Экономические войны и экономические санкции как инструмент политического давления

После окончания «холодной войны» большинство ведущих государств уже не сталкиваются с угрозами экзистенциального характера, ответ на которые требует использования силы. К тому же инициирование военных операций в современных условиях становится дорогостоящим мероприятием, а их последствия не всегда предсказуемы. Растет и роль негосударственных субъектов мировой политики, использование военной силы против которых зачастую неадекватно ни с международно-правовой, ни с военной точек зрения.[1]

Следствием роста сдержанности ведущих стран в вопросах применения силы стал наметившийся в 1990-х годах возвратный рост интереса к использованию невоенных способов давления. Один из них – использование экономических инструментов воздействия на международное окружение.

Как отмечал американский политолог С.Краснер, среди прочих целей, «коммерческая политика» наиболее часто используется «для достижения долгосрочных целей путем попытки создать особую глобальную среду».

К ключевым типам внешнеэкономических инструментов воздействия относятся торговая политика, финансовая и макроэкономическая политика, предоставление помощи и собственно использование экономических санкций. Торговая политика развитых стран (включая определение тарифов, квот, технических ограничений, субсидирование) форматирует систему отношений между ними, в то время как санкционные меры вплоть до последнего десятилетия XX века относились почти исключительно к сфере взаимоотношений между Севером и Югом.[2]

Оценивая весь арсенал существующих экономических инструментов, следует признать, что финансовая политика уже не может использоваться эффективно для достижения внешнеполитических целей.

Во-первых, современные государства не всегда обладают достаточными ресурсами для того, чтобы влиять на международные перемещения капиталов в силу гигантской емкости этого рынка. Не способствуют подобному влиянию и огромные бюджетные дефициты ведущих западных государств.

Во-вторых трудно говорить о подлинно национальных экономиках. Для проведения эффективной финансовой и макроэкономической политики в современном мире требуется тесная координация действий целого ряда государств и негосударственных субъектов международных отношений.

Это не всегда возможно. Использование экономической помощи также оказывается эффективным лишь в ограниченном количестве случаев.

В результате значение санкций как экономического инструмента достижения политических целей возрастает. В этих условиях повышается и актуальность исследования экономических санкций в современной мировой политике, поскольку возникает необходимость «вписать» этот инструмент в модель определения внешнеполитического могущества государств и в классификацию конкретных видов, случаев и обстоятельств его проецирования. В современных реалиях санкции выступают часто используемым инструментом регулирования экономических, политических, торговых отношений между странами. В международных документах нет точного и исчерпывающего определения экономических санкций: каждый конкретный случай их применения рассматривается отдельно, в результате чего определяется некий набор мер экономического воздействия на данную страну. В уставе ООН нет понятий «экономические санкции» или «эмбарго», но упоминается «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения», что в целом соответствует распространенным представлениям о санкциях.[3]

Используя понятие «экономические санкции», мы прибегаем к анализу определений, выдвинутых различными авторами.

Например, президент Америки Вудро Вильсон выступал активным сторонником санкций и называл их «всеобъемлющим бойкотом агрессора».

Современный исследователь Бисултанова А.А. отмечает, что экономические санкции – это распространенный инструмент давления одних стран на другие.[4]

Словарь бизнес-терминов и Большой бухгалтерский словарь определяют «экономические санкции» как меры принуждения экономического характера, применяемые физическими или юридическими лицами, либо государством по отношению к другим лицам или государствам, с целью достижения поставленных условий, или же действия, предпринимаемые одной или группой стран, с целью достижения социальных или политических изменений в этой стране.[5]

С нашей точки зрения, экономические санкции – это способ воздействия на сложившиеся торгово-экономические отношения между одной стороной или группой стран на другую страну или группу стран, с целью нанесения ущерба экономике, путем введения запретов и ограничений. Они накладываются с целью принудить страну-объект изменить свое поведение. Наиболее активно Советом Безопасности ООН применялся данный метод воздействия в 70-90 гг. XX в.

Сегодня правовой основой санкций являются:

Резолюции Совета Безопасности ООН; Декларация об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер 2004 г.; «Закон об экономических полномочиях в условиях международного чрезвычайного положения» 1977 г. и поправка сенатора Джона Гленна 1994 г.; «Закон Хелмса-Бертона», принятый в марте 1996 г.; Закон д'Амато или закон «О санкциях в отношении Ирана».

Общепризнанной легитимностью обладают лишь санкции, введенные по решению Совета безопасности ООН.[6]

В истории международных отношений существуют примеры как длительных и безрезультатных санкций (КНР, Куба), так и санкций, способствующих достижению поставленных целей (Ливия).[7]

История появления и применения первых санкций обращает нас к 5 веку до нашей эры, когда Правительство Древней Греции выдвинуло ограничения кораблям, поставлявшим зерно из Мегар, по пользованию портами и рынками Афин. Это послужило одной из причин для начала Пелопонесской войны. Последующие использование экономических санкций зафиксировано против Великобритании, когда Франция ввела запрет на приобретение британских товаров в 1806 г. Данный запрет вошел в историю, как «континентальная блокада».[8]

Санкции вводились и против Китая, для того, чтобы подорвать экономику и уменьшить значимость данной Империи. Не мало важным является то, что ученые считают, что начало Первой и Второй мировых войн, положили торговые конфликты, возникшие между устоявшимися и крепкими державами мира. Обстановка на мировой арене приводила к тому, что большинство стран, повышали ставки таможенных пошлин, и снижали либо вовсе отменяли квоты на ввоз иностранной продукции на свой рынок. Зачастую такой ход приводил к военным действиям. Так, в 1941 году Япония атаковала Соединенные Штаты Америки. Причиной послужило то, что США ввели санкции на поставку нефти и нефтепродуктов в Японию, у которой практически отсутствуют собственные природные ресурсы данного вида. Также ужесточенные санкции были использованы США против Кубы и Северной Кореи, которые были практически доведены до полного эмбарго.

Зафиксировано, что наиболее частым сторонником применения санкций являются Соединенные Штаты. Начиная с глубокой истории до сегодняшних дней Америка использует данный механизм регулирования торговлей, затрагивая и складывающуюся напряженную политическую обстановку между странами-конкурентами.

На сегодняшний день выделены шесть основных разновидностей международных санкций:[9]

· Коммерческие или торговые;

· Финансовые (предполагается ограниченность в совершении финансовых операций, вложении инвестиций и т. д.);

· Санкции в отношении перемещения граждан;

· Дипломатические (аннулирование дипломатических виз, отстранение сотрудников различных дипломатических представительств и т. д.);

· Спортивные и культурные;

· Процессуальные (наложение запрета на право голоса, исключение из международных организаций и др.)

Частое применение находят коммерческие или торговые санкции, которые предполагают наложение полного или частичного эмбарго на ввоз товаров, а также прекращение технического обслуживания.

Экономические санкции могут быть односторонними и коллективными, их могут вводить международные межправительственные организации, отдельные государства, группы государств и субнациональные органы власти (отдельные штаты).

Так, в 2006 г. СБ ООН ввел санкции против Ирана из-за ядерной программы страны, а 1990 г. США ввели торговые санкции против Ирака как страны, поддерживающей терроризм. Ярким примером введения санкций группой государств являются санкции ЕС против Испании и Португалии за превышения потолка дефицита государственного бюджета в 2014 и 2015 гг., также в 2006 году отдельные штаты США (Техас и Индиана) ограничили поставки товаров в Иран.[10]

Цель введения экономических санкций – нанесение максимального материального ущерба стране-объекту, ее международная изоляция. Они всегда направлены на те отрасли страны-объекта, которые наиболее уязвимы. Следствием воздействия является отказ страны-объекта от определенного политического курса.

В апреле 1992 г. Совет Безопасности ООН ввел международные санкции против Ливии. Причиной тому послужило обвинение со стороны США, Великобритании и Франции ливийских граждан в ноябре 1991 г. в причастности к взрывам американского самолета над Шотландией в 1988 г. и французского авиалайнера в 1989 г.[11]

СБ ООН призывал Ливию к сотрудничеству в расследовании данного инцидента. В связи с отказом, согласно резолюции № 731, в отношении Ливии были введены экономические санкции со стороны СБ ООН.

Данный случай введения экономических санкций привел к положительному результату, и, в связи с выдачей международному трибуналу двух ливийских граждан, подозреваемых в организации террористических акций, 5 апреля 1999 г. СБ ООН принял решение о приостановлении режима санкций.[12]

Для понимания целей и последствий введения экономических санкций и, следовательно, экономической войны, необходимо выделить те новые методы и способы, применяемые государствами в эпоху глобализирующейся мировой экономики, т. е. в первое и второе десятилетия XXI в.

Прежде всего, это экономические санкции, которые официально объявляют и принимают законодательно правительства нескольких стран (коллективные экономические санкции) в отношении граждан и субъектов экономики другой страны (корпораций, компаний, банков, финансовых институтов и др.). Эти санкции могут носить секторальный характер, т. е. применяться выборочно, только в отношении определенных лиц и определенных компаний. Также санкции вводятся отдельно по формам международных экономических отношений, в которых участвует государство, т. е. санкции касаются экспортно-импортных операций, услуг, миграции рабочей силы, движения капиталов и финансовых потоков. Также странами, вводящими санкции, применяется метод «замораживания» счетов и активов лиц и компаний, попадающих в «санкционный список».[13]

Насколько же эффективны экономические санкции, как институт, регулирующий международные экономические отношения?

В рамках изучения данного вопроса были проанализированы два исследования: работа Р. Гарфилда, Д. Девина и Д. Фейси «The Health Impact of Economic Sanctions» и проведенное в 2008 г. в Peterson Institute for International Economics (США) исследование результативности экономических санкций. При этом исследователи приводят следующую статистику результативности, полученную на основе анализа 204 случаев введения экономических санкций: частичное изменение политики государства, в отношении которого были применены экономические санкции – 51% успешно, демократизация общества и/или смена политического курса – 31%, прекращение военных действий – 21%, сокращение военного потенциала – 31%, соответственно. Таким образом, только примерно в 30% случаях применение экономических санкций решает поставленную задачу.[14]

Рисунок 3 Результативность экономических санкций

При этом, опять обращаясь к опыту стран, попавших под экономические санкции (Иран, Ирак и другие государства), мы видим, что экономика может адаптироваться к санкциям и через изменение географии направлений своей внешнеэкономической деятельности, а именно проведя переориентацию во внешнеэкономической деятельности на государства, которые не участвуют в экономических санкциях. В осуществлении международных расчетов по внешнеторговым и финансовым операциям страна может перейти на валюты, альтернативные валютам странинициаторов санкций. А также для реализации внешнеторговых контрактов возможно проведение операций через компании-посредники, не принадлежащие санкционирующим государствам.[15] Таким образом, опираясь на работы крупных ученых XX столетия можно сделать вывод о том, что экономические санкции являются важным инструментом регулирования международных экономических отношений. Их результативность во многом зависит от статуса страны-объекта, уровня ее экономического и политического развития, целей введения экономической блокады и других факторов.

Устранение пробелов в нормативно правовых актах и усовершенствование механизма осуществления экономических санкций станет залогом для дальнейшего поддержания стабильности и безопасности на мировой арене.

Основной причиной санкционного воздействия послужил Ураинский кризис в 2014 году. Санкции, введенные в связи с Украинским кризисом, являются наиболее масштабными за всю историю России по количеству стран-участников.

[1] Логинова И. В.2015.С.41– 42

[2] [Крючкова И.Н., 2005, С. 55].

[3] Логинова И. В.2015.С.41– 42

[4] Бисултанова А.А. 2015, с.210

[5] Словарь.Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/104 (дата обращения: 11.05.2019)

[6] Резолюция СБ ООН 2205, 2015

[7] Торкунов А.В., 2012, С. 55

[8] Торкунов А.В., 2012, С. 57

[9] [Логинова И. В.2015.С.41– 42]:

[10] Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. Е.В. Рыбалкина.. М.: ЮНИТИ, 2014. С. 67

[11] Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. Е.В. Рыбалкина.. М.: ЮНИТИ, 2014. С. 67

[12] Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. Е.В. Рыбалкина.. М.: ЮНИТИ, 2014. с. 72

[13] Зубенко В.В. 2016, с.123

[14] Зубенко В.В. 2016, с.123

[15] Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. Е.В. Рыбалкина.. М.: ЮНИТИ, 2014. с. 72