Теоретические и правовые основы управления социальной защиты населения в Российской Федерации

1.1 Сущность социальной защиты населения

Социальная защита населения, как система, характеризуется наличием своей собственной политики.

Социальная политика – это один из основных видов государственной политики, то есть конкретных действий, осуществляемых как на государственном, так и на негосударственном уровнях, как государственными, так и негосударственными организациями.

Социальная политика выступает как «целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных отношений с целью улучшения быта и труда широких слоев населения). [1]

Социальная политика государства всегда подразумевает наличие социального обеспечения граждан.

Само же социальное обеспечение населения представляет собой исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества и государства.

Выделяются четыре основных направления государственной политики социальной защиты населения.

  1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от создания условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того , в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, духовного развития, реализации своих способностей.
  2. Социальная защита трудоспособного населения предусматривает создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет и в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и чувствуя в социальном вспомоществовании нуждающимся.
  3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Каждый должен как можно дольше сохранить желание и возможность проживания в семье, активно участвовать в политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его возможностями.
  4. Социальная защита семьи должна предусматривать меры, обеспечивающие эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих: сохранению института семьи; созданию и сохранению семьи; реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать профессиональные и семейные обязанности.

Особое внимание уделяется детям-сиротам, а также детям из неблагополучных семей. Эти дети не должны чувствовать себя лишними, отчужденными от общества. Следует принимать все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях.

Это направление социальной защиты предполагает также предоставление в соответствии с законодательством дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной поддержке и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и т.п.[2]

Конкретные меры социальной защиты предполагают выплату заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и в сроки, предусмотренные законодательством; охраздоровья работающих и профилактику неблагоприятных условий их труда; оказание и получение материальной и иной помощи лицами, попавшими в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации; содействие реализации молодежью своего трудового потенциала, обеспечение при прочих равных условиях одинаковой доступности граждан к рабочим местам (недопущение дискриминации в этой сфере).

Выделяются два основных способа выявления нуждающихся в государственной социальной поддержке – адресный и категориальный. Исторически первым был так называемый категориальный подход, при котором нуждающимися признавались лица тех или иных категорий. Категориальный подход, признает нуждающимися лиц определенных категорий. Адресный подход предполагает проверку реальных доходов и активов домохозяйства (гражданина), которое претендует на социальную поддержку за счет средств государственного бюджета. В ряде случаев административно-управленческие расходы на его реализацию оказываются больше возможной экономии средств.

С началом экономической реформы в Российской Федерации стали активно развиваться государственные внебюджетные социальные фонды (ГВФ), которые формируются в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и в существенно меньшей степени – наемных работников. Расходы каждого из этих фондов носят строго целевой характер, а их средства используются для решения комплекса проблем, связанных либо с поддержкой (в широком смысле этого слова) определенных категорий населения (или населения в целом), либо с развитием отраслей социальной сферы.

Внебюджетные социальные фонды представляют собой систему мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих конституционные права и гарантии граждан России в получении социальной помощи. Однако несмотря на то, что формально система внебюджетных социальных фондов функционирует автономно, все они лишены права по своему усмотрению, с учетом складывающейся ситуации изменять условия формирования собственной ресурсной базы, прежде всего, пересматривать ставки страховых взносов. В нынешних условиях внедрение в деятельность внебюджетных фондов страховых принципов затрудняется. Вместе с тем перспектива развития и финансирования социальной помощи населению на важнейших участках социальной сферы, к которым относятся различные виды и формы социального страхования, должна сохраниться за внебюджетными фондами.

Социальное обеспечение населения тесно связано с такими понятиями, как:

  • социальная защита населения;
  • социальная помощь населению;
  • социальное обслуживание населения;
  • социальная поддержка населения.

Социальная защита населения – это самостоятельная система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения.

Система социальной защиты населения, пройдя стадии своего становления и первоначального развития, в настоящее время вступила в стадию дальнейшего развития, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства страны.

Социальное обеспечение населения представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет несколько более узкие рамки действия, представляя собой технологию защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение уровня дохода, либо повышенные расходы, мало обеспеченность или бедность. [3]

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организацию питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются населению на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание осуществляется в следующих видах, которые представлены на рисунке 1.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утратившим способность к самообслуживанию помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Рисунок 1 – Виды социального обслуживания

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Социально-корпоративная помощь гражданам и инвалидам направлена нам их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Стационарное социальное обслуживание (в том числе предоставление временного приюта);

Социальное обеспечение населения служит средством, с поьощью которого реализуются цели политики.

Прошедшее десятилетие стало для России периодом кардинальных перемен. В XXI век наша страна вступила демократическим государством с рыночной экономикой. Определены приоритетные цели социальной политики, которые предусматривают рост инвестиций в человеческий капитал, повышение образовательного и культурного потенциала российского общества, структурные преобразования в социальной сфере.

Предпринимаются шаги, направленные на сохранение нравственных ценностей, носителями которых традиционно являются пожилые люди, на укрепление солидарности поколений, на во влечение пожилых людей в политическую, социальную и культурную жизнь.

Особое место в системе социальной защиты населения России занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социальной защиты населения.

Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

  • -первая группа – трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;
  • -вторая группа – нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;
  • -третья группа – граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;
  • -четвертая группа – лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;
  • -пятая группа – иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

  • -Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не в праве сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. №195 «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.
  • -Муниципальный организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющий собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.

- Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.[4]

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что ее элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы социальной защиты – социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите. Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума. Система видов социального обеспечения — это система денежных выплат, натуральной помощи и услуг, предоставляемых гражданам из специальных фондов. В нее включаются блоки, которые могут рассматриваться как относительно самостоятельные системы: пенсионная; денежных пособий; медицинского обслуживания; содержания и воспитания детей в детских, дошкольных оздоровительных учреждениях; социального обслуживания и социальной помощи. Каждая из них тоже состоит из компонентов (пенсий разных видов, пособий, натуральных выдач, услуг). Так, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии: по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная система пособий пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

Поскольку понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки и практики, следует уделить им особое внимание.

Социальная помощь – это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей. (Согласно Федеральному закоот 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», социальная помощь гражданам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, оказывается органами исполнительной власти субъектов РФ).

Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления. [5]

Дополнительно к государственной системе должны получить развитие добровольные фонды страхования через негосударственные страховые компании, включая профсоюзные, а также негосударственные пенсионные фонды.

Дальнейшее развитие должно получить социальное обслуживание лиц, частично или полностью утративших возможность себя обслуживать самостоятельно, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, медико-социальной реабилитации. Социальные услуги такой категории граждан могут предоставляться бесплатно или на льготных условиях по месту жительства, а также в специализированных учреждениях (домах-интернатах, центрах реабилитации, социальной помощи, переподготовки, досуга и т. д.). Необходима также государственная поддержка социально уязвимых групп и слоев населения. Речь идет о пособиях по малообеспеченности, при рождении ребенка и достижении им определенного возраста и иной социальной поддержки и компенсациях из государственного бюджета.

Кроме того, представляется важным закрепление института государственного вспомоществования (социальной помощи). В настоящее время в ряде случаев невозможно обеспечить гарантированный доход на уровне минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума). В связи с этим возникает необходимость целевых пособий, выдаваемых наименее обеспеченным категориям граждан в денежной или натуральной форме (бесплатных или льготных условиях выдача продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов, топлива, организация обедов в столовых, льготы на содержание жилья и т. д.). Это уже делается на региональном уровне.

Таким образом, наличие устойчивых связей и взаимодействие структурных компонентов системы социальной защиты имеет важное значение для относительно самостоятельного устойчивого ее функционирования.

Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом, государством каждому человеку. Потребности в силу их общественного характера относительны, поэтому понимание минимальности носит относительный характер. Но гарантия минимально необходимого исключительно важна. Государственной Думой 10 октября 1997 года принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Он основан на таких понятиях, как потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети и т.д.

Можно выделить три ряда минимума: физиологический, уровень доходов которого предназначен только для физического выживания человека, второй минимум — уровень доходов которого обеспечивает выживание человека в обществе как социального существа; третий, необходимый для того, чтобы полноценно жить. Однако минимальная гарантия — важная составляющая в системе социальной защиты населения.

Социальные потребности не сводятся к минимальным, гарантируемым государством, обществом индивиду, не исчерпываются ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского общества актуальна проблема преодолении иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.

1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения

Федеральные, местные правовые акты разрабатываются с учётом основных международных документов: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;

Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году; Декларация по проблемам старения, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году; Европейская социальная хартия[6], подписанная государствами – членами Совета Европы в 1961 году, и пересмотренная Европейская социальная хартия, открытая к подписанию в 1996 году; Хартия пожилых людей, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 15 июня 1998 года.

В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. В 1995 году и 1997 году были приняты два федеральных закона о социальном обслуживании, что само по себе повысило его значимость и заложило правовую базу всестороннего развития социальных услуг.

В Конституции РФ указано: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституцией Российской Федерации[7], каждому гражданигарантируется «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Это означает, что государство берет на себя обязательства способствовать сохранению и продлению полноценной жизни пожилого человека, признает свой долг перед ним.

Первый из них - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ.[8] В нем социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание государственной системой социальных служб по основным видам, определенным законом.

Второй закон, заложивший правовую базу института социальной защиты – Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17

июля 1999 г. № 178-ФЗ.[9] Он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В данном законе так же дается легальное определение социального обеспечения в Российской Федерации. Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Постепенно происходило развитие системы социальной защиты и формирование ее правовой и законодательной базы. Правовая система включает законодательные, нормативные и иные акты, которые охраняют права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Социальная защита пожилых людей в РФ регулируется правовыми документами, условно делящиеся на три группы норм:

  1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей. К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и другие).
  2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи. К этой группе относятся, прежде всего, Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 30 ноября 2001 года (в ред. Федеральных законов от 25.11.2006 № 196-ФЗ, от 21.12.2006 № 239-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 №187-О)[10] и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ.[11]
  3. Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей (ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане). Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий». Социальная защита старых людей в Российской Федерации, как уже было сказано, реализуется на государственном (федеральном) уровне и региональном (местном) уровне.

С выходом Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» было создано необходимое правовое поле для расширения многих жизненно важных проблем пожилых людей и инвалидов. Данный закон представляет собой логически взаимосвязанный последовательно выстроенный свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями и т.д. Важным является то, что закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг.

Закон состоит из семи глав и сорока статей. В законе дается определения понятия «социальное обслуживание», раскрываются основные принципы социально обслуживания, его структура, гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

  • Соблюдения прав человека и гражданина;
  • Предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
  • Обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • Преемственности всех видов социального обслуживания;
  • Ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • Приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • Ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

1.3 Политика государственной социальной поддержки населения России всовременных условиях

Новая социальная политика невозможна без экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы – не менее 5% в год, заметно превышающие темпы роста развитых стран. Однако России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание. Необходимость постоянного перераспределения средств от малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию ориентированных и иждивенческих установок в обществе.

«Новая социальная политика» предлагает осуществить маневр, призванный задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде.

Социальная политика включает в себя систему мероприятий, которые проводятся правительством России через региональные и местные органы власти, направленные на улучшение уровня и качества жизни больших социальных групп. Финансируется социальная политика из средств государственного бюджета.

Социальная защита населения осуществляется по двум основным направлениям: защита экономически активного населения и нетрудоспособных граждан. Для поддержания благосостояния социально уязвимых категорий населения и нетрудоспособных граждан используется система гарантированных преимуществ, которая подразумевает возможность пользования фондами социальной защиты, развитие социального обслуживания и льготы в налогообложении.

Государственная политика доходов подразумевает перераспределение средств через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения и социальных выплат. В таком случае некоторая доля национального дохода переходит к слоям с низкими доходами к слоям с высокими доходами.

Финансирование государством некоммерческих организаций может носить как прямой (участие в программах), так и косвенный характер (льготное налогообложение).

Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая 1 марта 2018 года с докладом перед Государственной думой, подчеркнул, что главным достижением за последние годы стала стабилизация и рост численности населения страны. По итогам 2018 года численность населения Росси превысила 146 миллионов человек. Число городов – миллионников в 2018 году достигло 15.

Уровень жизни за 2015 год стал ниже, что почувствовали на себе многие россияне. По данным ФОМ, 38% опрошенных считают 2019 год хуже, чем 2018 год. Номинальная среднемесячная заработная плата увеличилась до 42,4 тысяч рублей в июле, реальная же упала. Народ, по данным Росстата, стал беднее. Кроме этого, выросла и просроченная задолженность по заработной плате, причем с начала года она не уменьшалась, а только росла (рис. 2).

Хуже всего приходится тем, кто работает в легкой промышленности и сельском хозяйстве — отраслях с самой низкой заработной платой по всей экономике и дефицитом кадров.

Хотя, казалось бы, широкое освещение и пропаганда импортозамещения привлекла многих людей в то же сельское хозяйство в первом полугодии, но с июля 2017 года количество прекративших свою деятельность фермеров снова превысило количество тех, кто стал фермером.

http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/245.files/image001.png

Рисунок 2– Изменение просроченной задолженности по заработной плате по месяцам в 2017 и 2018 годах, в млрд. руб., данные Росстата

С 1 февраля 2016 года были повышены страховые и социальные пенсии:

  • Пенсионные выплаты были проиндексированы на 4%.
  • Страховые пенсии увеличились только для неработающих пенсионеров, в то время как социальные поднялись для всех, вне зависимости от трудоустройства получателя.
  • Средний размер страховой пенсии составляет 13132 рубля, по государственному обеспечению - 8562 рубля.
  • Размер фиксированной выплаты после проведенной индексации равен 4558,93 рубля, величина пенсионного балла - 74,27 рублям.
  • Решение о дополнительной индексации будет принято Правительством в течение полугода[12].

За2012 - 2017 гг. при поддержке государства более 1,6 миллионов граждан получили жилье, в том числе квартиры получили более 200 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. С помощью материнского капитала более 1 миллиона семей смогли улучшить жилищные условия. Масштабные работы по расселения аварийного жилья и ремонту домов и охватили около 16 миллионов граждан России.

Президент подчеркнул, что по всем основным показателям развития страны отмечается позитивная динамика, в то время как многие страны Европы фиксируют застойную безработицу и затяжную рецессию.

Однако новая социальная политика должна, в первую очередь, опираться на деятельность профессиональных сообществ. Ученые, инженеры, врачи, юристы, учители – все они являются своего рода гарантом высокого качества государственных и социальных услуг, высокого уровня производства.

Ключевой особенностью новой социальной политики является опора на самодеятельность профессиональных сообществ. Сообщества профессионалов творческого труда – инженеров, ученых, учителей, врачей, юристов, выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства в самых разных отраслях экономики. Содействие формированию профессиональных сообществ, передача им значительной части контрольно-надзорных полномочий и оценки качества, их активное участие в выработке и оценке политики – важная задача Правительства Российской Федерации в наступившем десятилетии.

Задача 2012-2018 гг. – эффективный контракт с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры.

Отставание России от развитых и ряда развивающихся стран в области организации среды и систем, поддерживающих человеческий капитал (урбанистика, экология, транспорт, информационное пространство, медицина, социальная помощь, ЖКХ), значительно превышает отставание в сфере материального производства промышленных технологий.[13] Например, урбанистическое планирование в России застряло в середине ХX века, тогда как необходимо быстрое изменение подходов к организации, планированию и изменению городской среды («города, удобные для жизни»).

В ‏области ‏человеческого ‏капитала ‏сосредоточены, если ‏не ‏брать в расчет природные богатства, основные социально-экономические преимущества ‏России в глобальной ‏экономике. Пока этот ресурс неосмотрительно растрачивается: Россия ‏является ‏ поставщиком ‏ идей ‏ и мозгов ‏для ‏других ‏стран. В будущем ‏межстрановая конкуренция ‏за ‏людей ‏и разрабатываемые ими новые идеи ‏и ‏технологии ‏станет ‏значительно ‏более острой, чем конкуренция за финансовые и природные ресурсы, поэтомупреодоление отставания в этих областях становится особенно актуальным.

Не проиграть в этой конкуренции можно только создав благоприятную средудляжизнииразвитиячеловека, причемвособой мере длянаиболее активной, творческой, предприимчивойчасти населения. Этасреда должна способствовать проявлению инициативы, ане убивать ее. Для России это означает коренную реформу образования, здравоохранения, системы социальной помощи, пенсионной системы. Разумеется, при этом недопустимо пренебрежение нуждами тех, кому по объективным причинам требуется забота общества. В этой области также необходимы и возможны кардинальные сдвигинаосновеболее целенаправленного ирационального использования средств, сочетания государственных гарантий с частной инициативой и благотворительной деятельностью.

Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и уравнительностью. Оно требует дифференциации мер конкуренции подходов.

Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра, поэтому требуется усиление самостоятельности региональныхи особенно муниципальных властей в области социальной политики.

Вконечном счете, целью государственной социально-экономической политики является повышение благосостояния, т.е. содействие увеличению продолжительности не обремененной болезнями социально благополучной жизни, к росту удовлетворенности граждан жизнью.

Необходимо выстроить конкурентоспособный регулятивный режим для бизнеса; конкурентоспособную диверсифицированную образовательную систему, допускающую индивидуальные траектории; здравоохранение, нацеленное на предупреждение заболеваний, а не только на их лечение и т.д.

Разработанная в Стратегии Социально-Экономического развития 2012-2020 система мер и реализация поставленных целей в области изменения целей социальной политики потребует «расходного маневра» – частичной смены приоритетов в расходах бюджета. Его смысл – достижение большей сбалансированности расходов между целями поддержания стабильности в краткосрочном периоде и финансовым обеспечением целей развития, которые позволят поддерживать долгосрочную макроэкономическую исоциальную стабильность. В целом, необходимо увеличение бюджетных расходов (4% ВВП к 2020 году). В целях сохранения макроэкономической стабильности часть этих расходов должна быть компенсирована сокращением расходов по другим статья м (в Стратегии содержатся предложения по сокращению существующих расходов на 2% ВВП). Предложенные меры по сокращению госрасходовотвечают ключевым целям Стратегии–оптимизации государственного участия в экономике, сосредоточению государства на ключевых функциях и передаче периферийных функций альтернативным провайдерам, перераспределению усилий между целями текущего поддержания стабильности и целями развития.

Перед разработчиками Стратегии была поставлена задача оценить допустимые варианты политики.

Первая группа – это инерционные сценарии, при которых институты не меняются или продолжается реализация уже начатых изменений. Бюджетные условия при этом, как правило, сохраняются неизменными в доле ВВП (в некоторых случаях – при абсолютном росте бюджетов, но сокращающейся доле ВВП). Особенность инерционных сценариев – стабильность позиций и интересов основных социальных групп и групп влияния. Однако следование им означает дальнейшее накопление негативных факторов и ведет в конечном счете к исчерпанию роста.

Вторая группа сценариев может быть названа сценариями жесткой реформы. Необходимые преобразования проводятся в условиях повышения жесткости бюджетных ограничений. Соответственно, реформы затрагивают (на временной или постоянной основе) интересы тех или иных групп населения и тем более – групп влияния, что порождает определенное социальное напряжение и сопротивление реформам. В условиях исчерпания источников экстенсивного роста за счет экспортных доходов вторая группа сценариев может быть скорее правилом, чем исключением для большинства секторов.

Третья группа сценариев – сценарии оптимальных изменений, когда необходимые преобразования в достаточной степени подкреплены ресурсами. Это позволяет учесть интересы вовлеченных широких социальных групп и на этой основе игнорировать сопротивление заинтересованных групп элиты. В силу дороговизны такие сценарии ограниченно применимы и предлагаются только в секторах образования, здравоохранения (частично), транспортной инфраструктуры и развития информационных технологий и связи. При этом можно выделить по крайне мере еще два сектора, где реализация «оптимальных» сценариев исключительно важна для развития России: жилищное строительство (субсидирование ипотеки) и пенсионная реформа (развитие накопительных пенсионных схем). Поиск источников дополнительных ресурсов для реализации большего числа «оптимальных» сценариев на 2016-2030 гг. – задача следующего этапа разработки Стратегии.

Вывод.

1. Социальная политика – это один из основных видов государственной политики, то есть конкретных действий, осуществляемых как на государственном, так и на внегосударственном уровнях, как государственными, так и внегосударственными организациями.

2. Социальная политика выступает как «целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений с целью улучшения быта и труда широких слоев населения».

3. Создана система, когда политическое руководствоможет регулярно отчитываться о новых мерах социальной поддержки граждан, а бюрократия на местах нивелирует бюджетные издержки от такого популизма массовым отказом в предоставлении этих мер населению. Социальная политика России нуждается в кардиальной смене курса и качественном реформировании.

[1] Шаталин С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. – М: ИНФРА-М, 2013.

2 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.11.2015)

[3] Якушев А.В. Социальная защита и социальная работа. Учебное пособие. – М.: «А-Приор», 2014.

[4] Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения - М.: Изд-во РАГС, 2014.

[5] Антонов А.Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. – 2015 – №7.

[6] Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 года (пересмотренная в Страсбурге 3 мая 1996 года) - http://www.yabloko.ru/Themes/Social/hartia-3.html

[7] Конституция РФ от 12.12.1993 (в действующей ред.)

[8] Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (редакция от 22 августа 2014 г.)

[9] Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

[10]Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

[11] Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 N 122-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

[12] http://pensia-expert.ru/pensiya-v-2016-godu/.

[13] Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики. Выпуск № 3(31) 2009 годаhttp://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2694