Государственная пошлина в системе судебных расходов

В настоящее время понятие государственной пошлины находится в пункте 1 статьи 333.16 Налогового кодекса (НК) РФ: «Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, представительного органа федеральной территории «Сириус», за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации» [31].

Сразу же хотелось бы отметить, что данное определение, по нашему мнению, сформулировано не достаточно корректно. Считаем, что для полноты определения необходимо указать, на что именно уполномочены государственные и иные органы, то есть, какое именно встречное представление с их стороны следует ожидать лицу, уплатившему государственную пошлину.

Сбор представляет собой обязательный взнос, уплата которого обусловлена совершением в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. В свою очередь, налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, взимаемыми для цели финансового обеспечения деятельности государства. Таким образом, основным отличием сборов от налогов является тот факт, что сборы уплачиваются в связи с конкретными публично-правовыми услугами, оказываемыми плательщику сбора, а налоги – нет.

Ю.В. Ловчикова, рассматривая институт государственной пошлины в налоговом праве, пишет следующее: «Легальное определение государственной пошлины фактически содержит не вполне корректное формулирование объекта обложения этого налогового сбора... объект обложения, который на самом деле в тексте налогово-правовых норм о государственной пошлине не упоминается, подразумевается как некое инициативное обращение плательщика в уполномоченный орган за совершением в отношении него тех или иных юридически значимых действий» [27, с. 279].

В нормах статьи 333.18 НК РФ о порядке и сроках уплаты государственной пошлины, как и в нормах статьи 333.19 НК РФ о размерах государственной пошлины также не раскрывается понятие юридически значимых действий, не дается их перечень. Таким образом, вопрос о том, что является объектом государственной пошлины, является открытым.

Некоторые авторы считают, что государственная пошлина платится за «принятие заявления и возбуждение дела» [9, с. 6]. Другие авторы считают, что государственная пошлина платится за «рассмотрение дела (спора)» [1, с. 87] или за рассмотрение требования, заявления.

В ранее действовавшем ГПК РСФСР указывалось, что «Каждое исковое заявление, первоначальное и встречное, а также заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе, оплачивается государственной пошлиной» [17].

В соответствие со статьей 1 уже утратившего силу Закона «О государственной пошлине»: «Под государственной пошлиной понимается установленный настоящим Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами» [34]. Согласно статье 3 данного Закона: «Государственная пошлина взимается: с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации ...» [34].

Таким образом, вышеназванные нормативно-правовые акты определяли объектом уплаты государственной пошлины исковые и иные заявления, а момент погашения государственной пошлины связывали с результатом принятия данных заявлений.

В соответствие с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда: «под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе» [36]. Таким образом, исходя из смысла данного разъяснения, объектом уплаты государственной пошлины выступает рассмотрение дел или совершение отдельных процессуальных действий.

По нашему мнению, юридически значимые действия – это действия, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий. В.Д. Авдонин под юридически значимыми действиями, ради которых плательщик государственной пошлины её уплачивает, понимает «само возбуждение производства поиску, жалобе заявителя, кроме того ... сами заявления» [3, с. 138].

Считаем, что объектом обложения государственной пошлиной не может являться ни принятие заявления, ни возбуждение дела, ни рассмотрение дела судом, поскольку согласно пункту 1 статьи 333.40 НК РФ: «Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ... прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения...» [31].

Согласимся с авторами, которые под иском понимают «одно из основных средств возбуждения гражданского, арбитражного и судебного административного процесса по конкретному делу, а именно искового производства, приводящее в действие механизм судебной защиты и осуществления правосудия» [65, с. 134]. В связи с этим можно определить в качестве объекта уплаты государственной пошлины совокупность юридически значимых действий (процессуальную деятельность) по рассмотрению по существу процессуальных документов, которая оканчивается резолютивным выводом суда.

Статья 333.17 НК РФ определяет следующее: «1. Плательщиками государственной пошлины признаются:

  • организации;
  • физические лица.
  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;
  • выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой» [31].
  • уплачиваемая организациями;
  • уплачиваемая физическими лицами.
  • фиксированной (не зависящей от цены иска);
  • расчетной (зависящей от цены иска).
  • льготная;
  • не льготная.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:

В зависимости от того, кто уплачивает государственную пошлину, она может быть двух видов:

В зависимости от того, каким образом рассчитывается государственная пошлина, она может быть:

В зависимости от того, имеет ли лицо, уплачивающее государственную пошлину, льготы, она может быть:

Таким образом, для классификации государственных пошлин существует как минимум три основания.

В настоящее время понятие, порядок и сроки уплаты государственной пошлины, а также иные связанные с ней вопросы регулируются налоговым законодательством. Данное обстоятельство обуславливает тот факт, что к правоотношениям по уплате государственной пошлины, возникающим между государством и лицами (её плательщиками), применимы нормы налогового права, а значит данные правоотношения должны осуществляться с учетом принципов, установленных в статье 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» [32]. В свою очередь, вопросы по поводу распределения судебных расходов, в том числе в виде уплаченной государственной пошлины, регулируются гражданским процессуальным законодательством