–4 лет имеют трудности с длительной концентрацией внимания, обычно максимумом является 10–15 минут. Постоянная смена деятельности поможет улучшить сосредоточенность. Память у детей больше сосредоточена на узнавания, чем на запоминании.

Период становления самостоятельности характеризуется протестом ребенка против чрезмерного контроля. Осознание собственного «я» и взаимодействие со взрослыми помогут ребенку справиться с новыми возможностями и стремлениями. Поэтому психологи выделяют «кризис трех лет», когда ребенок, недавно отличавшийся покладистостью, становится нетерпимым к опеке взрослых и проявляет настойчивость в реализации своих желаний и целей. Это указывает на необходимость пересмотра взаимоотношений между взрослыми и детьми, предоставление ребенку больших возможностей для самостоятельности и обогащение его деятельности новыми аспектами.

Важно понять, что в возрасте трех лет стремление «я - сам» выражает возникновение у ребенка новой потребности действовать самостоятельно, а е уровень его навыков. Поэтому задача взрослых - поддержать это стремление, избегая критики и недовольства по поводу несовершенных действий ребенка, чтобы не подорвать его уверенность в себе. Главное в работе с детьми младшего дошкольного возраста заключается в поддержке их самооценки и радости от успехов. Самостоятельность формируется через совместную деятельность со взрослыми, которые показывают новые методы и примеры поведения. Взрослые расширяют границы самостоятельных действий ребенка, учитывая его развитие и положительно оценивая его усилия для достижения лучших результатов.

Развитие самосознания и формирование образа «Я» способствуют развитию личности ребенка. Он начинает ясно осознавать, кто он такой.

Внутренний мир ребенка наполняется противоречиями: он стремится к самостоятельности, но нуждается в помощи взрослых; любит своих близких, но испытывает недовольство из-за ограничений свободы. У ребенка развивается своя внутренняя позиция, связанная с осознанием собственного поведения и интересом к взрослому миру. Энергичность и неутомимость детей в этом возрасте выражаются в постоянной готовности к действиям. Ребенок учится гордиться своими достижениями и критически оценивать результаты своей работы. Формируется способность ставить цели: четче представлять результат, сравнивать его с образцом и выделять отличия. В этом возрасте ребенок способен воспринимать предметы, не стремясь их обследовать. Его восприятие становится более способным отражать окружающую реальность.

Визуально-образное мышление помогает формировать представления о мире вокруг. Дети классифицируют предметы по их форме, размеру, цвету и текстуре, способны объединять их в группы на основе общих характеристик (например, посуда, одежда, мебель). В играх малыш самостоятельно создаёт простые сюжеты, используя заменители предметов, охотно играет с взрослыми и сверстниками, у него есть любимые игрушки и развлечения. Он может завести игрушку с ключиком, составить из нескольких частей игрушки и картинки, изображать животных и птиц в игре.

Отличительная черта ребёнка — высокая речевая активность; его лексикон охватывает все части речи. Он запоминает несколько стихов, потешек и песен, и с удовольствием их повторяет. Ребёнок проявляет сильный интерес к окружающему миру, его запас знаний постоянно пополняется. Он внимательно наблюдает за действиями старших и имитирует их поведение. Для него характерны высокая эмоциональность и стремление подражать действиям, одобряемым взрослыми. Он полон жизненной энергии и активно исследует мир, его глаза горят неиссякаемым любопытством, а его сердце и разум открыты для добрых дел.

Командная деятельность дает возможность познакомить детей с основами гигиены и трудовых навыков.

Возрастные характеристики детей трех-четырех лет позволяют плавно переходить к более зрелым формам обучения. Это тот период, когда через игру нужно поощрять детей к самостоятельным и активным действиям.

Главные задачи развития детей включают:

- освоение умений личной гигиены;

- воспитание эмоциональной устойчивости и уважительного отношения к окружающим;

- развитие любознательности к предметам, действиям, событиям, явлениям;

- обучение различным приёмам действий через предметную деятельность;

- развитие способности к эмпатии.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) предусматривают стимулирование интереса к обучению и творчеству. Необходимо понимать, как важно поддерживать заинтересованность и внимание ребенка к окружающей среде. Это способствует формированию у него стремления самостоятельно изучать различные явления и ситуации. Любознательность способствует развитию навыков взаимодействия и взаимопонимания.

Ощущение себя самостоятельной личностью позволяет ребенку строить новые, более глубокие отношения с родителями, сверстниками и взрослыми.

Формируется собственная точка зрения, которая помогает анализировать и осмысливать как свои поступки, так и действия окружающих. В этом возрасте также начинается осознание своей гендерной роли — мальчика или девочки, что может влиять на содержательность игр:

девочек чаще привлекают куклы и посуда, тогда как мальчикам интересны конструктивные игрушки, оружие и машины.

Социально-личностное развитие является частью возрастных особенностей детей 3–4 лет. В программе «От рождения до школы» акцент делается на формирование личных качеств через игровую, познавательную и физическую активность. Взрослые поддерживают детей не только в познании собственных чувств и мыслей, но и в их ясном выражении. Важно помочь ребенку разобраться в своих эмоциях, дать им обозначение и характеристику. Этим создается база для дальнейшего самостоятельного изучения ребенком его эмоционального мира.

Эмоциональные тенденции сохраняют прежний характер с резкими изменениями настроения, хотя физический комфорт еще сильно влияет на эмоциональное состояние. На настроение всё больше воздействуют отношения с окружающими. Поэтому оценки, которые ребенок дает другим, часто субъективны. Однако оптимизм остается характерной чертой эмоционально здорового дошкольника. Неотъемлемой частью является знание и соблюдение простых норм поведения.

Возрастные особенности детей 3–4 лет по программе «От рождения до школы» предполагают индивидуальную оценку их действий. Следует поощрять позитивный настрой и давать положительную оценку правильным поступкам, что будет служить стимулом для дальнейших дружелюбных взаимодействий с миром.

В игровой и деятельной активности детей начинают проявляться целенаправленные действия. Во время рисования или конструирования малыш способен установить цель и постепенно ее достигать. В возрасте 3-4

лет у дошкольников память в основном носит непроизвольный характер и отличается образностью.

Основное – это узнавание, а не запоминание. Лучше всего дети запоминают то, что было тесно связано с их собственными действиями, вызвало интерес и эмоциональный отклик. Несмотря на это, то, что запомнилось, остается в памяти долго. Ребенок не может долго концентрироваться на одном предмете, его внимание быстро переключается с одной деятельности на другую. Непостоянство внимания и нестабильность произвольного поведения часто отвлекают его от целенаправленных действий. Так, ребенок легко переключается с одного объекта на другой.

Возрастные особенности детей в возрасте 3-4 лет создают основы для их будущей учебной активности. Младшие дошкольники, при поддержке взрослых, осваивают элементы и правила как коллективных, так и индивидуальных игр. Это способствует развитию их взаимоотношений, формированию личности и стимулирует их к познавательной и творческой активности.

Постепенно младшие дошкольники начинают отделять себя от своих родителей. У них появляется настойчивая потребность делать все по-своему. Они начинают сопротивляться взрослому контролю. Это характерные черты возраста 3-4 лет.

В этот период дети начинают отстаивать свои мнения, сопротивляясь предложениям взрослых. Не стоит настаивать и принуждать ребенка действовать против его воли, так как это может привести к развитию инфантильности, преодолеть которую будет сложнее. Ребенку нужно предоставить возможность выбора, стимулируя его самостоятельность. Он должен научиться взаимодействовать с другими людьми и договариваться.

Возрастной кризис отделяет младенчество от детства – это основные черты возраста детей 3-4 лет.7

Необходимо уважать волю ребенка, иначе можно вызвать у него апатию и равнодушие. С негативными проявлениями малыша нужно справляться с терпением и пониманием. Важно оберегать его чувства и избегать унижений через резкие команды или строгий контроль.

Признание и уважение – ключевые потребности детей 3-4 лет.

Консультация для родителей должна акцентировать внимание на терпеливом сотрудничестве с ребенком. Нужно дать ребенку понять, что родители ценят его самостоятельность и готовы взаимодействовать с ним на равных. Малыш обращает внимание на реакцию на свои поступки. Его необходимо поощрять, подчеркивая правильность его действий.