Экономическая сущность расходов федерального бюджета на финансирование сельского хозяйства
Сельское хозяйство сегодня продолжает оставаться важной отраслью народного хозяйства, причем современные проблемы заставляют обращать на эту отрасль пристальное внимание всех участников экономической деятельности.
Современные проблемы, связанные с политикой импортозамещения заставляют государственные структуры искать дополнительные механизмы стабилизации положения в данной отрасли, искать пути выхода из кризиса и меры активизации и наращивание производства сельскохозяйственной продукции. Серьезной проблемой в этом плане становиться срок, на который правительство ввело санкции. Специалисты указывают на то, что поднять производство сельскохозяйственной продукции за год крайне сложная задача, требующая серьёзных усилий не только самих товаропроизводителей, но и банков, других инвесторов, государственных структур и других заинтересованных лиц.
Второй немаловажной проблемой становиться внедрение на российский рынок продукции из развивающих стран, которая вполне может конкурировать с российской сельскохозяйственной продукцией. Да и конечно нельзя не учитывать себестоимость российской сельскохозяйственной продукции, которая слишком высока. В сложившихся условиях указанные проблемы негативно влияют на российских производителей сельскохозяйственной продукции и не создают благоприятных условий для увеличения объемов производимой продукции, расширения производства и снижения себестоимости.
Указанное выше дает основания утверждать о необходимости поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя, стимулирования роста выпуска продукции, внедрения государственных рычагов управления сельским хозяйством.
Нельзя умалчивать и проблемы, которые возникают внутри предприятий и организаций производящих сельскохозяйственную продукцию. Наверное, это одна из немногих отраслей, которая сталкивается с таким большим количеством рисков: природно-климатических, производственных, инвестиционных, экологических и т. д. Рассмотрим данные проблемы более подробно.
Немаловажной проблемой производителей сельскохозяйственной продукции, особенно растениеводства, выступает качественное состояние земель, как основного средства производства. Рациональное использование земли требует поддержания необходимого уровня плодородия, возмещения питательных веществ, восстановления качественных показатели (содержание гумуса, уровень кислотности, состояние водно-воздушного режима и т. д.), что связано со значительными финансовыми вложениями. Не многие хозяйства могут позволить себе дорогостоящие мероприятия по восстановлению почвы и улучшению её плодородия.
И.Г. Ушачев указывает, что земельные угодья во всех странах, независимо от форм собственности, рассматриваются как общенациональное достояние, и затраты на их сохранение выделяются из государственного бюджета. Кроме этого, государства берут на себя значительную часть затрат, связанных с формированием социальной инфраструктуры села, развитием сельских территорий[1].
Риски, с которыми сталкиваются производители сельскохозяйственной продукции действительно значительны. Природно-климатические условия не зависят от деятельности человека и могут практически за неделю, а то и несколько дней превратить поле в болото. Например, 2011 и 2013 годы, когда многие хозяйства были практически разорены, потеряв большую часть урожая из-за засухи и пожаров. Работа в неблагоприятных погодных и климатических условиях также приводит к быстрому износу основных производственных фондов. В то время, когда сельскохозяйственная техника является очень дорогостоящей.
Специалисты указывают также на отличие сельскохозяйственной отрасли от других отраслей экономики, которое заключается в низкой доходности сельскохозяйственного бизнеса, слабом внедрении и использовании инноваций, консервативности, неэластичности к требованиям рынка. Для производства сельскохозяйственной продукции действует и ряд ограничений. Невозможно, например, значительно увеличить площадь обрабатываемых земель, даже при условии увеличения инвестиций. Или, например, невозможно вырастить дойное стадо для производства молока за один, два года.
Учитывая риски, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, данная отрасль становиться не привлекательной для инвестиций.
Сезонность производства, высокая фондоемкость, иммобильность материально-технических ресурсов, которые используются в сельскохозяйственной сфере, высокая зависимость от природно-климатических условий, наличие финансовых рисков, связанных с получением стабильных доходов, ценовая неэластичность спроса на продукцию сельского хозяйства; большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности отрасли приводят к её непривлекательности и неконкурентоспособности среди других отраслей экономики.
Указанные особенности сельского хозяйства, риски, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, а также современные проблемы, связанные с необходимостью импортозамещения приводят к необходимости постоянного вмешательства и поддержки государства.
Необходимость государственного вмешательства в данную сферу становиться очевидной. На информационном портале Агроинфо среди уже представленных проблем также указаны:
- отсутствие финансирования государственных программ;
- вымывание оборотных средств;
- дефицит кредитных ресурсов;
- кризис неплатежей.
Также указано, что общее снижение уровня жизни населения приводит к понижению покупательской способности, а это значит, что конкуренция в рознице возрастет, и с рынка будут вытеснены самые слабые. Во избежание потери денег, сельским хозяйствам следует работать максимально по предоплате.[2]
Рычагов воздействия у государства на данный сектор экономики достаточно. Это и система дотаций и компенсаций, ослабление или освобождение от налогов, снижение тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, система кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и другие методы и приемы.
Необходимость государственного вмешательства очевидна. Как указывает Г.М. Винокуров, сельское хозяйство имеет свои специфические, присущие только ему особенности и эти особенности наиболее значимо в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции и недостаточном регулировании государством процессов. Как следствие, учеными и специалистами всего мира признана необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, в государствах приняты законодательные акты, на основе которых выработаны программы, направленные на улучшение условий сельскохозяйственного производства[3].
Аграрная политика России разработана с учетом необходимости поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, она позволяет значительно смягчить последствия неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, обеспечить эффективное функционирование агропромышленного комплекса России в целом.
Мировой опыт также указывает на необходимость финансирования мероприятий в аграрном секторе, в развитых странах государственные органы управления выделяют значительные финансовые средства на стимулирование сельского хозяйства, модернизацию техники и технологий агропромышленного производства.
Сегодня поддержка аграрного производства отличается содержательностью и широкой направленностью. Изменения коснулись и самого понятие государственной поддержки сельского хозяйства. Государственную поддержку сельского хозяйства определяют сегодня как комплекс мер, направленных на оказание сельскому хозяйству за счёт бюджетных средств, всесторонней помощи как посредством перечисления денежных средств непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям, так и путём финансирования различных мероприятий по развитию сельской инфраструктуры, подготовке кадров, повышению занятости и пр.
Н.Н. Семёнова, рассуждая о понятии государственной поддержки, пишет, что по существу, государственная поддержка сельского хозяйства представляет собой законодательно закреплённый сложный механизм, включающий меры воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, структуру и размеры сельскохозяйственного производства, агропродовольственный рынок, социальную инфраструктуру села посредством выделения на эти цели из бюджетов различных уровней финансовых средств. Поэтому определяющим фактором в системе мер государственной поддержки является бюджетная поддержка, направленная на комплексное развитие сельского хозяйства.[4]
Таким образом, основной целью государственной поддержки должно
стать:
- обеспечении продовольственной независимости страны;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;
- повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
- устойчивое развитие сельских территорий.
В целом, если говорить о поддержке сельхозтоваропроизводителей, то сегодня такая поддержка осуществляется посредством Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Данная программа рассчитана на перспективу до 2020 года и реализуется уже четвертый год.
Нормативным основанием данной программы выступают Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны.
Основные мероприятия указанной Программы предусматривают комплексное решение перечисленных выше проблем, а именно:
- возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии;
- возмещение части процентной ставки по кредитам и займам;
- государственную поддержку отраслей животноводства;
- государственную поддержку отраслей растениеводства;
- государственную поддержку малых форм хозяйствования;
- государственную поддержку экономически значимых региональных программ;
- техническую и технологическую модернизацию, инновационное развитие;
- реализацию ФЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы»;
- повышение производительности в сельском хозяйстве;
- стабилизация рынка;
- бесперебойная поставка продовольствия;
- обеспечение достойного уровня жизни фермеров;
- обеспечение разумных цен для потребителей[5]
-оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
-реализацию ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».
В таблице 1 Приложения А представлены объемы финансирования и распределения средств на государственную поддержку агропромышленного комплекса РФ в текущем году в рамках Программы по вышеперечисленным направлениям.
Государственная поддержка производителей сельскохозяйственных производителей должна опираться не только на опыт и практику производства продукции сельского хозяйства, но и на зарубежный опыт поддержки аграрного сектора.
Государственное регулирование аграрной сферы во многих странах мира выступает приоритетным направлением государственной политики и механизмы регулирования данной сферы отличаются большим разнообразием.
Ф.М. Топсахалова указывает, что механизм государственного регулирования сельского хозяйства отличается большим разнообразием использования экономических и финансовых инструментов, принцип действия которых в отдельных странах имеет много общего, однако формы и методы их применения отличаются своеобразием и масштабом. Эти различия обусловлены национальными особенностями развития сельского хозяйства, уровнем производительных сил, позициями страны на мировом аграрном рынке и другими факторами.16
Анализ форм и методов поддержки производителей сельскохозяйственной продукции за рубежом также производится на основе системного подхода учитывая разнообразные факторы, от доходов фермеров, до социальной структуры села.
Основными инструментами поддержки аграрной сферы за рубежом выступают субсидии, дотации и льготы.
Однако необходимо учесть немаловажный момент, который заключается в том, что в России, по сравнению со странами запада нет единой и последовательной политики в отношении аграриев, тогда как за рубежом с 1962 года осуществляется единая аграрная политика.
Исследователи указывают также на то, что все нормативно-правовые акты на западе отличаются прозрачностью и наличием конкретных цифр и формул для расчетов, тогда как в России отсутствует единая методика расчета государственной поддержки.
Классифицировать меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, опираясь на зарубежный опыт можно следующим образом, изобразим это на рисунке 1.
Обратим внимание на то, что на рисунке используется понятие «корзина», которое указывает на интенсивность вмешательства государства в производство сельскохозяйственной продукции. Также особенностью зарубежных программ
16 Топсахалова, Ф. М.-Г., Хакунова С.А. Особенности государственного регулирования аграрного сектора / Ф. М.-Г. Топсахалова, С. А. Хакунова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2015. - Т. 8, № 1 (часть 3). - С.89-95.
поддержки выступает то, что каждый сельхозпроизводитель может самостоятельно рассчитать объем государственной поддержки, чего нельзя сказать про российские программы поддержки агробизнеса.
Рисунок 1 - Классификация мер государственной поддержки сельского хозяйства, разработанная ВТО
Единая сельскохозяйственная политика в странах Евросоюза основана на пяти основных направлениях поддержки:
Анализ литературных источников по вопросам поддержки производителей сельскохозяйственной продукции в западных странах показал, что наиболее часто используемыми выступают косвенные меры поддержки инвестиционной деятельности. Активно идет процесс кредитования агробизнеса, к которому привлекаются как коммерческие банки, так и капиталы самих компаний агробизнеса, фермерских кооперативов, специально созданных фондов поддержки.
Примечательным является и то, что активно привлекаются в агробизнес и иностранные инвестиции.
О.А. Фролова отмечает, что за последние два десятилетия многие страны отменили большинство ограничений для иностранных инвестиций и сделали акцент на разработку и внедрение мер, которые должны способствовать их привлечению. В частности, большинство стран гарантируют иностранным фирмам юридическую защиту капиталовложений, режим наибольшего благоприятствования, равный подход, а также свободный перевод прибылей, репатриацию капитала и справедливое разрешение споров. Растущую роль играет в этом контексте принятие и совершенствование законодательства о конкуренции, призванного обеспечить эффективное функционирование рынка.[6]
Способами поддержки агробизнеса, помимо перечисленных, выступают льготное налогообложение и лизинг, роль которого возрастает. Необходимо отметить что лизинг активно используют и российские товаропроизводители сельхозпродукции.
Таким образом, анализ мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей зарубежных стран показал, что единая политика, основанная на партнерстве государства и частного сектора и создание институтов поддержки агробизнеса, положительно сказывается на развитии сельского хозяйства и его эффективность.
Бесспорно, положительным опытом выступает опыт субсидирования сельского хозяйства за рубежом. Примечательным является то, что бюджетные расходы на сельское хозяйство за рубежом напрямую зависят от экономической ситуации. Соответственно, если экономическая ситуация ухудшается, то субсидии на сельское хозяйство возрастают и наоборот.
Таким образом, если сравнить размеры государственной поддержки в России и за рубежом, то на 1 га сельхозугодий в России остаётся как минимум раз в тридцать ниже, чем в ЕС. Соответственно, этот уровень в расчёте на одного работника российского сельского хозяйства составляет около 300 евро в год, а в ЕС он превышает 3000 евро в год. Таким образом, Россия на сегодня является одной из самых либеральных стран в области поддержки сельского хозяйства.
В целом необходимо отметить, что сфера сельского хозяйства является самой уязвимой и подверженной воздействию разнообразных рисков. Несомненно, данная сфера, поскольку она выступает важнейшей в обеспечении продовольствием, нуждается в государственной поддержке. Опыт России в этом плане пока ещё не передовой и стабильность государственных мер поддержки вызывает сомнение. Опыт зарубежных стран в данном направлении выступает более передовым и дает основание для того, чтобы его использовать в России.
[1] Ушачев И.Г. Сельское хозяйство как базовый фактор продовольственной безопасности России / И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 8. - С. 13-15.
[2] В 2017 году сельское хозяйство России ожидает [Электронный ресурс] // ООО «Асэнд Глобал Маркетинг» 2003-2017. Режим доступа: http://agroinfo.com.
[3] Винокуров Г.М. Эффективность и финансовая поддержка - основа стабильности и устойчивости сельскохозяйственного производства/ Г.М. Винокуров. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. - 196с.
[4] Семенова Н.Н. Государственная финансовая поддержка как условие устойчивого развития аграрного сектора экономики / Н.Н. Семенова // Финансовые исследования. - 2014. - № 4. - С. 19-22
[5] Цели и схемы субсидирования Единой сельскохозяйственной политики / Официальный сайт Министерство сельского хозяйства республики Эстония - URL: http://www.agri.ee/x. (дата обращения: 05.04.2017).
[6] Фролова О. А., Васильева С. Ю. Государственное регулирование сельского хозяйства: зарубежный опыт / О. А. Фролова, С. Ю. Васильева // Вестник НГИЭИ - 2016. - № 5 (6) - С.76-83.