Четыре стадии теории развития личности ребенка по Ж.Ж. Пиаже

Согласно теории развития личности ребенка по Ж.Ж. Пиаже стадия дооперационного мышления является периодом развития у ребенка эмоционального восприятия действительности.

Вопрос изучения роли эмоций в жизни человека рассмотрен в отечественной и зарубежной науке философами, психологами, психиатрами, физиологами различных исторических эпох (Аристотель, Демокрит, Платон, Ч. Дарвин, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и др.).

В настоящее время задача эмоционального развития обучающихся связана с обновлением содержания образования. Первоочередной в решении этой проблемы является задача приобщения ребенка с первых лет их жизни к миру художественной и музыкальной культуры.

Данная задача особенно актуальна для работы с детьми младшего школьного возраста, наиболее чувствительными к развитию основ морального и эстетического отношения к жизни из-за возрастных психофизиологических особенностей. Детей необходимо вовлекать в мир искусства, предлагая им разнообразные художественные впечатления, выравнивая художественное мировосприятие, эмоциональную отзывчивость на прекрасное.

Большинство видов искусства, литература обладает огромной силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру, его переживаниям, настроению на всю жизнь. Художественная литература способна как вдохновлять и дарить заряд энергии, так и приводить человека в состояние депрессии или тихой грусти.

Возрастные способности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связь литературы с живописью, музыкой, театром. С помощью учителя художественные произведения становится целостным способом для ребенка в познании мира и самореализации. Сила художественных произведений заключается в их способности передавать изменения различных настроений и переживаний, эмоциональные состояния человеческой души.

Так же психолого-педагогические исследования Б.М. Теплова, Л.С. Выготского и других ученых показали, что наиболее значимым в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, для которой характерны высокая эмоциональность детей, потребность в ярких впечатлениях. Начиная с детского сада, художественному воспитанию каждого ребенка должно уделяться особое внимание: на уроках развития речи, литературы, изобразительного искусства, музыки, хореографии. Такие занятия позволяют реализовать творческий потенциал ребенка, получить эмоциональное отражение в восприятии мелодий, живописных и художественных образов, поэтического слова.

Тенденция к использованию художественных произведений в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников основывается прежде всего на поиске новых методов обучения, которые максимизируют эмансипацию эмоций ребенка. Детям школьного возраста при целенаправленном воспитании доступно понимание искусства, его содержательная сторона и средства выразительности (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.В.Ветлугина и др.).

Красочные образы художественных произведений воспринимаются детьми младшего школьного возраста эмоционально, развивая творческое воображение и фантазию, наблюдательность, интерес ко всему окружающему и т.д. Участвуя в беседе, высказывая собственное отношение к художественному произведению, дети учатся не только понимать и чувствовать мир искусства, но и приводить свои мысли в определенный порядок, обогащать свой словарный запас средствами выражения: сравнениями, эпитетами, метафорами.

По мнению Оморокова М.И. эмоциональная атмосфера возникает при чтении и обсуждении художественных произведений. Отношение детей к персонажам всегда эмоционально заряжено. Дети радуются победе положительного героя, триумфу добра над злом, успешному исходу событий.

Персонажи детских книг делают детей чуткими, заставляют их беспокоятся о них, негодовать, чувствовать страхи и преодолевать их. К задаче учителя относиться не только помощь ученикам в испытании определенных эмоций вместе с персонажами литературных произведений, но подтолкнуть детей к размышлениям, какие чувства испытывают эти персонажи, как они реагируют на сложившуюся ситуацию, и как бы поступили дети на их месте. Эта работа должна проводиться в разных областях чувств, а на одном заводе можно вырезать несколько зон.

Каждое произведение искусства, написанное для детей, несет заряд различной интенсивности эмоций. Глубокое чтение произведений художественной литературы, проблемные задачи, разъяснение концептуального аппарата приводит к пониманию изученного чувства, способности вербализовать и выражать эти эмоции или сдерживать их, если они мешают общению.

По мнению А. А. Мелик-Пашаев произведение искусства должно вызывать в качестве произведения искусства на эмоциональную реакцию студентов. Только те произведения, которые испытывали, сочувствовали, приводили к любви или ненависти, радости или разочарованию, запоминаются и усваиваются учениками, более охотно интерпретируются, пробуждают желание к созиданию. Этот эффект достигается за счет увеличения умственной и эмоциональной активности при чтении произведения искусства.

Л. В. Ясинский отметил, что с помощью эмоций дети получают целостное представление о произведении искусства, преследуя его идею. Поэтому важно развивать способность ребенка выражать выявленные основные эмоции произведения выразительными средствами всего искусства (ритм, интонация, цвет, слово), устанавливать связь между эмоцией и способом их творческого воплощения. Студенты должны понимать идею произведения искусства как воплощение мировоззрения и мировосприятия через эмоциональный тон произведения.

Первые ассоциации, основанные на эмоциональном тоне художественного произведения, позволяют прогнозировать художественную идею работы и развить эмоциональную отзывчивость младших школьников как способность понимать основную идею художественного произведения[1].

Эмоциональная отзывчивость проявляется и может быть идентифицирована в различных видах деятельности младших школьников в восприятии, чтении произведения искусства. Проявления эмоциональной отзывчивости можно выявить и оценить по эмоциональным реакциям в процессе занятий, по вербальному и невербальному выражению отношения к прочитанному произведению, продуктам творческой деятельности младших школьников.

На основе проведенного анализа, можно выделить следующие условия формирования эмоциональной отзывчивости у младших школьников: создание доброжелательной, благоприятной и эмоционально комфортной атмосферы на занятиях для появления эмоциональной отзывчивости учащихся на художественные произведения; использование методов и приѐмов, способствующих формированию эмоциональной отзывчивости, к числу которых относят методы эмоционального воздействия и взаимодействия, побуждения к сопереживанию, педагогической драматургии; создание ситуаций, связанных с творческой деятельностью, чтобы показать эмоциональную отзывчивость.

Таким образом, развитию эмоциональной отзывчивости способствуют те виды искусства, которые вызывают эмоциональную реакцию младших школьников. Художественные произведения является одним из средств формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников. Посредством литературы у младшего школьника воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт творческой, созидательной жизнедеятельности.