Теоретико-методические особенности познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Теоретические основы:
Понимание задержки психического развития (ЗПР):
Задержка психического развития - это состояние, при котором в развитии ребенка наблюдаются отставания в различных областях: когнитивной, эмоциональной, социальной и личностной. Для детей старшего дошкольного возраста это может проявляться в трудностях с обучением, коммуникацией и адаптацией в социальной среде.
Особенности познавательных процессов:
К основным познавательным процессам относятся восприятие, внимание, память, мышление и речь. У детей с ЗПР эти процессы могут быть менее развитыми, и их функциональные характеристики отличаться от нормотипичных сверстников. Например, внимание может быть рассеянным, память – менее долговременной и менее эффективной в организации информации, а мышление – более конкретным и наглядным.
Методические основы:
Индивидуальный подход:
Применение индивидуализированных образовательных программ, учитывающих способность и интересы каждого ребенка. Это помогает создать комфортные условия для познавательной активности и мотивации.
Игровые методы обучения:
Игровая деятельность является основным инструментом обучения в дошкольном возрасте. Игры, направленные на развитие познавательных процессов, должны быть адаптированы с учетом специфики развития детей с ЗПР. Это могут быть настольные игры, ролевые, а также различные виды сюжетных игр, способствующие речевому и социальному развитию.
Развитие сенсорных процессов:
Важным аспектом является работа над развитием сенсорики, что может включать в себя тактильные, зрительные и слуховые упражнения. Это помогает детям лучше ориентироваться в окружающем мире и развивает их способности к восприятию информации.
Обучение через опыт:
Практическое обучение, основанное на непосредственном опыте ребенка, помогает укрепить познавательные процессы. Это могут быть экскурсии, прогулки в природу, опыт работы с различными материалами (песок, вода, природные элементы).
Создание работоспособной среды:
Окружение детей должно быть наполнено образовательными материалами и игровыми элементами, способствующими развитию интереса и познавательной активности. Это может включать сенсорные зоны, уголки для творчества, строительные и конструкторские наборы.
Сотрудничество с родителями:
Важно активно вовлекать родителей в образовательный процесс. Это может быть реализовано через совместные занятия, семинары и консультации, где родителям объясняются методы работы с детьми и предлагаются задания для домашней практики.
1. Задание 1. Мышление «Последовательные картинки».
Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу. Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.
2. Задание 2. Восприятие «Где будильник?».
Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча, садится на пол
3. Задание 3. Речь «Восстанови пропущенное слово».
Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова – теленок; близким по звучанию, например, стол – стон); ребенок должен найти ошибку
4. Задание 4. Внимание (Приложение 1)
Название: «Запомни и расставь точки»
Цель: исследовать у детей объем зрительного внимания.
Оборудование: 8 квадратов с постепенно увеличивающимся числом
точек (от 2 до 9), изображенных на каждом из них; 8 трафаретов для
заполнения; простой карандаш, секундомер.
Процедура и инструкция: Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно на протяжении 2 с. показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по отдельности и после каждого предъявления очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки данного размера в центре пустых клеточек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками- 15 секунд, 8-9 точками -20 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Интерпретация результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено наибольшее количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
- 3 балла - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке более 6 точек, что свидетельствуют о большом объеме внимания.
- 2 балла - 5-6 точек свидетельствуют о среднем объеме внимания.
- 1 балл - 3-4 точки свидетельствуют о малом объеме внимания.
- 0 баллов - менее 3 точек - о крайне низком объеме внимания.
5. Задание 5. Память. Методика «Нелепицы»
Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти.
Материал: картинки, изображающие нелепые ситуации.
Методика проведения: ребенку предлагается посмотреть на картинку, затем картинку у него забирают. Если ребенок в течение 15 секунд молчит, то следует задать следующие вопросы:
- Понравилась ли тебе картинка?
- Анализ проблемы особенностей познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос.
2. Что тебе понравилось?
Если ребенок не начинает перечислять фрагменты ситуации, то задается следующий вопрос.
3. Что там нарисовано?
Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов
4. А еще что? Может быть, вспомнишь?
Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задается вопрос.
5. Смешная картинка?
Если просто утвердительный ответ, то задается новый вопрос.
6. Что же там смешного?
Если нет четкого отношения к ситуации как к нелепой, то задается следующий вопрос.
7. А может быть такое в жизни?
Может быть, здесь что-то перепутано?
Критерии оценки:
При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и его эмоциональная реакция.
I уровень: ребенок сразу оценивает ситуацию как нелепую, перечисляет фрагменты которые запомнил.
II уровень: допускаются неточности.
III уровень: нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой.
- Понятие и причины задержки психического развития.
- Особенности познавательных процессов. У детей с ЗПР наблюдаются специфические особенности в познавательных процессах, которые можно выделить по следующим параметрам:
- Эмоциональная и социальная сфера.
- Педагогические подходы к коррекции. Ключевым аспектом работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР является индивидуальный подход:
Задержка психического развития (ЗПР) — это состояние, характеризующееся отставанием в основных психических функциях (восприятие, внимание, память, мышление) по сравнению с нормами возрастного развития. Причины ЗПР могут быть разнообразными:
- Генетические факторы: Наследственные заболевания или генетические аномалии могут влиять на когнитивное развитие.
- Патологии беременности и родов: Инфекционные заболевания, токсикоз, гипоксия плода могут привести к задержкам в развитии.
- Социально-экономические условия: Недостаток внимания со стороны взрослых, неблагоприятные условия жизни могут негативно сказаться на развивающемся интеллекте ребенка.
2.1 Внимание. Дети с ЗПР могут испытывать трудности с концентрацией внимания. Они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на задании дольше короткого периода времени. Это связано с низкой устойчивостью внимания и трудностями в переключении с одной задачи на другую.
2.2 Память. Детская память в этом возрасте также может иметь нарушения. Запоминание и воспроизведение информации происходит медленнее, что затрудняет усвоение новых знаний. Мнемические способности могут быть связаны с недостаточной развитостью образного мышления.
2.3 Мышление. У детей с задержкой наблюдается преимущественно конкретно-образное мышление, которое не всегда позволяет оперировать абстрактными понятиями. У них может быть затруднено формирование логических связей между объектами и явлениями, что приводит к сложности в решении простых задач.
Проблемы познавательного развития нередко сказываются на эмоциональной сфере. Дети с ЗПР могут испытывать чувство неполноценности или низкую самооценку, что влияет на их социальные взаимодействия. Часто такие дети замыкаются в себе и имеют трудности в общении со сверстниками.
- Игровые методы: Использование игр для развития познавательных процессов. Игры помогают удерживать внимание и развивать память через интересный материал.
- Сенсомоторные упражнения: Занятия, направленные на развитие моторики, способствуют улучшению когнитивных функций.
- Развитие общения: Создание благоприятной атмосферы для социального взаимодействия помогает детям развивать навыки общения.
- Терапия через искусство: Арт-терапия может быть эффективна для выражения чувств и эмоций, что в свою очередь способствует повышению самооценки.
- Особенности познавательных процесов детей старшего дошкольнгого возраста с задержкой психиченского развития.
- При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
- Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов.
- Возникают трудности при выстраивании даже простейших умозаключений. Дети не умеют делать выводы из ситуации, то есть определять зависимость объектов и их свойств.
- Мышление характеризуется стереотипностью, сниженной активностью, непоследовательностью. Дети не умеют проводить сложные многоуровневые операции и делать выводы.
- Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.
- У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже знакомых слов дети допускают ошибки, связанные с неправильным пониманием смысла слова.
- Условия работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Условия работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития включают:
- Учёт психофизических, речевых особенностей и возможностей воспитанников. При проведении любых занятий или игр необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Надо учитывать предпочтение ребёнком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том материале, который ему интересен.
- Создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе. Укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
- Использование дидактических игр и упражнений. 25 Они помогают ребёнку приобрести знания в лёгкой, доступной и непринуждённой форме.
- Закрепление пройденного материала в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Применение максимального количества анализаторов при усвоении нового материала.
- Создание ситуации успеха, поощрение за малейшие дела.
Выводы
В заключение, важно подчеркнуть, что задержка психического развития детей старшего дошкольного возраста требует внимательного и индивидуального подхода в образовательном процессе. Понимание специфики познавательных процессов, таких как внимание, память и мышление, позволяет формировать оптимальные условия для их развития.
Не менее значимыми являются игровые методы обучения, которые не только делают процесс познания увлекательным, но и способствуют социальной адаптации. Игры должны быть адаптированы, чтобы максимально соответствовать интересам и возможностям детей с ЗПР, а также поддерживать их самую активную познавательную деятельность.
Сотрудничество с родителями выступает важным элементом в создании успешного образовательного пространства. Вовлечение родителей не только усиливает поддержку ребенка, но и способствует формированию целостного подхода к его развитию. Создание работоспособной среды, наполненной сенсорными и творческими элементами, открывает новые горизонты для познания и самовыражения детей, что, в свою очередь, ведет к более эффективному развитию их потенциала.