Результаты ОРД: понятие, принципы, порядок использования
2.1. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и их соотношение с уголовно-процессуальными доказательствами
Недостаток нормативного определения, полученного от выполнения ОРД результата в ФЗ РФ вызывает трудности в практической реализации законодательства. Определение ст. 36.1 УПК РФ вносит уточнение с определением результатов ОРД в качестве данных, которые выявлены законным образам касательно признаков, лиц, имеющих связь с преступной деятельностью.
Современная тенденция и динамика преступности требуют расширения концепции результатов ОРД, включения в определение комплекса сведений, выявляемых на протяжении всего процесса ОРД. Это направлено на обеспечение государственной безопасности в широком смысле, а также регулирования вопросов, касающихся конфискации имущества.В рекомендованном А.А. Ларинковым определении, результаты ОРД рассматриваются как содержащиеся в оперативно-служебных документах или закрепленные на материальных носителях оперативно-розыскные сведения. Они получены уполномоченными органами путем проведения мероприятий ОРД, что выходит за рамки только знаний о преступлениях и лицах, к ним причастных, и включает информацию о событиях или обстоятельствах, создающих угрозы для страны, и данные, связанные с имуществом для конфискации.
Подобное уточнение позволяет расширить правовую основу для оперативной работы и повысить эффективность использования полученных данных в борьбе со сложными и многогранными угрозами современности8.Анализ мнения Барышникова Ю.В. предоставляет возможность для четкого представления сути результатов ОРД. Данные результаты абстрактной совокупностью данных не являются. Они выступают в качестве документально подтвержденных фактов, отображающих реальные события, обстоятельства.
Данные, которые фиксируются в результате реализации ОРМ или их совокупности, необходимы для формирования основы для дальнейших действий в рамках судебной, правоохранительной систем.
Эти результаты могут быть использованы не только для текущего реагирования и противодействия преступности, но и для сбора доказательств, необходимых для уголовного судопроизводства. То есть результаты ОРД должны соответствовать целям, заложенным в ФЗ «Об ОРД», что включает в себя как пресечение и предотвращение правонарушений, так и подготовку материалов для использования в суде.
Получается, что под утверждением Барышникова Ю.В. подразумевается, что ОРД требуется воспринимать в качестве динамичного процесса по получению, упорядочиванию данных, значимых для того, чтобы установить факты преступления, обеспечить обоснованные, законные действия судебной системы, правоохранительных органов9.
Внимательный анализ точки зрения В.И. Зажицкого позволяет глубже понять концепцию результатов ОРД. Под этими результатами он понимает информацию, которая получена благодаря осуществлению ОРМ в контексте конкретного дела. Эта информация является полной и всестороннепроверенной, что позволяет ей служить основой для документального закрепления и дальнейшего ведения оперативных дел.Зажицкий подчеркивает важность документирования показателей процесса по сбору данных, их пригодности для применения в виде ресурса для того, чтобы достичь цели ОРД.
Ключевые цели ОРД – расследование, выявление, профилактика преступлений, прочие направления, указанные в ФЗ «Об ОРД».В контексте уголовного судопроизводства результаты ОРД могут выступать в роли доказательств или информационной поддержки для принятия правовых решений. Важным является и требование о неразглашении информации, которая по закону является государственной тайной, что подчеркивает важность соблюдения информационной безопасности в процессе ОРД.
Таким образом, основываясь на характеристиках, выдвинутых Зажицким, можно утверждать, что результаты ОРД должны быть тщательно проверены, документально оформлены и использованы в строгом соответствии с законодательством, с учетом соблюдения конфиденциальности и без ущерба для государственных интересов10.
Выводы, сделанные на основании информации, указанной выше:В деятельности специализированных оперативных подразделений,уполномоченных на проведение ОРД, ключевым результатом является достижение целей, обозначенных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» Российской Федерации. Эти цели включают в себя комплекс задач:
1. Установление разных подготовительных действий к преступлениям, предупреждение предпринимаемых попыток их реализации, незамедлительное пресечение преступлений, тщательное их раскрытие.
2. Определение и установление личностей, причастных к планированию, исполнению или уже совершивших преступное действие.
3. Поиск, розыск всех лиц, уклоняющихся от правосудия, в т.ч. скрывающихся от органов дознания, суда, следствия, лиц, избегающих отбытия назначенного уголовного наказания, поиск граждан, пропавших без вести.
4. Сбор данных о действиях или бездействии, которые несут потенциальные или реальные угрозы безопасности государства в различных сферах: в военной, экономической, информационной, экологической.
5. Установление имущества, подлежащее конфискации по законодательству.
Все эти аспекты деятельности оперативных подразделений отражают комплексный подход к обеспечению национальной безопасности и борьбе с преступностью, а результаты их работы становятся важной составляющей для эффективного реагирования на угрозы и решения задач, поставленных перед правоохранительными органами.Результаты ОРД несут в себе уникальность, обусловленную множеством факторов. С одной стороны, они определяются целями и задачами уполномоченных органов. С другой — различия могут быть связаны с конкретными ОРМ, применяемыми методами работы и способами конспирации.
Однако в контексте уголовного процесса возникает сложность, связанная с использованием данных результатов в качестве доказательств. В соответствии с существующей практикой, результаты ОРД, как правило, отделяются от предварительного расследования, и не все из них могут быть приравнены к доказательствам, полученным в ходе следственных действий.В соответствии со ст. 89 УПК РФ сведения, которые получены при ОРД, подлежат применению в уголовном процессе при соответствии определенным требованиям, предъявляемым к доказательствам: объективность, законныйсбор, достоверность, отношение к делу, допустимость для рассмотрения в судебном заседании, релевантность, целесообразность.Концепция свободной оценки доказательств предполагает, что достоверность сведений оценивается судьями, прокурорами, следователями и дознавателями на основе их внутреннего убеждения, совокупности предоставленных данных и законодательства.
Важно, что доказательственная важность информации не ограничивается достоверностью ее.
Суд призывает рассматривать все имеющиеся сведения в контексте установления фактов, имеющих значение для уголовного дела, и делать на этой основе заключения о пригодности информации в качестве доказательств.
Таким образом, результаты ОРД потенциально могут быть использованы как доказательства, если они соответствуют строгим критериям, установленным уголовно-процессуальным законодательством, включая их объективный, законный, достоверный и релевантный характер, что способствует законности и справедливости уголовного судопроизводства.Несмотря на очевидные различия между оперативными и следственными действиями, существует некоторая схожесть. Во-первых, они оба преследуют единую цель – борьбу с преступностью. Во-вторых, есть схожесть между оперативно-розыскным мероприятием «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений» (п. 9 ст. 6 ФЗ «Об ОРД») и следственным действием, связанн с обнаружением и наложением ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК РФ), оперативно-розыскные мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» и «снятие информации с технических каналов связи» (п. 10, 11 ст. 6 ФЗ «Об ОРД») и следственное действие «контроль и запись переговоров» (ст. 186 УПК РФ) осуществляются в схожих процедурах и одними и теми же субъектами ОРД. То же можно сказать и о «сборе образцов для сравнительного исследования, исследовании предметов и документов» (п. 3, 5 ст. 6 ФЗ «Об ОРД») ипроведении аналогичных следственных действий, когда привлекаются специалисты для дачи соответствующих заключений.Существует и несколько иной подход к использованию результатов ОРД в качестве доказательств. В частности, в комментариях к УПК РФ отмечается: чтобы стать доказательствами, результаты ОРД должны отвечать ряду условий.
1. Во-первых, эти результаты должны быть получены в ходе выполнения ОРМ, прямо указанных в ст. 6 ФЗ «Об ОРД».
2. Во-вторых, сами эти ОРМ должны быть проведены уполномоченным на то органом, указанным в ФЗ, при наличии законных оснований и в порядке,
предусмотренном ФЗ «Об ОРД».
3. В-третьих, результаты проведенных ОРМ должны найти отражение в оперативно-служебных документах.
Наконец, и это самое главное, оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРМ, могут стать доказательствами в уголовном судопроизводстве только после производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ (ч. 1 ст. 86 УПК РФ).
Преобразование информации из оперативно-розыскной работы в доказательства для уголовного судопроизводства происходит в несколько этапов:
1. Законное выполнение оперативно-розыскных мероприятий: все операции проведены в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, которые регламентируют ОРД.
2. Анализ достоверности и относимости: полученная информация оценивается на соответствие критериям относимости к делу и достоверности. Данный анализ осуществляется следователем или дознавателем в процессе предварительного расследования.
3. Легализация информации за счет реализации следственных действий: принятие решения касательно проведения необходимых следственных действий выполняется для того, чтобы перевести сведения встатус доказательств в уголовном деле. Среди указанных действий можно выделить: экспертизы, осмотры, допросы и пр.
4. Финальное установление доказательства – после следственных мероприятий требуется дополнительная проверка доказательств для установления законодательных требований. При соответствии материалов установленным критериям, появляется возможность для их представления в суде.
Эти этапы образуют цепочку процедур, которая переводит первоначальные оперативные данные в юридически значимые доказательства, пригодные для обоснования решений в рамках уголовного процесса.
2.2. Порядок использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам
Информация, вытекающая из ОРД, представляет собой многофункциональный инструмент, находящий широкое применение в различных аспектах уголовного процесса и за его пределами. Использование этих данных можно выразить через следующий перечень:
1. Как инструмент по планированию, выполнению судебных процессов, следствия: ОРД призвано обеспечивать готовность проводить официальные процессуальные действия с предоставлением значимых данных по преступлениям, лицам, которые участвуют в них.
2. Повод для инициирования уголовного дела: материалы ОРД могут стать основанием для возбуждения дела, если они содержат достаточные данные о факте преступления.
3. В качестве доказательств по уголовным делам: в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, результаты ОРД могут быть адаптированы и представлены в суде в качестве доказательств, подлежащих оценке по релевантным критериям.110
4. Для проведения ОРМ: исходя из оперативной информации, могут быть запланированы и осуществлены мероприятия с целью выявления и предотвращения преступных действий, а также поиска и установления личностей преступников и лиц, избегающих правосудия.
5. При решении разных специализированных вопросов:
о предоставлении доступа к данным, которые относятся к государственной тайне;
о приеме на работу, связанной с эксплуатацией опасных объектов;
об участии в ОРД и ознакомлении с соответствующими материалами;
о взаимодействии с лицами во время реализации оперативных мероприятий, подготовки к этому;
о выдаче лицензий на частную детективную и охранную деятельность.
6. Для обеспечения безопасности органов ОРД: материалыоперативно-розыскной деятельности играют важную роль в защите самих строений и персонала от возможных угроз и рисков, связанных с их деятельностью.
Подобное разностороннее использование результатов ОРД позволяет правоохранительным органам эффективно выполнять свои функции, что в итоге способствует поддержанию правопорядка и обеспечению безопасности общества.
Превращение данных, которые получены при ОРД в обоснованные доказательства непосредственно в уголовном деле требует тотального соблюдения установленным процедурам, содержащимся в Инструкции о предоставлении результатов ОРД. Этапы данного процесса:
1. Составление, подача рапорта: сотрудник, выполняющий ОРД, формирует официальный документ: сообщение или рапорт с фиксацией обнаружения признаков преступления или описанием результатов выполненной работы.
2. Регистрация документов: поступившие рапорт и сообщение проходят обязательную регистрацию для подтверждения их подлинности и
фиксации в системе.
3. Принятие процессуального решения: после регистрации, ответственное руководящее лицо (начальник или его заместитель) органа ОРД издает распоряжение о передаче собранных данных должностным лицам, которые занимаются уголовным процессом – это может быть следователь, дознаватель или суд.
Указанные действия необходимы для правомерного использования результатов ОРД в уголовное судопроизводства, применения их в качестве веских доказательств.
Благодаря вниманию к деталям на всех этапах обеспечивается юридическая значимость, надежность сведений, которые были представлены.Получив результаты оперативно-розыскной деятельности, следователи и дознаватели начинают этап доказывания в рамках уголовного процесса. Этот этап включает в себя систематические действия, предпринимаемые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством:
1. Сбор доказательств. На этом этапе сотрудники
правоохранительных органов ищут, фиксируют и извлекают информацию, которая может быть использована в качестве доказательств в уголовном процессе. Это включает получение показаний, изъятие документов, осмотр места происшествия, экспертизы и другие процедуры.
2. Проверка доказательств. Каждый собранный элемент доказательной базы подвергается тщательному анализу на предмет его достоверности, законности получения и релевантности уголовному делу. Это необходимо для исключения возможности использования недобросовестно полученной информации.
3. Оценка доказательств. После выполнения проверки выполняется оценка с определением значения каждого доказательства для дела. Оценка формируется по взаимной связи, достоверности, полноты доказательств между собой для составления общей картины произошедшего.
4. Установление истины по соответствующему делу. Этот элемент является кульминацией процесса доказывания, когда на основе собранных и оцененных доказательств формируется объективное представление о случившемся. Установление истины - главная задача следствия, предполагающая приближение к объективным обстоятельствам совершения преступления.
Тем самым, результаты ОРД, прошедшие через эти этапы, встраиваются
в процессуальную деятельность и становятся основой для формирования обвинения, вынесения приговора или принятия иного процессуального решения.Только после прохождения данного пути, следователь или дознаватель выносит постановление о приобщении результатов ОРД к материалам уголовного дела в качестве доказательств.Круг дискуссий в уголовно-процессуальной науке о возможности использования результатов ОРД в доказывании расходится от категорического запрета на их использования в доказывании по уголовным делам до необходимости снятия такого запрета. Для полного понимания проблемы необходимо понимать разграничение ОРД от уголовного процессуальной деятельности, усвоить в чем заключается принципиальное различие одной категории от другой.
Оперативно-розыскная деятельность отличается от уголовного судопроизводства уникальностью нормативно-правового регулирования и правовой основой. Уголовное судопроизводство осуществляется в соответствии с УПК РФ, основанного на Конституции РФ, и основано наконституционных и процессуальных принципах (презумпция невиновности, обеспечение права на защиту, свобода оценки доказательств и др.).11
Правовую природу ОРД содержат Конституция РФ, ФЗ «Об ОРД», иные федеральные законы, нормативные акты федеральных органов государственной власти, ведомственные и межведомственные нормативные акты, которые регламентируют организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Информация о проведении негласных ОРМ, в том числе и о результатах ОРД содержит сведения, составляющие государственную тайну, и подлежит рассекречиванию лишь на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об ОРД»). В отличие от уголовного судопроизводства ОРД дополняется принципами конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»).
Так, В.Н. Григорьев пишет, что сущность доказательств, как это вытекает из нормативного оправления, состоит в том, что они представляют единство содержания (фактические данные) и процессуальные формы (указанные в законе источники) (ст. 74 УПК РФ). Ни в материалах уголовного дела в качестве доказательств, ни в делах оперативного учета реальные явления действительности в качестве фактических данных фигурировать не могут, ибо в сознании следователя, оперативного сотрудника существуют образы указанных явлений, а не сама реальность12.
УПК РФ не придает результатам ОРД напрямую статус доказательств. Результаты ОРД по совей правовой природе не могут быть изначально доказательствами, потому как не могут отвечать требованиям доказательств, потому как они получаемы ненадлежащим субъектом и ненадлежащим (не процессуальным) способом.
В итоге, представляемые органу дознания, следователю или в суд результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств.
В соответствии с Инструкцией результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД. Данный рапорт составляется в соответствии со ст. 143 УПК РФ должностным лицом органа, осуществляющего ОРД. В рапорте отражаются обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации.
Процесс представления в виде сообщения о результатах ОРД содержит: рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей; оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД. Представление результатов ОРД для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу совершаются на основании постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
Материалы оперативно-служебной деятельности, включая документацию, фиксирующую результаты ОРД, интегрируются в уголовное судопроизводство в рамках действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ (ст. 84 УПК РФ) как «иные документы». Эти результаты должны быть предметом тщательной верификации со стороны уполномоченных участников уголовного процесса, чтобы соответствовать установленным юридическим критериям доказательств.
Для того, чтобы результаты ОРД признавались пригодными для использования в судебных разбирательствах, они должны пройти проверку, которая включает подтверждение легальности проведения ОРМ, соответствиеих условиям и нормам, а также правомерность процедуры включения их в материалы уголовного дела. Дальнейшая оценка отношения и надежности информации производится в ходе следственных и судебных действий.Важно отметить, что возможность использования результатов ОРД заключается в их роли в сборе, анализе и оценке доказательств, а не в их непосредственном признании в качестве доказательств. Статья 85 УПК РФ уточняет, что доказательственный процесс охватывает именно эти аспекты. ОРД служат направляющей информацией, на основе которой можно определить, какие следственные шаги следует предпринять для дальнейшего сбора улик.
В соответствии с Конституционным Судом РФ, результаты ОРД доказательствами, по сути, не являются. Они предоставляют данные по источникам фактов, подлежащих преобразованию в доказательства при их документировании по требованиям ФЗ «Об ОРД», УПК РФ.Для разрешения вопросов использования результатов ОРД в качестве доказательств предлагается разработать специализированный нормативный комплекс в рамках уголовно-процессуального законодательства, регулирующий процесс сбора, оформления, предъявления, проверки и применения таких результатов.
Конечно, имеет место множество различных точек зрения в ученых кругах на тему использования ОРД в доказательственном процессе, что отражает отсутствие единых стандартов и недопонимание границ между уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной работой. Продолжающаяся дискуссия по этому вопросу способствует улучшению практики и нахождению оптимальных путей решения проблемы, в результате чего повышается качество доказательственной базы в уголовном судопроизводстве.
Таким образом, сведения, которые получены путем ОРД, могут быть
использованы в уголовно-процессуальном доказывании, но только после их
подтверждения следственными органами.
Но здесь возникает самая главная проблема: ведь результаты ОРД, приобретая статус доказательств, не меняют свое содержание, а меняют лишь процессуальную форму, так почему же нельзя упростить данную процедуру и признать результаты ОРД бесспорными доказательствами по уголовному делу?
Позиция известного ученого Доля Е.А. такова: «Доказательство — это всегда единство объективного содержания и субъективной формы». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для доказательства важно не только содержание – объективная сторона, которая не зависит от познающего субъекта, но и процессуальная форма, которая позволяет установить допустимость и достоверность тех или иных сведений.
Конституционный Суд Российской Федерации также высказал свою позицию по данному вопросу, указав на то, что результаты ОРД являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.