Анализ хода исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за январь – июнь 2019 года
- С 1 января 2019 года страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексированы на 7,05 %. Фондом также проведен перерасчет пенсий с 1 января 2019 года с учетом доведения общей суммы доходов пенсионера до прожиточного минимума пенсионера. Соответствующая доплата осуществлена ПФР до 1 июля 2019 года.
- В бюджет ПФР за январь – июнь 2019 года поступило 4 198 763,01 млн рублей (48,8 % прогнозируемых доходов). Уровень поступления доходов аналогичен соответствующему периоду 2018 года. Страховые взносы поступили в объеме 2 549 463,85 млн рублей (48,6 % прогнозируемого объема) и по сравнению с аналогичным периодом 2018 годом увеличились на 208 559,88 млн рублей (на 8,9 %), уровень поступлений – на 0,7 процентного пункта. Доля взносов в доходах выросла на 2,7 процентного пункта и составила 60,7 %.
- Совокупная задолженность по страховым взносам на ОПС увеличилась на 26 969,10 млн рублей (на 9,6 %) и на 1 июля 2019 года составила 307 580,89 млн рублей. Основная доля в этой задолженности (57 %) по-прежнему приходится на задолженность, образовавшуюся за расчетные периоды до 1 января 2017 года.
- Доля средств федерального бюджета в доходах бюджета ПФР снизилась с 40,4 % в первом полугодии 2018 года до 38,2 % в первом полугодии 2019 года. Доля трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование в доходах бюджета ПФР увеличилась до 11,6 % (в первом полугодии 2018 года – 7,7 %).
- По сравнению с аналогичным периодом 2018 года расходы в целом увеличились на 21 245,08 млн рублей (на 0,5 %), в основном за счет расходов на социальную политику, что обусловлено индексацией социальных выплат.
- С 1 июля 2019 года с 5 500 рублей до 10 000 рублей увеличен размер ежемесячных выплат неработающим родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. По мнению Счетной палаты, при корректировке федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджете ПФР целесообразно предусмотреть дополнительно на осуществление указанных выплат около 7,0 млрд. рублей
- Расходы на выплату страховой пенсии по сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросли на 132 829,48 млн рублей (на 4,2 %), что обусловлено повышением размеров пенсий. По имеющимся у ПФР данным (на 1 апреля 2019 года), число получателей страховых пенсий по сравнению с началом года снизилась на 209,44 тыс. человек, работающих получателей страховых пенсий – на 252,33 тыс. человек.
Бюджет ПФР исполнен с профицитом в сумме 180 547,15 млн рублей, остатки средств на счетах бюджета ПФР в Федеральном казначействе за первое полугодие 2019 года увеличились в 2,8 раза и составили 518 517,43 млн рублей.
Анализ исполнения основных характеристик бюджета ПФР, представленных в оперативной информации об исполнении бюджета за январь – июнь 2019 года, текстовых статей Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 432‑ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Федеральный закон № 432‑ФЗ, Закон о бюджете ПФР на 2019 год), а также информации, полученной от ПФР по запросу Счетной палаты от 21 июня 2019 г. № ЗИ 11-77/11-04, показал следующее.
1. Анализ исполнения доходов бюджета ПФР
За январь – июнь 2019 года в бюджет ПФР поступило 4 198 763,01 млн рублей, что на 166 640,52 млн рублей (на 4,1 %) больше поступлений в аналогичном периоде 2018 года. Уровень исполнения доходов составил 48,8 % прогнозируемого объема, что аналогично прошлому году.
По сравнению с 2017 годом самый высокий рост (на 60,8 процентного пункта) сложился по доходам от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленных управляющими компаниями в ПФР. Данные доходы превысили прогноз поступлений (22 703,48 млн рублей) на 27,4 % (на 6 210,02 млн рублей). Перевыполнение показателя связано с тем, что при формировании бюджета на 2019 год расчет данных доходов ПФР был осуществлен в виде выделения доли (2,72 %) средств пенсионных накоплений (исходя из динамики за 2015–2018 годы), подлежащих передаче управляющими компаниями в ПФР из прогнозируемой суммы прироста СПН в объеме 835 637,03 млн рублей. Фактически на 1 января 2019 года сумма прироста составила 832 031,16 млн рублей, а доля СПН, перечисленных управляющими компаниями в ПФР от суммы прироста – 3,48 %.
В январе – июле 2019 года в бюджет ПФР поступили средства по 3 видам доходов, не учтенных в прогнозе поступлений к Федеральному закону № 432‑ФЗ, на сумму 7,60 млн рублей (93,8 % прогнозируемых Счетной палатой неучтенных доходов в 2019 году).
Так, доходы от прочих поступлений от использования имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР, поступили в сумме 1,84 млн рублей, от денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, – 0,14 млн рублей, от возврата остатков субсидий прошлых лет на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и остатков субсидий на социальную поддержку Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы – 5,62 млн рублей.
Страховые взносы (с учетом взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, угольной промышленности, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию) поступили в объеме 2 549 463,85 млн рублей (48,6 % прогнозируемого объема) и по сравнению с аналогичным периодом 2018 годом увеличились на 208 559,88 млн рублей (на 8,9 %). Уровень поступлений взносов увеличился на 0,7 процентного пункта.
Ниже уровня прошлого года поступили только взносы на накопительную пенсию, что объясняется сложностью прогнозирования объема взносов, поскольку в связи с мораторием на формирование накопительной пенсии они поступают за счет задолженности, образовавшейся до 1 января 2014 года.
Доля страховых взносов в доходах ПФР по сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросла на 2,7 процентного пункта и составила 60,7 %.
Выше плановых значений поступили взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности (57,7 % и 54,9 % прогнозного показателя соответственно).
Изменение задолженности перед бюджетом ПФР по уплате страховых взносов (млн рублей) представлено на графике.
По данным ФНС России (на 1 июля 2019 года), совокупная задолженность по страховым взносам на ОПС увеличилась за 2019 год на 26 969,10 млн рублей (на 9,6 %). Основная доля в этой задолженности (57 %), по-прежнему, приходится на задолженность, образовавшуюся за расчетные периоды до 1 января 2017 года, принятую ФНС России от ПФР, которая за 2019 год налоговыми органами уменьшена на 8,1 %.
Из федерального бюджета поступило 1 602 556,53 млн рублей (48,3 прогнозируемого показателя), из бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и на выплату социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, поступило 1 630,70 млн рублей (50,9 %).
Доля средств федерального бюджета в доходах ПФР составила 38,2 % (в первом полугодии 2018 года – 40,4 %).
На выплату страховых пенсий из федерального бюджета поступило на 27 397,69 млн рублей (на 3,1 %) меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Межбюджетный трансферт на ОПС (сбалансированность бюджета ПФР) в доходах бюджета ПФР составил 11,6 % (в первом полугодии 2018 года – 7,7 %).
2. Анализ исполнения расходов бюджета ПФР
3.1.Объем бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи бюджета ПФР (далее – СБР) за январь – июнь 2019 года уменьшился на 36 927,42 млн рублей (на 0,4 %) и на 1 июля 2019 года составил 8 598 987,88 млн рублей.
Показатели СБР в основном уменьшены на средства межбюджетного трансферта из федерального бюджета, которые подлежат уменьшению на объем средств, предназначенных на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи и на осуществление ЕДВ гражданам, проходящим военную службу и службу в правоохранительных органах, в объеме 42 033,06 млн рублей и увеличены на средства пенсионных накоплений, подлежащих выплате в виде единовременной выплаты в объеме 4 393,73 млн рублей.
3.2.За январь – июнь 2019 года израсходовано 4 018 215,86 млн рублей (46,5 % показателя, утвержденного Федеральным законом № 432‑ФЗ, и 46,7 % показателя СБР).
Информация об исполнении показателей, утвержденных Федеральным законом № 432‑ФЗ, по основным разделам и подразделам бюджетной классификации расходов представлена на следующем рисунке.
По сравнению с аналогичным периодом 2018 года расходы в целом увеличились на 21 245,08 млн рублей (на 0,5 %), в основном за счет расходов на пенсионное обеспечение, что обусловлено индексацией выплат.
Из 25 социальных выплат, осуществляемых в рамках расходов на пенсионное обеспечение (без учета единовременной выплаты в размере 5 тыс. рублей, которую ПФР выплачивает в 2019 году пенсионерам, не получившим ее в 2017 году), по сравнению с аналогичным периодом 2018 года расходы уменьшились по 9 выплатам (на 1 157,01 тыс. рублей). Наибольшее уменьшение (на 660,89 млн рублей, или на 13,5 %) сложилось по расходам на единовременную выплату средств пенсионных накоплений, что связано с уменьшением числа обратившихся граждан (за первое полугодие 2019 года – 232,03 тыс. человек, за первое полугодие 2018 года – 450,03 тыс. человек); наибольшее увеличение – по расходам на выплату страховой пенсии.
На выплату страховой пенсии за первое полугодие 2019 года израсходовано 3 273 836,89 млн рублей (46,9 % планируемого показателя), что на 132 829,48 млн рублей (на 4,2 %) больше расходов за аналогичный период 2018 года. Увеличение в основном обусловлено увеличением размеров пенсий.
Динамика численности получателей пенсий представлена в следующей таблице.
Вид страховой пенсии |
на 1 апреля 2018 года |
на 1 января 2019 года |
на 1 апреля 2019 года |
чел / %, 1 апреля 2019/2018 |
чел / %, 1 апреля 2019/ 1 января 2019 |
Всего получателей пенсий (чел.), из них |
43 565 357 |
43 871 625 |
43 650 689 |
85 332/ 0,2 |
-220 936/-0,5 |
• получателей страховых пенсий, в том числе: |
39 856 614 |
40 117 596 |
39 908 152 |
51 538 / 0,1 |
-209 444/-0,5 |
• пенсий по старости |
36 412 181 |
36 715 196 |
36 504 256 |
92 075 / 0,3 |
-210 940/-0,6 |
• пенсий по инвалидности |
2 045 648 |
2 004 063 |
2 021 826 |
- 23 822 / 1,2 |
17 763/0,9 |
• пенсий по случаю потери кормильца |
1 398 785 |
1 398 337 |
1 382 070 |
-16 715 / 1,2 |
-16 267/-1,2 |
• получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, из них: |
3 708 743 |
3 754 029 |
3 742 537 |
33 794 /0,9 |
-11 492/-0,3 |
- получателей социальных пенсий |
3 158 874 |
3 189 721 |
3 174 476 |
15 602 /0,5 |
-15 245/-0,5 |
- получателей пенсий федеральных государственных гражданских служащих |
75 719 |
76 582 |
76 667 |
948 /1,3 |
85/0,1 |
- получателей накопительной пенсии |
54 700 |
66 347 |
69 399 |
14 699 /26,9 |
3 052/4,6 |
- получателей срочной пенсионной выплаты |
22 762 |
26 356 |
27 311 |
4 549 / 20,0 |
955/3,6 |
Всего работающих пенсионеров |
9 599 323 |
9 669 711 |
9 400 432 |
- 198 891 / 2,1 |
-269 279/-2,8 |
Всего работающих пенсионеров, получающих страховые пенсии по старости |
8 537 867 |
8 576 663 |
8 324 330 |
-213 537 /2,5 |
-252 333/-2,9 |
Изменение размеров пенсий представлено на следующем графике.
Расходы на ФСД составили 45 428,93 млн рублей (52,8 % запланированного показателя), что на 1 419,56 млн рублей (3,2 %) больше расходов аналогичного периода 2018 года и обусловлено увеличением численности получателей и перерасчетом размера денежной выплаты в связи с исполнением положений Федерального закона № 49‑ФЗ. По сравнению с началом 2019 года численность получателей ФСД увеличилась на 501,03 тыс. человек (на 14,8 %) и составила 3 877,77 тыс. человек, средний размер доплаты увеличился на 26,38 рубля (на 1,4 %) и составил 1 939,79 рублей.
В рамках расходов на социальное обеспечение населения ПФР осуществляет 20 выплат и в целом расходы сложились на уровне аналогичного периода 2018 года (за первое полугодие 2019 года – 232 413,97 млн рублей, за первое полугодие 2018 года – 230 671,09 млн рублей). Основную долю этих расходов (82,1 %) составляют ежемесячные денежные выплаты различным категориям граждан (далее – ЕДВ).
Расходы на ЕДВ за январь – июнь 2019 года составили 190 754,76 млн рублей (41,9 % запланированного показателя), что сопоставимо с расходами за аналогичный период 2018 года (189 839,55 млн рублей). С 1 февраля 2019 года проведена индексация ЕДВ на 4,3 %, при этом численность получателей ЕДВ по сравнению с аналогичным периодом 2018 года уменьшилась на 232,89 тыс. человек, или на 1,5 % (на 1 июля 2018 года – 15 333,70 тыс. человек, на 1 июля 2019 года – 15 100,81 тыс. человек).
В рамках охраны материнства и детства ПФР осуществляет расходы на предоставление МСК. В целом на реализацию данной программы за первое полугодие израсходовано 139 749,79 млн рублей (42,9 % показателя, утвержденного Федеральным законом 432‑ФЗ, и показателя СБР). По сравнению с аналогичным периодом 2018 года расходы увеличились на 2 654,13 млн рублей, или на 1,9 %.
По состоянию на 1 июля 2019 года с начала реализации программы МСК выдано 9 341,39 тыс. государственных сертификатов на МСК (далее – сертификат), в том числе в 2019 году – 304,64 тыс. сертификатов, что на 23,62 тыс. сертификатов, или на 7,2 %, меньше, чем было выдано за аналогичный период 2018 года (328,26 тыс. сертификатов).
За использованием средств МСК с начала реализации программы обратились 6 971,82 тыс. семей, или 74,6 % семей, получивших сертификат, из них в 2019 году – 427,15 тыс. семей (в аналогичном периоде 2018 года – 399,82 тыс. семей). Основная доля семей с детьми обратились за использованием средств МСК на улучшение жилищных условий (6 146,43 тыс. семей, или 88,2 % семей, обратившихся за использованием средств МСК).
На получение образования ребенком (детьми) средства МСК пожелали использовать 729,43 тыс. семей (10,5 %), из них в первом полугодии 2019 года – 58,39 тыс. семей (в аналогичном периоде 2018 года – 50,53 тыс. семей), на формирование накопительной пенсии – 4,87 тыс. семей, из них в 2019 году – 367 женщин (в аналогичном периоде 2018 года – 334 женщины), на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, – 277 семей, из них в 2019 году – 53 семьи (в аналогичном периоде 2017 года – 67 семей).
За получением ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка за счет средств МСК в соответствии с Федеральным законом № 418‑ФЗ в территориальные органы ПФР обратились 90,82 тыс. семей, из них в 2019 году – 48,76 тыс. семей. По состоянию на 1 июля 2019 года ежемесячную выплату получают 77,18 тыс. семей. За январь – июнь 2019 года на данные цели израсходовано 3 912,00 млн рублей, или 45,1 % запланированных средств федерального бюджета на данные цели на 2019 год (8 675,84 млн рублей).
Субсидии на софинансирование мероприятий социальных программ субъектов Российской Федерации в части строительства (реконструкции) организаций социального обслуживания населения в 2019 году получают 8 субъектов Российской Федерации[40] на сумму 915,72 млн рублей.
По состоянию на 1 июля 2019 года в бюджеты субъектов Российской Федерации перечислены субсидии на сумму 666,11 млн рублей (72,7 % предусмотренных средств).
4. Анализ исполнения бюджета ПФР по источникам финансирования дефицита бюджета
4.1. Бюджет ПФР исполнен с профицитом в объеме 180 547,15 млн рублей, в том числе с профицитом по распределительной составляющей – 184 800,14 млн рублей и дефицитом по накопительной составляющей – 4 252,99 млн рублей (при прогнозируемом дефиците в этой части в объеме 23 233,41 млн рублей).
4.2. Изменение остатков средств на счетах бюджета ПФР в органе Федерального казначейства представлено на следующем рисунке (млн рублей).