Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации

Ребенок относится к числу физических лиц, которое больше всего подвержено негативному влиянию со стороны общества и государства. Именно поэтому он больше всего нуждается в юридической защите. В виду того, что ребенок не обладает достаточными знаниями, жизненным опытом, а также ограниченной дееспособностью, ребенок не может себя защищать также эффективно, как взрослый человек. Этимология слова «ребенок» имеет два значения: ребенок - маленький мальчик или маленькая девочка; сын или дочь (до отроческого возраста) . В пункте 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)». Признание ребенка полностью дееспособным до совершеннолетия не влияет на возможность рассматривать его как ребенка. Законодательство РФ различает по объему дееспособности – детей до 6 лет, от 6-14 лет, от 14-18 лет. 


Также ребенок может стать полностью дееспособным и до 18 лет при процедуре эмансипации. Международная Конвенция ООН «О правах ребенка» определяет, что ребенком считается любое лицо до 18 лет, кроме случаев, когда по применимому к нему законодательству совершеннолетие наступает раньше. Следовательно, международный правовой документ в отличие от российского законодательства, не разделяет новорожденных, малолетних и несовершеннолетних. Конституционно-правовой статус ребенка закреплен нормами действующей Конституции РФ. Отмечу, что из 49 статьи главы «Права и свободы человека и гражданина» термины «ребенок», «дети» непосредственно используются в трех статьях. Эти три статьи затрагивают основополагающие для определения правового статуса ребенка вопросы: забота о детях (ст. 38), социальная защита детства (ст. 39) и получение образования (ст. 43). 

В остальных статьях главы дети не фигурируют как субъекты регулируемых правоотношений, обозначаясь терминами «гражданин» и «каждый». Итак, статья 7 Конституции РФ определяет социальное государство как субъект, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. В данном случае подразумевается любой человек, в том числе и ребенок. Во 2 части 7 статьи раскрывается механизм, направленный на реализации социальной политики российского государства, а также в ней указывается на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В этой же статье социальная поддержка детей неразрывно связана с поддержкой семьи, материнства и отцовства. Но нельзя не учитывать возможные исключения: социальное сиротство, потеря кормильца, негативное отношение родителей к своим детям и т.д. Чтобы избежать возможных негативных последствий, следует наделить ребенка статусом самостоятельного субъекта социальных отношений, возложив ответственность за его благополучие, помимо родителей, на общество и государство. В рамках конституционно-правового положения ребёнка, основой которого являются его основные права, обязанности и правоспособность, следует различать общий и индивидуальный статусы.

Необходимость выделения общего статуса ребёнка объясняется рядом факторов и связана с особым положением детей в российском законодательстве. Специфика правового положения ребёнка обусловлена определёнными объективными причинами, главная из которых – масштабные изменения в законодательстве о детях, – в результате чего его правовой статус претерпел значительные изменения.
Другими словами, область общественных отношений, регулируемых тем или иным правовым актом, так или иначе влияет на содержание конституционно-правового статуса ребёнка, указывает на его разностороннюю природу правоотношений с его участием. Основанием для выделения общего правового статуса детей служит их личностная характеристика (возраст, состояние здоровья, семейная обстановка и др.). Более того, при определении общего статуса ребёнка необходимо учитывать и тенденции развития смежных наук, таких как медицина, психология, педагогика, влияние которых велико, поскольку статус несовершеннолетних предполагает оценку норм не только правового характера.
Очевидно, что дееспособность ребёнка и совершеннолетнего гражданина различается по своему объёму даже в рамках одной отрасли права, например гражданского.
Общий правовой статус ребёнка является определенной предпосылкой для формирования его специального правового статуса. Содержание общего статуса несовершеннолетнего предопределяет специфику реализации отдельных правомочий ребёнка в различных правоотношениях. Наличие общих прав и обязанностей, составляющих содержание общего статуса детей, влияет на содержание специального статуса ребёнка, направленного на реализацию конкретных правомочий несовершеннолетнего субъекта. Итак, подводя небольшой вывод, можно обозначить следующие характеристики ребенка, выделяющие его как особого участника правовых отношений. Во-первых, детство имеет временные рамки. Следовательно, и правовой статус ребенка ограничен периодом: в российском праве он действует с момента рождения и до совершеннолетия. Во-вторых, несмотря на правоспособность ребенка, которая возникает у него практически сразу после рождения, его возможности в реализации прописанных в законе прав и свобод ограничены из-за физиологических и социально-психологических особенностей, полной или частичной, личной, правовой и социальной зависимости от родителей, а также невысокой гарантированности, обеспеченности юридической базы. В одних случаях это связано с несовершенством правовой базы, в других – с отсутствием реальных условий для защиты прав ребенка. Например, в России нет системы специализированных учреждений, куда мог бы обратиться ребенок любого возраста, чтобы получить временное убежище и юридическую помощь.
На сегодняшний день юридические нормы, регламентирующие правовой статус ребенка не закреплены в каком-то одном нормативно-правовом акте, они «разбросаны» по гражданскому кодексу, семейному, уголовному, трудовому и другим, и в таком случае возникают коллизии и пробелы в правовой базе, где субъектом выступает ребенок. Таким образом, одной из главных особенностей конституционно-правового статуса ребенка является его уязвимость так как, имея равные права с остальными, фактически обладают гораздо меньшими возможностями для их реализации.