Психолого-педагогические условия организации проектной деятельности как средства формирования у младших школьников представлений о семейных ценностях

Что же такое проект? На этот вопрос можно ответить по разному.

В переводе с латинского projectio слово «проект» означает «брошенный вперед». Изначально оно рассматривалось как процесс или как результат деятельности людей.

Само же понятие «проект» появилось впервые в XVII - XVIII веках. Традиции, которые характерны для проекта выходят еще с педагогического опыта, появившегося в Академиях художеств, когда речь шла о проектах в форме заданий, получаемых студентами архитектурного факультета.

Первые представления о проектировании, следовательно, возникли в архитектуре и строительстве, инженерном деле. Гораздо позже – в сферах практического действия, где на первый план выходил аспект преобразования, ограниченный конкретным сроком исполнения. В современном мире слово «проект» употребляется так часто и широко, что становится сложно назвать область, в которой не использовался бы этот термин. «Проект», чаще всего под этим термином понимают исполнение замысла – будь то научный, театральный, управленческий. Именно проект стал одним из способов управления, ритмизации процессов, которые происходят в реальной практике.

В научно-методической литературе однозначного определения не дано, можно встретить несколько терминов, и все они связаны с понятием «проектирование». Так, например, встречаются термины: «проект», «метод проектов», «проектное обучение», «проектная задача» «проектирование», «проектная деятельность», «проектная культура», «культура проектирования», «проектная компетентность» и т. п.

Если говорить об образовании то, применительно к нему смешиваются такие понятия, как проектная деятельность школьников, либо проект (проектирование) в образовании. Наиболее непонятным, по мнению К.Н. Поливановой, остается самый часто употребляемый термин «образовательный проект», потому что это и проект, который выполняют школьники, и педагогическая деятельность учителя, и значительные преобразования в области образования в целом.

Прежде всего проект – это замысел, в процессе реализации которого создаётся реальный объект, совокупность определенных действий, документов, текстов, предметов, а также создание разного рода теоретического продукта.

В обучении основной задачей посредством проектов становится исследование учащимися вместе с учителем (руководителем) окружающей жизни. Все, что делают дети, они должны выполнить сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми), а именно спланировать, проанализировать, выполнить, оценить и понимать, для чего они это сделали. На долю учителя же выпадает трудная задача: выбрать проблемы для проектов, которые можно брать только из окружающей нас действительности, из жизни.

В психолого-педагогических источниках, на сегодняшний момент, рассмотрено много классификаций учебных проектов по различным основаниям. В практической деятельности разрабатываются разные проекты, различающиеся по масштабу, сфере применения, по степени сложности или влиянию результатов и т.д..

В систему классификации проектов входят следующие составляющие:

  • тип проекта (ведущие сферы деятельности, в которых осуществляется проект);
  • класс проекта (состав и структура проекта);
  • масштаб проекта (размер самого проекта, а также количество участников и степень влияния на окружающий мир);
  • продолжительность проекта (сроки его осуществления);
  • сложность проекта;
  • вид проекта (характер предметной области) [16].
  • структура проекта должна быть хорошо обдумана;
  • определенна цель проекта;
  • актуальность предмета исследования;
  • социальная значимость;
  • методы исследования и экспериментальная обработка результатов хорошо продуманы.
  • детально проработанная структура совместной деятельности участников отсутствует;
  • совместная деятельность участников проекта находится в развитии;
  • заблаговременная договоренность учеников о форме, результатах представления проекта (стенгазета, журнал, праздник и т.п.);
  • все участники берут на себя определенные роли;
  • придумывают, имитируют социальные и деловые отношения своих персонажей;
  • игра- доминирующий вид деятельности.
  • сбор необходимой информации об объекте или явлении;
  • знакомство участников проекта с информацией, проведение анализа и обобщение фактов;
  • необходима хорошо продуманная структура;
  • регулярная коррекция в процессе работы над проектом;
  • структура включает: цель, актуальность, методы получения и обработки информации, результат, который может быть представлен в виде заметки, статьи, стенгазеты, реферата, доклада, видеофильма, презентации.
  • с самого начала четко определен результат деятельности;
  • результат ориентирован на социальные интересы участников;
  • проект требует составления сценария всей деятельности его участников;
  • чётко определены функции каждого из участников;
  • проводится координационная работа в виде поэтапных обсуждений;
  • презентация полученных результатов, а также возможных способов их внедрения в практику.
  • совместная учебно-познавательная, творческая,игровая деятельность учащихся;
  • основой является компьютерная телекоммуникация, имеющая общую цель исследования определенной проблемы, согласованные методы, определены способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности;
  • такого вида проекты всегда имеют межпредметные связи и более глубокую интеграцию знаний.

В зависимости от целей и задач обучения типология учебных проектов находится, а cледовательно, и задается многими параметрами [16]:

  • по доминирующей деятельности - исследовательско-поисковый, информационный (ознакомительно-ориентированный), ролевой, творческий (художественный), прикладной (практико-ориентированный);
  • по содержанию - монопредметный, надпредметный, межпредметный;
  • по форме проведения – экскурсия, урок-проект, фестиваль, видеопроект, выставка и т.д.;
  • по масштабу субъекта, который принимает участие в проектной деятельности - индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
  • по характеру межсубъектных контактов (участники одного возраста или среди участников всех возрастов);
  • по характеру координации деятельности учащихся - непосредственная координация, либо скрытая координация;
  • по продолжительности - краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

Для исследовательских проектов характерно [28]:

Творческим же проектам характерно [31]:

Игровые проекты [31]:

Информационные проекты [31]:

Практико-ориентированные проекты [31]:

Учебно-телекоммуникационные проекты [31]:

Метод проектов возник ещё во второй половине ХIХ века в США в сельскохозяйственных школах и опирался на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Её основоположником был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Идея учиться в рамках проекта впоследствии распространилась в высших технических учебных заведениях, которые возникли в начале XIX века в Европе, США. Для получения диплома студенты выполняли дипломный проект.

В XIX веке проект также встречался и в пределах естественных наук, как синоним слова «эксперимент», а в юриспруденции оно означало «рассмотрение определенных дел». В это время появилось еще два значения понятия «проект». Проект, по мнению Б. Вульфсона, - это процесс изучения определенного материала с приобретением знаний и навыков, а затем конструирования на основе полученных знаний проектов [7, 45].

Так как проектирование применяется во многих сферах человеческой деятельности, следовательно, понятие «проект» трактуется неоднозначно.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю Шведовой «проект» рассматривается как [22]:

1) разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства или реконструкции чего-либо;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план, намерение.

Во Всемирной энциклопедии проект рассматривается как прообраз определенного объекта, как его прототип.

Проект может быть реализован в разных сферах деятельности, но работа по созданию проекта требует знания о назначении и функционировании сферы деятельности, вводятся преобразуемые объекты; знания методик и сущностных характеристик проектирования как специфической деятельности. Основания, которые определяют выбор направления преобразований, соотносятся с широким контекстом системы и входящие в неё изменяемые объекты. Поэтому в педагогической практике важно и необходимо сформулировать определенное понимание сущности проекта.

Термин «педагогическое проектирование» в отечественный педагогический аппарат ввел А.С. Макаренко. Он определил методологическую функцию педагогики как науки, которая, по его мнению, заключается в создании «научных проектов личности», и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта,учитывая индивидуальные особенности личности.

Педагогический проект, по В.Е. Радионову, это мотивированный и целенаправленный способ преобразования и упорядочения педагогических действий и профессиональной деятельности. Педагогический проект выступает как программа реальных действий, в которой актуальная педагогическая проблема является основополагающей и требует разрешения. Процесс реализации этой проблемы помогает улучшению педагогической ситуации в конкретном образовательном учреждении, его структурном подразделении, либо окружающем социуме.

Педагогический проект, по мнению В. Беспалько, самостоятельная полифункциональную педагогическую деятельность, предопределяющая создание новых либо преобразование уже имеющихся условий процесса воспитания и обучения [5].

Проект - это комплекс действий специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися, считает В. Гузеев, где они могут быть самостоятельными для принятия решений и ответственными за свой выбор, результат труда, за создание творческого продукта [9]. А. Пехота отмечает, что проект - это целевой акт деятельности, в основе которого лежат интересы ребенка [31].

Синтезируя взгляды исследователей, которые определяют проект, как самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, процесс, который дает начало изменениям, идеальный образ, замысел, план, прообраз объекта, целевой акт деятельности и тому подобное.

Кроме понятия «проект» в современной литературе встречается понятие «метод проектов». Метод проектов (от греческого - путь, способ исследования) рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся получают знания и умения в процессе планирования и выполнения проектов.

Как указано в «Педагогическом словаре», метод проектов является системой обучения учащихся, в процессе которого они приобретают знания и умения планирования и выполнения определенных задач-проектов [32].

По А. Кобернику метод проектов определяется как система обучения, где учащиеся получают знания в процессе планирования и выполнения задач, которые постепенно усложняются» [31]. По В. Полат, метод проектов это - совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить какую-либо проблему с помощью самостоятельных действий учащихся и с обязательной презентацией этих результатов [31].

Метод проектов для С. Пилюгина это - лично ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности учащихся по разработке проблемы и оформлению практического результата разработки [31]. А И.Д.Чечель акцентирует внимание на том, что метод проектов это - педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение в целях приобретения новых (иногда путем самообразования) [35].

Метод проектов рассматривается исследователями в различных аспектах: это технология, метод, совокупность приемов, система обучения и тому подобное. Но общим для всех определений является понимание цели метода проектов: решение проблем, приобретения новых знаний, получение продукта деятельности и прочее.

А вот сущность метода проекта заключается в стимулировании интереса учащихся к процессу усвоения новых знаний, умений и навыков, через их участие в проектной деятельности, поэтому этот метод используется для развития детского творчества, познавательной активности и самостоятельности детей.

Именно метод проектов, который внедряется в организацию учебно-воспитательной работы, способствует развитию многих качеств, личности, в том числе и качеств личности преподавателей, которые обучаются основам организации проектной деятельности с учащимися.

Проектные технологии направлены на то, чтобы продемонстрировать ребенку его личную заинтересованность в получении знаний и практической целесообразности изученного. В основе проекта лежит конкретная жизненная проблема, которую нужно решить эффективными методами, чтобы в результате применить приобретенный опыт в конкретной жизненной ситуации. Работа над проектом - практика личностно-ориентированного обучения в течение определённой деятельности на основе собственного выбора ребенка, с учетом его интересов.

Для младшего школьника это может выглядеть следующим образом: все, что я познаю, я знаю, для чего мне это нужно и где я могу эти знания применить. Для преподавателя - это возможность найти равновесие между различными уровнями знаниий, умениий и навыков учащегося.

Учебное проектирование направлено на деятельность школьников выполненную самостоятельно (индивидуальную, парную,коллективную, групповую), которую они реализуют в течение определенного промежутка времени [4].

Проектная технология возможность педагогу использовать совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов, приемов, средств.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что суть проектной технологии есть стимулирование интереса учащихся к проблемам, которые предусматривают наличие у него определенных знаний, и через проектную деятельность, включающую решение одной проблемы, либо целого ряда проблем, даёт возможность на практическое применение полученных знаний, перейти от теории к практике, при этом гармонично сочетать академические и прагматическими знания, а также соблюдать соответствующий баланс на каждом этапе обучения.

Организация деятельности учащихся с помощью метода проектов предусматривает осуществление дидактических, познавательных, развивающих и воспитательных целей.

С конца ХХ века проектная деятельность, которая является производной от метода проектов, стала предметом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых. Однако, позиция ученых к этому виду деятельности, всеже является неоднозначной.

Понятие «проектная деятельность», в научной литературе, как правило приравнивается к «проектированию» и преимущественно касается поля профессиональной деятельности педагога. Это направление педагогики, которое сфокусировано на решение задач преобразования, совершенствования, развития, а также решения противоречий в образовательных системах современности. В более узком смысле процесс трактуется как конструирование будущей развивающей среды, учебной программы или технологии обучения, при этом ориентирован на определённые педагогические условия, в рамках которых будет выполнять отведённые ему функции. Проектирование рассматривается и как практико-ориентированный метод, который предоставляет возможность учителю упорядоченно строить учебно-воспитательный процесс в школе [10].

Проектирование также можно рассматривать как начальную фазу проекта, предполагающего определение его концепции, формулирование гипотезы и технологическую подготовку.

Итак, в рамках деятельности учащихся понятие «проектирование» следует воспринимать как начальный этап работы над учебным проектом.

Стало быть, «проектная деятельность» в педагогике может трактоваться в двух аспектах:

1) процесс разработки некоторыми педагогами или коллективами учителей теоретических моделей - образовательных программ, методик их реализации, целей и результативных схем достижения;

2) проектная деятельность учащихся – важное звено учебной деятельности, которое подчинено определенным организационным принципам [14,36-41].

В проектную деятельность учащихся включены некоторые черты, которые свойственны профессиональной проектной деятельности, однако содержат и качественно отличительные стороны по мотивации, цели и результату, продиктованными ее видовыми свойствами как определенного типа учебной деятельности.

Педагогической целью формирования проектной деятельности является развитие у детей умения самостоятельно осуществлять все ее этапы и переходить с одного на другой: от формулировки цели своей деятельности к адекватному выполнению проектных операций, от реализации проекта к самоконтролю и самооценки.

Этот процесс проходит несколько стадий: сначала учащиеся знакомятся с новым видом деятельности, осознают его смысл; затем происходит первоначальное овладение им; наконец - самостоятельная разработка учебных проектов. Таким образом, формируются проектные умения, которые заключаются в способности выполнять проектные действия. В соответствии со степенью владения учащимися проектной деятельностью и их индивидуальными умственными способностями, проектные умения могут проявляться на разных уровнях знания - от распознавания учащимися способа проектной деятельности по внешним признакам и воспроизведения образа проектной деятельности по определенному учителем образцу, к самостоятельной разработке и реализации проекта как способа решения своей проблемы.

Конечной целью формирования проектных умений является способность учащихся самостоятельно приобретать знания, целесообразно применить их в новых обстоятельствах, а также сохранение и развитие познавательных потребностей.

На первое место в проектной деятельности ставится задача, направленная не получение новых научных знаний, а на возможность школьнику определиться в общественном водовороте событий и явлений - социальных, экономических, информационных, а также постигнуть опыт жизни в общине. Это всё предусматривает не пассивную адаптацию в обществе, а формирование активного творческого утверждения личности ребёнка в окружающем его мире с целью его самосовершенствования [17].

На основании того, что проектная деятельность обладает всеми качествами деятельности, в ее структуре можно выделить следующие компоненты: мотив, цель, способы, средства, предмет, результат.

Проектная деятельность обеспечивает младшему школьнику неограниченное поле новой для него деятельности, следовательно способствует появлению большого круга интересов, и через них влияет на формирование убеждений и мировоззрения личности [17].

Главной отличительной составляющей проектной деятельности является проблема, а точнее - проблемная ситуация, типична для определенной социальной группы или культурного явления. Проблема возникает в случае несоответствия между реальной жизнью и представлениями проектировщика о желаемом состоянии объекта. Проект используется как средство достижения поставленной цели путем сохранения, изменения или восстановления социальных и культурных явлений. Конкретную проблему можно решить, используя различные варианты проектных решений [31].

Важными признаками проектной деятельности является направленность на формирование познавательных интересов, умений определяться в информационном пространстве, обобщать и объединять знания, полученные из разных источников в процессе теоретического и практического обучения.

Участие в проектной деятельности дает возможность ученику самосовершенствоваться, а также открывает возможности выбора личной роли в системе отношений коллектива участников проекта (автор идей, исполнитель, участник, организатор) или оставляет право выбора на индивидуальную работу, и в этом случае исполнитель проекта сочетает все роли в одном лице [18].

Анализ научно-методической литературы позволил определить сущность и структуру понятия «проектная деятельность». Проектная деятельность предусматривает интеграцию и непосредственное применение знаний и умений, направленных на приобретение личностного опыта. Она создает условия для творческой самореализации учащихся, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты.

Основной смысл проектной деятельности сводится к направлению на продукт деятельности, в процессе которой младший школьник познает ранее неизвестное. Результат такой деятельности получается в процессе работы взрослого и ребенка над поставленной практической задачей. Он может использоваться в реальной практической деятельности, которую можно увидеть и осмыслить.

Проектная деятельность способствует развитию универсальных учебных действий младших школьников:

  • самостоятельная поисковая работа, самоанализ, самооценку;
  • самостоятельная работа учащихся, стимуляция межпредметных действий, анализ полученных результатов, их оценка;
  • развитие личностных качеств учащихся;
  • развитие коммуникативных действий [13].
  • умение работать в коллективе;
  • умение разделять ответственность;
  • анализировать результаты деятельности;
  • чувствовать себя членом команды;
  • навыки аналитического взгляда на информацию;
  • способность к адекватной самооценке [3].

− развитие умений для планирования действий ученика самостоятельно, определение их последовательности;

Проектная деятельность представляет собой, связующее в одно целое, звено урочной и внеурочной деятельности младших школьников. В процессе выполнения проектов у учащихся крайне редко наблюдается проблема перегрузки, поскольку ребята добровольно участвуют в данном процессе.

Анализ проектной деятельности детей младшего школьного возраста показал, что в отличие от других видов учебной деятельности составляющая проектной деятельности младших школьников выстраивается не случайно, в ходе реализации заданий-проектов. Благодаря этому у учителя, применяя информационные технологии, есть возможность осуществлять контроль за развитием всей системы учебной деятельности и каждого из её компонентов в отдельности.

Вовлечение детей в проектную работу способствует формированию у них таких качеств:

Организуя проектную деятельность в начальной школе, учитель должен учитывать возраст и психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой жизненный опыт, поэтому и круг социально значимых проблем, с которыми он мог иметь дело, узкое, представление о таких проблемах мало дифференцированы, одноплановые. Проблема проекта, которая предлагается младшему школьнику, должна быть социально детерминированной, знакомой и интересной для него. Содержание учебных предметов и близких к ним областей помогают лучше выбрать темы детских проектных работ.

Требования к проектной работе в начальных классах [31]:

1. Контроль за выполнением проектных задач должен быть тщательный (большее количество консультаций и наблюдений за ведением проектной документации), ведь теоретических, практических знаний и умений у младших школьников еще не хватает.

2. Проекты для начальной школы в основном должны быть кратковременными (одаренные ученики, которые опережают в своем развитии сверстников, могут успешно разрабатывать и долговременные проекты).

3. В работе со всем классом следует отдавать предпочтение ролевым, информационным, творческим проектам - эти виды деятельности всегда интересовали младших школьников.

4. Для поисковой деятельности желательно сначала привлекать детей с повышенной учебной мотивацией - их исследования могут заинтересовать других учеников.

5. В качестве первых проектов в начальной школе стоит выбрать групповые. Это позволит дифференцированно распределить проектное задание: после осуществления проекта каждый ребенок будет считать себя способной участвовать в его исполнении. Учитель получит представление о возможностях каждого ребенка (в частности для предложений по индивидуальным проектам в дальнейшем) и выделит лидеров, которые смогут возглавить будущие проектные группы.

6. Значительное внимание необходимо уделять презентации проектов: приглашать на нее родителей, учеников других классов (такой подход создает мотивацию для дальнейшей работы).

7. Учитель в начале проектирования должен подвести учащихся к выбору темы.

8. Темы ученических проектов должны быть разнообразными, их не следует регламентировать и выделять более значимые.

9. Работа над проектами в начальных классах не должна быть вынужденной, ученики должны работать добровольно.

Завершающий этап проектной деятельности младших школьников – презентация (защита) проекта, и именно он требует пристального внимания. В связи с этим возникает необходимость помочь детям произвести самооценку проекта и оценить процесс проектирования с помощью вопросов, а также подготовить проект к презентации.

Презентация проекта – это конечный этап его выполнения, в процессе которого младшие школьники рассказывают о проделанной работе.

Дети должны понимать серьёзность своих проектов, испытывать удовлетворение от того, что доставили радость другим людям.

Подводя итог вышесказанному, мы делаем вывод, что проектная деятельность в начальной школе призвана развивать не только интеллектуальный, но и творческий потенциал каждого школьника, способствовать формированию их мышления, представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, а также стимулировать у младших школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам.

Проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в современном обществе становится особенно актуальной. Нравственное развитие личности учащихся является важнейшей составляющей школьного образования.

В Концепции духовно-нравственного воспитания говорится о том, что нравственное развитие личности -это процесс социализации в процессе последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности на основе традиционных норм и нравственных идеалов [1].

В школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к духовно-нравственному, эмоционально-ценностному воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Духовно нравственное развитие и воспитание личности берёт начало в семье. Семейные ценности имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения в обществе.

Воспитание семейных ценностей учащихся разного возраста раскрывается в работах – Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, С.Т. Шацкого. Проблема воспитания семейных ценностей тревожит многих современных исследователей – Л.О. Володину, Ж.Н. Дюльдину, П.Е. Кильдюшову, Р.А. Валееву, И.Ф. Дементьеву.

После объявленного в России в 2008 году Года семьи возросло внимание к ее проблемам. О.В. Володина говорит о необходимсти усиления внимания к качественным показателям функций семьи и позволяет перенести акцент с процесса воспроизводства на фактор духовной составляющей семьи , а именно духовно-нравственные ценности семейного воспитания [2].

По требованиям ФГОС НОО в основе успешности обучения и воспитания лежат общие учебные действия. В системе образования преобладают методы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. На первый план здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; проектные и исследовательские формы организации обучения и воспитания.

Проектная деятельность позволяет строить обучение и воспитание на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, считаясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, начинать непосредственную проектную деятельность нужно со 1-ого класса. Именно у учащихся 1-2 класса наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения и воспитания на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. В 3-4 классах многие ученики могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Эффективность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции:

  • исследовательские (сравнивать, сопоставлять полученную информацию, выбирать нужное решение);
  • коммуникативные (сотрудничать в процессе поиска и отбора информации со сверстниками, взрослыми);
  • информативные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации);
  • презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»).

Большой ресурс развития детей лежит в системной работе с семейными ценностями. Опытно-экспериментальная работа школы построена на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Родители являются такими же субъектами образования, как и ученики.

В настоящее время существует достаточно большое количество школьных проектов. Одним из популярнейших проектов, реализуемых в школе, является создание генеалогического древа. Работа над этим проектом направлена на развитие у учащихся представлений о себе, своих родственниках, предках, имеющих тесную духовную и кровную связь; дети знакомятся с новыми фактами из истории семьи; выявляют типичные особенности семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.); обучение составлению родословного древа или таблицы.

В школе формирование семейных ценностей осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Уроки окружающего мира, а также модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который оказывает неоценимую помощь при формировании семейных ценностей, позволяют осознать значимость семьи как основы общества, на уроках дети учатся составлять свои родословные и т.д. Школьники приобретают навыки совместной семейной деятельности, формирующей традиции духовной культуры, в рамках исследовательских работ, социальных проектов, практико-ориентированных занятий. проводятся конкурсы творческих работ и фотовыставки: «Мое генеалогическое древо», «Профессии моей семьи», «Наши семейные традиции», мероприятия, посвященные Дню матери, Дню пожилого человека, Дню защиты детей и др.; создаются и реализуются проекты: «Наша семейная династия», «Моя семья в истории района», «Семья- начало начал» и т.д. В начальной школе проводятся классные часы по теме: «Мои родные и близкие люди», осуществляется работа над мини-проектами, в рамках этого проводятся конкурсы рисунков, оформляются стенгазеты на тему «Моя семья», мультимедийные презентации «Моё имя (фамилия)», «Счастье моей семьи», «Моя мама лучшая на свете» , выставки творческих работ «Что умеют папа и мама», фотовыставки «Загляните в семейный альбом», «Наша семейная реликвия», оформление буклетов «Традиции моей семьи», « Папа, мама, я- здоровая семья», дети совместно с родителями с удовольствием участвуют в акции «Герб моей семьи».