Договор морского страхования
По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования, - страхового случая возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор, - выгодоприобретателю понесенные убытки.
Договор морского страхования должен быть заключен в письменной форме.Объектом морского страхования может явиться всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием: судно, строящееся судно, груз, фрахт, плата за проезд пассажира, за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования. В число таких объектов может также входить зарплата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск - перестрахование.
Конкретный объект морского страхования должен быть указан в договоре морского страхования.При заключении договора морского страхования страхователь обязан сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска и которые известны или должны быть известны страхователю. Должны быть также сообщены сведения, запрошенные страховщиком.
Страхователь освобождается от обязанности сообщать страховщику общеизвестные сведения, а также сведения, которые известны или должны быть известны страховщику.
При несообщении страхователем сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им неверных сведений страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования. При этом страховая премия причитается страховщику, если страхователь не докажет, что несообщение им сведений или сообщение неверных сведений произошло по его (страховщика) вине.
Страховщик не вправе отказаться от исполнения договора морского страхования, если обстоятельства, которые имеют существенное значение для определения степени риска и о которых не сообщил страхователь, отпали. В случае, если при заключении договора морского страхования отсутствовали ответы страхователя на вопросы о сведениях, запрошенных страховщиком, страховщик не может впоследствии отказаться от исполнения указанного договора на том основании, что такие сведения ему не сообщены.
Страховщик выдает страхователю документ, подтверждающий заключение договора морского страхования, именуемый страховым полисом, страховым сертификатом или иным, а также вручает страхователю условия страхования. При этом в обусловленный договором морского страхования срок страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию, причем с этого момента договор вступает в силу.
Уплата премии осуществляется путем единовременного платежа или периодических взносов на банковский счет страховщика. Определение вида валюты производится в зависимости от субъектного состава страховой сделки: между разнонациональными партнерами - в иностранной валюте; между резидентами РФ - также с возможным использованием иностранной валюты в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ.
Договор морского страхования может быть заключен страхователем в свою пользу или в пользу выгодоприобретателя независимо от того, указано имя или наименование последнего в этом договоре. Без такого указания страховщик выдает страхователю страховой полис или иной страховой документ на имя предъявителя.
В обязанности страхователя и выгодоприобретателя будут входить:
- в случае заключения договора морского страхования в пользу выгодоприобретателя - несение всех обязанностей по договору возлагается на страхователя;
- если договор заключен выгодоприобретателем, по его поручению или без такового, но при условии, что выгодоприобретатель в последующем выразит свое согласие на страхование, - несение всех обязанностей по договору морского страхования будет возлагаться на выгодоприобретателя.
При страховании в пользу выгодоприобретателя страхователь пользуется всеми правами по договору морского страхования без доверенности выгодоприобретателя. При выплате страхового возмещения страховщик имеет право потребовать представления выданного им страхового полиса или другого страхового документа.
В случае отчуждения застрахованного груза договор морского страхования сохраняет силу, причем на приобретателя застрахованного груза переходят все права и обязанности страхователя. Если же до отчуждения застрахованного груза страховая премия не уплачена, обязанность ее уплаты несут как страхователь, так и приобретатель груза. Требование об уплате страховой премии не относится к держателю страхового полиса или другого страхового документа, в которых отсутствует указание на то, что страховая премия не уплачена.
В случае отчуждения застрахованного судна договор морского страхования прекращается с момента отчуждения судна. Если отчуждение произойдет во время рейса по требованию страхователя, договор морского страхования остается в силе до окончания рейса и на приобретателя такого судна переходят все права и обязанности страхователя. Следует учитывать, что приведенное правило распространяет свое действие и на случаи перехода застрахованного судна в пользование и во владение фрахтователя по бербоут-чартеру, а также применительно к договору морского страхования ответственности судовладельца.
При заключении договора морского страхования страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес, - страховую сумму. В случае страхования судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать их действительной стоимости в момент заключения указанного договора, т.е. их страховой стоимости.
Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную договором морского страхования, если страховщик не докажет, что он намеренно введен в заблуждение страхователем.
Если страховая сумма, указанная в договоре морского страхования, превышает страховую стоимость страхуемого имущества, договор признается недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Если же страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.
Если объект застрахован у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость (двойное страхование), все страховщики отвечают только в размере страховой стоимости объекта; при этом каждый из них отвечает в размере, пропорциональном отношению страховой суммы согласно заключенному им договору морского страхования к общей страховой сумме по всем договорам морского страхования, заключенным в отношении данного объекта.
В случае, если одна и та же ответственность судовладельца застрахована у нескольких страховщиков в порядке двойного страхования, каждый из страховщиков отвечает в размере, равном его ответственности в соответствии с заключенным им договором морского страхования. Если же при наступлении страхового случая размер ответственности судовладельца меньше размера ответственности всех страховщиков, то каждый из них отвечает в размере, пропорциональном отношению размера его ответственности к размеру ответственности всех страховщиков.
Договор морского страхования сохраняет силу, если даже к моменту его заключения миновала возможность возникновения убытков, подлежащих возмещению, или такие убытки уже возникли. В случае, если страховщик при заключении договора морского страхования знал или должен был знать, что возможность наступления страхового случая исключена, либо страхователь или выгодоприобретатель знал или должен был знать о возникших и подлежащих возмещению страховщиком убытках, исполнение договора морского страхования не является обязательным для стороны, которой не было известно о таких обстоятельствах.
Страховая премия причитается страховщику и в случае, когда исполнение договора морского страхования для него не является обязательным.
По особому соглашению - генеральному полису - могут быть застрахованы все или известного рода грузы, которые страхователь получает или отправляет в течение определенного срока.
По требованию страхователя страховщик обязан выдавать страховые полисы или страховые сертификаты отдельных отправок грузов, подпадающих под действие генерального полиса. В случае несоответствия содержания страхового полиса или страхового сертификата отдельных отправок грузов генеральному полису предпочтение отдается страховому полису или страховому сертификату.
Страхователь обязан о каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса, сообщить страховщику необходимые сведения немедленно по его получении, в частности название судна, на котором перевозится груз, путь следования груза и страховую сумму. Страхователь не освобождается от такой обязанности, если даже он получит сведения такого рода после доставки груза в порт назначения в неповрежденном состоянии. При несообщении или несвоевременном сообщении необходимых сведений об отдельных отправках грузов по неосторожности страховщик вправе отказать в возмещении убытков в отношении таких отправок грузов; при этом страховщик имеет право на получение всей суммы страховой премии, которую он может получить в случае своевременного и в полном объеме сообщения перечисленных выше сведений.
Страховщик вправе отказаться от страхования по генеральному полису, если страхователь умышленно не сообщил необходимые сведения об отдельных отправках грузов или несвоевременно сообщил их либо если он неправильно указал род и вид груза или его страховую сумму. В таких случаях страховщик имеет право на получение всей суммы страховой премии, которую он мог бы получить при надлежащем исполнении страхователем условий договора морского страхования.
Страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо представителя того или другого. Кроме того, при страховании судна страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие:
- отправки судна в немореходном состоянии, если только это состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна;
- его ветхости, изношенности его принадлежностей (оборудования);
- погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.
При страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик также не несет ответственности за убытки, если докажет, что они причинены:
- умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя;
- вследствие естественных свойств груза - его порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания и т.д.;
- вследствие ненадлежащей упаковки.
Приведенные правила применяются, кроме того, при страховании фрахта.
Наконец, страховщик не несет ответственности за убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, если иное не предусмотрено соответствующими правилами; он не отвечает также за убытки, возникшие вследствие военных действий, пиратского нападения, народных волнений, забастовок, конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию компетентных властей.
Страхователь или выгодоприобретатель обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении такового, включая перегрузку, изменение способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонения судна от обусловленного или обычного маршрута следования, оставлении судна на зимовку и др. Любое изменение, увеличивающее риск, если только оно не вызвано спасанием людей, судов или грузов либо необходимостью безопасного продолжения рейса, дает страховщику основание пересмотреть условия договора морского страхования или потребовать уплаты дополнительной страховой премии. В случае, если страхователь не согласится с этим, договор морского страхования прекращается с момента наступления такого изменения.
Неисполнение страхователем или выгодоприобретателем обязанности, описанной в предыдущем абзаце, освобождает страховщика от исполнения договора морского страхования с момента наступления существенного изменения, которое произошло с объектом страхования или в отношении этого объекта. Страховая премия при этом остается полностью за страховщиком, если страхователь или выгодоприобретатель не докажет, что неисполнение указанной обязанности произошло не по его вине.
При наступлении страхового случая заинтересованными лицами должны предприниматься меры по предотвращению или уменьшению убытков. Так, в подобной ситуации страхователь обязан принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры такого рода и немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая, следуя при этом соответствующим указаниям страховщика, если такие указания будут им даны. Страховщик освобождается от ответственности за убытки, возникшие вследствие того, что страхователь или выгодоприобретатель умышленно или по грубой неосторожности не принял меры по предотвращению или уменьшению убытков
Вопрос №3
Особенности лесных чартеров
Ответ
Лесные чартера Несмотря на уменьшение удельного веса лесных перевозок в международных перевозках грузов, лес все еще играет заметную роль в экспортных перевозках из портов России, скандинавских стран и Канады. Однако технология перевозок в корне изменилась. Пиломатериалы, которые в недавнем прошлом грузились «врасстил» с применением массы ручного труда и в том же порядке выгружались (в результате лесовозы более простаивали в портах, чем возили лес), теперь перевозятся в пакетированном виде с минимальным применением ручного труда. Соответственно потребовало пересмотра все чартерное хозяйство, ориентированное на перевозки непакетирован- ного леса. В недалеком прошлом пересмотрен «Нюбалтвуд» — один из наиболее употребительный чартеров, применяемый на перевозках пиломатериалов из скандинавских стран. Пересмотрен чартер «Совьетвуд» для перевозок пилолеса из российских портов Балтики и Северного ледовитого океана и введен в оборот под старым названием «Руссвуд». Лес — относительно легкий груз. При погрузке его только в трюм грузоподъемность судна не используется полностью, хотя грузовместимость утилизируется в полной мере. Для лучшего использования грузоподъемности принято перевозить лес не только в трюме, но и на палубе.
Право судовладельца принять груз на палубу зафиксировано стандартными условиями лесных чартеров. Фрахтователи, естественно, не приветствуют перевозку груза на палубе, где он подвергается большему риску порчи, утраты и т, д. тем более, что перевозка палубного груза остается на риске фрахтователей. Как правило, на палубу судно берет не более трети всего груза или полови ну от количе-ства трюмного груза. От судовладельцев иногда требуется предоставление брезентов для укрытия палубного груза. Ставка фрахта в качестве базисной устанавливается за пакеты из досок одинаковой длины (ПОД) с оплатой экстра-фрахта за пакеты из досок разных длин (ПРД), имеющих больший погрузочный объем. Чартер «Русвуд» предусматривает два варианта распреде-ления расходов по погрузке. По первому варианту стивидоры назначаются фрахтователями, но работают под контро-лем капитана. Погрузка производится целиком за счет фрахтователей. По второму варианту погрузка выполняется стивидорами фрахтователей, но от борта и далее за счет судовладельца, который оплачивает погрузку и укладку по фиксированной ставке. По выгрузке чартер предусматривает также два вари-анта. По первому варианту, применяемому при выгрузке в портах Великобритании и Ирландии, стивидоры назначаются судовладельцами, которые и оплачивают их работу по разным ставкам, которые существуют в разных портах выгрузки. На обязанности судовладельца лежит выг-рузка до борта судна. Но единый процесс выгрузки из трюма до укладки в средства транспорта на берегу и на склад технически невозможно поручить разным стивидорам. Поэтому судовладелец нанимает и оплачивает стивидоров для всего процесса выгрузки, а грузополучатель обязан возместить ему ту часть стоимости выгрузки, которая падает на работу от борта судна. По остальным портам выгрузки применяются обычные условия, освобождающие судовладельца от расходов по выгрузке.
При перевозках европейских пиломатериалов в порты Великобритании применяется особая система норм выгрузки и оплата демерджа, разработанная в начале 50-х годов одновременно с введением чартера «Нюбалтвуд». Как уже упоминалось, в английских и ирландских портах судовладелец сам нанимает стивидоров для выгрузки. При этом ранее, до введения «Нюбалтвуда» выгрузка происходила в соответствии с обычаями каждого порта, а это означало, что судовладельцы практически не имели гарантированной нормы выгрузки и, соответственно, не получали никакого возмещения убытков в виде демерджа при простое судна. Суда могли простаивать месяцами за свой счет, что приводило к завышению
судовладельцами ставок фрахта для гарантии убытков. Такое положение не устраивало ни судовладельцев, ни фрахтователей. В результате длительных переговоров между заинтересованными организациями была выработана и согласована концепция солидарной ответственности всех английских импортеров пиломатериалов перед судовладельцами за простой судов под выгрузкой, для чего создали Британскую ассоциацию по демерджу, преобразованную впоследствии в Британскую совместную ассоциацию лесоторговцев и судовладельцев, которая получила в свое распоряжение особый фонд. Фонд образуется импортерами пиломатериалов, которые платят в него взносы по согласованной ставке с каждого купленного кубометра леса. Ассоциация гарантирует судовладельцу определенные нормы выгрузки по каждому порту, и в случае простоя судовладельцу выппачи вается из фонда соответствующий демердж.
Размеры взноса в фонд меняются из года в год в зависимости от финансовых результатов за истекший год. Ставки демерджа также регулярно пересматриваются с тем, чтобы они возмещали убытки судовладельцев при простое судов. Введение указанной схемы для английских портов значительно повысило конкурентоспособность английских фрахтователей и поставило в затруднительное положение российских фрахтователей. Для выравнивания условий в чартере «Руссвуд» при его введении применена та же схема «Нюбалтвуда» в отношении выгрузки и оплаты демереджа при простое. При досрочной выгрузке пиломатериалов диспач в портах Англиии Ирландии не выплачивается. Изживает он себя и в других странах (Нидерланды, Дания). Шкалы демерджа, аналогичные «Нюбалтвуду», применяются также при выгрузке пилолеса в других портах (ФРГ, Нидерланды и т.д.). Самостоятельная шкала демерджа предус-мотрена для портов погрузки. Помимо того, по портам пофузки действует схема уравнительного фонда по диспачу, в который судовладельцы обязаны делать взносы пропорционально количеству пофуженного леса. Лесные чартера обладают, помимо того, рядом менее значительных особенностей, которые варьируют в зависимости от вида лесоматериалов и направлений перевозки.