Анализ понятия «самовольные уходы из дома и детского дома», классификация самовольных уходов подростков из дома и детского дома

Самовольный уход из дома и детского дома – тайное или явное оставление дома (детского дома) с условием отсутствия с ребенком связи, либо местопребывание ребенка известно, но он находится там без разрешения.

Подростковый период - это этап онтогенеза, который находится между детством и зрелостью. Этот период называют также самым сложным возрастом человека и возрождением, а по сравнению с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без руля, штурвала и балласта.

Сегодня в психологии существует набор базовых исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Ученые уже выяснили, что психологические условия этого периода связаны с двумя «критическими» моментами: психофизиологическим - половым созреванием и всем, что с ним связано, и социальным - в конце детства, входом в мир взрослых. [2,с.23]

Будучи в какой-то среде - семье, учебном заведении, компании сверстников - ребенок (как ожидается) принимает те нормы и ценности, которые в этой среде преобладают, а затем постепенно обрабатывает их, изменяет и адаптирует к конкретным особенностям и жизненным целям. Но все очень сложно [32, с. 54].

Процессы «поглощения» и обработки социального опыта занимают много времени. Существуют целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется обычно приобретенным, но не обработанным опытом. Нередко усвоение такого опыта идет по асоциальному пути, следствием чего может стать самовольный уход подростка из дома или детского дома.

С точки зрения А.Ю. Агафонова, основными задачами семьи или детского учреждения в целях предупреждения самовольных уходов подростков являются:

  • Защита прав подростка;
  • Профилактика ситуаций, угрожающих физическому или психологическому здоровью подростка;
  • Предупреждение правонарушений или антисоциальных действий в отношении подростка (или совершаемых им);
  • Оказание медицинской и психологической помощи подросткам, склонным к самовольным уходам из дома. [2,с.76]

Одной из исчерпывающих классификаций самовольных уходов из дома является классификация Г.Штутте, американского психиатра.

Рассмотрим типы самовольных уходов подростков по Г.Штутте.

  • Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
  • Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;
  • Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;
  • «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности. [7,с.66]

Не менее популярна в научной среде классификация типов подростков, совершающих самовольный уход из дома или детского дома в зависимости от уровня конфликта детей и родителей.

Согласно этой классификации А.К. Балковая выделила следующие типы «беглецов»:

  • Исследователи – подростки, стремящиеся к автономии от родителей, испытывающие жажду приключений. Такие дети, как правило, оставляют родителям записку, в которой сообщают, что отправляются путешествовать. Нередко такие подростки сами возвращаются домой по прошествии некоторого времени. У «путешественников» обычно имеется конфликт с родителями на почве запретов последних (запрет идти на дискотеку или свидание). Зачастую «путешественников» хватает только на самовольный уход из дома на ночь, после реализации «запретного дела» (например, посещения дискотеки), беглецы самостоятельно возвращаются домой.
  • Шантажисты – особая категория беглецов, имеющих с родителями массу причин для конфликта. Для них самовольный уход из дома – средство заставить родителей принять их условие. Для семей, в которых «произрастают» шантажисты характерна напряженная психологическая атмосфера – частые ссоры, скандалы, бытовое насилие. Зачастую шантажисты имеют не только проблемы с семейной коммуникацией, но и трудности в обучении, в общении со сверстниками, девиации в поведении.
  • Беглецы от опасности. Такие дети буквально вынуждены уходить из дома, чтобы избежать физического или сексуального насилия. Как правило, семьи таких подростков маргинализированы, а дети усложняют себе жизнь ранним началом половой практики, алкоголем, наркотиками. Побег из дома совершается на почве моральных и физических унижений. Данная категория беглецов разительно отличается от остальных – беглецам от опасности приходится проходить через многие жизненные испытания. [8,с.55-67]

Тем не менее, всех беглецов объединяет то, что основная причина побега – неудовлетворенность подростком условиями проживания, невозможность жить в нормальной обстановке, недостаток любви и уважения к семье.

С точки зрения В.Н. Дружинина, стремясь заполнить образовавшуюся пустоту, ребенок старается найти утешение к какой-то интересной деятельности, связанной с приключениями, риском, опасностью, в связи с чем совершает побег в надежде обрести подлинное счастье в другой обстановке. [13,с.88]

С точки зрения С.А. Беличевой, лица, совершающие побеги и самовольные уходы, по своей моральной и психологической характеристике неоднородны. Большая часть самовольных уходов и побегов приходится на отрицательно настроенных подростков и юношей, объединенных в дружеские группы или криминогенные группировки. Уход этих лиц опасен, требует срочных мер пресечения. [4,с.77]

Л. М. Шипицына в своем исследовании приводит пример из практики одной из спецшкол: четверо несовершеннолетних через своих друзей, находившихся «на воле», выбрали объект для совершения кражи. Самовольно покинули спецшколу, добрались до нужного населенного пункта, совершили кражу, но при продаже краденого были задержаны местными жителями, которые их избили так, что один из задержанных был срочно госпитализирован и прооперирован из-за разрыва аппендикса. Криминальная группа подростков - учащихся бывшей Московской спецшколы совершала уходы на ночь, грабила частные автомашины и с награбленным возвращалась в школу, где все это сбывала за бесценок своим «воспитателям», а также кооператорам, арендовавшим помещение в данной школе.[14,с.109]

М.А. Ковальчук подтверждает: самовольно уходят и совершают побеги нейтрально настроенные подростки и юноши, пытающиеся таким способом достигнуть для себя определенных «выгод».[19,с.88-90]

Побег для подростка – наиболее оптимальный способ найти яркое, незабываемое, экстремальное приключение. Оптимальный способ отвлечения от побега – вовлечение подростка в интересную деятельность, в которой его фантазия, творческое начало были бы востребованы.

В своем исследовании мы опираемся на классификацию самовольных уходов, разработанную А.Е. Личко в табл.1. Автор рассматривает уходы (побеги) с точки зрения возрастных кризисов. По мнению профессора, до трети подростков, совершающих самовольные уходы из дома или детского дома, имеют патологическую основу.

Таблица 1 - Классификация побегов подростков с точки зрения возрастных кризисов

Тип побега/частота

Причины побега

Протекание побега

Возраст, характер детей

Количество беглецов

Эмансипационные побеги (45%)

Чрезмерная опека со стороны родителей или педагогов. Стремление к легкой и красивой жизни. Ссоры с родителями, воспитателями, стремление выйти из-под контроля.

Как правило, частые прогулы занятий, диленкветность, алкоголизация.

12-15 лет, как правило, акцентуированные подростки, склонные к психопатиям

Побег совершается группой подростков

Импульсивные побеги (26%)

Жесткое воспитание, суровые наказания, воспитание по типу жестокого отношение, отвержение ребенка родителями

Поведение во время побега строится на попытке отвлечься от травмирующей ситуации. Деньги добываются законным путем (мытьем машин, сбором бутылок). Со временем побеги становятся стереотипной реакцией на трудную ситуацию

7-15 лет.

В одиночку

Демонстративные побеги (20%)

Стремление привлечь к себе внимание. Убегают дети недалеко, в надежде, что их быстро поймают. Причина – гипопротекция, невнимание со стороны взрослых, желание выделиться среди сверстников

Особенностей протекания побегов нет, поскольку они совершаются на краткий период

12-17 лет

Обычно в одиночку

Дромоманические побеги (9%)

Скука, тоска. Тяга к поиску приключений, смене обстановки

Возвращаются домой сами, обычно стыдясь своего поведения

7-15 лет

В одиночку, иногда находят товарищей

Таким образом, под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление дома (детского дома) с условием отсутствия с ребенком связи, либо местопребывание ребенка известно, но он находится там без разрешения. В нашем исследовании мы будем опираться на утверждение о том, что самовольные уходы в большей степени имеют эмансипационный и импульсивный тип и могут иметь самые разнообразные причины для такого поведения: от недопонимания в семье до физического и психологического насилия, совершаемых над ними.

Самовольный уход из дома и детского дома – тайное или явное оставление дома (детского дома) с условием отсутствия с ребенком связи, либо местопребывание ребенка известно, но он находится там без разрешения.

Подростковый период - это этап онтогенеза, который находится между детством и зрелостью. Этот период называют также самым сложным возрастом человека и возрождением, а по сравнению с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без руля, штурвала и балласта.

Сегодня в психологии существует набор базовых исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Ученые уже выяснили, что психологические условия этого периода связаны с двумя «критическими» моментами: психофизиологическим - половым созреванием и всем, что с ним связано, и социальным - в конце детства, входом в мир взрослых. [2,с.23]

Будучи в какой-то среде - семье, учебном заведении, компании сверстников - ребенок (как ожидается) принимает те нормы и ценности, которые в этой среде преобладают, а затем постепенно обрабатывает их, изменяет и адаптирует к конкретным особенностям и жизненным целям. Но все очень сложно [32, с. 54].

Процессы «поглощения» и обработки социального опыта занимают много времени. Существуют целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется обычно приобретенным, но не обработанным опытом. Нередко усвоение такого опыта идет по асоциальному пути, следствием чего может стать самовольный уход подростка из дома или детского дома.

С точки зрения А.Ю. Агафонова, основными задачами семьи или детского учреждения в целях предупреждения самовольных уходов подростков являются:

  • Защита прав подростка;
  • Профилактика ситуаций, угрожающих физическому или психологическому здоровью подростка;
  • Предупреждение правонарушений или антисоциальных действий в отношении подростка (или совершаемых им);
  • Оказание медицинской и психологической помощи подросткам, склонным к самовольным уходам из дома. [2,с.76]

Одной из исчерпывающих классификаций самовольных уходов из дома является классификация Г.Штутте, американского психиатра.

Рассмотрим типы самовольных уходов подростков по Г.Штутте.

  • Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
  • Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;
  • Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;
  • «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности. [7,с.66]

Не менее популярна в научной среде классификация типов подростков, совершающих самовольный уход из дома или детского дома в зависимости от уровня конфликта детей и родителей.

Согласно этой классификации А.К. Балковая выделила следующие типы «беглецов»:

  • Исследователи – подростки, стремящиеся к автономии от родителей, испытывающие жажду приключений. Такие дети, как правило, оставляют родителям записку, в которой сообщают, что отправляются путешествовать. Нередко такие подростки сами возвращаются домой по прошествии некоторого времени. У «путешественников» обычно имеется конфликт с родителями на почве запретов последних (запрет идти на дискотеку или свидание). Зачастую «путешественников» хватает только на самовольный уход из дома на ночь, после реализации «запретного дела» (например, посещения дискотеки), беглецы самостоятельно возвращаются домой.
  • Шантажисты – особая категория беглецов, имеющих с родителями массу причин для конфликта. Для них самовольный уход из дома – средство заставить родителей принять их условие. Для семей, в которых «произрастают» шантажисты характерна напряженная психологическая атмосфера – частые ссоры, скандалы, бытовое насилие. Зачастую шантажисты имеют не только проблемы с семейной коммуникацией, но и трудности в обучении, в общении со сверстниками, девиации в поведении.
  • Беглецы от опасности. Такие дети буквально вынуждены уходить из дома, чтобы избежать физического или сексуального насилия. Как правило, семьи таких подростков маргинализированы, а дети усложняют себе жизнь ранним началом половой практики, алкоголем, наркотиками. Побег из дома совершается на почве моральных и физических унижений. Данная категория беглецов разительно отличается от остальных – беглецам от опасности приходится проходить через многие жизненные испытания. [8,с.55-67]

Тем не менее, всех беглецов объединяет то, что основная причина побега – неудовлетворенность подростком условиями проживания, невозможность жить в нормальной обстановке, недостаток любви и уважения к семье.

С точки зрения В.Н. Дружинина, стремясь заполнить образовавшуюся пустоту, ребенок старается найти утешение к какой-то интересной деятельности, связанной с приключениями, риском, опасностью, в связи с чем совершает побег в надежде обрести подлинное счастье в другой обстановке. [13,с.88]

С точки зрения С.А. Беличевой, лица, совершающие побеги и самовольные уходы, по своей моральной и психологической характеристике неоднородны. Большая часть самовольных уходов и побегов приходится на отрицательно настроенных подростков и юношей, объединенных в дружеские группы или криминогенные группировки. Уход этих лиц опасен, требует срочных мер пресечения. [4,с.77]

Л. М. Шипицына в своем исследовании приводит пример из практики одной из спецшкол: четверо несовершеннолетних через своих друзей, находившихся «на воле», выбрали объект для совершения кражи. Самовольно покинули спецшколу, добрались до нужного населенного пункта, совершили кражу, но при продаже краденого были задержаны местными жителями, которые их избили так, что один из задержанных был срочно госпитализирован и прооперирован из-за разрыва аппендикса. Криминальная группа подростков - учащихся бывшей Московской спецшколы совершала уходы на ночь, грабила частные автомашины и с награбленным возвращалась в школу, где все это сбывала за бесценок своим «воспитателям», а также кооператорам, арендовавшим помещение в данной школе.[14,с.109]

М.А. Ковальчук подтверждает: самовольно уходят и совершают побеги нейтрально настроенные подростки и юноши, пытающиеся таким способом достигнуть для себя определенных «выгод».[19,с.88-90]

Побег для подростка – наиболее оптимальный способ найти яркое, незабываемое, экстремальное приключение. Оптимальный способ отвлечения от побега – вовлечение подростка в интересную деятельность, в которой его фантазия, творческое начало были бы востребованы.

В своем исследовании мы опираемся на классификацию самовольных уходов, разработанную А.Е. Личко в табл.1. Автор рассматривает уходы (побеги) с точки зрения возрастных кризисов. По мнению профессора, до трети подростков, совершающих самовольные уходы из дома или детского дома, имеют патологическую основу.

Таблица 1 - Классификация побегов подростков с точки зрения возрастных кризисов

Тип побега/частота

Причины побега

Протекание побега

Возраст, характер детей

Количество беглецов

Эмансипационные побеги (45%)

Чрезмерная опека со стороны родителей или педагогов. Стремление к легкой и красивой жизни. Ссоры с родителями, воспитателями, стремление выйти из-под контроля.

Как правило, частые прогулы занятий, диленкветность, алкоголизация.

12-15 лет, как правило, акцентуированные подростки, склонные к психопатиям

Побег совершается группой подростков

Импульсивные побеги (26%)

Жесткое воспитание, суровые наказания, воспитание по типу жестокого отношение, отвержение ребенка родителями

Поведение во время побега строится на попытке отвлечься от травмирующей ситуации. Деньги добываются законным путем (мытьем машин, сбором бутылок). Со временем побеги становятся стереотипной реакцией на трудную ситуацию

7-15 лет.

В одиночку

Демонстративные побеги (20%)

Стремление привлечь к себе внимание. Убегают дети недалеко, в надежде, что их быстро поймают. Причина – гипопротекция, невнимание со стороны взрослых, желание выделиться среди сверстников

Особенностей протекания побегов нет, поскольку они совершаются на краткий период

12-17 лет

Обычно в одиночку

Дромоманические побеги (9%)

Скука, тоска. Тяга к поиску приключений, смене обстановки

Возвращаются домой сами, обычно стыдясь своего поведения

7-15 лет

В одиночку, иногда находят товарищей

Таким образом, под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление дома (детского дома) с условием отсутствия с ребенком связи, либо местопребывание ребенка известно, но он находится там без разрешения. В нашем исследовании мы будем опираться на утверждение о том, что самовольные уходы в большей степени имеют эмансипационный и импульсивный тип и могут иметь самые разнообразные причины для такого поведения: от недопонимания в семье до физического и психологического насилия, совершаемых над ними.