Диагностика сформированности конфликтной компетентности студентов педагогического вуза
Формирование конфликтной компетенции у студента педагогического вуза – это одна из главных задач системы образования, выполнение которой обеспечивает гармонизацию взаимоотношений и взаимодействий человека с обществом. Диагностика сформированности конфликтологической компетенции будущих педагогов-психологов является неотъемлемой частью образовательного процесса, а также важным инструментов для определения уровня развития у студентов навыков по управлению и разрешению конфликтов. Из этого следует, что оценивание и развитие конфликтной компетенции студентов педагогического вуза способствуют их становлению как высоко квалифицированных и уверенных в себе педагогов.
Цели диагностики конфликтной компетенции студентов заключается в следующем:
- Оценить уровень конфликтной компетентности учащихся на момент проведения диагностики;
- Идентифицировать проблемные сферы, в которых студентам может потребоваться дополнительное обучение;
- Сформировать рекомендации и программы обучения в целях улучшения навыков урегулирования конфликтных ситуаций;
- Определить эффективность мер государственного регулирования, ориентированных на формирование нравственных качеств студента.
Для проведения диагностики сформированности конфликтной компетентности студентов могут быть использованы следующие методики:
1. Тестирование – проведение тестов на определение уровня осведомлённости о конфликте, его причинах, динамике развития и способов разрешения. Данная методика особенно полезна для определения объёма знаний студента, а также позволяет понять, систематизированы ли они;
2. Анкетирование – этот метод включает в себя такие процедуры, как разработка анкеты с вопросами о восприятии и практическом опыте управления конфликтами, коммуникативных навыках, эмоциональном интеллекте и т. п.; благодаря этому подходу становится возможным определить степень психической выносливости студента и насколько его поведение адекватно в сложных ситуациях;
3. Наблюдение – подразумевает наблюдение за студентами в классных комнатах, школьных практиках и прочих ситуациях, в которых может возникнуть конфликт; этот приём позволяет определить, насколько успешно студент применяет различные стратегии поведения в конфликтах;
4. Интервью – проведение индивидуальных и групповых аналитических бесед со студентами для подробного понимания их подходов к конфликтам и способам их урегулирования;
5. Изучение педагогических работ и рефлексия – анализ трудов, сочинений и размышлений студентов педагогических вузов на предмет отражения их опыта разрешений конфликтов;
6. Ролевая игра – имитация конфликтной ситуации для отработки навыков манипуляции конфликтами и их урегулирования.
В данной работе предлагается следующий алгоритм проведения диагностики сформированности конфликтной компетенции у студентов педагогического вуза: оценивание каждого из компонентов конфликтной компетенции; формирование общей оценки сформированности конфликтной компетенции студентов на основе результатов анализа уровня развития компонентов; разработка рекомендаций по улучшению умений разрешения конфликтов и устранению пробелов в знаниях обучающихся. С каждым из этапов необходимо детально разобраться.
Первый этап диагностики – оценивание компонентов. Компоненты конфликтной компетентности представляют собой группы критериев, которым должен соответствовать будущий педагог-психолог, среди них: отсутствие конфликтофобического синдрома; понимание важности конфликтной компетентности для преподавательской деятельности; уровень осведомлённости в психолого-педагогической области о конфликтах и методах управления ими; наличие навыков манипулирования конфликтом для достижения воспитательных и образовательных целей; возможность удерживания конфликтного взаимодействия; сравнение собственного конфликтно-компетентного поведения с поведением партнёров в момент взаимодействия; наличие чётко сформированной нормативной базы, гарантирующей объективную оценку и справедливый результат; стремление овладеть конфликтной компетенцией и т. д. Соответствие перечисленных критериев и компонентов указано в Таблице 1.
Компоненты и их критерии Таблица 1
Компонент |
Критерии, включённые в компонент |
Когнитивный |
Способности осознания и анализа конфликта, понимание причин и последствий конфликтной ситуации, анализирования интересов и точек зрения конфликтующих сторон, принимать информированные и объективные решения и находить конструктивные компромиссы. |
Операционный |
Использование различных стратегий и навыков в разрешении конфликтов, умение эффективно коммуницировать, слушать и выражать свои мысли и эмоции, использовать стратегии сотрудничества и поиска компромиссов, способность эффективно общаться и сотрудничать при разрешении конфликтных ситуаций. |
Личностный |
Развитие эмоционального интеллекта, способности контролировать эмоции, проявлять эмпатию и уважение к другим, умение быть гибкими и толерантными, навык установления позитивных отношений, снижению напряженности и конфликтности, а также созданию доверительной атмосферы, необходимой для совместного разрешения проблем. |
Данные компоненты выступают как критерии сформированности конфликтной компетентности. Чтобы предоставить оценку общей сформированности конфликтологической компетентности студента, необходимо определить степень развития каждого из компонентов. Существует несколько вариантов уровня развития компонента: нулевой, низкий, средний и высокий.
Характеристика уровня развития компонентов Таблица 2
Компонент |
Уровень развития компонента |
|||
Нулевой |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Когнитивный |
Отсутствие качественных знаний о конфликтах, причинах их возникновения и их последствиях |
Недостаточное количество знаний о конфликтных ситуациях и механизмах их возникновения, информация не систематизирована |
Должное количество качественных и систематизированных знаний о конфликтах, мотивах их появления и способах решения |
Глубокие знания о конфликтных ситуациях и широкое понимание конфликта, а также связанных с ним аспектов |
Операционный |
Отсутствие навыков адекватного поведения во время межличностного взаимодействия |
Низкий уровень навыков, необходимых для адекватного социального поведения в конфликтных ситуациях |
Владение рядом умений и навыков, обеспечивающих адекватное социальное поведение во время конфликтов |
Широкий спектр навыков для обнаружения и предотвращения конфликтов, преодоление их последствия и принятия решений о поведении в конфликтных ситуациях |
Личностный |
Низкий показатель эмоциональной выносливости и других моральных качеств |
Психическая выносливость проявляется исключительно в тех ситуациях, эмоции доминируют над разумным поведением |
Достойный уровень эмоциональной устойчивости и других моральных качеств в различных ситуациях |
Высокий уровень психической выносливости наличие развитых моральных качеств во всех ситуациях |
После анализа степени развития каждого из компонентов становится возможным провести объективное оценивание уровня сформированности конфликтной компетенции у студента в целом. На её уровень имеют непосредственное влияние результаты анализа компонентов, из которых формируется общая оценка. Уровни конфликтной компетенции могут быть следующими: нулевой, низкий, средний, высокий и высший.
Таблица 3
Уровни сформированности конфликтной компетенции и их характеристики
Уровень |
Характеристика |
Нулевой |
Показатели всех компонентов (или большинства из них) находятся на нулевом уровне развития: индивид склонен к конфликтофилии или конфликтофобии, неадекватному поведению во время конфликтов; наблюдается неумение управлять конфликтными ситуациями, а также отсутствие знаний о конфликте, его причинах и последствиях и т.д. |
Низкий |
Показатели двух или более компонентов находятся на низком уровне развития: знаний о конфликте недостаточно, они не систематизированы; ценностные ориентации проявляются ситуативно, адекватное поведение в конфликтах не выражено; отсутствует стремление к формированию конфликтной компетентности. |
Средний |
Показатели двух или более компонентов находятся на среднем уровне развития: знания систематизированы, но их недостаточно; адекватное поведение имеют конкретное направление, но не всегда выражены достаточно чётко; присутствует практический опыт поведения в трудных ситуациях; |
Высокий |
Показатели двух компонентов из трёх возможных находятся на высоком уровне развития: знания находятся в оптимальном объёме и систематизированы; ценностные ориентации и адекватное поведение имеют чёткую направленность; наличие и последующее накопление практического опыта урегулирования конфликтов. |
Высший |
Показатели всех компонентов возможных находятся на высоком уровне развития: знания имеются и используются в полном объёме, индивид заинтересован в дополнительном обучении в области конфликтологии, имеет и пополняет практический опыт управления конфликтами, проводит самооценку и рефлексию и т.д. |
Следующий шаг после выяснения уровня сформированности конфликтной компетенции – составление рекомендаций и учебных программ на основе проведённой диагностики. В качестве примеров можно перечислить следующие рекомендации:
Таким образом, диагностика сформированности конфликтной компетенции у студентов педагогических вузов является важным аспектом профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов и имеет цель подготовить обучающихся к успешной работе в сфере образования, в которой конфликтные ситуации могут возникать на регулярной основе. Развитие конфликтной компетентности способствует более гармоничным взаимоотношениям в учебной среде и эффективному взаимодействию членов социума. В результате проведения данной диагностики определяется уровень конфликтной компетенции студентов, а также на её основе формулируются рекомендации по повышению качества предлагаемого образования и уровня подготовки обучающихся.