Деятельность судебных приставов в СССР
Перед советской властью стояла крайне сложная задача – не только сформировать систему судебных органов, но и обеспечить качественное выполнение их решений. После правового закрепления системы судов достаточно остро встал вопрос об исполнении их решений. Тем более, это было важно потому, что власть нового государства нуждалась в авторитете и не могла допустить игнорирование судебных решений. Однако в связи с масштабным законодательным процессом и объективными недоработками, не урегулировавшими данную сферу, широкое распространение получили локальные нормативные акты, издаваемые в разных губерниях с учетом их специфики.
Таким образом, в разных уголках государства сформировался различный порядок исполнительного производства. 104 Реформа 1922 года ввела принципы организации судов, их единство. 11 ноября 1922 года ВЦИК принимает Положение «О судоустройстве РСФСР», которым институт судебных приставов был определен как вспомогательный орган. Но правовой статус судебного пристава был сформирован еще позже – в 1923 году. В этом же году были приняты инструкции и циркуляры, регламентирующие как общие, так и частные вопросы исполнения судебных решений [3, с. 67]. Согласно обновленному законодательству судебные исполнители стали государственными служащими, входили в штат народных и губернских судов. Их обязанности определялись Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР и Гражданским Процессуальным кодексом РСФСР. Назначались на должность и освобождались от должности по распоряжению председателя суда.
Следует отметить, что в сравнении с дореволюционным периодом, советские судебные исполнители уже не имели возможность организовывать свои собственные органы управления. Непосредственным руководителем судебных приставов являлся председатель суда. Можно выделить ряд характерных черт в работе судебных исполнителей в данный период:
1) Существовала возможность назначить представителя должника, если сам должник отсутствовал. Когда место его проживания и работы должника не было известно, взыскатель мог обратиться в суд с просьбой о назначении представителя;
2) существовал особый порядок исполнения судебных решений в отношении госучреждений и советских предприятий, который ограничивал порядок взыскания. Эта особенность сохранялась в Российской Федерации, став причиной массовых обращений граждан в Европейский суд по правам человека;
3) имелась возможность производить арест имущества должника, которое находилось у третьих лиц – государственных учреждений, предприятий и граждан;
4) также имелась возможность (при отсутствии или отказе должника от хранения) передачи арестованного имущества специальному хранителю, на условиях выплаты ему вознаграждения в размере, установленном Народным комиссариатом юстиции;
5) имелась возможность продажи арестованного имущества с публичных торгов, которые организовывались судебными исполнителями. В целом данная система просуществовала не только до распада Советского Союза и отказа от социалистического пути развития, но и еще некоторое время.
Тем не менее, постсоветский период вновь обозначил задачу изменения законодательства, выстраивая его под новую общественно-экономическую формацию. Показательно, что еще до принятия нового гражданско-процессуального кодекса уже 21 июля 1997 г. был принят Федеральный закон № 118-ФЗ «О судебных приставах». Новый ГПК РФ – Федеральный закон № 138 – был принят 14 ноября 2002 г. (ФЗ №138). 2 октября 2007 г. принимается Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Начался новый период в деятельности судебных приставов.