Экономическое и политическое развитие России в условиях санкционного воздействия

В современных обострившихся условиях санкций против России и противоборства между ведущими торгово-промышленными центрами, Россию вытесняют из всемирного разделения труда, что сужает ее и без того ограниченные возможности на пути создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска. Внешнеполитические позиции России также подвергаются нажиму и ограничению, однако Российская Федерация отстаивает свое достойное место в международном сообществе. Современное политическое положение России на международной арене характеризуется нарастающей мировой нестабильностью, связанной с «глубинными сдвигами в геополитическом ландшафте, мощным катализатором которых стал финансово-экономический кризис». Начиная с конца 2014 г. детерминирующим фактором, определяющим характер отношений между Россией и Западом, является Украинский кризис, данный вопрос более широко рассмотрен в следующем параграфе. Среди направлений текущего политического и экономического положения Российской Федерации в рамках дипломной работы можно выделить:

1. Взаимоотношения с США;

2. Связи с Европейским союзом;

Первым направлением деятельности России на международной арене стало американское. Долгосрочный приоритет российской политики - подведение под диалог с США солидного экономического фундамента, уплотнение связей во всех сферах, качественное наращивание равноправного, недискриминационного торгово-экономического сотрудничества на постоянной основе, совместная выработка культуры управления разногласиями на основе прагматизма и соблюдения баланса интересов, что позволит придать отношениям между двумя странами большую стабильность и предсказуемость, укрепить двустороннее взаимодействие на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов.[1]

Отношения России и США, остающиеся системообразующим фактором в контексте обеспечения глобальной безопасности и стабильности, в настоящее время переживают непростой период из-за различных подходов к урегулированию ряда важных международных проблем. Так, в контексте внутриукраинского кризиса, во многом спровоцированного Вашингтоном, с марта 2014 г. Администрация Б.Обамы пошла по пути сворачивания связей с Россией, в том числе прекратила взаимодействие по линии всех рабочих групп совместной Президентской комиссии и в несколько этапов ввела санкции против российских физических и юридических лиц. Они были кодифицированы в антироссийском законе «О поддержке свободы Украины».

Интенсивность обсуждения тематики контроля над вооружениями и нераспространения была резко снижена Вашингтоном в 2014 г. наряду со свертыванием им контактов между военными. Вместе с тем, продолжается реализация Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанного 8 апреля 2010 г. в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 г., срок действия – 10 лет с возможностью продления). Одним из наиболее проблемных в военнополитической сфере остается вопрос развертывания ПРО США. Диалог по нему приостановлен американцами, не желающими учитывать российские озабоченности, еще до событий на Украине.[2] В последние несколько лет динамика межпарламентских связей существенно снизилась из-за негативного отношения к сотрудничеству с российскими парламентариями со стороны членов Конгресса. После введения американцами санкций против целого ряда представителей Федерального Собрания имеют место только отдельные эпизодические контакты.

Вторым направлением внешнеполитической деятельности является европейское. Российская заинтересованность в отношениях с Европейским союзом состоит в углублении сотрудничества, проведении интенсивного и взаимовыгодного диалога, направленного на формирование общего пространства мира, безопасности и стабильности.[3] Эти отношения регулируются четырьмя европейскими департаментами МИД России, в ведении которых все страны Европы, и одним общеевропейским департаментом, специализирующимся на вопросах международных организаций Европы.

Осложнение международной обстановки произошло в начале 2014 года, когда ситуация на Украине переросла в государственный переворот, вооруженный конфликт и раскол государства на Восток и Запад [Обращение к РФ о вводе миротворческих сил на территорию ЛНР Луганская Народная Республика, 22.05.2014.[4]

Оказанная США и ЕС поддержка осуществленному в этой стране антиконституционному государственному перевороту привела к глубокому, вплоть до вооруженного конфликта, расколу в украинском обществе. В результате значительно возросла напряженность в мировых делах, усилилась 40 поляризация подходов к ключевым вопросам текущей повестки дня международных отношений.

В ходе саммита Россия-ЕС, ЕС выказывал заинтересованность в продолжении диалога в регионе «общего соседства». Однако Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ усугубили отношения России со странами Европы.

Важным проектом, в реализации которого были задействованы европейские государства, стало строительство трубопровода «Южный поток», а точнее прекращение его сооружения. Остановка строительства связана с неконструктивной позицией Еврокомиссии и политическим курсом Болгарии на «заматывание» окончательного решения по возведению на территории страны соответствующей инфраструктуры. Учитывая договоренности об увеличении поставок газа в Турцию, в качестве альтернативы рассматривается возведение на территории Турции, на границе с Грецией, дополнительного газового хаба для потребителей в Южной Европе.[5] Но, несмотря на отсутствие компромисса в политических вопросах между Россией и Евросоюзом, осуществлялись переговоры, встречи, касающиеся миграционной проблемы, культурных, научных и технических связей, взаимодействие в области экологии.[6]

Отношения России и Европейского союза достигли низшей точки в 2016 году. Возможным шагом навстречу стали пять принципов построения отношений с Россией, которые были приняты Евросоюзом в марте 2016 года:[7]

- полная реализация минских соглашений, как ключевой момент в наших отношениях;

- укрепление отношений с нашими восточными партнерами и другими соседями;

- обеспечение "устойчивости ЕС, в частности, в сфере энергетической безопасности;

- необходимость сотрудничества с Россией по международным вопросам, включая Иран, Сирию, Ближний Восток, а также миграцию, борьбу с терроризмом, климатические изменения и по другим сферам, представляющим интересы ЕС;

- поддержка гражданского общества РФ и связей между людьми в России и ЕС;

В 2016 году проблема экономических ограничений не была разрешена, санкции в отношении России продлены. Последствия для ЕС в прошедшем году оценены в 17,6 млрд. евро, в результате чего было утрачено около 400 тысяч рабочих мест.[8]

Точкой сближения России и ЕС может стать глобальная проблема террористической угрозы для государств Евразии. Огромное количество беженцев, прибывающих в европейские страны, является препятствием для спокойной жизни населения и реализации внутриполитических и внешнеполитических задач. Основным противоречием в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке остаются разные взгляды на методы борьбы. Если Россия проявляет активную позицию, используя военную силу и разрушая объекты ИГИЛ, то страны Европы, видимо, не готовы к этому. Кроме этого, государства Евросоюза расходятся во мнениях относительно мер по регулированию потоков мигрантов и претендентов на получение статуса беженца.[9]

Итак, отношения России с Европейским союзом за последние несколько лет ухудшились. На их развитие в ту или иную сторону влияют как внешние факторы, такие как ситуация на Украине, так и внутренние – это несогласованность и расхождение по ключевым проблемам. Применение экономических ограничений ЕС в отношении России и ответные меры сказываются на торгово-экономических связях – прекращение сотрудничества или заморозка значимых проектов. Взаимосогласованные действия по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом помогли бы отношениям России и Европы вернуться на прежнее место, убрать политический контекст в торговых и экономических связях, которые выгодны для обеих стран.

[1] Легвольд Р., 2017, режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/valday/Put-v-neizvestnost-amerikanorossiiskie-otnosheniya-razbalansirovany-18674 (дата обращения: 20.05.2019).

[2] [Каплан Ф., 2016, С.25-31].

[3] [Концепция внешней политики РФ от 12 февраля 2013 года, С.13-14].

[4] режим доступа: http://samlib.ru/w/waldgeist/bolotov_adress_to_putin.shtml (дата обращения: 20.12.2017)];

[5] [Мельников А., 2014, режим доступа: http://kapitalrus.ru/articles/article/zachem_rossiya_otkazalas_ot_yuzhnogo_potoka/ (дата обращения: 19.12.2017)].

[6] [Всяких М.Б., Бакаева А.В., 2015, С.143-150].

[7] [Пять принципов, 2016, режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/2738040 (дата обращения: 23.12.2017)]

[8] [Исследование: 400 тысяч европейцев в 2015 году потеряли работу из-за санкций против России, 2017, режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/01/05/n_9530927.shtml (дата обращения: 15.12. 2017)].

[9] Романова Т., 2016, С.3-14].