Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Разработка педагогической теории развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах непосредственно связана с опорой на теорию и практику профессионального развития личности, формирования у человека возможностей, способностей, мотивов, соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации [8].

Развитие личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности [5]. Важно учитывать, что профессиональное развитие, как отмечается в ряде исследований [1; 3], может начинаться только в том случае,

если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться.

Профессиональная мотивация - это то, ради чего человек прилагает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Будучи

сформированной, данная мотивация является сущностной характеристикой профессионализма, компетентности специалиста.

Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности: трансформацию общих мотивов личности в трудовые, профессиональные; системные изменения

профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.

Психологическим механизмом формирования и развития профессиональных мотивов является то, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности находят свой предмет в деятельности. При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.

Мотивация профессиональной деятельности определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании обучающегося в вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность обучающегося.

Особое значение имеет наличие в структуре личности обучающегося мотивации профессионального самосовершенствования. Она включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию.

Концепция мотивации представляет собой гипотетическую конструкцию, которая используется для описания внутренних и/или внешних сил, вызывающих инициацию, направленность, интенсивность и настойчивость поведения [1]. Это имеет решающее значение для обучения и создает производительность во многих личных и профессиональных действиях [2].

Мотивация - это совокупность факторов, определяющих действия и поведение индивида для достижения цели или выполнения деятельности [3]. Это совокупность всех причин, осознанных или нет, коллективных и индивидуальных, побуждающих индивида действовать в коллективе. Это один из вызовов управленческой функции.

Мотивация дает смелость определить себя, добиться и искать новый опыт. Это позволит открыть себе все то, что нельзя увидеть из своей «зоны комфорта». Самомотивация является лучшей мотивацией, однако мотивировать могут другие вещи (сверстники, родственники, религия и т.д.). Когда речь идет о самомотивации, чувствуется гордость, которая излучает мощную энергию, чтобы
достигать того, что хочется [4]. С другой стороны, возбуждение является нормальным физиологическим процессом, контролируемым тормозной системой [5]. Следовательно, мотивация является фактором деяния. Иначе говоря, это совокупность факторов, вызывающих активность, направляющих ее на достижение целей и поддерживающих активность в достижении целей. Именно мотивация является основным фактором формирования компетентности у соискателей образования, который определяет круг полномочий любого лица, является показателем владения знаниями, опытом в определенной отрасли. наиболее часто навязываемой деятельности и позволить захватить внимание соискателя образования, заинтересовать его, чтобы позволить ему включиться в деятельность. Затем это позволяет субъекту принять поведение, которое будет побуждать его активно участвовать в задании и настойчиво выполнять его [2]. Она, как и теория самодетерминации, описывает рычаги мотивации, побуждающие субъекта заниматься определенной деятельностью. В этой теории утверждается, что все люди постоянно стремятся развиваться, чтобы повысить свой потенциал, быть способными преодолевать новые вызовы и открывать новые перспективы. Такое поведение индивидов обусловлено удовлетворением трех типов фундаментальных психологических потребностей:

- потребность в компетентности, отражающей то, что субъект испытывает, когда эффективно действует с лишними, контролируя элементы, приводящие к успеху задачи, и полностью мобилизуя свои способности; потребность в автономии, которая касается факта чувства как источника собственного поведения и действий без внешней или внутренней противоположности;

- потребность в социальной принадлежности, связанная с чувством единства, фактом чувства связи с другими, вниманием к другим и, наоборот, с ощущением объекта своего внимания, но также и с ощущением части коллектива[7].

Согласно этой теории, чтобы способствовать мотивации и преданности соискателя образования и поощрять его к настойчивости, необходимо создавать и внедрять рабочие ситуации, которые способствуют автономии и поддерживают чувство компетентности и социальной принадлежности, чтобы пробудить в соискателях самоопределенность.

Мотивация, которая побуждает их участвовать в университетских мероприятиях, спонтанна и дает право выбора. В работах ряда исследователей основные формы мотивации объединены в три группы, которые различаются по степени самодетерминации, т.е. без и с чувством внутренней согласованности, в согласии с собой: внешняя мотивация, внутренняя мотивация, демотивация. Мотивация становится внутренней, когда индивидуум добровольно и спонтанно участвует в деятельности, не ожидая никакого вознаграждения, ради единственного интереса, который соискатель образования находит в своей деятельности, то есть удовольствие, которое деятельность ему приносит. Поэтому такая мотивация полностью самоопределена и считается наиболее успешной формой. С другой стороны, это скомпрометировано в контексте, когда соискатель образования чувствует, что его контролирует внешний элемент (преподаватель, родители, не имеющие другого выбора, кроме как выполнять конкретную работу) неэффективный. Соискатель образования, который участвует в написании текста, потому что ему нравится писать и хочет рассказать историю, таким образом демонстрирует внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация близка к концепции «потока», которая встречается, например, в играх. Это оптимальный опыт погружения в деятельность, называемую аутотелической, поскольку она не имеет другой цели, кроме самой реализации. Проводя деятельность, соискатель образования полностью вовлекается в процесс и позволяет себя увлечь, даже не осознавая этого, и его достижения не стоят ему малейших усилий. Внешняя мотивация происходит от внешнего или внутреннего давления, которое побуждает к достижению задачи: давление со стороны преподавателя, родителей, хорошая оценка, вознаграждение, потребность в признании, страх наказания, чувство вины и т.д. В этом случае соискатель образования выполняет действие, потому что оно навязано или потому, что он имеет ответственность и навязывает его себе. Он делает это с намерением получить следствие, не имеющее отношения к самому действию.

Демотивация отвечает полному отсутствию мотивации по разным причинам (часто чувство потери контроля, факта мнения, что выполнение деятельности ничего не изменит в ощутимом состоянии дел) или вовлечение в задачу, не зная почему и не понимая, что получить от этой деятельности. В последнем случае соискатель образования не видит никакой связи между своими действиями и результатами, которые он получает, и это приводит к потере интереса и отстранению от деятельности. Теория Деси и Райана не противопоставляет внутреннюю и внешнюю мотивацию. Она предлагает их континуум в форме иерархической классификации, в соответствии со степенью самоопределения, которую они предполагают [6].

Теория самоопределения является основой многих современных исследований на тему автономной или ограниченной мотивации и активности соискателей образования. Важные для преподавателей концепции позволяют, например, точно различать мотивацию соискателей образования и не рассматривать одинаково мотивацию соискателя, который ходит в учебное заведение только потому, что его заставляют это делать родители, и соискателя, который идет туда через осознание, что это важно для его будущего (и потому налагает на себя внутренние ограничения).

Следовательно, наиболее самостоятельные формы мотивации имеют наиболее положительные когнитивные и поведенческие последствия для соискателей образования с точки зрения выполнения задачи.

Таким образом, их учет может сделать возможной адаптацию педагогических подходов в соответствии с мотивационными профилями соискателей образования, чтобы способствовать их обучению.

В целом, мотивация представляет собой все факторы, определяющие действия и поведение индивида во время выполнения деятельности или достижения цели. В своей работе «Мотивация в школьном контексте» Р. Вио предлагает определение, адаптированное к студенческому контексту, и определяет его как «динамическое состояние, берущее свое начало в представлениях соискателя о себе и своем окружении, и побуждающее выбирать деятельность, заниматься ею и упорно выполнять ее для достижения цели» [8].

Это определение позволяет выделить несколько элементов с самого начала. Во-первых, концепция динамического состояния указывает на тот факт, что мотивация соискателя образования не является постоянной и зависит от многих факторов, которые постоянно рекомбинируются, в соответствии с различными элементами, специфическими для самой задачи (характер деятельности, разнообразие, возможность выполнять ее самостоятельно или в группе), но также самого соискателя образования (его душевное состояние во время выполнения задания в связи с его опытом и окружением, положительное воспоминание, связанное с деятельностью, поскольку задача такого же характер будет успешно выполнен ранее).

Во-вторых, мотивация порождает действия в долгосрочной перспективе: важно, чтобы соискатель образования начал выполнять задачи, но также чтобы сохранял свою преданность в течение длительного времени, чтобы достичь того, что преподаватель стремится через создание задач: выполнение учебной цели.

Д. Тессье и П. Сарразина [9] подчеркивают важность мотивационного климата, созданного преподавателем, который должен поддерживать три основных потребности компетентности, автономии и социальной близости. Именно от их удовлетворения зависит формирование автономной мотивации у соискателя образования. Этот аспект побуждает к необходимому учету факторов, предопределяющих удовлетворение этих потребностей (или наоборот их фрустрацию).

Ряд авторов отмечает, что мотивация к профессиональной деятельности является чрезвычайно актуальным вопросом в психологии. Поскольку как результат, так и процесс овладения знаниями и навыками в определенной степени зависят от вовлеченности в обучение, заинтересованности соискателей [10].

Некоторые авторы утверждают, что мотивация профессиональной деятельности - это совокупность внутренних и внешних факторов, направляющих личность к целенаправленной профессиональной деятельности,

целью которой является достижение определенных задач и целей [11]. При этом мотивы к профессиональной деятельности диктуются осознанием объектов и предметов деятельности (получение образовательной степени, самопознания, самореализации, реализации желаний в плане профессии). Для удовлетворения этих потребностей необходимо выполнить ряд образовательных задач. Как следствие, это направляет индивида к более глубокому осознанию профессионального выбора [12].

Другие исследователи предлагают разделять мотивацию к профессиональной деятельности по структурно-равному принципу на пять основных уровней профессиональной мотивации: первый - метасистемный (личностный), второй - системный (организация мотивационной деятельности как определенной системы), третий - субсистемный (мотивационные подсистемы), четвертый - компонентный (отдельные мотивы), пятый - элементный (отдельные составляющие мотивов) [2; 10].

Взаимодействие мотива и ценностей влечет определенные действия, в дальнейшем такое взаимодействие приобретает скоординированный и целостный характер или, наоборот, соответствующий потребностям индивида. Поскольку вопросы о мотивах возникают только в непонятных ситуациях и только при условии отсутствия выбора, то в этом случае значимость приобретает ценностный характер. То есть поиск составляющих взаимодействия мотивации профессиональной деятельности соискателя образования и ценностного характера таких действий.

Успешность соискателей образования обусловливается многими факторами, в частности естественными способностями и развитием мотивации к обучению. Известно, что существует достаточно сложная система взаимосвязей, которая при определенных условиях влияет на весь компенсаторный механизм личности. Благодаря такой деятельности недостаточное количество способностей компенсируется развитием мотивации, в результате чего могут достигаться высокие результаты в обучении соискателей.

В процессе выполнения деятельности перед субъектом возникает выбор: направить действия и поступки не только к предмету своей деятельности, но и к вещественным факторам (реальным условиям), при этом учитывается уровень морали личности, с уже определенными образцами нравственности сознания. Согласно ситуациям выбора, индивид продолжает осознавать свою ответственность за поступки, в результате чего он связывает поведение с социальным характером.

Осознание ценностей, которые сформировались в личности и составляют часть его сознания, и обеспечивают устойчивую позицию человека, направленного на взвешенность его интересов.

Исходя из этого, можно утверждать, что мотивация деятельности в ситуациях выбора обусловливается ценностью моральных ориентаций, на которые оказывает непосредственное влияние социальная сторона мотивационного процесса.

Следовательно, основной задачей в образовательном процессе является не только высокая профессиональная подготовка соискателей образования, но и целостное развитие субъекта - личности активной жизненной позицией, способной к самоопределению, саморазвитию, сознательной профессиональной деятельности и саморегуляции.

На характер мотивов к учебной деятельности соискателей образования оказывает значительное влияние мотивация (как внутренняя, так и внешняя), направленность, осмысленность, удовлетворение процессом и четкие цели.

Таким образом, Мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения молодого человека, а значит, его профессионального становления. Формирование положительной учебной мотивации у студен^^ является одним из условий эффективной профессиональной подготовки и развития личности.

Повысить качество подготовки специалистов, сформировать у них положительную мотивацию к будущей профессии является одной из основных задач высшей школы для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом уровне. Развитие положительной мотивации к будущей профессии возможно только при наличии устойчивой мотивации к учебной и познавательной деятельности, связанных с этой профессией. В вузах проблеме формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности посвящено значительное количество психолого-педагогических исследований, однако вопрос условий ее развития все еще является дискуссионным.

Анализ последних психолого-педагогических исследований различных аспектов мотивационной деятельности студентов вузов проявил значительное внимание ученых к формированию учебно-профессиональной мотивации студентов разных учреждений высшего образования и специальностей, мотивов поступления в вузы, динамики изменений мотивов на разных курсах, условия возникновения у студентов положительной мотивации к учебнопрофессиональной деятельности.

Теоретические и экспериментальные исследования проблемы мотивов и мотивации проводились отечественными и зарубежными учеными в таких аспектах как мотивация как:

- стержневая характеристика личности (Л. Божович);

- мотив как регулятор разных видов деятельности, в частности учение (Ш.

Амонашвили).

В психологических и педагогических исследованиях обоснованы разные пути мотивационного обеспечения учебного процесса, в частности:

- развитие познавательных потребностей (П. Гальперин);

- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности (И.

Чередов);

- использование методов проблемного обучения (И. Лернер).

Вопросы мотивации учебно-профессиональной деятельности ||ляются предметом педагогических и психологических научных исследований, которые проводятся в двух основных направлениях. А. Маркова выделяет два типа стратегий исследования мотивации:

1) изучение влияния мотивации на деятельность, изменение деятельности в зависимости от актуализации у студента разных мотивов;

2) исследование влияния деятельности на становление мотивационной сферы.

Известно, что формирование у студентов устойчивой мотивации к обучению на протяжении жизни, поможет им определиться профессионально и стать квалифицированными специалистами.

Важной составляющей подготовки в вузе является формирование профессионального сознания будущих специалистов - категории, отражающей сущность процесса профессионального становления и развития специалиста. Акцентируется внимание на формировании специалиста высшего профессионального ранга, культивировании у него познавательных ценностей, осознании им потребности в развитии и самосовершенствовании, формировании способности к самоанализу, самоуправлению собственного развития, что положительно влияет на повышение готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Следовательно, результатом профессиональной подготовки специалиста должно стать формирование его конкурентоспособности, как показателя совокупности знаний, умений, навыков, компетенций, обеспечивающих направленность на успешную профессиональную деятельность [26].

Мотивация имеет разную трактовку: это и факторы, поддерживающие и направляющие поведение, и совокупность мотивов, и активирующее организм пробуждение определяет его направление. Иными словами, как совокупность направляющих факторов побуждают поведение человека. А также мотивация - это процесс регуляции конкретной деятельности человека.

Для более глубокого понимания трудности «включения» мотивации в процесс обучения в вузе, познания необходимо обозначить различия меж мотивацией и стимуляцией. Мотивация - это внутренний процесс, основанный на чисто личностных мотивах, то есть импульсах, побуждающих человеку прикладывать усилия и приближающих носителя мотивов к достижению

определенных целей или удовлетворению потребностей его собственными силами, его энергией, по его же воле. Так, мотивация, имея внутренние, отчасти психологические причины, не может быть внедрена извне, другим человеком. Поэтому ответственность за мотивацию принадлежит полностью самому человеку (иногда это называется «внутренняя мотивация» или «самомотивация»).

Учитывая мотивацию, стимуляцию и факторы, влияющие на эти процессы, представляется возможным добиться нужного результата в образовательном процессе.

При такой организации образовательного процесса студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером по обучению и развитию. Для повышения мотивации студента к обучению необходимо проецировать новые учебные программы на инновационных принципах обучения.

Отношение студентов к своему обучению в вузе зависит от факторов выбора профессии, специальности и от отношения к самому процессу обучения. Выбирая профессию, студенты проявляют положительную мотивацию: интерес к профессии и желание в будущем заниматься именно этой профессиональной деятельностью, быть полезным людям, обществу результатами своего труда, стремление служить своей стране и т.д. Случаются и другие мотивы выбора: социальный престиж профессии, влияние родителей, старших членов семьи, позиция друзей, случайное стечение обстоятельств и т.д.

В процессе обучения в вузе развитие познавательных, учебных и профессиональных мотивов является центральной цепью всего процесса развития личности будущего специалиста. Итак, под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышения социального статуса и Т.Д.), удовлетворяемых посредством учебных задач, побуждая его к изучению будущей профессиональной деятельности. Если студент понимает, что за профессию он избрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.

Мотивация является основной движущей силой любой деятельности человека и профессиональная деятельность не исключение. Мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения молодого человека, а, следовательно, его профессионального становления. Формирование положительной обучающей мотивации у студентов является условием эффективной профессиональной подготовки и развития личности.

Учебно-профессиональная деятельность - основная деятельность в высшем образовании, задачей которой является подготовка специалиста ВЫСШИМ образованием. Потребность в высшем профессиональном образовании есть общественная потребность, которая отвечает современному этапу развития общества: форма образования реализована в структуре учебного заведения, содержание реализовано в системе профессиональных знаний, которые нужно усвоить.

Психологически в отдельной личности форма и содержание образования оказываются разными потребностями: профессиональной и познавательной потребностями (интерес к знаниям), потребностью в высшем образовании (стремление к определенному статусу в обществе).

Профессиональная мотивация состоит из таких структурных компонентов, как: мотивация инициации (направление к деятельности); мотивация селекции (помогает в выборе цели); мотивация реализации (контроль и регуляция за реализацию выполнения соответствующих действий); мотивация постреализации (возможно завершение действия и побуждает к другой) [12].

Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, находя отражение в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма личности, поскольку только на основе его

высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной и образованной культуры личности.

В обучении студентов в вузе можно выделить несколько этапов, проанализировав особенности развития учебной деятельности студентов этап с высоким уровнем показателей учебно-профессиональной мотивации, мотивы идеализируются, потому что обусловлены пониманием общественного смысла; на следующем этапе познавательно профессиональные мотивы не руководят учебной деятельностью, наблюдается общее снижение мотивационных компонентов; заключительный этап отличается тем, что повышается осознанность, интеграция разных форм мотивов обучения.

По мере усвоения будущей профессии изменяются и мотивы поведения студентов. В период профессиональной подготовки они обычно закрепляются и развиваются. От особенностей динамики мотиваций зависит в целом отношение к учебной, а позже к профессиональной деятельности. Только при сложившемся мотивационном и ценностном отношении может произойти становление будущего специалиста как высококвалифицированного специалиста.

Профессиональное образование испытывает проблемы при переходе от учебной деятельности, которым активно занимается студент к усвоению им профессиональной деятельности, то есть мотивы студента трансформируются в профессиональные мотивы специалиста. Следовательно, мотивация студентов меняется при обучении в вузе.

Анализируя информацию об учебно-профессиональной мотивации, можно определить условия, влияющие на формирование положительных мотивов учебной деятельности: высокий уровень профессионализма преподавателя, умение и желание учить; отношение к студенту с уважением как к компетентной личности; помощь студенту в самопознании и самоопределении, формирование положительных эмоций у студента; планирование и организация обучения как процесса познания; использование приемов и методов, стимулирующих учебно-профессиональную деятельность; видение и осознание ближайших и конечных целей обучения; профессиональное направление учебной деятельности.

Профессиональная мотивация как свойство личности является системой целей и потребностей побуждающих студентов к активному усвоению знаний, овладению умениями, сознательному отношению к профессии.

Для повышения мотивации студентов к профессии насчитывает множество приемов и методов. Рассмотрены некоторые из них: использование информационных технологий; введение системы с публикацией успехов студентов и системы рейтинга их оценок; формирование положительного, благоприятного психологического климата для развития личности; стимулирование в процессе обучения ситуации реальной жизни (ролевые игры); увеличение возможностей самореализации и введения индивидуальной траектории обучения студентов.

С точки зрения исследователей перед преподавателем стоит задача создания ситуации успеха, а студент должен воспользоваться этой ситуацией. Следовательно, чтобы негативное отношение к обучению изменить в положительное, активное и творческое, необходима ситуация успеха. Чувства нрава, радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач возникают благодаря положительным эмоциям, а это доставляет удовольствие. Студенты желают, появляется мотив выполнять более сложные задачи, возникает осознание того, что недостаточно своих знаний, умений, формируется устойчивая потребность в обучении.

Сформировать профессиональные мотивы обучения у студентов, выработать у них потребность в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками - это важнейшая задача высшей школы. Мотивация самоутверждения помогает студентам добиваться успеха в учебе, раскрывает настойчивость к результатам своей деятельности, появляется

заинтересованность показывать реальные и возможные достижения. Мотивация достижения успеха определяет любовь и восхищение своей работой, помогает студентам быть инициативными и создавать творческую атмосферу для познания. Они показывают высокие результаты в учебной деятельности.

Для формирования положительной мотивации учебно-профессиональной деятельности студент должен стать ее субъектом:

1. проявлять свободную познавательную активность, интеллектуальную инициативу и самостоятельность в принятии решений по выбору путей и содержанию самообразования;

2. обогащать свой внутренний мир, быть открытым новому опыту;

3. в действиях настоящего ориентироваться на свое будущее, строить личностную перспективу; мотивация обучения усиливается, если студент видит связь между усвоением знаний, обогащением собственного опыта и требованиями и функциями будущей профессиональной деятельности;

4. развивать рефлексивные процессы: самооценку, самокритичность;

5. воспитывать потребность воплощать в жизнь собственные планы, реализовывать потенциальные возможности.

Только при наличии у студента потребности в самореализации развиваются его общие и профессиональные способности, успешно осуществляется теоретическая и методическая профессиональная подготовка, формируется духовная и нравственная воспитанность. Процесс обучения для приобретает жизненный смысл, и он работает на высшем уровне активности.

Считаем, что для повышения уровня подготовки современных специалистов к успешной конкурентоспособной профессиональной деятельности на мировом рынке труда существенной задачей является развитие профессиональной мотивации студентов в учреждениях высшего образования, целесообразно создание системы психологического сопровождения профессионализации будущих специалистов с целью выявления основных проблем, связанных с начальным этапом профессиональной карьеры будущих специалистов и для содействия их положительному решению.

Мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Но особенности этого фактора и его действенность различаются на разных этапах

учебного процесса, от первого до последнего меняется как учебно

профессиональная деятельность, так и ее мотивация.