Анализ управления и контроля системы обеспечения пожарной безопасности в организациях ГПС (на примере ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России)

Содержание системы обеспечения пожарной безопасности в организациях ГПС (на примере ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России)

Организация системы обеспечения пожарной безопасности (далее – СОПБ) как одно из направлений решения задачи обеспечения пожарной безопасности представляет собой организационную деятельность, результатом которой является проект системы обеспечения пожарной безопасности. По содержанию она представляет собой разработку проекта организационной структуры и организации ее функционирования.

Организация СОПБ базируется на общих принципах организационного проектирования, которое представляет собой разработку проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций, главным образом разнообразных социально-экономических систем. В нашем случае методика организационного проектирования будет продемонстрирована на примере существующей системы обеспечения пожарной безопасности.

Результатом этой работы является создание соответствующей документации (нормативной, проектной и др.), определяющей основные организационные характеристики, количественные параметры, принципы формирования системы и управления ею. К ним относятся [40]:

  • организационные структуры системы и ее подсистем;
  • количество объективно необходимых системе подсистем, блоков и отдельных элементов;
  • варианты пространственного размещения всех компонентов системы;
  • информационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение всех структур системы;
  • вопросы технологии управления на всех иерархических уровнях системы, включая порядок выполнения всех типов управленческих процедур, использование рациональных форм документов, применение организационной и вычислительной техники и пр.

Основу работы по организационному проектированию составляет организационно управленческий аспект – определение комплекса функций, которые составят базу для формирования конкретных функциональных элементов в содержании мероприятий. К основным этапам разработки любого проекта относятся:

1. Выработка концепции проекта (в нашем случае – концепции СОПБ).

2. Формирование общей структурной схемы и ее главных характеристик (структурной схемы и главных характеристик СОПБ).

3. Разработка состава элементов структуры и их подразделений.

4. Разработка качественных характеристик системы управления, установление порядка ее функционирования (системы управления СОПБ).

Управление системой обеспечения пожарной безопасности в организациях ГПС (на примере ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России)

Начало деятельности по обеспечению ПБ в любой организации начинается с формирования системы управления.

В организациях ГПС, а именно в ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России система управления ПБ представлена [47]:

  • руководителем организации, осуществляющим непосредственное руководство системой ПБ в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несущим персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Руководитель организации назначает ответственных лиц за ПБ, издает приказы по обеспечению ПБ, утверждает должностные инструкции ответственных за ПБ, обеспечивает финансирование мероприятий по ПБ, установку и обслуживание систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, обучение работников и проведений тренировок и т.д.;
  • ответственным лицом за пожарную безопасность в организации (им может быть штатный специалист по пожарной безопасности или иное должностное лицо, в обязанности которого входит обеспечение ПБ в организации);
  • ответственными лицами за ПБ в структурных подразделениях организации;
  • пожарно-технической комиссией (в ее состав включаются инженерно-технические работники, ответственные за эксплуатацию и обслуживание электроустановок, систем водоснабжения, связи, автоматической противопожарной защиты и т.п., ответственные лица за пожарную безопасность в структурных подразделениях организации, руководитель добровольной пожарной охраны, специалисты по пожарной безопасности, представители профсоюзов).

Координацией всей работой по обеспечению ПБ в организациях ГПС , а именно в ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России занимается ее руководитель и в пределах своей компетенции назначенное им ответственное лицо за ПБ.

Основными функциональными обязанностями ответственного лица за ПБ в организации являются:

  • планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению ПБ в организации;
  • контроль соблюдения требований нормативно-правовых актов в области ПБ и установленного противопожарного режима в организации (при выявлении нарушений противопожарных требований незамедлительно ставит в известность руководство организации, предлагает и в максимально короткие сроки осуществляет меры по устранению выявленных недостатков и нарушений в области ПБ);
  • оценка пожарных рисков в организации;
  • разработка проектов локальных нормативно-правовых актов по ПБ, включая инструкции по ПБ, и представление их руководителю организации для утверждения;
  • организация делопроизводства в области ПБ;
  • осуществление взаимодействия с органами пожарного надзора;
  • принятие безотлагательных мер по устранению нарушений требований ПБ, выявленных в ходе проверок представителями государственного пожарного надзора;
  • разработка и представление в территориальный орган пожарного надзора декларации ПБ;
  • оказание методической помощи структурным подразделениям организации в области ПБ;
  • контроль соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания систем пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;
  • контроль наличия, правильного размещения и проведения технического обслуживания огнетушителей в соответствии с требованиями ПБ;
  • определение потребности организации в первичных средствах пожаротушения и организация их учета:
  • контроль соблюдения требований к путям эвакуации;
  • контроль соблюдения правил содержания сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (пожарные краны, пожарные гидранты);
  • контроль соблюдения правил размещения знаков ПБ;
  • организация и контроль обучения руководителей, специалистов и иных работников организации мерам ПБ (противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум);
  • проведение вводного противопожарного инструктажа со всеми вновь принимаемыми на постоянную и временную работу;
  • проведение тренировок по эвакуации персонала, учащихся, посетителей и тушению условного пожара;
  • участие в организации и подготовке добровольных пожарных дружин;
  • участие в работе пожарно-технической комиссии;
  • проведение не реже одного раза в месяц выборочных проверок противопожарного состояния в структурных подразделениях организации;
  • участие в расследовании причин происшедших пожаров;
  • изучение и распространение передового опыта пожарно-профилактической работы;
  • проведение разъяснительной и воспитательной работы с сотрудниками организации по вопросам ПБ;
  • разработка и внесение руководству организации предложений по улучшению состояния ПБ;
  • участие в рассмотрении проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учебных, лабораторных, производственных, складских и других помещений и зданий с целью определения ее соответствия требованиям ПБ;
  • подготовка и представление в установленные сроки отчеты и иные запрашиваемые документы по ПБ. [49]
  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления следующих видов деятельности.
  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в органы ГПН обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • 1)Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • 2)Причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • 3)Нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Контроль системы обеспечения пожарной безопасности в организациях ГПС (на примере ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России), как один из её элементов управления

Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности – осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность органов ГПН по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется на всех стадиях жизненного цикла объектов контроля: проектирования, строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции. Осуществляется органами ГПН, органами, осуществляющими государственный надзор, органами технического (на подземных объектах) и др. органами, уполномоченными в соответствии с законодательством РФ.

Проверки – основной вид работы государственных инспекторов, осуществляемый в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечением их нарушений. Проверки (плановые и внеплановые) проводятся государственными инспекторами во время исполнения служебных обязанностей с участием руководителей организаций или выделенных ими представителей на основании распоряжения (приказа) руководящего органа ГПН.

При осуществлении мероприятий ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России по контролю проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений государственных инспекторов, оформленных в установленном законодательством РФ порядке, в т.ч.: выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; содержание территорий, зданий, сооружений и помещений; состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения; правильность монтажа и эксплуатации инженерного оборудования; содержание систем и средств противопожарной защиты; готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара; создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами; организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности; наличие лицензии у организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности; наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата (или декларации) соответствия); наличие у изготовителей (поставщиков) в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними. В ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России есть сотрудники (инспектора), которые осуществляют контроль по обеспечению пожарной безопасности. По результатам мероприятия по контролю государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт, а при выявлении административного правонарушения в области пожарной безопасности принимаются меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в систему которого входит Государственная противопожарная служба (ГПС). В Государственную службу входит Федеральная противопожарная служба и противопожарные службы субъектов Российской Федерации, которые осуществляют функции государственного пожарного надзора.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5]. В соответствии с этим законом инспектора госпожарнадзора вправе проводить плановые (текущие) или внеплановые проверки. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Предмет плановой проверки – соблюдение в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований по обеспечению Пб, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года на основании разрабатываемых ежегодных планов.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 [15] обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок возложены на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

Предмет внеплановой проверки– соблюдение обязательных требований, выполнение предписаний органов ГПН, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена органами ГПН только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ч. 5 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ [5].

О проведении внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом ГПН любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов – для микропредприятия в год.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного пожарного надзора, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок.

В случае несогласия с фактами и выводами после проведения проверки, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, может предоставить в соответствующий орган государственного пожарного надзора свои возражения в письменной форме в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в области пожарной безопасности в целом или его отдельных пожеланий. Это все можно осуществить в течении 15 дней после получения акта проверки.

Результаты проверки, проведенной органом государственного пожарного надзора с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного пожарного надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. [39]

Вывод

Система обеспечения пожарной безопасности является одним из важнейших условий обеспечения пожарной безопасности в организациях. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, в первую очередь, является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного в № 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Условия для обеспечения пожарной безопасности объекта приведены В п. 1 ст. 6 № 123-ФЗ соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ.

2. В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, по ч. 2 п. 1 ст. 6 № 123-ФЗ проектная документация должна полностью соответствовать техническим требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Это так называемое жесткое нормирование — принцип нормирования, при котором требования технических норм обязательны для исполнения. В соответствии с п. 3 ст. 4 № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ. Проанализировав и разобрав управление и контроль системой обеспечения пожарной безопасности в ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России можно смело сказать, что оно осуществляется в полной мере. ЕСЛИ ВСЕ