Диагностика сформированности конфликтной компетентности студентов педагогического вуза

Формирование конфликтной компетенции у студента педагогического вуза – это одна из главных задач системы образования, выполнение которой обеспечивает гармонизацию взаимоотношений и взаимодействий человека с обществом. Диагностика сформированности конфликтологической компетенции будущих педагогов-психологов является неотъемлемой частью образовательного процесса, а также важным инструментов для определения уровня развития у студентов навыков по управлению и разрешению конфликтов. Из этого следует, что оценивание и развитие конфликтной компетенции студентов педагогического вуза способствуют их становлению как высоко квалифицированных и уверенных в себе педагогов.

Цели диагностики конфликтной компетенции студентов заключается в следующем:

  • Оценить уровень конфликтной компетентности учащихся на момент проведения диагностики;
  • Идентифицировать проблемные сферы, в которых студентам может потребоваться дополнительное обучение;
  • Сформировать рекомендации и программы обучения в целях улучшения навыков урегулирования конфликтных ситуаций;
  • Определить эффективность мер государственного регулирования, ориентированных на формирование нравственных качеств студента.

Для проведения диагностики сформированности конфликтной компетентности студентов могут быть использованы следующие методики:

1. Тестирование – проведение тестов на определение уровня осведомлённости о конфликте, его причинах, динамике развития и способов разрешения. Данная методика особенно полезна для определения объёма знаний студента, а также позволяет понять, систематизированы ли они;

2. Анкетирование – этот метод включает в себя такие процедуры, как разработка анкеты с вопросами о восприятии и практическом опыте управления конфликтами, коммуникативных навыках, эмоциональном интеллекте и т. п.; благодаря этому подходу становится возможным определить степень психической выносливости студента и насколько его поведение адекватно в сложных ситуациях;

3. Наблюдение – подразумевает наблюдение за студентами в классных комнатах, школьных практиках и прочих ситуациях, в которых может возникнуть конфликт; этот приём позволяет определить, насколько успешно студент применяет различные стратегии поведения в конфликтах;

4. Интервью – проведение индивидуальных и групповых аналитических бесед со студентами для подробного понимания их подходов к конфликтам и способам их урегулирования;

5. Изучение педагогических работ и рефлексия – анализ трудов, сочинений и размышлений студентов педагогических вузов на предмет отражения их опыта разрешений конфликтов;

6. Ролевая игра – имитация конфликтной ситуации для отработки навыков манипуляции конфликтами и их урегулирования.

В данной работе предлагается следующий алгоритм проведения диагностики сформированности конфликтной компетенции у студентов педагогического вуза: оценивание каждого из компонентов конфликтной компетенции; формирование общей оценки сформированности конфликтной компетенции студентов на основе результатов анализа уровня развития компонентов; разработка рекомендаций по улучшению умений разрешения конфликтов и устранению пробелов в знаниях обучающихся. С каждым из этапов необходимо детально разобраться.

Первый этап диагностики – оценивание компонентов. Компоненты конфликтной компетентности представляют собой группы критериев, которым должен соответствовать будущий педагог-психолог, среди них: отсутствие конфликтофобического синдрома; понимание важности конфликтной компетентности для преподавательской деятельности; уровень осведомлённости в психолого-педагогической области о конфликтах и методах управления ими; наличие навыков манипулирования конфликтом для достижения воспитательных и образовательных целей; возможность удерживания конфликтного взаимодействия; сравнение собственного конфликтно-компетентного поведения с поведением партнёров в момент взаимодействия; наличие чётко сформированной нормативной базы, гарантирующей объективную оценку и справедливый результат; стремление овладеть конфликтной компетенцией и т. д. Соответствие перечисленных критериев и компонентов указано в Таблице 1.

Компоненты и их критерии Таблица 1

Компонент

Критерии, включённые в компонент

Когнитивный

Способности осознания и анализа конфликта, понимание причин и последствий конфликтной ситуации, анализирования интересов и точек зрения конфликтующих сторон, принимать информированные и объективные решения и находить конструктивные компромиссы.

Операционный

Использование различных стратегий и навыков в разрешении конфликтов, умение эффективно коммуницировать, слушать и выражать свои мысли и эмоции, использовать стратегии сотрудничества и поиска компромиссов, способность эффективно общаться и сотрудничать при разрешении конфликтных ситуаций.

Личностный

Развитие эмоционального интеллекта, способности контролировать эмоции, проявлять эмпатию и уважение к другим, умение быть гибкими и толерантными, навык установления позитивных отношений, снижению напряженности и конфликтности, а также созданию доверительной атмосферы, необходимой для совместного разрешения проблем.

Данные компоненты выступают как критерии сформированности конфликтной компетентности. Чтобы предоставить оценку общей сформированности конфликтологической компетентности студента, необходимо определить степень развития каждого из компонентов. Существует несколько вариантов уровня развития компонента: нулевой, низкий, средний и высокий.

Характеристика уровня развития компонентов Таблица 2

Компонент

Уровень развития компонента

Нулевой

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный

Отсутствие качественных знаний о конфликтах, причинах их возникновения и их последствиях

Недостаточное количество знаний о конфликтных ситуациях и механизмах их возникновения, информация не систематизирована

Должное количество качественных и систематизированных знаний о конфликтах, мотивах их появления и способах решения

Глубокие знания о конфликтных ситуациях и широкое понимание конфликта, а также связанных с ним аспектов

Операционный

Отсутствие навыков адекватного поведения во время межличностного взаимодействия

Низкий уровень навыков, необходимых для адекватного социального поведения в конфликтных ситуациях

Владение рядом умений и навыков, обеспечивающих адекватное социальное поведение во время конфликтов

Широкий спектр навыков для обнаружения и предотвращения конфликтов, преодоление их последствия и принятия решений о поведении в конфликтных ситуациях

Личностный

Низкий показатель эмоциональной выносливости и других моральных качеств

Психическая выносливость проявляется исключительно в тех ситуациях, эмоции доминируют над разумным поведением

Достойный уровень эмоциональной устойчивости и других моральных качеств в различных ситуациях

Высокий уровень психической выносливости наличие развитых моральных качеств во всех ситуациях

После анализа степени развития каждого из компонентов становится возможным провести объективное оценивание уровня сформированности конфликтной компетенции у студента в целом. На её уровень имеют непосредственное влияние результаты анализа компонентов, из которых формируется общая оценка. Уровни конфликтной компетенции могут быть следующими: нулевой, низкий, средний, высокий и высший.

Таблица 3

Уровни сформированности конфликтной компетенции и их характеристики

Уровень

Характеристика

Нулевой

Показатели всех компонентов (или большинства из них) находятся на нулевом уровне развития: индивид склонен к конфликтофилии или конфликтофобии, неадекватному поведению во время конфликтов; наблюдается неумение управлять конфликтными ситуациями, а также отсутствие знаний о конфликте, его причинах и последствиях и т.д.

Низкий

Показатели двух или более компонентов находятся на низком уровне развития: знаний о конфликте недостаточно, они не систематизированы; ценностные ориентации проявляются ситуативно, адекватное поведение в конфликтах не выражено; отсутствует стремление к формированию конфликтной компетентности.

Средний

Показатели двух или более компонентов находятся на среднем уровне развития: знания систематизированы, но их недостаточно; адекватное поведение имеют конкретное направление, но не всегда выражены достаточно чётко; присутствует практический опыт поведения в трудных ситуациях;

Высокий

Показатели двух компонентов из трёх возможных находятся на высоком уровне развития: знания находятся в оптимальном объёме и систематизированы; ценностные ориентации и адекватное поведение имеют чёткую направленность; наличие и последующее накопление практического опыта урегулирования конфликтов.

Высший

Показатели всех компонентов возможных находятся на высоком уровне развития: знания имеются и используются в полном объёме, индивид заинтересован в дополнительном обучении в области конфликтологии, имеет и пополняет практический опыт управления конфликтами, проводит самооценку и рефлексию и т.д.

Следующий шаг после выяснения уровня сформированности конфликтной компетенции – составление рекомендаций и учебных программ на основе проведённой диагностики. В качестве примеров можно перечислить следующие рекомендации:

Таким образом, диагностика сформированности конфликтной компетенции у студентов педагогических вузов является важным аспектом профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов и имеет цель подготовить обучающихся к успешной работе в сфере образования, в которой конфликтные ситуации могут возникать на регулярной основе. Развитие конфликтной компетентности способствует более гармоничным взаимоотношениям в учебной среде и эффективному взаимодействию членов социума. В результате проведения данной диагностики определяется уровень конфликтной компетенции студентов, а также на её основе формулируются рекомендации по повышению качества предлагаемого образования и уровня подготовки обучающихся.