Право на социальное обеспечение в РОССИИ
Социальная защита населения представляет собой комплексную систему мер, направленных на поддержку граждан через государственные и общественные инициативы. В эту систему входят различные виды помощи, ориентированные на улучшение условий жизни и обеспечение достойного уровня существования. Одним из ключевых аспектов является социальное обеспечение, которое включает финансовую поддержку людей в периоды старости, при рождении детей, их воспитании и образовании. Также важное значение имеет обеспечение помощи в случае потери трудоспособности, а также доступ к качественным медицинским услугам и лечению. Кроме того, государство стремится разработать и реализовать программы социальной адаптации и интеграции для различных слоев населения, обеспечивая тем самым социальную стабильность и устойчивость общества.[1].
Социальная защита - это широкомасштабная система, организованная обществом и государством, как его структурным элементом, направленная на обеспечение базовых гарантий, необходимых для поддержания достаточного уровня жизни и деятельности граждан, а также их возможностей для самореализации. Эта система не только обеспечивает минимально достаточные условия для существования, но и поддерживает способность каждого человека к саморазвитию и самореализации в социальном и экономическом аспектах.
В научной и практической литературе социальная защита часто характеризуется как комплекс политики и целенаправленных действий, включающих государственные и общественные ресурсы, направленных на ограждение индивидов и социальных групп от различных социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной утрате этими субъектами способности к самостоятельной жизни, экономической независимости и социального благополучия.
Социальная защита также служит инструментом формирования и социализации личности, обеспечивая гражданам конституционные права и способствуя их всестороннему развитию. Она включает в себя меры по поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и не в состоянии справиться с ней самостоятельно. Такая помощь ориентирована на конкретные категории населения и представляет собой адресное вмешательство, направленное на восстановление и поддержку их социального статуса и благополучия.
Социальная защита населения характеризуется распределением материальных ресурсов не за трудовой вклад, а для удовлетворения основных жизненных потребностей различных социальных групп, таких как пожилые, безработные, больные и малообеспеченные люди. В основе такого распределения лежит не экономическая выгода, а социальная справедливость и необходимость поддержки уязвимых слоев населения.
Важным элементом социальной защиты является создание программ занятости и переобучения, реализуемых как государственными, так и частными организациями. Эти программы не только помогают людям найти работу, но и способствуют социальной адаптации и интеграции, повышая их шансы на успешное участие в экономической жизни общества.
Социальная защита также является одним из ключевых факторов национальной безопасности, поскольку способствует снижению социальной напряженности, предотвращает возникновение асоциальных форм поведения, смягчает террористическую и революционную активность, стабилизируя общественный порядок.
В связи с ростом индекса потребительских цен и увеличением минимальной заработной платы социальные стандарты регулярно пересматриваются, чтобы соответствовать требованиям времени и обеспечивать адекватный уровень жизни населения. Эти изменения подчеркивают необходимость постоянного обновления и адаптации социальных программ к современным экономическим и социальным условиям.
В контексте социальной защиты особое внимание уделяется людям, чей социальный статус ослаблен, например, тем, кто страдает от «социальной уязвимости». Это подчеркивает важность индивидуального подхода при реализации социальных программ.
Также важно различать понятия «социальная защита» и «социальное обеспечение», хотя они тесно связаны. Социальное обеспечение часто фокусируется на финансовой поддержке, в то время как социальная защита включает в себя более широкий спектр мер, в том числе социальную работу с населением. Оба аспекта играют важнейшую роль в социальной политике, поскольку направлены на поддержание жизненно важных интересов государства и защиту социально-экономических прав человека.
Социальное обеспечение представляет собой ключевой механизм государственного перераспределения ресурсов, направленный на поддержание социального благополучия граждан в условиях потенциальных социальных рисков. Это достигается путем выделения финансовых ресурсов, направленных на оказание помощи социально уязвимым слоям населения в сохранении их социального статуса. Суть социального обеспечения заключается в предоставлении материальных благ людям, которые по разным причинам не могут сами себя содержать, что способствует повышению уровня жизни человека.
Значение социальной защиты огромно, поскольку она влияет на экономическое развитие страны и способствует общественной стабильности и благополучию. Ключевыми компонентами системы социальной защиты являются создание и поддержка соответствующей структуры и системы помощи населению, включая разработку и реализацию различных социальных программ. Особое внимание уделяется поддержке людей с ограниченными возможностями, обеспечивая им необходимые условия для полноценной жизни.
Органы государственной власти, реализуя функции социальной защиты, действуют по нескольким направлениям: обеспечение функционирования системы социальной защиты, реализация государственных программ в этой сфере, оказание адресной поддержки инвалидам. Таким образом, государство стремится создать условия для социальной защиты каждого гражданина, что является основой для поддержания общественного согласия и развития.[2].
Основными направлениями и приоритетами в области социальной защиты выступают расширение адресной поддержки со стороны государства для социально незащищенных групп и слоев населения, а также усиление эффективности реализации социальных программ и целесообразное распределение финансовых ресурсов, выделенных на социальные нужды. В этом контексте важно отметить стремление к повышению качества жизни уязвимых граждан через обеспечение более высоких социальных гарантий и оптимизацию существующих механизмов социальной поддержки.
Одной из главных задач в данной области является национальная поддержка малообеспеченных и уязвимых групп населения, улучшение условий их жизни через повышение минимальных социальных стандартов, предоставляемых государством. Планируется также проведение реформы системы социальной защиты, направленной на достижение более высокого уровня соответствия социальных гарантий современным требованиям качества жизни, а также на усиление системы социальных выплат и защиты доходов граждан. Эти изменения направлены на предотвращение последствий инфляции и повышение жизненного уровня населения.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет основные принципы социальной политики страны и подчеркивает обязанность государства гарантировать достойные условия для всех граждан. Это предусматривает обязательства перед пожилыми, инвалидами, семьями с детьми и другими уязвимыми категориями, что подтверждает стремление к созданию более справедливой и инклюзивной социальной системы.[3].
Меры социальной защиты затрагивают все аспекты человеческого существования: профессиональную деятельность, досуг, возможности получения образования, доступ к медицинским услугам, жилищные условия, вопросы наследования и продолжения рода, а также социальное обеспечение. Это представляет собой комплексный подход к обеспечению достойного качества жизни каждого человека.
В современном мире законодательная база стремительно развивается, о чем свидетельствует конституционная реформа 2020 года. Эти изменения коснулись и тех статей Конституции, которые касаются основных прав и свобод граждан. Эти права играют важнейшую роль в социальной, экономической и культурной сферах жизни, предоставляя человеку возможность защищать свои основные потребности и интересы.
В современном обществе часто встречаются ситуации, когда люди не имеют достаточных ресурсов для полного удовлетворения своих основных жизненных потребностей. Это приводит к формированию категории «люди с ограниченными возможностями», подчеркивая их особое положение в социальной структуре. В таких условиях ограничения защита индивидуальных свобод и учет интересов различных социальных групп приобретают особую значимость. Миссия общества предполагает обеспечение защиты основных прав человека и борьбу с проявлениями социальной несправедливости и экономического давления, что способствует повышению социальной стабильности и общей гармонии.
Социальные права человека в широком смысле включают в себя все те социальные взаимодействия, которые направлены на удовлетворение разнообразных потребностей людей и затрагивают всех без исключения. В более узком смысле социальные права можно определить как набор прав, обеспечивающих индивидуальную социальную свободу. Эти права играют важнейшую роль в поддержании личного достоинства и обеспечении равных возможностей для всех членов общества, поддерживая их способность участвовать в социальной жизни на равных условиях.[4].
Конституция Российской Федерации устанавливает основные социальные права, в том числе право на труд, где каждый может свободно выбирать работу без наказания за отказ от нее. Трудовой кодекс ограничивает продолжительность рабочего дня 40 часами в неделю и поддерживает право на отдых. Также закреплено право на социальное обеспечение, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того, закон предусматривает права инвалидов и пожилых людей, включая доступ к социальным услугам. Права на жилище, здравоохранение и чистую окружающую среду гарантируются соответствующими статьями Конституции РФ. Хотя определение социального государства не детализировано, оно подразумевает создание условий для достойной жизни.[5].
При этом следует отметить, что «конституционные права граждан на социальное обеспечение являются основным препятствием, позволяющим говорить о социальной природе государства. Часто противоречащие друг другу идеи, мышление, понимание тех или иных тенденций в структуре государства, составление концепции социального государства, являются лишь отдельными элементами».
Нам это высказывание кажется слишком, мягко говоря, наукообразным, попросту неким набором слов. Важнейшей задачей является создание системы независимой оценки качества социальных институтов. Этот механизм позволит заинтересованным субъектам увязать свои средства с результатами своей работы, а это значит, по мнению ученых, что бюджетная сеть будет оптимизирована и эффективна.
Социальное государство структурирует общественную жизнь на макроуровне в рамках конституционных норм. В условиях глобальных кризисов и снижения уровня жизни населения основное внимание уделяется искоренению бедности, созданию качественных рабочих мест и укреплению управления в сфере социального обеспечения. Конституция Российской Федерации гарантирует право на социальную защиту, включая пенсионное обеспечение, трудовые пенсии, социальные и страховые выплаты и услуги. Значительную роль в социальной политике играют указы Президента РФ, имеющие существенное правовое значение.
Назовем следующие указы Президента РФ:
– Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»[6];
– Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации» и многие другие нормативные указы Президента[7].
Правительство РФ обладает полномочиями принимать решения, регулирующие исполнение законодательства в сфере социальной защиты населения, например, о пенсиях и пособиях. В литературе отмечается, что изменения в социальной политике связаны с необходимостью превращения России в социальное государство, особенно в условиях того, что минимальный размер оплаты труда зачастую был ниже прожиточного минимума. Основным органом, отвечающим за социальную политику, является Министерство труда и социальной защиты. На региональном уровне соответствующие полномочия обеспечиваются региональными бюджетами, а также программами поддержки, например, малообеспеченных матерей-одиночек, реализуемыми на всех уровнях управления.
Предоставление социальной помощи указанным категориям граждан на федеральном уровне регулируется Федеральным законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ №178)[8].
Безусловно, наиважнейшими критериями социально-экономического развития государства в настоящее время выступают такие критерии, как:
– обеспечение защиты граждан;
– создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни граждан;
– повышение качества жизни населения.
Многие исследователи подчеркивают тесную связь между уровнем и качеством жизни, что приводит к созданию различных индексов, отражающих материальное благополучие населения. Эти индексы оценивают как экономическое развитие страны, так и уровень доходов ее граждан. В условиях Российской Федерации социальная защита регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях, что закреплено в статье 72 Конституции РФ. Это положение подчеркивает совместные усилия и ответственность Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты населения.
Таким образом, качество жизни населения становится важным показателем социально-экономического развития страны. В ответ на эти вызовы социологи и экономисты разрабатывают сложные методики измерения как общего уровня благосостояния граждан, так и их удовлетворенности жизнью. Эти методики позволяют государству более целенаправленно формировать политику социальной защиты с учетом потребностей различных слоев населения.[9].
Иными словами, законодательное регулирование и обеспечение законности в сфере социальной защиты населения осуществляется не только федеральным законодательством, но и актами субъектов Федерации. Речь идет о двойственности правовых норм в области социальной защиты. Между тем, совместные полномочия требуют четкого разделения, чтобы федеральные и региональные органы власти стремились к взаимоувязанному совместному решению возникающих проблем в сфере социальной защиты населения из «источником доходов бюджетов всех уровней»[10].
Деятельность субъектов федерации направлена, прежде всего, на реализацию и применение законодательных норм, регулирующих вопросы народонаселения и социальной поддержки на основе Федерального нормативного акта. В то же время эти действия адаптированы к уникальным условиям и потребностям каждого региона, что способствует формированию основы для развития законодательной и правоприменительной базы на местном уровне в сферах, связанных с населением и социальной защитой.
С точки зрения регионального управления, правовое регулирование социальной защиты населения не ограничивается федеральными законодательными актами, но также включает в себя нормативные акты субъектов федерации и органов местного самоуправления, именуемых в совокупности органами государственной власти. Это подчеркивает необходимость интеграции и инноваций в социальной сфере, поскольку меняющиеся социальные, экономические и политические условия постоянно предъявляют новые и повышенные требования к качеству и доступности социальных услуг.
Кроме того, важным аспектом является обеспечение гибкости и адаптации законодательства к реалиям каждого конкретного региона, что позволяет более эффективно реагировать на местные потребности и проблемы. В конечном итоге такое стремление к адаптации и инновациям в законодательной и правоприменительной сферах служит прочным фундаментом для устойчивого развития социальной защиты населения на региональном уровне.
[1] Волгин, Н. А. Социальная политика: учебник / Н. А. Волгин. – М.: Экзамен, 2018. – 450 с.
[2] Биндар, Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии / Л. Биндар // Человек и труд. – 2019. – № 1. – С. 40–46.
[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 11. — Ст. 1416.
[4] Геворкьян, Д. П. Становление законодательства о социальном обеспечении / Д. П. Геворкьян // Социальное и пенсионное право. – 2018. – № 2. – С. 29–41.
[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 11. — Ст. 1416.
[6] Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (ред. от 23.01.2024) // СПС «Консультант» (дата обращения 20.03.2024)
[7] Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей» (ред. от 31.10.2018) // СПС «Консультант» (дата обращения 20.03.2024)
[8] Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 14.02.2024) // СПС «Консультант» (дата обращения 20.03.2024)
[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 11. — Ст. 1416.
[10] Бабич, А. М., Егоров, Е. Н., Жильцов, Е. Н. Экономика социального страхования: курс лекций / А. М. Бабич, Е. Н. Егоров, Е. Н. Жильцов. – М. : ТЕИС, 2018. – 256 с.