Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции
Стоит сразу отметить, что даже при кажущейся простоте процедуры уплаты государственной пошлины, на практике возникают проблемы, связанные по большей степени с коллизиями правового регулирования.
По общему правилу плательщики, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, «уплачивают государственную пошлину ... при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы» [31]. В свою очередь ответчики в судах, в случае, если решение суда принято не в их пользу, «уплачивают государственную пошлину ... в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда» [31].
В соответствие с пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ «Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях... Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса» [31].
В свою очередь, в соответствие с пунктом 1 статьи 132 ГПК РФ: «документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины» [16] прилагается к исковому заявлению.
Согласно положениям Бюджетного кодекса (БК) РФ, доходы от уплаты государственной пошлины по нормативу 100 процентов зачисляются «по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов» [10]. Таким образом, государственная пошлина представляет собой доход соответствующего бюджета.
Получатель бюджетных средств – это орган, «имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета» [10]. При обращении в суды общей юрисдикции получателем государственной пошлины является бюджет соответствующего муниципального образования, на территории которого находится суд, то есть местный бюджет.
В свою очередь, администратор доходов бюджета – это орган, «осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» [10]. При обращении в суды общей юрисдикции администратором доходов бюджета является соответствующее территориальное подразделение Федеральной налоговой службы (ФНС) России.
Пункт 3 статьи 333.18 НК РФ указывает на возможные формы оплаты государственных пошлин: «Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме» [31]. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией (если она оплачивалась наличными) или платежным поручениям (если она оплачивалась в безналичной форме).
Вне зависимости от того, в какой форме была уплачена государственная пошлина, документ, подтверждающий её уплату должен содержать реквизиты, позволяющие определить, что она относится к конкретному делу. В данной связи О.Т. Лусине пишет следующее: «Индивидуализация государственной пошлины применительно к конкретному делу позволит проверить её погашение по этому делу в случае, если будет решаться вопрос о её возврате или зачете по другому делу» [28, с. 82].
Возврат или зачет государственной пошлины являются санкционированными законом процедурами. Так, согласно статье 93 ГПК РФ: «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» [16]. В свою очередь нормы налогового законодательства об основаниях и порядке возврата или зачета государственной пошлины расположены в статье 333.40 НК РФ. Такая отсылка от гражданского процессуального к налоговому законодательству является следствием того факта, что государственная пошлина, уплачиваемая при обращении в суды, является разновидностью государственной пошлины, в свою очередь являющейся разновидностью налогового сбора.
Такая сложная система предопределяет и сложности правового регулирования – так, правовое регулирование государственной пошлины осуществляется во взаимосвязи норм налогового, бюджетного и гражданского процессуального отраслей права.
Выделим основные особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции:
- одновременная уплата государственной пошлины, установленной для исковых заявлений имущественного характера, и государственной пошлины, установленной для исковых заявлений неимущественного характера;
- цена иска определяется истцом или судьёй в соответствии с гражданским процессуальным законодательством;
- при подаче исковых заявлений о разделе имущества или выделе доли из него размер государственной пошлины зависит от того, было ли ранее принято решение суда о признании права собственности на это имущество;
- при предъявлении встречного иска или заявлений о вступлении в дело третьих лиц государственная пошлина уплачивается в соответствии со статьёй 333.19 НК РФ;
- по делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
- заинтересованные лица по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы;
- если истец освобождён от уплаты государственной пошлины, она уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований;
- предварительное определение размера государственной пошлины судьёй с последующей доплатой недостающей суммы на основании цены иска, определённой судом при разрешении дела;
- при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска;
- сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается истцу в порядке, предусмотренном статьёй 333.40 НК РФ.
В качестве выводов по первой главе отметим следующее.
Судебные расходы – это затраты, которые лица, участвующие в судебном процессе, несут в связи с этим процессом. Судебные расходы обладают характером материально-правовой природы убытков и выполняют две основные функции: компенсационную и превентивную.
Выделяются два вида судебных расходов: государственная пошлина и судебные издержки (расходы, связанные с рассмотрением дела).
Перечень судебных издержек является открытым, а вопрос об отнесении того или иного расхода к судебным издержкам оставлен на судейское усмотрение. Определяя, относится ли расход непосредственно к судебным расходам, суд выясняет, насколько данный расход был необходимым для соблюдения гражданской процессуальной формы.
К судебным расходам относятся все расходы, необходимые для достижения целей гражданского судопроизводства, вне зависимости от того, были они осуществлены до суда или после вступления лица в судебный процесс.
Правоприменительная деятельность суда не включает в себя стадию исполнения судебного решения, однако она не может быть полностью изолирована от него. В связи с этим к судебным расходам не относятся расходы на исполнение судебного акта, за исключением случаев рассмотрения в суде вопросов, связанных с исполнительным производством.
Зарождение института судебных расходов произошло еще в древнеримском праве, а первое упоминание о судебных расходах в российском законодательстве встречается в Русской Правде. Проведенный анализ основных исторических этапов становления и развития института судебных расходов позволил более глубоко исследовать институт судебных расходов в гражданском процессуальном праве России, выявить его особенности и причины их возникновения.
Одним из видов судебных расходов является государственная пошлина, понятие которой дано в пункте 1 статьи 333.16 НК РФ. Объектом уплаты государственной пошлины является совокупность юридически значимых действий по рассмотрению по существу процессуальных документов, которая оканчивается резолютивным выводом суда.
Для классификации государственных пошлин существует несколько оснований: в зависимости от того, кто её уплачивает; в зависимости от того, каким образом она рассчитывается; в зависимости от того, является ли они льготной.
В настоящее время понятие, порядок и сроки уплаты государственной пошлины, а также иные связанные с ней вопросы регулируются налоговым законодательством. В свою очередь, вопросы по поводу распределения судебных расходов, в том числе в виде уплаченной государственной пошлины, регулируются гражданским процессуальным законодательством.
Государственная пошлина, уплачиваемая при обращении в суды, является разновидностью налогового сбора, что предопределяет сложности правового регулирования – правовое регулирование государственной пошлины осуществляется во взаимосвязи норм налогового, бюджетного и гражданского процессуального отраслей права.
В рамках исследования нами были выделены ряд особенностей уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, которые во многом базируются на положениях статьи 333.20 НК РФ.