​ Психологический анализ самовольных уходов из дома и детского дома

1.2.1 Причины и факторы самовольных уходов из дома и детского дома, совершаемых подростками из различных типов семей

Не взирая на особенности детей в разных семьях и воспитанников детских домов, далеко не все из них склонны к самовольным уходам.

С.А. Игумнов полагает, что обычно подросток покидает детский дом из-за обстоятельств, мешающих его удовлетворенности.

  • Основные причины ухода ребенка из детского дома:
  • Стремление покинуть небезопасную среду;
  • Ущемление прав подростка со стороны педагогов, старших товарищей,
  • Буллинг,
  • Избегание наказания,
  • Привлечение внимания,
  • Поиск новой среды, в которой он сможет начать все заново,
  • Поиск развлечений,
  • Реакция на возрастной кризис. [18,с.90]

Перечислим внешние причины (влияние взрослых) самовольного ухода подростка из дома или детского дома, согласно исследованию М.А. Ковальчук:

  • Слабый контроль за поведением подростка,
  • Незнакомство родителей/воспитателей с друзьями и окружением подростка,
  • Внушение ребенку чувства неполноценности (ребенок ощущает себя никчемным, неудачником),
  • Непринятие интересов и увлечений подростка. [19,с.77]

Также следует перечислить отдельные случаи отсутствия ребенка дома или в детском учреждении, но, как правило, такие случаи имеют криминальный характер и не являются самовольными уходами в полном понимании термина:

  • Похищение подростка,
  • Провокация со стороны взрослых, допускающих недостойное обращение с подростками,
  • Вовлечение подростков в коммерческую сексуальную эксплуатацию. [10,с.112]

1.2.2 Психологические особенности подростков, совершающих самовольные уходы из дома и детского дома

Анализируя психологические особенности подростков, склонных к самовольным уходам из дома и детского дома, можно обнаружить нарушения в детско-родительских отношениях.

Согласно Н.Ф. Дивицыной, стиль поведения, при котором подростки позволяли себе вольготно и свободно проводить время дома, обусловливает реакции на стрессовые ситуации в виде самовольных уходов из дома. Стрессовые ситуации могут быть любые – от потери неких благ (лишили сладкого, компьютера) до острого конфликта с родителями, насилия, криминальных ситуаций в семье.[15,с.65]

Психологические травмы в таких случаях носят хронический характер: насилие в семьях совершается регулярно, неудовлетворенность ребенка своим нахождением в семье также растет. Его базовые потребности не удовлетворяются, а отношения родителей и детей со временем становятся все напряженнее. [7,с.14]

Под влиянием спектра обстоятельств подростки могут совершать самовольные уходы из дома или детского дома.

Согласно исследованию О.Понятовской, воспитанники, покидающие самовольно детский дом, условно подразделяются на две категории:

1. Воспитанники, совершающие самовольные уходы «систематически». Такие дети обычно рано социализируются и формируют стиль поведения. Нередко у них асоциальный тип личности, девиантное и делинквентное поведение. Подростки, несмотря на деланую взрослость, очень инфантильны, обидчивы и раздражительны. Они стремятся уйти от регламентированности режима, нарушать запреты, демонстрировать свою автономность от взрослых. Одной из их главных потребностей является праздность. Такие дети подвержены ранней алкоголизацией, употреблением наркотиков. Также среди таких подростков регистрируют многочисленные правонарушения. [29,с.66]

2. Воспитанники, совершающие единичный эпизод самовольного ухода. У таких детей обычно имеются сформированные ценностные ориентации, самоконтроль, способность к рефлексии и самокритике, уважение к старшим. Потребность самоутверждения они реализуют путем личных достижений (побед на соревнованиях, в олимпиадах). Эти подростки понимают важность получения образования, стремятся достигнуть определенных высот в этой сфере, получить профессию, самореализоваться. Уходы из детских учреждений совершаются ими под влиянием стрессовой ситуации – проблем в коммуникации со сверстниками, непонимания со стороны взрослых.[29,с.77]

По мнению М.И. Рожкова, неумение постоять за себя, сказать об истинных чувствах постепенно способствуют накоплению внутренней агрессии. Если к этому добавляется попустительское отношение родителей или учителей, может возникнуть чувство непонятости, ненужности, одиночества. Это отрицательно сказывается на учебной и поведенческой мотивации подростка. [33]

Нарастающее чувство отверженности усугубляется групповым давлением и издевками сверстников, последней каплей может стать крушение последних надежд, продление срока реабилитации, или отказ в актуальном на данный момент импульсивном желании, в прогулке или свободном перемещении.

Т.И. Шульга полагает, что личность подростка перегружена негативом, последний крик о помощи, это угрозы. Воспитанники нередко начинают проговаривать вслух свои желания «Я сбегу». [36,с.123]

Если ситуация не меняется и поддержки ждать не от кого, или она является недостаточной, неизбежно совершение подростком самовольного ухода. Рационализм собственных действий и критичность поступков отодвигается на задний план. Воспитанник совершает побег.[8,с.79]

По мнению А.В. Колодиной у подростков совершающих самовольные уходы выявлена выраженная личностная тревожность, неуверенность в себе, личностные негативные эмоциональные переживания, неустойчивый циклоидный тип акцентуации характера. Такие подростки почти всегда не уверенны в себе, в силу чего легко попадают под влияние сверстников и взрослых, не умеют отстаивать собственную точку зрения, часто безответственны и импульсивны. При этом они готовы прийти на помощь, способны быть доброжелательными, общительными и самостоятельными, ценят дружбу. [21]

Согласно исследованию Андронниковой О.О. у подростков склонных к самовольным уходам из дома так же выявлено несколько личностных особенностей, таких как потребительская мотивация, регрессивный и импульсивный тип мотивационных профилей, склонность к поиску новых ощущений, комфортность жизненной ситуации, имеет место напряженность почти всех акцентуаций характера (возбуждающая, застревающая и тревожная), девушки склонны к экстрапунитивному типу бегства (заработать деньги и свободно проводить время), юноши к импунитивному типу (стремление избежать наказания, проблемы в обучении и конфликты в школе), подростки плохо понимают связь между своим поведением и последствиями своих действий.[3]

Анализ работы Н.Б. Гребенникова, Г.В. Каршевой и Е.Ю. Черемисиной показывает тесную взаимосвязь между стилями детско-родительских (педагогических) отношений и риском совершения подростком самовольного ухода из дома и детского дама. В результате исследования были выявлены следующие взаимосвязи:

– авторитарный и попустительский стиль взаимодействия педагогов с подростками формируют у воспитанников иждивенческую позицию и протестное поведение;

– нестабильное эмоциональное состояние воспитателей влияет на развитие тревожности и неуверенности в себе;

– отсутствие позитивного подхода в воспитании не позволяет подросткам опираться на ресурсы и самостоятельно строить перспективные жизненные планы.[3]

Опираясь на вышесказанное можно сказать о том что подростки совершающие побеги имеют личностные особенности, такие как неуверенность в себе, тревожность и негативные эмоциональные переживания. Так же существует тесная взаимосвязь между стилями детско-родительских (педагогических) отношений и риском совершения подростком самовольного ухода из дома и детского дама, которую мы будем учитывать в нашем исследовании.

В ходе нашего исследования мы будем рассматривать негативное самоотношение подростка, плохую социально-психологическую адаптацию ребенка к среде, которая его окружает и склонность к отклоняющемуся поведению как причины совершения самовольных уходов. Из причин и факторов самовольных уходов будем рассматривать окружение подростка с точки зрения влияния его на несовершеннолетнего: состав семьи, уровень материального благополучия, характер взаимоотношений с родственниками, с одноклассниками, учителями в школе, воспитателями детского дома, а так же со значимыми взрослыми, друзьями, другими сверстниками.

1.2.3 Детско-родительские отношения подростков из разных типов семей, совершающие самовольные уходы из дома и детского дома на основе анализа современных исследований.

1.2.3.1 Понятие детско-родительских отношений

Родительское отношение – совокупность родительского отношения к ребенку, восприятия ребенка и способов поведения с ним.

Б.П. Прудников определяет «отношение» как субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия индивида со средой. [30,с.23]

В семье как ячейке общества принято говорить не об отношениях, а о взаимоотношениях (взаимной позиции членов семьи относительно других).

Как говорилось выше, семья – важнейшая ценность в жизни каждого человека. С момента рождения любой человек обладает определенным семейным статусом.

С точки зрения Л.Б. Филонова, детско-родительские отношения определяются определенными характеристиками семьи, в которых родитель определяется как субъект отношений, а ребенок – объект влияния. Их взаимоотношения и взаимовлияние закладывают суть детско-родительских отношений. [35,с.33]

Стиль семейного воспитания по А.А. Реан – основа формирования личности ребенка и своеобразная характеристика личности родителя. Для гармоничного воспитания ребенка необходима общность воспитательных позиций обоих родителей, которыми определяется общий стиль воспитания. [31,с.77]

В науке описаны оптимальные и неоптимальные стили родительского поведения. В общем виде оптимальная родительская позиция коррелируется с требованиями адекватности, гибкости и прогностичности. Это означает принятие родителями индивидуальности своего ребенка, максимальное участие в его жизни, интерес к его увлечениям и способность подстраиваться под обстоятельства совместной жизни с ребенком.

Согласно исследованию Л.Я. Олифиренко, прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Именно таким способом устанавливается оптимальная дистанция между детьми и родителями, удовлетворяются потребности ребенка в автономности. [26,с.99]

Дисгармоничные семьи не отвечают выдвинутым требованиям родительской позиции, в них наблюдается изменение родительских позиций по одному или всем пунктам. Детско-родительские отношения неадекватны, негибки и не отличаются прогностичностью.

С учетом взаимозависимости отношений в семье, родительскую воспитательную позицию легко проследить по поведению ребенка. Роль ребенка определяется как совокупность шаблонов поведения в отношении ребенка, принятые в семье.

1.2.3.2 Анализ современных исследований детско-родительских отношений подростков, совершающих самовольные уходы

Современные исследования детско-родительских отношений в семьях, где подростки совершают самовольные уходы из дома, позволили выделить стили воспитания, преобладающие в таких семьях.

Все эти стили объединены одним фактором – отсутствием единого подхода к воспитанию. Рассмотрим такие стили воспитания более подробно:

По мнению Ю.С. Бутузовой, хаотический стиль (непоследовательное руководство) – к ребенку не предъявляются стабильные, четко выраженные требования. У родителей нет единой концепции воспитания, часто возникают разногласия в выборе воспитательных средств. Такой стиль воспитания не удовлетворяет стремления личности ребенка к стабильности и упорядоченности. [9]

А.Г. Грицай описывает опекающий стиль. При таком стиле воспитания родители постоянно контролируют ребенка, стремятся все делать за него. Его самостоятельность полностью ограничена. Результат гиперопеки – эмоциональная, социальная незрелость, завышенная, неадекватная самооценка, тревожность. [12]

С точки зрения В. Мухиной стиль детско-родительских отношений формируется не только общественными нормами, традициями, но и педагогической позицией родителя, его пониманием того, как должна выглядеть семья и по какому принципу в ней должны строиться отношения.

В воспитательном процессе крайне важна роль личности воспитывающего – дети как губки впитывают то, что им демонстрируют взрослые. Личный пример – основа основ любого воспитания.

Варианты родительского поведения по В. Мухиной и Л.Проценко:

  • Строгий: родителю присущи силовые, деспотические методы, навязывание ребенку своей воли путем подавления его собственной инициативы.
  • Объяснительный: родитель артикулирует свою точку зрения, способен на диалог, с уважением относится к ребенку и старается словесно донести до него «истину».
  • Автономный: родитель предпочитает уйти в тень, отстраниться, предлагая ребенку воспитать себя самому.
  • Компромиссный: стремясь озадачить ребенка непривлекательной для него работой, родитель выражает готовность поучаствовать в выполнении задания, взять на себя часть трудностей, стать с ребенком одной командой.
  • Содействующий: родитель участливо относится к нуждам и потребностям ребенка и старается удовлетворить их, помочь в той или иной ситуации.
  • Сочувствующий: родитель сочувствует ребенку, но лишь в теории. На практике он не готов предпринимать каких-либо действий.
  • Потакающий: родитель, «не щадящий живота своего», исполняющий все пожелания ребенка. Как правило, ребенок для того родителя становится чем-то вроде предмета культа, и родитель целиком отдается служению.
  • Ситуативный: родитель не придерживается однозначно принятой концепции воспитания и применяет воспитательные маневры того или иного стиля в зависимости от ситуации.
  • Зависимый: родитель не уверен в себе, а потому перепоручает воспитание ребенка окружению, педагогам, гувернерам. [24, с. 116]

Таким образом, педагогическая позиция любого родителя находит выражение в манере его родительского поведения, в его взаимоотношениях с ребенком.

Целенаправленные воспитательные «моменты», направленные на развитие конкретного качества ребенка, необязательно присутствуют в каждой семье. Обычно меры воздействия детей проявляются в виде требований, поощрений, наказаний и запретов.

Многие специалисты (в частности, С.А. Игумнов) выступают против наказания как меры воздействия, полагая, что любая воспитательная задача может быть решена при помощи добра и ласки. Другие специалисты возражают: безнаказанность есть зло, а наказание – такой же естественный метод как и любой другой. [18,с.77]

Наказание помогает ребенку осознать неправильность своего поступка, почувствовать вину и уяснить, что подобным образом вести себя не следует. Разумеется, речь идет о справедливом и педагогичном наказании. Наказание в состоянии озлобленности, усталости, раздражения неприемлимо и недопустимо.

Специалисты признают, что поощрение как воспитательный метод более действенно, чем наказание, его стимулирующая роль состоит в том, что оно содержит одобрение поведения или поступка ребенка, ориентируя его на правильное развитие. Тем не менее, с поощрением, как и с наказанием, не следует перебарщивать, поскольку поощрять нужно далеко не каждое действие ребенка.

В различных семьях практикуются различные стили воспитания. Под стилем воспитания подразумевают такую стратегию воспитания, при котором родительское поведение имеет особые, отличительные черты.

М.И. Рожков приводит классификацию стилей семейного воспитания, наиболее часто встречающихся в семьях:

1. Демократический (разумная любовь). Данный стиль воспитания предусматривает эмоциональную близость в детьми, принятие, тепло и любовь. Модель общения с ребенком – личностно-ориентированная. Тип личностного развития ребенка оптимальный (чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение);

2. Авторитарный (автократический; диктат). Эмоциональная близость с детьми снижена или отсутствует вовсе. Поведение родителей отличается строгостью, авторитаризмом. Модель общения с ребенком – дисциплинарная, между родителями и детьми присутствует холодность, дистанцирование. Результатом такого воспитания являются такие характеристики личности как пассивность, пугливость, агрессивность, низкая самооценка.

3. Гиперопека – излишняя забота о детям. К детям практически не предъявляется требований, зато контроль чрезмерный. Как говорилось выше, при таком стиле воспитания логично ожидать, что ребенок вырастет невротиком с неадекватно завышенной самооценкой.

4. Гиперопека (потворствующая гиперопека; «кумир семьи») – при рассматриваемом стиле семейного воспитания, наблюдается обожание и любование ребенком. Модель общения – «жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и прихотей ребенка).

5. гиперсоциализация – высокие требования к ребенку. Родители все свои усилия направляют на успешность ребенка, его успехи и достижения. Вследствие такого смещения фокуса воспитательной позиции родителей ребенок вырастает мнительным и тревожным.

6. Анархический – требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним «заискивающая» (некритичное отношение). Ребенок вырастает эгоистичным, приспособленцем.

7. Гипопротекция (безнадзорность) – отсутствие интереса к ребенку. Ребенок растет сам по себе. Требования и контроль к ребенку отсутствуют. Результат такого воспитания: непредсказуемость, асоциативность ребенка.

8. Эмоциональное отвержение – отсутствие эмоциональной близости с ребенком. Наказания жестокие, неадекватные. К ребенку предъявляются непомерно высокие требования. Ребенок вырастает мечтательным, но жестоким.

9. Жестокое обращение (агрессивный) – требования к ребенку отсутствуют, зато присутствуют наказания за малейшую провинность. Родители враждебно относятся к ребенку. Результат воспитания: жестокость, агрессивность объекта воспитания. [33,с.145-155]

Таким образом, в семьях могут проявляться как один, так и несколько (смешанный вариант) стиль детско-родительских отношений.

1.2.3.3 Факторы риска, влияющие на детско-родительские отношения с подростками, совершающими самовольный уход из дома и детского дома

В данном параграфе рассмотрим факторы, влияющие на семью и вызывающие неблагополучие в семье, вследствие которого подростки из такой семьи совершают самовольный уход из дома.

А.В. Колодина в своем исследовании указывает на тесную связь стилей детско-родительских отношений в семье подростка с его переживаниями. Отсутствие удовлетворенности отношений с отцом, дистанцированность родителей от подростка, непоследовательность воспитательных действий, высокий уровень конфликтности в семье формируют отрицательное восприятие подростком собственной семьи, стимулируют переживание собственной неполноценности и ненужности. Потенциалом стабилизации семейных взаимоотношений является выраженная ориентация на согласие с матерью. Следовательно, несмотря на существующие проблемы в детско-родительских отношениях в семьях данной группы подростков, мать выступает для них авторитетом, подростки стремятся к взаимодействию с ней. Таким образом, доброжелательное отношение матери, ее принятие, тепло и внимание могут способствовать коррекции поведения и личности таких подростков. [21]

В связи с возросшими социально – экономическими трудностями семьи сталкиваются с широким сектором проблем. Это ведет к снижению воспитательного потенциала семьи.

Подразумевается, что категории семей группы риска находятся под воздействием некоторых негативных факторов. При этом, согласно исследованию Л.Я. Олифиренко, речь фактически идет о двух аспектах:

1. Риск для физического и психического здоровья подростка. Это понятие позволило выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и детей, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

2. Риск, которому семьи подвергаются в обществе, под воздействием различных факторов риска. [26]

С течением времени значение этой возможности не только не снижалось, но и наоборот - росла пропорционально увеличению количества применяемых социумом технологий и их сложности. Процессы трансфера знаний и навыков систематизированы и реализуются в системе образования. Важным свойством образования является ее квалификационная структура, которая позволяет выделить основные элементы образовательной системы в их соответствии с потребностями воспроизводства общества. Так, начальное образование отвечает за базисную социализацию человека, а среднее образование - за приобретение совокупности знаний и навыков, необходимых для образования трудовых ресурсов. Функции локомотива социально - экономического развития в этой структуре выполняет высшее образование. Теоретические разработки западных экономистов позволяют подчеркнуть минимум три основные механизмы, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие.

Проблемы воспитания в семье различаются по форме и типам отклонений. Нередко можно встретить семьи с нестабильным стилем воспитания, чрезмерностью или, напротив, недостаточностью требований к ребенку, гиперопекой и жесткостью к ребенку, реализация своих комплексов через ребенка. Если эти факторы определяют стиль воспитания в семье, то последняя переходит в группу риска, поскольку угрожает физическому и психологическому благополучию членов семьи [15]

Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных факторов, в частности: влияние научно - технического прогресса, формирует новые виды услуг ; масштабная структурно - технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70 -80 -е годы, связана с экономическим кризисом ; урбанизация, порождает дополнительные потребности в услугах, прежде бытовых и социальных ; массовая автомобилизация и компьютеризация, сформировали специальный сектор экономики услуг, увеличение расходов на услуги, связанные с формированием и развитием человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальное обслуживание ) ; благоприятное ресурсное обеспечение, связанное с высокой нормой прибыли, быстрой окупаемостью, обеспечением рабочей силой.

По мнению Н.Я. Ротановой, видов семейного неблагополучия существует множество. Неблагополучие может быть открытым или менее очевидным, но во всех случаях оно представляет риск для благополучия ребенка. К видам семейного неблагополучия относятся:

Слово психология происходит от греческих слов psyche - душа и logos - учение.По϶тому первое определение ϶та наука получила как учение о душе. Понятие «душа» носило религиозный и идеалистический характер и не всегда отражало сущность тех или иных явлений.Сегодня научная психология в понятии «душа» объединяет все психические проявления человека, или психику. Термин «психология» сохраняется как дань уважения к древним мыслителям. Любой - наука начинается с ф

актов.Фактами для психологии является психика или психическую жизнь человека. Психика - ϶то свойство высокоорганизованной материи отражать объекты действительности. Психика человека состоит из 3 групп фактов:- психические процессы;- психические состояния;- психические свойства.Психические процессы иногда называют психическими функциями. Они являются первичными регуляторами поведения человека. В них отчетливо выявить начало, прохождения и завершения. Есть психические процессы имеют динамические характеристики - продолжит

ельность и устойчивость.Психические процессы разделяют на две группы: познавательные, или когнитивные, и ϶моционально - волевые. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. К ϶моционально-волевых - ϶моции, чувства, воля.Психические состояния - ϶то относительно статические и устойчивые психические образования. Они, как прав

ило, не осознаются человеком.Примером психических состояний могут быть настроение, бодрость, усталость, апатия, депрессия, ϶йфория, страх, сосредоточенность, тревога, паника. Все они характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью, интенсивностью.Психические свойства - субъективные особенности, определяющие успешность деятельности человека. Они харак ¬ теризуються постоянством и формируются в процессе упорной деятельности. По϶тому можно выделить

такие психические свойства: восприимчивость, чувственность, ϶моциональность, холод ¬ ность, рассудительность, настойчивость, вдумчивость, инициатив ¬ ность, исполнительность, ответственность, безответственность и т.д.Выявлен факт не всегда может стать предметом научного исследования. Для того чтобы факту заинтересовалась наука, он повторяться, и повторяться закономерно. Например, после упорной и тяжелой работы закономерно наступ

ает усталость.Каждое психическое явление имеет свой четко определенный механизм. В психике человека выделяют три механизма: отражение, проектирование и опредмечивания.Дисплей - ϶то общее свойство материи воспроизводить объективную действительность. Психическое отражение - не просто воспроизведение действительности, но и создание образов чувственного, логического и мнимого характера. Эти образы находят воплощение в продуктах культуры человека. Психическое отражение имеет объективную детерминацию, всегда активное, имеет опережающий характер и постоянно развивается.Проектирование - ϶то совокупность определенных действий по созданию образов в

соответствии с целью деятельности.Созданные образы могут быть зафиксированы на бумаге в виде схем, чертежей, планов и т.д., что позже будет материализованное, т.е. будет создан определенный объект (сооружение, техническое устройство), что обеспечит удовлетворение определенных потребностей.Опредмечивания - ϶то проц

есс воплощения человеческих душевных сил в образ застывшей предметности.Благодаря ϶тому образы проектирования находят воплощение в определенных объектах материальной ку.

  • социальное неблагополучие (неполнота семьи, безработица родителей, асоциальный образ жизни родителей);
  • морально-психологическое неблагополучие (устойчивый конфликт между членами семьи, агрессивность в процессе коммуницирования внутри семьи и вне её, тревожные состояния у детей и взрослых, кризисы взаимопонимании, эмоциональная глухота взрослых и детей и пр.);
  • экономическое, финансовое неблагополучие (снижение экономического уровня жизни семьи, бедность, безработица взрослых и пр.);
  • информационное неблагополучие (отсутствие возможности получения информации, необходимой для установления семейного благополучия, в том числе – информации о ребёнке, его безопасности, о путях и способах его воспитания, о его школьной жизни, здоровье и пр.[34]

Сегодня одной из наиболее острых проблем экономического развития, усиливает существование других проблем и, в отношении которого, современный мир не имеет модели решения - это растущий разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами, в которых проживает большая часть населения планеты. Проблема экономического неравенства не обошла и Европейский Союз. Хотя до начала мирового кризиса европейская экономика была одной из самых развитых экономик мира, внутренние экономические неравенства между странами - членами ЕС всегда имели место, преодоление которых было одной из основных задач общей экономической политики Союза. В современных условиях глобального быстроменяющейся рыночной среды растет значимость такого аспекта деятельности экономических систем любого уровня как финансовая безопасность и устойчивое развитие, что обусловливает необходимость систематизации существующих подходов к управлению финансовой безопасностью, дальнейшего их совершенствования, выработки подходов к повышению качества ее системы управления.

При отсутствии консолидированной национальной в социальной политике, которая бы обеспечивала формирование гармоничных отношений между различными социальными слоями, отдельные разрозненные правительственные меры социальной поддержки оказались несостоятельными кардинально повлиять на преодоление вышеуказанных негативных тенденций. Отсутствие системного подхода к формированию государственной социальной политики, государственных социальных гарантий, современного инструментария выбора приоритетов социальной политики и механизмов ее реализации привела к фрагментарности решения насущных социальных проблем. Большинство мер социальной политики носят декларативный характер и в полном объеме не реализовано.

Поставленные в работе проблемы можно решать только с учетом глобализационнызх процессов. Глобализация как процесс характеризуется, в первую очередь, объединением между народами и началом зарождения глобальных форм сосуществования человечества. Отметим, что издавна первичными формами объединения между народами были торговля и военные столкновения ( обязательно обуславливались политическими и экономическими факторами), которые в конечном итоге привели к стандартизации различных культур, религий, правовых систем и т.д. Из истории известно немало примеров, когда создавались и гибли целые империи, иногда даже очень большие, в пределах которых заметно усиливались хозяйственные связи, взаимовлияние различных языков, культур, обычаев, верований. Некоторые национальные образования существовали многие десятилетия и даже века, создавая тем самым условия для особо глубокого взаимопроникновения культур и других аспектов общественной жизни. Когда они распадались, на их месте или даже рядом с ними возникали другие с совершенно иной территориальной конфигурации и другим составом населения. Предыдущие культурные связи между народами бывших национальных образований терялись, вытеснялись новыми, и так множество раз. Взаимовлияние и взаимосочетание языков, культур, навязанные принудительными объединениями тех или иных народов в пределах определенного национального образования, были временными, неустойчивыми и ограниченными этими рамками, они никогда не приобретали глобальные масштабы.

При этом каждый тип неблагополучия в семье имеет свои стороны риска и нуждается в различных воспитательных воздействиях, особенностях социально-педагогического сопровождения. В связи с этим важно классифицировать семьи группы риска по категориям, для осуществления максимально эффективной деятельности.[1]

Многие авторы, включая А.А. Реан, считают, что при реализации индивидуальных подходов семья может быть эффективным инструментом социализации личности. Поиск направлений развития педагогической компетентности семьи как одного из показателей её благополучия – это аспект о соразмерном сочетании психологических, социально-педагогических подходов.[31]

Анализ литературы показал, что, обычно семья становится неблагополучной под нескольких факторов, которые влияют в комплексе.

  • Отсутствие педагогической активности семей – недостаточное осознание родителями функции воспитания;
  • отсутствие желание соблюдать единые требования к ребенку в семье;
  • отсутствие у родителей «педагогической рефлексии» ;
  • деструктивные факторы воспитания в семье.[6,с.100]

Опираясь на вышесказанное к факторам риска можно отнести: социальное; морально-психологическое; экономическое; информационное неблагополучие.

Таким образом семейное воспитание содержит значительный психолого-педагогический потенциал, который может и должен быть использован в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер личности подростка. Реализации потенциала подростка может способствовать организация социально и личностно значимой совместной деятельности подростка со значимым взрослым, в процессе которой складывается эффективное взаимодействие.

В нашем исследовании мы проанализируем поведение родителей и отношение подростков к ним. Так же рассмотрим характерные особенности взаимоотношений родителей с детьми такие как строгость в воспитании ребенка, излишняя требовательность, дистанцирование от ребенка, отсутствие сотрудничества с ребенком, повышенный уровень тревожности в отношении ребенка , непоследовательность в собственных действиях по отношению к ребенку и неудовлетворенность отношениями с ребенком.