Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Экономическая безопасность – обеспечение объекта исследования (домохозяйства, фирмы, территории, региона, страны, мира) необходимыми экономическими ресурсами (финансами, кадрами, инфраструктурой, институтами, технологиями, информацией и т.д.) с целью стабильного и сбалансированного социально-экономического развития без ущерба для будущих поколений [васильев].

Принято различать следующие четыре уровня экономической безопасности: международная, национальная, локальная (региональная), частная (предприятия, личная). В данном исследовании будет рассматриваться региональный уровень экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона, состоит из различных элементов, представленных на рисунке 1.

Международная сфера

Административная сфера

Социальная сфера

Производственная сфера

Энергетическая сфера

Финансовая сфера

Экологическая сфера

Информационная сфера

Военно-политическая сфера

Экономическая безопасность


Источник: исследования автора по []

Рисунок 1 – Элементы экономической безопасности

Экономическая безопасность региона рассматривается как важнейший качественный параметр экономической системы, который определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию интересов региона.

В таблице 1 приведена роль экологических факторов, как обеспечивающих экономическую безопасность региона.

Таблица 1 – Факторы влияния на экономическую безопасность региона

Авторы

Факторы влияния на экономическую безопасность региона

Н. В. Шубина

– политические, финансово-экономические, ресурсно-экологические, производственно-инвестиционные, информационные, рыночные, социальные, инновационные, законодательно-правовые.

М. Н. Руденко,

Я. А. Долганова

– способность экономики региона к устойчивому росту;

– обеспечение продовольственной независимости;

– устойчивость финансовой системы;

– поддержка научного потенциала;

– зависимость экономики региона от импорта важнейших видов продукции;

–. уровень и качество жизни населения;

– демография;

– поддержание экологической безопасности;

– снижение уровня всех категорий преступлений и правонарушений.

Я. А. Кириллова, В.П. Слизкая

– коррупция;

– тарифы на жилищно-коммунальное хозяйство, недвижимость;

– обеспеченность сырьевыми ресурсами;

– монополизация экономики;

– развитие теневой экономики;

– неэффективное государственное регулирование экономической безопасности региона (недостаточно развитая нормативно-правовая база);

– сокращение числа высококвалифицированных специалистов;

– снижение общего уровня жизни населения.

И.Б. Рини,

Х. М. Юсупов

– природно-экологический;

– антропогенно-социальный;

– техногенно-производственный.

М.З. Алиева

– темп и объем валового регионального продукта, в т. ч. на одного жителя;

– структурная деформированность экономики;

– темп и объем промышленного производства;

– ухудшение структуры промышленного производства;

– изношенность основных производственных фондов;

– конкурентоспособность продукции региона;

– производственный рост в промышленных отраслях и одновременное снижение объемов производства в наукоемких отраслях;

– энергоемкость промышленного производства;

Окончание таблицы 1

Авторы

Факторы влияния на экономическую безопасность региона

– уровень внедрения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;

– объем инвестиций в основной капитал;

– объем и темп прироста прямых иностранных инвестиций;

– объем государственного финансирования научно-исследовательских работ; сокращение научного потенциала, снижение изобретательской активности;

– инновационная активность предприятий, изменение конъюнктуры внешних рынков;

– асимметрия внешней торговли;

нерациональная структура экспорта;

– наукоемкость экспорта;

– зависимость от технологического импорта и от импорта стратегических ресурсов (нефть, газ, электроэнергия);

– нерациональная структура регионального бюджета;

– финансовая зависимость от государственных трансфертов;

– эффективность региональной системы налогообложения;

– невыполнение/выполнение доходной части бюджета;

– «тенизация» экономической деятельности

– уровень и структура доходов и расходов населения;

– уровень безработицы;

– уровень денежных доходов населения;

– уровень социальной напряженности в обществе;

– уровень заболеваемости населения;

– уровень преступности;

– численности населения;

– деформация половозрастной структуры населения («старения» населения)

– продолжительность жизни населения;

– демографическая нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное;

– отсутствие/присутствие эффективных механизмов влияния на миграционные процессы.

Источник: составлено автором по []

Анализ таблицы 1 позволяет сделать следующие выводы: экологическая составляющая отмечается всеми авторами, как одна из основных, что говорит о значимости ее учета и анализа.

Экологическая безопасность осуществляется на нескольких уровнях:

– глобальном;

– национальном;

– региональном;

– локальном.

В таблице 2 приведены стратегические цели, объекты и элементы экологической безопасности в зависимости от уровня экономической системы.

Таблица 2 – Уровни обеспечения экологической безопасности

Стратегические цели

Объекты исследования

Элементы обеспечения

Глобальный уровень

Сохранение и восстановление естественного механизма воспроизводства

окружающей среды биосферой.

– изменение климата Земли;

– загрязнение воздушного бассейна;

– разрушение озонового слоя;

– истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;

– загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;

– оскудение биологического разнообразия и т. п.

– деятельность международных институтов (ООН, ЮНЕП и т. д.) – более 150 договоров;

– программы финансирования (МВФ, МБРР и т.д.).

Межгосударственный, национальный уровень

Экологизация экономики, новые экологически безопасные технологии, восстановление качества окружающей среды, способствующее рациональному использованию природных ресурсов.

– крупные географические или экономические зоны (Европейский союз, СНГ, Африканский союз и др.);

– территория одного или нескольких государств.

– межгосударственные, национальные соглашения (Межгосударственный экологический совет СНГ);

– Конституция, нормативно-правовые акты государств;

– налоги, сборы;

– экспертиза, надзор, контроль.

Региональный уровень

Создание условий для формирования благоприятной среды жизнедеятельности общества и совершенствования

процессов природопользования.

– автономно-территориальные образования государства;

– города, районы;

– предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей,

горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса.

– законодательные акты местных органов самоуправления, местные налоги и сборы, трансферты;

– соблюдение правил, лимитов, нормативов выбросов и сбросов ПДК для предприятий.

Локальный уровень

Оптимизация жизненной среды для человека и процессов, протекающих в нем, как биологическом, так и социальном существе.

– безопасность отдельного человека.

– санитарно-гигиенические нормы, требования;

– здоровый образ жизни;

– правила по охране труда.

Источник: составлено автором по []

Анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод, что на каждом уровне экономической системы, задачи по обеспечению экологической безопасности и их понимание разное. В данном исследовании будет рассматриваться региональный уровень обеспечения экологической безопасности.

Существует множество подходов к определению дефиниции «экологическая безопасность региона». Подходы к определению дефиниции «экологическая безопасность региона» представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Подходы к определению дефиниции «экологическая безопасность региона»

Автор

Определение

Е.А. Марьева,

Л.П. Милешко,

О.В. Попова

Безопасность совокупности естественных и искусственных экологических систем, включая население и техносферные объекты на территории региона.

Н.Ф. Реймерс

1 Совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству;

2 Комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово (может без серьезного ущерба адаптироваться) человечество.

Л.Н. Смирнова

Устойчивое состояние защищенности региона от реальных и потенциальных угроз, воздействующих на биосферу, которые возникают в результате антропогенного и природного воздействия на нее. Данное состояние должно обеспечиваться правовыми, экономическими, организационными и иными средствами и способами.

В.Н. Федирко

Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды региона от угроз, вызывающих нарушение вещественно-энергетических и информационных взаимодействий в окружающей природной среде.

Источник: составлено автором по []

Проведенный анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного подхода к определению понятия «экологическая безопасность региона». Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе под экологической безопасностью региона будет пониматься безопасность совокупности естественных и искусственных экологических систем, включая население и техносферные объекты на территории региона.

Экологическая безопасность региона достигается за счет:

– стабильной экологической ситуации в регионе;

– мер по улучшению состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности, внедрения «зеленых» технологий;

– хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах емкости экосистем на основе введения ресурсосберегающих технологий. ссылки!!

Большинство специалистов предлагают весь спектр возможных состояний территории по степени экологической безопасности разделить на 4 уровня, представленные на рисунке 2.

Уровни экологической безопасности региона

3 уровень – экологического кризиса

4 уровень – экологического бедствия

1 уровень – экологической нормы

2 уровень – экологического риска


Источник: разработано автором по []

Рисунок 2 – Уровни экологической безопасности региона

Экологическая безопасность подразделяется на следующие уровни:

– экологической нормы – территории, способные выдержать существующую экологическую нагрузку без снижения уровня экологического качества, деятельность объектов на которых осуществляется без существенного увеличения рисков экономических потерь;

– экологического риска – территории с нарушением экологического качества, при которых возврат в устойчивое состояние возможен, но при условии либо снижения уровня антропогенного воздействия, либо проведения комплекса восстановительных мероприятий;

– экологического кризиса – территории, разрушения в которых могут быть устранены только при полном прекращении антропогенной нагрузки и проведении необходимого комплекса восстановительных работ;

– экологического бедствия – территории с практически необратимыми нарушениями экосистем.

Логика научного исследования предполагает определение дефиниции эколого-экономической безопасности региона, ввиду тесной взаимосвязи двух данных категорий безопасности. Существуют различные подходы к определению эколого-экономической безопасности региона, представленные в таблице 4.

Таблица 4 – Подходы к определению эколого-экономической безопасности региона

Автор

Определение

А. А. Баширова

Состояние защищенности жизненно важных интересов общества, хозяйствующих субъектов, окружающей природной среды региона от угроз, возникающих в процессе их взаимоотношений по поводу природопользования и сохранения качественного состояния окружающей природной среды.

И.С. Белик

Состояние защищенности социальных, экономических и экологических интересов личности, общества от угроз, исходящих от действия деструктивных природных сил, технических систем и производств, с характерными для его обеспечения формами и методами предвидения опасных ситуаций, позволяющими выходить из них с наименьшими для природной среды, экономики и здоровья людей последствиями.

О.В. Пропп,

И. В. Онопченко

Защищенность интересов отдельной личности, общества и окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате воздействия жизнедеятельности людей и предприятий различных отраслей экономики на природную среду региона.

М.В. Бугаева М.В. Россинская

Комплекс экономических, социальных, политических и экологических факторов и действий, которые обеспечивают устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие общества региона, направленное на улучшение качества жизни людей и сохранение окружающей природной среды.

М.А. Уткова, П.Ю. Утков

1 Основа управления региональным инновационным развитием.

2 Состояние защищенности не только интересов личности и общества от угроз, вызванных последствиями экономической и хозяйственной деятельности человека, воздействием природной среды на людей и субъекты хозяйствования, но и состояния защищенности окружающей природной среды от выше перечисленных угроз.

Окончание таблицы 4

Автор

Определение

Н.Н. Скитер

Характеристика устойчивого состояния региона, его экономической стабильности и эффективности использования природных ресурсов. Однако данные характеристики ученый рассматривает и как средства повышения уровня жизни населения, подчеркивая при этом, что «экономической основой региональных эколого-экономических интересов является собственность на ресурсы, а экологической – целостность экосистемы региона».

Источник: составлено автором по []

Эколого-экономической безопасности региона придается большое внимание в научных публикациях, однако определений данной дефиниции мало, что является одной из проблем ее эффективной оценки и анализа.

В данной работе, под эколого-экономической безопасностью региона будет пониматься состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды региона от угроз, вызванных воздействием жизнедеятельности людей и отраслей экономики на природную среду и, в свою очередь, природной среды на людей и субъекты хозяйствования [Утков Инновац. развитие, c. 69].

Субъектами формирования эколого-экономической безопасности региона являются предприятия, осуществляющие деятельность на территории региона, общество или население, проживающее на данной территории, органы власти, общественные организации в сфере экологии и СМИ. Каждый из названных субъектов имеет определенные потребности и собственные интересы , которые могут быть противоречивы и не соответствовать концепции устойчивого эколого-ориентированного развития.

Предприятия, осуществляющие производственную деятельность, заинтересованы в минимизации издержек, связанных с охраной окружающей среды, в целях сохранения экономических показателей. В то время как население субъекта РФ заинтересовано в поддержании приемлемого качества жизни, что невозможно без значительных затрат на мероприятия по защите окружающей среды [пропп].

СМИ освещает экологические проблемы на различных информационных площадках, форумах и мероприятиях, тем самым привлекая внимание общества к сохранению экологии.

К критериям устойчивого развития системы эколого-экономической безопасности в регионе относятся элементы, представленные на рисунке 3.

Критерии устойчивого развития системы эколого-экономической безопасности в регионе

четко определенные меры ответственности органов власти в системе эколого-экономической безопасности территории региона и муниципальных образований

воспроизводство экологически целесообразных природных ресурсов

изменение направления использования природных ресурсов с перспективой внедрения других неограниченных или возобновляемых ресурсов в условиях региона

внедрение малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих экологических и экономических технологий управления в регионе

минимизация загрязнения до приемлемого социального и эколого-экономического уровня

активизация форм общественного контроля, развитие системы экологического воспитания и просвещения


Источник: разработано автором по [уткова]

Рисунок 3 – Критерии устойчивого развития системы эколого-экономической безопасности в регионе

Таким образом, применение данных критериев позволяет оценить качество «зеленого» экономического роста и устойчивого экологического развития в регионе.

Эколого-экономическая безопасность региона обладает следующими особенностями:

– суперприоритетность – гарантии экологической безопасности должны находиться в одном ряду с гарантиями военной, государственной и личной безопасности, с гарантиями основных прав и свобод человека;

– коллективный характер присвоения специфического жизненного блага;

– сложный и противоречивый характер взаимодействия с другими социальными ценностями;

– неопределенный характер, сложность оценки;

– неподчиненность закону убывания ценности благ во времени;

– системный характер – достижение и поддержание экологической безопасности на приемлемом уровне требует кардинального преобразования всех сторон жизни общества, в том числе: формирование нового «экологизированного» мировоззрения; экологизация структуры национальной/региональной экономики в направлении снижения ее природоемкости [толгурова].

Система управления занимает особое место в обеспечении эколого-экономической безопасности региона, так как управленческие решения принимаются в целях оптимизации антропогенной нагрузки на окружающую среду, оздоровления и восстановления среды обитания населения. Базовые принципы построения безопасной концепции управления эколого-экономическим развитием регионов представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Базовые принципы построения безопасной концепции управления эколого-экономическим развитием регионов

Принцип

Содержание принципа

Единство

Принцип единства является систематизирующим, поскольку интересы всех субъектов должны быть согласованы и сбалансированы. Экономические, социальные и экологические интересы должны работать на благо нынешних и будущих поколений. Принцип является основополагающим, т. к. из него следуют и все остальные.

Децентрализация власти

В целях эффективной организации деятельности органов власти по обеспечению экологической безопасности региона, следует опираться на принцип децентрализации власти. Для реализации данного принципа следует закрепить за субъектами РФ достаточное количество полномочий, ряд вопросов может быть рассмотрен при совместной работе федерального и регионального уровня.

Безопасность

Обеспечение принципа безопасности возможно при соблюдении законности, баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, интеграции с международными системами безопасности.

Гласность

Данный принцип предполагает информированность граждан об экологических угрозах и их последствиях.

Источник: составлено автором по []

Однако учитывая отличающиеся природные, экологические, социально-экономические особенности развития регионов, необходима разработка концепций эколого-экономического развития с учетом региональных особенностей. В связи с этим можно выделить специфические принципы построения безопасной концепции управления эколого-экономическим развитием регионов, представленные в таблице 6.

Таблица 6 – Специфические принципы построения безопасной концепции управления эколого-экономическим развитием регионов

Принцип

Содержание принципа

Биосферосовместимость

Данный принцип следует трактовать как совокупность производственных процессов в сфере деятельности человека, обеспечивающих щадящий режим для биосферы. Ранее вопрос о разработке таких технологий находился в стагнации. Сегодня такие технологии представляют собой тенденции развития научных, философских, географических, биологических и инженерных мыслей. Необходимы новые теоретические и инженерные прорывы для начала создания биосферосовместимых технологий.

Превентивность

Принцип превентивности означает, что экологическая оценка и природоохраняемые мероприятия проводятся до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности. Одним из важнейших инструментов реализации данного принципа является анализ альтернатив, рассмотрение и сравнение которых обеспечит свободу принятия решений в зависимости от результатов экологической оценки. Последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки, предметом которой является решение более высокого уровня, предшествующее планированию конкретных проектов.

Комплексность

Принцип комплексности предусматривает совместное рассмотрение и учёт факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных сферах и в социальной. Принцип основывается на единстве природы с обществом. Задача экологической политики региона состоит в том, чтобы выявить влияние социальной и экологической системы на изменения. Также принцип комплексности можно расширить до рассмотрения и учёта в принятии решений экономических, социальных и экологических последствий деятельности в комплексе.

Учёт экологической ёмкости территории

при планировании и осуществлении

хозяйственной и иной деятельности

Понятие экологическая ёмкость территории включает в себя возможность этой территории выдерживать экологические нагрузки без деградации качества среды обитания.

Охрана окружающей среды и рациональное

рекреационное природопользование

Принцип должен реализовываться через комплексный организационный подход, при котором на первый план выступает связь развития рекреации с основными направлениями развития агломерации. Развитие рекреационной зоны должно быть связано

Окончание таблицы 6

Принцип

Содержание принципа

с охраной окружающей среды и упорядочением территориальной организации всех видов хозяйственной деятельности.

Международное сотрудничество и

соблюдение международного

экологического права

Данный принцип актуален для приграничных регионов, т. к. характеризует сотрудничество региона с другими странами.

Источник: составлено автором по []

Система управления эколого-экономической безопасности региона включает в себя нормативно-правовое, финансовое, ресурсное и кадровое обеспечение, а также органы власти.

Экономическую основу региона составляют природные ресурсы (земля, вода, леса), находящиеся в границах территории региона, недвижимое и движимое имущество, входящее в состав собственности субъекта РФ, средства бюджета, т. е. государственная собственность, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения региона.

Одной из основных функций регионального управления эколого-экономической безопасностью является организация самостоятельной деятельности субъектов по решению вопросов эколого-экономического развития территории с помощью методов, сложившихся на основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов. Основные стратегические документы в сфере эколого-ориентированного развития в РФ представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Стратегические документы в сфере эколого-ориентированного развития в РФ

Блок законов

Перечень

Общие законопроекты

1. Стратегия экологической безопасности России до 2025 года.

2. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

5 Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024

Продолжение таблицы 7

Блок законов

Перечень

года».

6 Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ) от 31 августа 2002 г. №1225-р.

7 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом РФ 30.04.2012)

8 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» от 27 декабря 2016 г.

Блок законопроектов по экологической безопасности

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №68-ФЗ.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генноинженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ (с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ).

4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.

5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.

6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.

7. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89- ФЗ.

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170- ФЗ.

2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.

3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно-опасных и

ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.

4. Федеральный закон «О специальных экологических программах

реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Блок законопроектов по природным ресурсам

1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.

2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

3. Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 06.09.98 №71-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ.

5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 №136-ФЗ.

6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 №163-ФЗ.

7. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.

8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.

Окончание таблицы 7

Блок законов

Перечень

ресурсам

9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ.

10. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.

11. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 №.22-ФЗ.

12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.

13. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.

14. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

15. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.

16. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ.

17. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

Источник: составлено автором по []

Государственное экологическое управление в области эколого-экономической безопасности в Российской Федерации осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на различных уровнях. Их можно подразделить на органы общей и специальной компетенции. В таблице 5 представлены государственные органы РФ, осуществляющие контроль и мониторинг эколого-экономической безопасности на национальном уровне.

Таблица 8 – Государственные органы РФ, осуществляющие контроль и мониторинг эколого-экономической безопасности

Уровень функционирования

Государственный орган

Сущность работы

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической

безопасности, организует деятельность по охране и рациональному использованию

природных ресурсов, регулированию природопользования.

Специальная компетенция

Министерство природных ресурсов и экологии РФ

Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения,

Продолжение таблицы 8

Уровень функционирования

Государственный орган

Сущность работы

(Минприроды России)

использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в т.ч. в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в т.ч. в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за

исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

Осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Выполняет функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Окончание таблицы 8

Уровень функционирования

Государственный орган

Сущность работы

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Организует государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр, проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных

ископаемых и участков недр, проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Источник: составлено автором по [ганюхина]

На уровне субъектов РФ существуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, чаще всего это управления вышеперечисленных органов. Систему государственных органов исполнительной власти субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды составляют министерства, комитеты, департаменты в составе правительства субъекта. Организация управления эколого-экономической безопасностью региона будет рассмотрена во второй главе выпускной квалификационной работы на примере Камчатского края.

Обеспечение системы управления экологической безопасностью региона осуществляется на основе:

– проведения комплексной экологической оценки региона;

– ведения экологического мониторинга.

Комплексная экологическая оценка территории заключается в изучении свойств природных компонентов окружающей среды, слагающих конкретную территорию, и сформировавшейся антропогенной нагрузки. Знания природных свойств компонентов окружающей среды, особенностей антропогенной нагрузки и ее влияния на качество и состояние окружающей среды служат основой для ведения экологического мониторинга, который может осуществляться в три этапа. Компоненты системы обеспечения экологической безопасности региона представленных на рисунке 4.

Анализ полученных данных

составление

1 Кадастр природных ресурсов в виде баз данных и комплекта карт, составленных с использование средств ГИС, на которых отражаются характеристики природных ресурсов территории и районирование оцениваемой территории по природным свойствам компонентов окружающей среды

3 Кадастр объектов воздействия на окружающую природную среду на основании методологии экологического риска с разделением их по степени опасности

2 Схема антропогенной нагрузки, которая отражает пространственные соотношения объектов техносферы, интенсивность и масштабы антропогенного воздействия на природные компоненты окружающей среды

1 Этап. Разработка регионом нормативной экологической документации предприятий-природопользователей с целью установления нормативов воздействия на окружающую среду и регулярный контроль за их выполнением

3 Этап. Обоснование сети и режима регулярных натурных наблюдений за

параметрами состояния компонентов окружающей среды и источниками воздействия на окружающую среду

2 Этап. Организация системы сбора,

обработки и систематизации информации по параметрам состояния отдельных компонентов окружающей среды

Проведение комплексной экологической оценки региона

Ведение экологического мониторинга

Специализированная система управления экологической безопасностью региона

Разработка и реализация мероприятий по повышению экологической безопасности региона


Источник: разработано автором по []

Рисунок 3 – Компоненты системы управления экологической безопасности региона

Таким образом, управленческие решения базируются на природоохранном законодательстве и являются обеспечивающим фактором системы экологической безопасности. Посредством их формируется экологическая политика, предупреждаются проявления антропогенного воздействия и минимизируются последствия проявления природных факторов, а также разрабатывается и совершенствуется природоохранное законодательство [Ашихмина]. Общая структура экологической безопасности региона представлена в приложении А.

Результативность политики в сфере обеспечения экологической безопасности регионов во многом определяется качеством проработки экологического направления в стратегиях и программах социально-экономического развития регионов, согласованностью экономических и экологических целей и задач, наличием целевых экологических индикаторов [Кришин, Халкос].

Анализ более 20 публикаций позволяет сделать вывод о недостаточно эффективном вовлечении природных ресурсов в социально-экономическое и эколого-экономическое развитие регионов. К проблемам эколого-экономической безопасности региона можно отнести:

1 Несовершенство правовой базы.

2 Недостаточно сформированный уровень экологического сознания населения и предпринимательства.

3 Недостаточный уровень внедрения «зеленых» технологий в производство (только пятая часть всех учреждений и предприятий в стране не превышает допустимые экологические нормы).

4 Несовершенство оценки факторов риска эколого-экономической безопасности региона.

5 Отсутствие в региональной отчетности ряда важнейших показателей для оценки уровня эколого-экономической безопасности.

6 Экологические показатели редко попадают в перечень целевых индикаторов, отражающих эффективность реализации региональных стратегических документов [Моргунов].

Таким образом, экологическая безопасность является составной частью экономической безопасности региона. Эколого-экономическая безопасность региона может быть реализована как система мер, представляющая совокупность социальных, в том числе и законодательных, технико-технологических, медицинских, биологических и иных мероприятий, направленных на поддержание равновесия между окружающей средой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.