Анна Тютчева: личность и жизненные практики

14 марта 2023

Степень изученности темы.

В дореволюционный и советский периоды исследования проблемы «Анна Тютчева: личность и жизненные практики» не проводились. В историографии темы можно выделить современный период.

Прослеживаются следующие причины обращения историков к изучению жизнедеятельности Анны Федоровны Тютчевой (1829 – 1889) и ее текстов. Одна из них – значимость ее дневников, писем и воспоминаний для анализа политики власти и представителей правящей элиты в середине XIX в. Другая – феномен культуры личности А.Ф. Тютчевой, женщины высокообразованной, мыслящей, рефлексирующей. По своему характеру мемуары А.Ф. Тютчевой включают исторические портреты императорской фамилии, придворных, родственников и единомышленников; характеристики дворцовых сообществ; атмосферу повседневной и праздничной дворцовой жизни, быта; важнейшие исторические события в России и за рубежом, собственные оценки социальных и политических структур, течений общественной мысли, интерпретацию своих жизненных практик. Анализ исторических лиц и событий, саморефлексия Тютчевой выявляет ее систему ценностей и идей, интересов, представлений о смысле жизни, картину мира. Особенности личности и текстов Тютчевой обусловили устойчивый интерес современных историков к ее духовному миру и деятельности.

Современная историческая наука на современном этапе использует различные теоретические подходы, в том числе историко-антропологический, предполагающий изучение культуры личности прошлого. С начала 90-х годов XX века наблюдается значительный интерес к дневникам и воспоминаниям исторических лиц, в частности, к жизни и практикам личностей разных исторических эпох. Современные историки используют дневники и воспоминания с целью изучения личности прошлого.

В настоящее время имеется более девяти переизданий дневников Анны Федоровны Тютчевой как с имевшимися по разным причинам пробелами[1] в хронологии изложения, так и дополненными архивными фрагментами и научно-справочным аппаратом[2].

Причиной интереса к исследованию личности Анны Тютчевой является реконструкция ею жизни императорского двора в непростое время великих реформ и военного поражения в годы Крымской войны. Другой интерес историков к текстам Тютчевой вызван возможностью проследить развитие славянофильских идей и их веры в особый путь России.

Е.О. Машкова[3] охарактеризовала Анну Тютчеву как личность с тонкой душой и самокритичным характером, которая имела объективный взгляд на события, волевой, деятельный характер, что позволяло ей видеть придворную жизнь без прикрас. Особый акцент в своем исследовании автор сделала на взаимоотношениях Анны с отцом – Федором Ивановичем Тютчевым. Их «роднило тонкое и трагичное восприятие жизни, поэзии и гармонии мира». Автор убеждена, что общие идеалы с супругом Иваном Аксаковым помогли Анне реализоваться в любви к родине.

Т.А. Мищенко, С. Пархоменко[4] реконструируют службу придворной фрейлины Анны Тютчевой, в качестве которой Анна Федоровна смогла войти в милость членов императорского дома. Они находили девушку занимательной, общительной и веселой. Тютчева прекрасно осознавала, что для «пустой болтовни, создающей ей успех, не нужно ни ума, ни истинной нравственной высоты». Авторы обращают внимание, как Анна Федоровна делает блестящий анализ придворной жизни: здесь «господствуют и законодательствуют исключительно тщеславие, легкомыслие и стремление к удовольствию». «Какое будущие ожидает народ, высшие классы которого проникнуты глубоким растлением?». Авторы делают вывод, что Анна умная, начитанная, живо интересующая историей, религиозными и философскими вопросами, была увлекательным собеседником и вместе с тем явно тяготилась положением влиятельной придворной дамы.

Д.В. Сиражетдинова[5] в своем исследовании высоко оценила масштаб личности Анны Тютчевой, выделив ее умение определять мотивацию людей, анализировать их ценности. Автора интересует воссоздание образа личности Николая I глазами фрейлины Тютчевой: «Николай Первый был донкихотом самодержавия...». Анна Федоровна убеждена, что Николай I полностью осознавал свои промахи и ошибки и до последнего пытался сделать все от него зависящее для обеспечения блага России. Сиражетдинова убеждена, что Анна трезво оценивала события при дворе, что позволило ей дополнить свое впечатление о Николае I и создать конкретный образ человека, повлиявшего на ход истории России.

О.Е. Егоров[6] в своей статье проанализировал литературный стиль дневников Анны Тютчевой. Он подразделил дневники Анны Федоровны на две группы. Основную содержательную часть составляет дневник 1850-х годов. Автор отнес его к жанру служебных дневников. Вторая группа – записи в дневниках носили фрагментарный характер. Егоров утверждает, что именно дневник 1850-х годов представляет собой наибольшую ценность. Он выявляет различие мемуаров и дневников и приходит к выводу, что в дневниках портрет какого-либо лица дается в развитии и синхронно актуальным жизненным событиям, тогда как в мемуарах – отстраненно и на определенной исторической дистанции. Несмотря на скромный литературный опыт, который имела Тютчева к началу работы над дневником, она достаточно умело владела искусством диалектики в построении портрета. На примере создания образа Николая I Егоров делает вывод о том, что Тютчева далека от того, чтобы писать репрезентативный портрет в духе классицизма. Ей импонируют человеческие начала в облике императора. Тютчева с нескрываемым участием рисует картины естественных душевных излияний со стороны самого официального лица двора. Вместе с тем «человеческое» в портрете Николая служило выражением философской позиции Тютчевой. Портрет Николая имеет «множество дополнительных оттенков, светотеней, психологически обогащающих его образ»[7]. На завершающей стадии создания образа Николая она прибегает к религиозно-философскому обобщению, от этого образ получает дополнительное идейное содержание, не свойственное больше ни одному образу дневника. Анна рассматривает умирающего императора в рамках христианской метафизики и аксиологии, причем привносит в рассуждения о жизни, смерти и бессмертии свои личные переживания[8].

В воссоздании образа Марии Александровны используется прием многослойного анализа. Первый слой, психологический, Тютчева воссоздает в образе Марии Александровны – цесаревны, второй, идейно-политический, – императрицы. То есть оба слоя анализируются в исторической последовательности, по мере изменения статуса жены Александра II.

Автор делает вывод, что литературный портрет в дневнике Тютчевой вырастает в самостоятельный жанр. Он вбирает в себя элементы эстетического мироощущения автора, отражает особенности его психологического склада в единстве с динамикой характеров исторических лиц, изображенных в дневнике.

И.И. Несмиянова[9] в своем исследовании сопоставила достоверность мемуаров Тютчевой с информацией из других мемуарных источников (М.С. Мухановой, М.П. Фредерикс, А.А. Толстой, А.И. Яковлевой и др.). Установила ряд неточностей, недостоверных сведений, ошибок. В частности, выявила в дневнике неточность даты смерти хозяйки литературного салона Е.А. Карамзиной, даты бракосочетания наследника цесаревича Александра Николаевича и Марии Александровны, ошибки в описании обстоятельств смерти Павла I, и в датировке военных действий периода Крымской войны. Автор в целом характеризует литературный дневник Тютчевой удачным, отразившим образы представителей династии и придворного двора в столичной жизни России.

Е. Анисимов[10] уделяет внимание «русской болезни» Анны Тютчевой – необъяснимой любви иностранцев к России – через становление славянофильских идей. Любовь к России к Анне Тютчевой пришла через осознанную глубокую православную веру. Отношение к Тютчевой, как к важному лицу при дворе, позволили ей погрузиться в мир политических дебатов. Ее волновали поражение страны в Крымской кампании и начало Великих реформ, ориентированных на западноевропейскую модель. «Обязанность тех, кто приближен к государям, – быть выразителем общественного мнения, чтобы правда могла дойти до них».

С.А. Пархоменко[11] рассматривает формирование славянофильской концепции А.Ф. Тютчевой. Славянофильские убеждения формировались постепенно. Данный процесс автор разделяет на два этапа: до поступления Тютчевой ко двору и после. Основой будущих взглядов послужили православная вера, общение с отцом, чтение известных сочинений славянофилов. Со временем образ славянофила в ней трансформируется. В юности это индивидуалист, имеющий смелость быть самим собой, в зрелом возрасте славянофил – человек, дерзнувший поднять свой голос во имя самобытности России, основная задача которого найти идеал русской жизни. В замужестве с Аксаковым – лидером Славянского комитета в России, Анна ревностно продвигает славянофильские идеи. К этому времени относятся ее глубокие размышления славянофильского направления: «главная цель России – объединить все славянские народы, учитывая их интересы, следовать только своим традициям и идти по собственному историческому пути, не оглядываясь на Запад». Автор уверена, что славянофильская идеология была Анной Федоровной полностью сформирована. Она прошла путь от глубокой религиозности до практической деятельности в Славянском комитете.

Таким образом, в отечественной историографии высоко оцениваются дневники и воспоминания А.Ф. Тютчевой, их значимость для создания образов императоров и высокопоставленных лиц в середине XIX в., интерпретации многих исторических событий, типа культуры русского общества. В работах историков дан глубокий анализ воспоминаний и дневников Тютчевой. Остается недостаточно изученными тип личностной культуры А.Ф. Тютчевой и ее жизненные практики. Это определяет актуальность научного изучения жизнедеятельности Тютчевой, ее системы ценностей и картины мира.

[1] Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. Пер. Е.В. Герье, вступ. Ст., прим. С.В. Бахрушина – Тула : Приок. Кн. Изд-во, 1990. – 398 с.

[2] Анна Тютчева. Воспоминания. – М.: Захаров, 2017. – 592 с.

[3] Машкова Е.О. Духовный облик А.Ф. Тютчевой // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого № 84 – Н.: 2015 – С. 45-47.

[4] Мищенко Т.А., С. Пархоменко. Жизнь императорского двора в 50-60-е гг. XIX в. (по материалам воспоминаний и дневников А.Ф. Тютчевой) // Деснинские древности (выпуск VI) // Брянский государственный университет, филиал в г. Новозыбкове – Б.: 2012 – С. 289-300.

[5] Сиражетдинова Д.В. Анна Федоровна Тютчева о Николае I // Проблемы исторической регионалистики в источниковедении, историографии, теоретической истории // Башкирский государственный университет – Уфа: 2018 – С. 244-247.

[6] Егоров О.Е. Литературный портрет в дневнике А.Ф. Тютчевой // Литературоведческий журнал – М.: 2004. – С. 121-132.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Несмеянова И.И. Российский императорский двор середины XIX в. (по мемуарам А.Ф. Тютчевой, фрейлины двора императрицы Марии Александровны и наставницы ее младших детей) // Вестник Южно-Уральского профессионального института – Ч.: 2012. – С. 114-124.

[10] Анисимов Е. Анна Тютчева. Русская болезнь // Еженедельник «Дело» от 21.08.2006.

[11] Пархоменко С.А. Эволюция славянофильской концепции А.Ф. Тютчевой // Научное мнение. 2012. – № 3. – С. 23-26.