Анализ и оценка процедуры разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития РФ

2.1 Содержание прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Необходимо также отметить, что правовое значение и место Прогноза в системе российского законодательства внятно не сформулировано. Федеральный закон О стратегическом планировании определяется прогноз как «документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период» [2]. Но за этим не следует никакой регламентации в какой мере заинтересованные ведомства должны в своей деятельности руководствоваться положениями прогноза. Или же прогноз служит лишь ориентиром и может приниматься или не приниматься ими во внимание.

Стратегия научно-технологического развития России Прогноз не упоминает [10].

Сам Прогноз начинается со введения, где опять же определено, что он выступает в роли одного из основных документов системы стратегического планирования развития РФ, определяя самые перспективные области развития науки и технологий на период до 2030 года для обеспечения реализации конкурентных преимуществ страны.

Первый раздел прогноза посвящен информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые понимаются в роли ключевых драйверов перехода к экономике, в будущем основанной на знаниях в свете усиления значения глобальных инновационных сетей, которые позволяли бы управлять жизненным циклом товаров и услуг.

Прогноз определяет основные вызовы в этой сфере:

- процессы радикальной трансформации рынков ИКТ в современных условиях смены технологий компонентной базы ;

- необходимость усиления контроля над информацией в сети Интернет;

- рост показателей киберпреступности и масштаба ее деятельности;

- наличие растущего дисбаланса между требованиями безопасности и личной свободой человека;

- ведущая доля фриланс-разработчиков;

- обвал рынков информационных технологий и замедление темпов "цифровой революции".

Также определены угрозы для России в рассматриваемой сфере, такие как обострение "цифрового неравенства"; отсутствие готовности к широкомасштабному предоставлению гражданам медицинских и иных социальных услуг с использованием ИКТ; возможность подрыва национальной безопасности и т.д.

Определены и осиновые перспективные направления, указанные на рис. 2.

Рис. 2 Тематические области приоритетного направления «Информационно-коммуникационные технологии»

Второй раздел прогноза посвящен биотехнологиям, в связи с тем, что интенсивное развитие этого вида технологий связано с преодолением кризисов, особенно в сфере экологии и энергетики, что необходимо в целях обеспечения продовольственной безопасности, сохранения и преумножения имеющегося ресурсного потенциала, а также поддержания здорового генофонда и увеличения продолжительности жизни населения.

В этой сфере перспективными направлениями научных исследований признаны:

- научно-методическая база исследований;

- промышленные биотехнологии;

- агробиотехнологии;

- кологические биотехнологии;

- пищевые биотехнологии:

- лесные биотехнологии:

- аквабиокультура.

Третий раздел – это медицина и здравоохранение, что обусловлено ростом новых рынков неинвазивных надежных экспресс-технологий мониторинга в домашних условиях, дистанционных методов предоставления медицинских услуг и т.д. Все это объясняется устойчивым спросом на высокое качество жизни, включая возможности компенсации утраченных функций организма, органа или его части.

Четвертый раздел – это новые материалы и нанотехнологии, дающие возможность моделировать, осуществлять и контролировать процессы, которые происходят на наноуровне. Поскольку в мире наблюдается тенденция истощения сырьевых ресурсов, что крайне актуально для России, активное внедрение нанотехнологий и новых материалов позволит занять рынки в производстве сырья и товаров, обладающих принципиально новыми свойствами.

Пятый раздел - это рациональное природопользование, поскольку окружающая среда в эпоху глобализации и бурного научно-технологического развития становится все более уязвимой. Если Россия продолжит путь по инерционному сценарию активного использования природных ресурсов, это грозит значительными рисками истощения критически важных ресурсов, изменения климата, загрязнения природных сред, дефицит воды и т.д.

Шестой раздел – это транспортные и космические системы, в будущем способные стать базой для доступных, а значит, дешевых, при этом безопасных транспортных связей как национального, так и международного уровня. Без роста доступности и качества услуг в этой сфере невозможно обеспечить скачок развития.

Седьмой раздел – это энергоэффективность и энергосбережения, выступающие важными условиями для формирования постиндустриальной энергетики, которая была бы способна обеспечить соответствующий опережающий рост секторов и высокотехнологичных производств в связи с распространением интеллектуальных энергетических сетей и энергоинформационных систем.

В первой главе перечислялись объекты правового прогнозирования. В соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами разработки и корректировки прогноза [4], документ должен актуализироваться, оценивать достигнутый уровень и имеющиеся возможности, в том числе и в сравнении с общемировыми тенденциями.

Подобный анализ макроэкономических, структурных и институциональных факторов позволяет сформулировать предложения о необходимых мерах государственной поддержки наиболее перспективных направлений в соответствии с прогнозом.

Однако, в этой связи необходимо сразу же отметить, что, несмотря на то, что с момента начала разработки прогноза прошло значительное количество времени - 6 лет, а с момента утверждения – 2017 – 3 года, корректировок в него не вносилось.

Так, например, национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» создан специализированный сайт, посвященный долгосрочному прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года [45], включающий такие разделы как:

- актуализация долгосрочного прогноза;

- макроэкономический прогноз;

-формирование сети отраслевых центров прогнозирования;

- методические материалы;

- отраслевые доклады.

Однако все приведенные данные датируются не позже 2013 года, что не может свидетельствовать об их актуальности в 2020 году. Процедуры ежегодных открытых докладов по исполнению и корректировали показателей не предусмотрено, что, безусловно, предоставляется проблемным аспектом.

2.2 Оценка эффективности разработанного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Несомненно, что разработка прогноза научно-технологического развития – одна из актуальных проблем стратегий развития государства. Однако, исходя из содержания рассмотренного в ходе исследования документа следует выделить некоторые его недостатки.

В числе крупных недостатков можно назвать то, что прогноз не содержит каких-либо показателей и расчетов, а скорее выступает в роли программного документа, номинально формулирующего общие направления. Такой подход отсутствия заданных значений, на которые было бы возможно ориентироваться, порождает своеобразное отношение к прогнозу. Фактически он не ставит никаких конкретных целей, а, значит, невозможно определить степень достижения или недостижения прогнозируемых результатов и провести полноценный анализ деятельности в сфере проводимой политики в области развития науки и технологий.

Другая слабая сторона документа – это достаточно лояльное и, можно сказать, что некритическое отношени к современным концепциям глобальной экономики [16, с.10-11]. Подобная теоретическая недоказанность влечет невозможность полноценного встраивания российской экономики в мировую, обостряя проблемы осознания долгосрочных интересов и приоритетов развития страны. Поскольку возможность изменение вектора и качества развития получается только при адекватном участии государства в регулировании процессов.

Однако подобное усиление роли государства в экономике может повлечь и серьезные риски снижения эффективности его воздействия. Уровень риска иски смягчается при использовании потенциалов рыночного механизма, что влечет за собой необходимость серьезного обновления российской институциональной системы. А подобные изменения невозможны без решающих действий органов государственной власти [32, с.85].

Рассматриваемый прогноз ориентируется на максимизацию получаемого экономического эффекта от научной деятельности, что само по себе представляется правильным. Однако, преувеличение подобной экономической значимости может вести и к противоположным негативным эффектам с потерей перспектив, так в Прогнозе добывающие и обрабатывающие производства практически не рассматриваются в качестве объектов инновационных преобразований. Подобные упущения ставят под сомнение ценность Прогноза в роли ключевого элемента системы управления экономическим и научно-технологическим развитием страны.

Уже обозначалось, что указанный Прогноз практически не имеет какой-либо правовой роли и регламентации. В связи с чем, представляется целесообразным в следующих Прогнозах уделить внимание внесению в Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также в другие связанные с ним стратегические документы положения об организации работ, согласно предпринимаемых действий по анализу достижения и корректировки показателей и направлений прогноза, а также по экспертизе документов стратегического планирования [24, с.48].

Таким образом, в рассматриваемом Прогнозе приведенные возможные сценарии научно-технологического развития России не предполагают и не учитывают значительные изменений в экономике и технологиях , они практически не подкреплены какими-либо экономическими оценками и расчетами.

Для стратегического документа в Прогнозе поражает отсутствие каких-либо перспективных экономических характеристик: ВВП, инвестиций, промышленного развития, возможных финансовых источников.

В связи с чем можно говорить о том, что на сегодняшний день Прогноз недостаточно обоснован, в нем отсутствуют представления о приоритетах, ресурсах и механизмах, которые необходимы для достижения желаемых обозначенных состояний и позиций лидерства. Никак не обозначены перспективы системных взаимодействий, необходимых структурных изменений, нет целостного видения перспектив развития экономики и общества.

Кроме того, технологии и процессы описаны здесь, не учитывая достигнутый российский уровень в сравнении с мировым. Не проведен анализ приоритетности развития тех или иных технологий, также отсутствует и сравнительная оценка последствий реализации направлений, просчет различных типов сценариев.

Ослабляет роль Прогноза и то, что технологическое развитие страны на уровне принимаемой стратегической политики, особенно относительно определения приоритетных технологий, не должно обсуждаться вне связи с эффективностью и источниками финансирования. Однако никакого анализа таких позиций Прогноз не содержит.

Все-таки технологическое будущее страны предопределяется будущим науки, но предлагаемая картина его организации, а значит, и финансирования не описана.

Таким образом, можно сделать вывод, что приходится признать, что содержательное наполнение Прогноза представляется недостаточным для того, чтобы «создать базу для реализации приоритетов научно-технологического развития» и «сформировать единую платформу для разработки и реализации документов стратегического планирования в сфере науки и технологий», а именно такие цели декларируются как основные для Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Тщательная проработка обозначенных в работе проблем повысит качество последующих проектов Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и будет способствовать превращению этого пока скорее манифестирующего документа в полноценный документ стратегического планирования.