Анализ тенденций и проблем развития малого предпринимательства в России

2.1. Анализ проблем государственной поддержки малого предпринимательства в РФ

В России для содействия развитию малого бизнеса важнейшими его звеньями стали координационные советы по вопросам развития предпринимательства. В сфере микрокредитования эффективно работает ряд иностранных частных фондов и банков. Банки и небанковские институты почти не работают в этой сфере. Кредитная поддержка развития в регионах осуществляется в рамках кредитования по линии международных финансовых организаций Зарубежный опыт поддержки и регулирования малого предпринимательства должно стать примером для России. Хотя показатели функционирование малого бизнеса в течение последних 10 лет остаются довольно высокими, они не являются основным показателем его эффективности. Важным фактором является деятельность механизма стимулирования развития и поддержки предпринимательства, заинтересованностью государства в этом секторе. Инфраструктура развития малого предпринимательства на сегодня является недостаточной. Такие элементы как бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, консультационные фирмы, информационные агентства, агентства регионального развития часто занимаются той деятельностью, которая дает возможность в текущий момент получить определенный доход, и поэтому не очень отличаются друг от друга по видам предлагаемых услуг.


Развитие малого бизнеса на сегодняшний день играет важную роль в экономике всех стран мира. Этот вид экономической деятельности снабжает общество продуктами, услугами, новыми рабочими местами. Для улучшения качества жизни общества необходимо создавать благоприятную среду для ведения предпринимательской деятельности.
В настоящее время быть предпринимателем становится все сложнее. Поэтому без подробного исследования современных тенденций развития малого предпринимательства невозможно преодолеть недостатки и выдвинуть предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Бизнес представляет собой предпринимательскую экономическую деятельность, результатом которой является увеличение дохода, получение прибыли. В современном обществе за последние несколько десятилетий значительно выросла доля желающих заняться собственным бизнесом.
Состояние малого бизнеса в России оставляет желать лучшего. При этом именно предприятия данного сектора обладают следующими положительными особенностями: 1. Предприятия малого бизнеса в России способствуют возникновению большего числа рабочих мест. Притом трудоустраиваемый контингент достаточно обширный. Специфические условия труда позволяют принимать на работу граждан преклонного возраста, студентов, домохозяек и людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день лишь четвертая часть человеческих ресурсов РФ задействована на предприятиях данного сектора. Оптимальной ситуацией будет значение этого показателя, вдвое превышающее текущее. 2. В отличие от крупных гигантов, производство таких предприятий проще переориентировать на другую продукцию. Это принесет меньше издержек, хотя малый бизнес в условиях кризиса и экономической нестабильности более подвержен колебаниям и скачкам. 3. Упрощенная система организации и управления. Руководство при появлении непредвиденных обстоятельств способно принимать гибкие и оперативные решения. 4. Предприятия малого бизнеса реализуют возможность приносить живой доход в бюджет страны во время дестабилизации национальной валюты. 5. Совместное сотрудничество с крупными промышленными объектами позволяет вести деятельность с пользой для обеих сторон. 6. Все виды малого бизнеса в России, кооперируясь со старыми предприятиями, способны вывести их на новый уровень. Предпринимательская деятельность требует меньшего объема первоначальных вложений. Малый бизнес ориентирован на потребности и возможности регионального рынка. На данный момент основными проблемами, оказывающими существенное влияние на малый бизнес, являются: 1. Отсутствие квалифицированных кадров. На сегодняшний день найти настоящих профессионалов своего дела бывает достаточно сложно. Во-первых, чаще всего эта работа ложится на самих руководителей, которые, полагаясь лишь на свои собственные предпочтения и требования, формируют коллектив. Лишь двадцать процентов объектов малого бизнеса обеспечены грамотными работниками. 2. Налоговая нагрузка. Неправильно выстроенная система взысканий отнимает огромный процент прибыли предприятий. Многие просто не могут себе позволить отчисления в бюджет государства из-за чего вынуждены вести «черную бухгалтерию» или просто объявлять себя банкротами. 3. Жесткая кредитная система. Для стартового капитала или реализации проекта необходимы значительные финансовые ресурсы, которые чаще всего берутся взаймы под большие проценты в соответствующих учреждениях. Но чем на больший срок они привлекаются, тем меньше шанс, что банк выдаст такую сумму. 4. Лишение своих работников социального пакета услуг. Это также обусловлено чересчур высокими налогами, что приводит к выплате «зарплат в конвертах». Сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений. А также в отсутствии возможностей допуска к объектам инфраструктуры. 5. Коррупция и грабеж со стороны чиновников. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования заставляют даже законопослушных граждан действовать соответствующими методами. 6. Низкий уровень платежеспособности населения. Тот слой населения, который является основной целевой аудиторией, просто не в состоянии оплачивать установленную цену. В окончательную цену вкладываются все издержки, и предприниматели просто не могут работать себе в убыток. В настоящее время Президентом РФ выделены основные направления по борьбе с неэффективностью малого бизнеса. Государство для повышения занятости в малом бизнесе должно сделать все возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным. Для этого следует создать равные условия для всех предпринимателей, стабильные и понятные правила и законы, обеспечить честную и открытую конкуренцию, создать не коррупционные, прозрачные механизмы взаимодействия с бизнесом.
Данные проблемы можно решить только путем взаимодействия государства, частного сектора и средств массовой информации. Малый бизнес сопутствует развитию экономики страны в целом, обеспечивает внутренний рынок товарами и услугами, а также вывоз данных товаров на мировой рынок. Малые предприятия наиболее приспособлены к изменению экономической ситуации в стране, к постоянным экономическим кризисам. Поддерживая малый бизнес, государство не тратит денежные средства из своего бюджета на трудоустройство граждан. Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий.

2.2. Общие тенденции развития малого предпринимательства
в 2014-2019 гг.

Отразим динамику развития малого бизнеса в России за последние годы. По закону к субъектам малого бизнеса в РФ относятся: малые предприятия (юридические лица, в т.ч. микропредприятия), индивидуальные предприниматели (физические лица) и крестьянско-фермерские хозяйства.
В таблице 5 представлена динамика развития малых предприятий в сегменте юридических лиц.
Таблица 5
Динамика развития малых предприятий в России (юридические лица) 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Число предприятий (к концу года), тыс.ед. 1137 1347 1578 1644 1836 1845 1625 1423
Средняя численность рабочих, тысяч человек 9239,2 10436,9 11281,7 11149,0 11480,5 11530,6 10415,2 10012,5
Оборот организаций, миллиардов рублей 15468,9 18727,6 16443,5 18301,3 22613,1 24230,2 21451,2 20842,3
Неравномерное распространение малого предпринимательства по субъектам РФ объясняется спецификой инвестиционного климата в данных регионах. Благоприятный предпринимательский климат, имеющий высокий инвестиционный потенциал и низкие инвестиционные риски, в Москве и Москве благоприятствуют развитию малого предпринимательства. Неблагоприятный инвестиционный климат в Еврейской АО, Туве, а также Хакасии, на Чукотке и в Дагестане при низком инвестиционном потенциале и высоких рисках замедляет развитие малого бизнеса. На рисунке 1 приведены данные о структуре малых предприятий (юридических лиц) по видам экономической деятельности. Рис. 1. Оборот малых предприятий (юридических лиц) по видам экономической деятельности в 2018 г., в % к итогу

Из представленного рисунка видно, что большая часть малых предприятий в Росси занята в сфере торговли и ремонта бытовых изделий – около 60% всего малого бизнеса страны.
В таблице 6 представлена динамика развития малых предприятий в сегменте индивидуальных предпринимателей.
Таблица 6
Динамика развития индивидуальных предпринимателей (физических лиц субъектов малого предпринимательства) 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей, тыс.чел. 2988,3 2742,0 2653,3 2540,1 2490,2 2013,2 1952,2 1723,5
Объем выручки от продажи, млрд.руб. 5622 7000,3 6301,2 6200,4 6030,9 5400,2 5142,3 5041,2

Из таблицы 6 видно, что в целом наблюдается ухудшение показателей развития индивидуальных предпринимателей в России за последние годы, т.к. снижается общее число малых предприятий (данная тенденция отчетливо проявилась после кризиса 2008-2011 гг.), также начиная с 2011 г. произошло снижение объема выручки индивидуальных предпринимателей. Все это свидетельствует об ухудшении условий развития индивидуального предпринимательства в стране. Резкое снижение численности индивидуальных предпринимателей в конце 2016 г. и в течение 2017 г. было обусловлено резким повышением страховых тарифов на индивидуальных предпринимателей.
В целом можно назвать следующие факторы, сдерживающие развитие индивидуального предпринимательства в России :
1. ориентация государственных программ поддержки малого бизнеса в первую очередь на юридические лица-малые предприятия;
2. кризис оказал значительное негативное влияние на индивидуальное предпринимательство в стране по сравнению с малыми предприятиями-юридическими лицами, поэтому многие индивидуальные предприниматели просто прекратили свою деятельность;
3. повышение ставок страховых тарифов на индивидуальных предпринимателей, что также привело к сокращению их числа.
По данным экспертов в России доля малого бизнеса в занятости населения и в ВВП РФ составляет около 20-25%.
Например, в США в малом бизнесе занято около 53% работоспособного населения.
Доля небольших компаний в ВВП развитых стран превышает 50% (иногда достигает 70%).
В России в настоящее время малый бизнес еще не занял своего естественного экономического места. Как показывает анализ, проведенный представителями общественной организации «ОПОРА РОССИИ», это связано с несколькими причинами: В 2017 г. рейтинговым агентством «Эксперт-РА» был проведен опрос среди представителей бизнес-сообщества по исследованию проблем малого бизнеса в стране.
На рисунке 2 отражены ответы на вопросы о проблемах малого предпринимательства в России. Рис. 2. Проблемы малого бизнеса в России с точки зрения бизнес-сообщества (процент отметивших проблему)

Из представленной диаграммы видно, что наиболее важной проблемой малого бизнеса с точки зрения бизнес-сообщества являются действия органов государственной власти (налоги, таможня, проверяющие органы), затем в равной степени отмечаются такие проблемы как: недостаток кредитных ресурсов (слишком высокая ставка по кредитам, трудности в его получении и т. д.); неравные конкурентные условия в сравнении с импортной продукцией (включая контрафакт), затрудненный либо слишком дорогой доступ к инфраструктуре (электроэнергия, арендные ставки и т. п.). Проблема нехватки квалифицированных кадров существует, но она не столь актуальна как другие проблемы .
Представим в таблице 7 сравнительный анализ проблем малого бизнеса с точки зрения различных сообществ. Таблица 7
Сравнительный анализ проблем малого бизнеса в России с точки зрения различных сообществ Общие проблемы малого бизнеса, выделяемые всеми сообществами Различия в проблемах малого бизнеса с точки зрения различных сообществ
1. Недоступность кредитных ресурсов 2. Действия органов власти (налоги, административные барьеры, коррупция)
3. Недоступность инфраструктуры (электроэнергия, недвижимость и т.п.)
4. Кадровая проблема 1. Приоритетность в определении проблем
2. Государство выделяет также проблему использования устаревшего оборудования
3. Экспертное сообщество выделяет проблему недостаточного уровня спроса на продукцию малого предпринимательства
4. Бизнес-сообщество выделяет проблему неравных конкурентных условий в сравнении с импортной продукцией

Проведенный анализ показал, что наблюдается ухудшение показателей развития индивидуальных предпринимателей в России за последние годы, т.к. снижается общее число малых предприятий (данная тенденция отчетливо проявилась после кризиса 2008-2011 гг.), также начиная с 2011 г. произошло снижение объема выручки индивидуальных предпринимателей. Все это свидетельствует об ухудшении условий развития индивидуального предпринимательства в стране. Резкое снижение численности индивидуальных предпринимателей в конце 2016 г. и в течение 2017 г. было обусловлено резким повышением страховых тарифов на индивидуальных предпринимателей. Все это свидетельствует об ухудшении условий развития индивидуального предпринимательства в стране. 2.3. Возможности использования зарубежного опыта
поддержки малого предпринимательства в России

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что наиболее эффективную государственную поддержку малого предпринимательства можно осуществлять через специализированный правительственный орган, который наделяется широкими полномочиями, имеет значительное влияние и большие ресурсные возможности: в США – это Администрация малого бизнеса; в Германии – Федеральное министерство экономики и технологий; в Великобритании – Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ; в Японии – Министерство экономики, торговли и промышленности. Мировой опыт государственного регулирования малого бизнеса (далее МБ) свидетельствует о том, что в странах с развитой экономикой поддержка МБ осуществляется специальными органами с законодательно закрепленными задачами, правами и ответственностью.
В Европе большое внимание уделяют развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса. В Англии работает широкая сеть по оказанию (за невысокую плату или бесплатно) консультационных услуг и предоставлению научно-технической информации. Там представлены следующие институты:
? службы мелких фирм;
? местные агентства;
? центры труда, помогающие безработным организовать бизнес;
? инициативные группы по содействию развития бизнеса .
Основные примеры государственного регулирования и поддержки МБ в отдельных странах мира представлены в таблице 8:
Таблица 8
Государственное регулирование и поддержка МБ в отдельных странах мира
Страна Органы регулирования и поддержки Отдельные меры поддержки и развития МБ
Европейский Союз Бюро по сближению компаний;
Центры предпринимательства и ноу-хау Предоставление предпринимателям комплекса услуг (подготовка кадров, маркетинг, передача технологий)
Германия Отдел малого и среднего бизнеса Министерства экономики Предоставление льготных кредитов,франчайзинга,субподрядов;
налоговые льготы;
поддержка микропредприятий, реализуемая специальными органами по развитию фирм данной категории
Франция Отдел малого и среднего бизнеса Министерства Промышленности предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
налоговые льготы
США Комитеты в Палате представителей и Сенате;
Структурные подразделения по поддержке МБ в федеральных министерствах;
Администрация по делам МБ Координация действий государственных органов и общественных организаций по регулированию МБ;
предоставление льготных кредитов, использование механизмов лизинга, франчайзинга, субподрядов;
создание центров развития МБ

Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством.
Мобилизация финансовых ресурсов для малых предприятий может быть произведена за счет крупных инвесторов, к которым относятся банки и крупные финансово-промышленные группы. Одним из источников привлечения финансовых ресурсов, необходимых для создания конкурентоспособных малых предприятий, может стать поддержка таких механизмов взаимодействия крупного и МБ, как франчайзинговые соглашения и субподрядные договора, кредитование крупными частными инвесторами малого предпринимательства. Отдельно следует развивать такое направление поддержки малого предпринимательства, как усиление взаимодействия малых предприятий и представителей крупных компаний, в том числе за счет механизма субподряда, что позволит снизить риски вхождения в рынок для малых предприятий с одновременной минимизацией издержек крупных производителей .
В заключении отметим, что поддержка и регулирование сферы малого предпринимательства за рубежом, в частности, в странах с развитой экономикой, осуществляется на высоком и качественно ином уровне, чем в России. В нашей

Анализ тенденций и проблем развития малого предпринимательства в России