Анализ психолого-педагогического опыта по формированию информационной безопасности как условия профилактики кибербуллинга
Предотвратить возникновение кибербулинга в образовательной среде не всегда получается своевременно, и узнают о подобных случаях уже на стадии распространении конфликта. Меры предупреждения по выявлению кибербуллинга способны смягчить конфликт и помешать его распространению. У современного общества встают задачи урегулирования коммуникаций в информационном пространстве и обеспечение безопасности пользователей, особенно несовершеннолетних, развитие у них киберэтики.
В настоящее время практически все школы оборудованы компьютерной техникой, имеют свои, которые широко применяться в образовательной среде. Также все школы имеют свои группы в социальных сетях. Это могут быть общие группы школы и так же отдельно разделение по классам. Не смотря на то что у таких групп есть свои админы которые следят за соблюдением порядка иногда информация размещенная там носит противоречивый, агрессивный негативный характер. Особенно часто такую информацию выкладывают в так называемые группы «подслушано». Практически во всех школах есть данные группы. И если в общих группах стараются информацию фильтровать, то в таких главным принципом выступает «хайп». «Хайп» это слово из молодежного сленга означающий шумиху, ажиотаж в том числе и возбуждению. Данное явление происходящее в социальных группах увеличивает активность странички а это значит популярность. Достаточно часто в роли такого «хайпа» в школьных группах выступает компрометирующая информация о ком то из учебного процесса, или же фотографии. Такие публикации набирают максимальное колличество лайков, коментариев и репостов и данное виртуальное пространство становиться площадкой для кибербуллинга.
Проведя анализ в социальной сети вконтакте в школьных группах «подслушанно» которые также были в общедоступном доступе были получены следущие результаты. Из 15 групп 7 групп такие как https://vk■Com/podslushano94;https: //vk.com/pod 124 ;https://vk■com/public660980 31https://vk■Com/podclyshano43;https://vk■Com/public63375274; https://vk.com/public65300135, Содержали публикации с агрессивным посылом в адрес другого, с оскорблениями, неудачными фотографиями.
Исходя из этого в образовательных учреждениях необходимо заниматься профилактикой кибербуллинга и формирования навыков информационной безопасности.
Общество находиться на пороге ухода от прежней образовательной парадигмы к новой где доступ к информации будет не ограниченным. Г лавная цель такой парадигмы развитие творческой активности учащихся где роль самостоятельной деятельности в сети возрастает [6].
Проблема формирование информационной безопасности в образовательных учреждениях все больше становиться актуальной.
Считается, что данной проблемой в основная роль должна отводиться учителям информатики, или специалистам в области компьютерных технологий. Проанализировав учебную программу по проблеме информационная безопасности было выявлено, что в учебный план предмету Информатика затрагивает данную тему.
Рассмотрим подробнее темы.
«Информатика» за 7-9 класс автор Угринович Н.Д содержит тему
«Информационное общество и информационная безопасность» содержание темы затрагивает в основном аспект организации технической безопасности.
«Информатика» 7-9 класс автор Семакин И.Г Содержит тему «Информационные технологии и общество» где раскрывают проблему сетевой этики
«Информатика»5-9 класс автор Босова Л.Л. темы посвещенные информационной безопасности связаны с формированием навыков безопасного поведения при работе с компьютерными программами.
«Информатика» 7-9 класс автор Горячев А.В .Информационная безопасность рассматривается при изучении темы общение в сети интернет.
Исходя из совокупности всех этих фактов учебно -образовательный аспект затрагивает проблему информационной безопасности. Но в основном такие уроки запланированы в начале или конце учебного года и освещаться за короткий промежуток времени. И 5, 6, 8 класса остаются без внимания. Следовательно, преподаватели информатики не могут полностью и качественно сформировать навыки информационной безопастности, так как на это отведен небольшой промежуток времени и большая часть тем затрагивает техническую защиту компьютеров.
Программы по формированию навыков информационной безопасности должны строиться исходя из различных условий в совокупности.
Условия формирования навыков информационной безопастности.
Содержательное условие. Содержит темы и проблемы, раскрывающие смысл информационной безопасности, угрозы, исходящей от информации из различных источников и их специфику.
Технологическое условие. Организации и проведения занятий, с направленностью на формирование умений выявлять информационную угрозу и адекватно реагировать на нее.
Психолого-педагогические условия. Организация взаимодействия педагога и учащихся на основе принципов педагогики сотрудничества, готовности учителя понять и принять позицию ученика, проявлении уважения к самостоятельности его личности.
Также важным дополнительным условием развития информационной безопасности является системная и целенаправленная работа с родителями.
К Нормативным актам которые регулируют информационную безопасность в образовательных учереждениях относяться : Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным образовательным стандартам основного общего образования в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для функционирования информационной образовательной среды.[]
Информационная образовательная среда образовывает новейшие возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью «Интернет», негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождает проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников.
На сегодняшний день профилактиктическая работа с кибербулингом и повышения информационной безопасности направлена на 2 направления [].
1. Oграничение и блокировка нежелательного контента (фильтры цензуры), использование в социальных сетях и веб сайтов кнопки «пожаловаться», а также настройка конфиденциальности персональных
акантов. Данное направление включает создание системы быстрого реагирования провайдеров контента и сервисов, операторов связи, правоохранительных структур на противоправную деятельность в Интернете. Одна из крупнейших организаций направленная на противодействие распространения опасного контента в интернете является «Лига безопасного интернета» [] Цель лиги — искоренение опасного контента путем самоорганизации профессионального сообщества,
участников интернет-рынка и рядовых пользователей.
2. Обучение пользователей интерната основным правилам
безопасности и корректного поведения по отношению к другим пользователям. Существуют специальные веб сайты, посвященные повышению интернет грамотности и обучение корректному, неагрессивному поведению в Интернете.
В частности, рассматриваются ценностные аспекты тех или иных поступков в сети, обсуждается проблема внутреннего выбора, который человек совершает, ведя себя в Интернете жестоко, неуважительно по отношению к другим пользователям или распространяя ложную информацию, порочащую честь и достоинство и т. Д
Профилактическая работа психолога, классного руководителя, социального педагога должна строиться исходя из понимания причин подобного поведения детей. Назовем наиболее значимые из них[]. Причина первая: отсутствие «сетевой » и правовой культуры. Многие подростки воспринимают интернет как свободную площадку для реализации своих идей и мыслей. Однако соблюдение правил сетевого этикета не всегда исполняются , подростков не разъясняется, что за негативные деяния в сети подростки иих родители несут уголовно-административную ответственность Часто съемки и дальнейшее распространение роликов, фиксирующих сцены насилия, рассматриваются детьми как «прикольные» действия, а об ответственности за них они даже не догадываются. К сожалению, многие родители и не задумываются , что их ребенок может использовать неприемлемое применение своего телефона.
Причина вторая: размытость моральных норм в обществе и негативное влияние СМИ и Интернета. Подобные вещи дети и подростки видят на экранах телевизоров, в Интернете и считают такое поведение вполне допустимым. На телевидении даже поощряют «мобильных репортеров», которые записывают «интересные, необычные сюжеты». А в Интернете существует ряд сайтов, куда можно загружать ролики со сценами насилия. Как правило, такие ресурсы пользуются популярностью, и загрузить туда ролик «круто». С такими установками надо обязательно работать, заменяя их на позитивные и толерантные.
Кроме того, бывают случаи, когда дети записывают драку на видео, а взрослые стоят рядом и смотрят, поскольку считают это «забавой» и ждут окончания схватки. Тем самым они поощряют детей к насилию, давая им понять, что подобное поведение одобряемо.
Третья причина, по которой дети снимают жестокие ролики, - ограниченный арсенал моделей поведения, отсутствие у них знаний о конструктивных способах общения. Часто ситуация усугубляется тем, что сами взрослые с детства учат детей агрессивным приемам разрешения конфликтов.
Четвертая причина - невозможность самореализации в хороших, позитивных поступках и нахождение негативных путей получения внимания и одобрения.
Приоритетные направления в области профилактики кибербуллинга []:
-формирование правовой культуры детей, разъяснение того, как можно и как нельзя использовать мобильный телефон для взаимодействия с другими людьми, знакомство с правовыми последствиями подобных деяний, демонстрация конструктивных способов использования телефона для организации; досуга.
-формирование умения отделять хорошее от плохого и делать нравственный выбор не на основе слепого подражания, а на основе собственных взвешенных решений;
-формирование конструктивных способов поведения и разрешения конфликтов;
-формирование «моды» на позитивное использование мобильных гаджетов, на толерантное общение в Интернете.
-повышение компетентности родителей в области конструктивных взаимодействий с ребенком и трансляции ему позитивных нравственных ценностей.
-создание условий для самореализации и успешности каждого ребенка в социуме (школа, семья).
Информационная безопасность в школе осуществляется:
-организацией безопасного доступа обучающихся и сотрудников в сеть «Интернет» за счёт контентной фильтрации запрещённой и нежелательной информации;
-фильтрация опасного контента по «специальному списку» сайтов;
-построение системы работы в сети «Интернет»: определение точки доступа в сеть во время учебного процесса, точки доступа для учащихся для работы в сети в свободное от учёбы время.
На сайте Управления образования, имеются ссылки на лучшие электронные ресурсы для детей и родителей, информация для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к сети «Интернет»[].
Реализуемые программы мероприятий по обеспечению информационной безопасности содержат:
-создание нормативно-правовой базы;
-техническое обеспечение;
-профилактическую работу по информационной безопасности с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками учреждений.
Реализованные программы мероприятий по обеспечению
информационной безопасности.
Для обучающихся. Единый всероссийски урок по безопасности в сети «Интернет».Международный квест по цифровой грамотности
«Сетевичок».Неделя информационной безопасности с проведением классных часов: «Нормы нужно знать и законы соблюдать», «Здоровой планете - здоровые дети», «Жизненные ценности»,уроковп о тематике «Безопасность в виртуальном мире», «Я и мои виртуальные друзья», «Киберугрозы современности», проведенык круглые столы для старшеклассников «Безопасный Интернет - хороший Интернет», анкетирование учащихся 7-9 классов «Безопасный Интернет». Для детей проводятся минутки безопасности по теме «Как критически относиться к сообщениям в СМИ», «Как избежать вредной информации в сети «Интернет», «Личная безопасность и терроризм»,конкурсы, интерактивные викторины«Интернет среди нас», «Какие существуют риски при пользовании Интернетом и как их можно снизить», «Что я знаю о безопасности в Интернете»
Для сотрудников образовательных учереждений.
Круглые столы, практикумы на темы:ознакомление педагогических работников с Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции от 01.05.2017г.);способы защиты детей от противоправных посягательств в сети «Интернет»;основы медиабезопасности для педагогических работников;ответственное и безопасное пользование услугами сети «Интернет;обучающие семинары «Психологическая безопасность в информационном пространстве», «Смертельные игры: как оградить подростков от опасных интернет-сообществ?», «Персональный сайт педагога».
Для родителей.
Родительские собрания: «Безопасность детей в Интернете», «Дети в Интернете: кто за них в ответе?», «Информационная безопасность детей - забота родителей», «Безопасный Интернет вне дома», «Роль семьи в обеспечении информационной безопасности детей и подростков», «Профилактика Интернет-зависимости у подростков», «Информационная безопасность детей в современном мире», «Информационная безопасность - ответственность родителей», «Информационная безопасность детей в наших руках», «Обеспечение информационной безопасности всех участников образовательного процесса», «Права ребёнка», «Основные правила защиты наших детей от Интернет-опасностей», «Социальные сети: риски и возможности в образовании современных детей», «Ознакомление родителей с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции от 01.05.2017г.)», «О возможном вреде использования сети «Интернет» и способах защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Психическое и физическое здоровье школьника (безопасное общение в сети «Интернет»)».памятки «Повышение уровня безопасности
детей в Интернете при помощи технических средств», «Этика сетевого общения», «Всё о компьютерных играх для школьников