Cовершенствование трудовых коммуникаций работников с позиции экосистемного подхода

Стратегически важная для развития экосистемы региона и экосистемы национальной экономики в целом проблема достижения инновационного резонанса во всех секторах отраслевых территориальных комплексов, которая одновременно означает снижение дисгармонии инновационных процессов в регионе, не может быть решена без двух важных факторов: достаточного в количественном измерении креативного кадрового потенциала и его структурной интеграции в эффективно функционирующие объединения (например, научно-образовательно-производственные кластеры). Последнее означает вовлечение в интеграционные процессы работников соответствующих предприятий и организаций как центральных, так и периферийных территорий региона, что способствует повышению сбалансированности регионального производства модернизационных процессов.


Периодически возникающие кризисные явления вносят коррективы в оценку возможностей и специфику (в том числе временную) продуцируемых и внедряемых инноваций, причем как в технологическом контексте, так и в сфере управления. Называя такой механизм «гипотезой об инновационной паузе», академик РАН В.М.Полтерович так характеризует важнейшие элементы стратегии модернизации в современной России:

«А). Заимствование западных технологий. Этот путь реализуется с меньшими затратами, чем продуцирание новых технологий.

Б). Увеличение абсорбционной способности страны, что способствует эффективному заимствованию применяемых в передовых странах технологий, поскольку означает «умение распознавать ценность новой внешней информации, усваивать ее и применять для коммерческого использования в рамках догоняющего развития и последующего перехода к инновационному с использованием ряда инструментов, в числе которых: регулирование импорта нового оборудования и технологий, тарифная политика, интенсификация взаимодействия с зарубежными специалистами (в том числе в сфере подготовки кадров), прямая государственная поддержка заимствований и стимулирование развития науки в крупных компаниях (как играющих решающую роль в процессе заимствования).

В). Сбалансированная политика открытости как фактор повышения конкурентоспособности с целью последовательной интеграции России в мировой рынок.

Г). Ориентация на внутренний рынок с целью активизации импортозамещения, расширения внутреннего рынка и роста производительности труда.

Д). Формирование благоприятного инвестиционного климата.

Е). Создание и поддержка проектов, а не конкретных фирм, или система интерактивного управления ростом, основанная на взаимодействии государства, ассоциаций бизнеса и общества. Необходимо создание и финансирование межотраслевых и межрегиональных проектов модернизации, которые позволяют выйти на траекторию быстрого роста. Формируемая на этих принципах система способна обеспечить инициацию, согласование, разработку, отбор и эффективную реализацию широкомасштабных модернизационных проектов» [1].

Эти обстоятельства объясняют важность повышения доли такой компоненты кадрового потенциала интегрирующихся предприятий и организаций, как информационная грамотность, информационная адаптивность и т.п., что соответствующим образом видоизменяет вектор формирования их квалификационных компетенций, определяет масштабы и направления информационной подготовки и переподготовки работников – фактор совершенствования их трудовых коммуникаций.

По мнению ряда российских ученых, «капитализация территориальных ресурсов инновационного развития становится доминирующим фактором развития несырьевого сектора региональной экономической системы, поскольку она представляет собой совокупность многоуровневых институциональных процессов и управленческих воздействий, обеспечивающих эффективное связывание экономических ресурсов в целях модернизации экономики на основе внедрения инноваций. Новые условия функционирования российского бизнеса, характеризующиеся высокой динамичностью внешней среды, усилением конкурентной борьбы, выдвинули на первый план проблемы масштабной и ускоренной инноватизации предприятий. А это непосредственно связано с важнейшей задачей капитализации ресурсов, в том числе на основе создания предприятиями высокоинтегрированных региональных структур инновационной направленности, в которых результаты совместной деятельности напрямую определяются качеством трудовых ресурсов. Иными словами, для обеспечения эффективной капитализации ресурсов объединяющихся участников в структуре инновационного кластера региона необходима разработка действенных инструментов и механизмов мобилизации и рационального использования объединенных кадровых ресурсов, позволяющих в случае их высокой адаптации к специфике взаимодействующих участников усилить преимущества одних и нивелировать недостатки других».

Разумеется, качественная реализация трудового потенциала и его коммуникативного эффекта в такого рода структурах зависит как от регионального, так и а целом странового информационного поля. В том числе так называемой «сетевой готовности» нашей страны и ее регионов.

Как верифицируется реальной практикой - отечественной и зарубежной, - «кластерные модели решения задачи эффективного взаимодействия участников инновационных процессов в системе отношений «центр-периферия» способствуют модернизации региональных производств в реальном секторе несмотря на значительную пространственную неравномерность развития отечественной промышленности» [2].

Таким образом, проблема эффективной организации взаимодействия субъектов производственной и инфраструктурной сфер региона, осуществляющих функции так называемой «стимулирующей инфраструктуры» модернизационных преобразований в экосистеме региональной экономики, лежит в плоскости создания и успешного функционирования различных форм их интеграционной деятельности, выбор которых определяется спецификой и условиями конкретного региона.

В то же время, по мнению ряда экспертов-исследователей, далеко не во всех российских компаниях, а также в органах государственного управления работники обладают достаточным «уровнем профессиональных компетенций в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий, у них недостаточно развиты навыки работы с современными программными продуктами, отсутствует мотивация к использованию достижений современной информатики и компьютеризации в своей деятельности» [3].

Поэтому в процессе реализации государственных программ, направленных на информатизацию, «предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий и повысить уровень компьютерной грамотности» [4].

Главная цель управления знаниями заключается в преобразовании имеющейся в распоряжении компании информации в интеллектуальные активы. Существует два подхода к управлению знаниями. Один из них, персонифицирующий (интуитивистский) подход, основывается на том, что источником знаний являются люди и важно создать такие условия, при которых носители знания (эксперты) могут не только их хранить, но и делиться ими с другими работниками. С точки зрения персонифицирующего подхода, главное – это люди, их мотивация, культура, связи, а информационные технологии - это просто инфраструктура, поддерживающая управление знаниями. Сторонники данного подхода утверждают, что при его использовании в большей степени происходит экстернационализация знаний. Персонифицирующий подход подразумевает передачу знаний через непосредственное общение сотрудников на общих собраниях, тренингах и мероприятия, направленных на сплочение и укрепление команды (teambuilding). Таким образом, персонифицирующий подход к управлению знаниями своей главной задачей считает выявление, накопление и эффективное использование знаний сотрудников компании.

Информационный (технологический) подход исходит из того, что крупные современные организации уже накопили (и продолжают накапливать) огромные объемы информации о клиентах, поставщиках и бизнес-процессах, которые хранятся в различных информационных системах и используются во всех функциональных подразделениях. В этих хранилищах информации скрыто огромное количество важных знаний. Но эта информация, как правило, представляет собой необработанные массивы данных, не пригодные для быстрого поиска и анализа. В информационном подходе знания рассматриваются как точная информация по определённому вопросу [5]. А управление знаниями заключается в разработке и обслуживании системы, которая способна оперативно и точно находить запрошенные данные среди больших объемов информации.

Обобщая оба этих подхода, можно сделать вывод, что люди создают новые знания и реализуют их в практической деятельности, а информационные системы выполняют работу по получению, обработке и хранению данных, а также обеспечивают оперативный доступ к необходимой информации. Ключевым фактором успеха стратегии управления знаниями является обеспечение эффективного взаимодействия сотрудников сетевой компании как в части работы с информацией, так и совместной деятельности и обмена знаниями.Использование только одного их данных подходов способно принести определенные результаты, но не позволит сделать знания основным фактором, создающим добавочную стоимость, и ключевым ресурсом компании, определяющим ее конкурентоспособность. Необходима взаимосвязь этих подходов с учетом всех особенностей процесса управления знаниями в крупных сетевых компаниях.

Управление идеями ориентировано на сбор, генерацию, распределение и использование идей, которые предлагаются сотрудниками компании, ее клиентами и партнерами. Главной задачей управления идеями является разработка новых и практическое осуществление уже существующих идей. В основе теории управления идеями лежит концепция коллективного интеллекта.

Литература:

  • Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Управление капитализацией ресурсов инновационного развития российской промышленности//PeerReviewed, OpenAccess, FreeOnlineJournalPublishedmonthly: ISSN: 2308-832XIssue 2(11); February 2014. ItalianScienceReview.-2014.
  • Волохатых Д.С. Структурные компоненты информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих // Актуальные проблемы государственных и естественных наук. 2011. №4.
  • Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html

2. Чернова О.А. Содержание инновационных процессов в контексте регионального развития // Вестник Томского государственного университета. 2008. №316. С. 155-160.

5. Марусинина Е. Формирование и развитие интеллектуального капитала в современном обществе// Предпринимательство. 2006. №5.