Экспериментальная работа по формированию коммуникативных униерсальных учебных действий
2.1. Характеристика испытуемых. Итоги констатирующего этапа
Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 6» города Александровск-Сахалинский. Классный коллектив образован в 2022 году. В 1 классе обучается 21 человек: 9 мальчиков и 12 девочек. 8 детей – 2015 года рождения, 11 детей – 2016 года. До поступления в школу 17 детей посещали детский сад, 4- занимались дома В полной семье воспитываются 16 учащихся,из неполной семьи – 5. Из многодетных семей 5 детей. Родители учеников разного возраста, разнообразных профессий, имеют разный уровень образования. Семьи имеют средний достаток.
Все дети готовы к школе: у них есть школьная форма и школьные принадлежности. Многие родители учеников уделяют должное внимание воспитанию и обучению детей: регулярно посещают школу, родительские собрания, интересуются успехами детей. В классе работает родительский комитет.
Учащиеся класса прошли медицинское обследование перед поступлением в первый класс. В результате медицинского обследования выявлено следующее: - основная группа здоровья – 19 человек. В классе 3 ученика с ослабленным зрением.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. Не отличаются высоким познавательным интересом, но при этом активны на уроках 6 учащихся. Эти ученики хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех это получается, так как у многих учащихся еще не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность. В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться.
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода. Основной вид деятельности класса – познание (учеба) и общение. В детях сильно развито желание выделиться и получить похвалу от учителя. Учеба не всем первоклассникам дается легко. 2 человека испытывают большие трудности с письмом, они же и с чтением.
Испытывают трудности при выполнении заданий, с трудом воспринимают учебную задачу, не могут четко следовать инструкциям. У них низкая работоспособность, повышенная утомляемость, поэтому они не могут на должном уровне усваивать учебную программу. В системе проводится работа с родителями первоклассников – ежедневные консультации по преодолению трудностей, беседы во время плановых родительских собраниях.
Дисциплина в классе удовлетворительная. Есть дети с неустойчивым вниманием, не могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство стараются выполнять правила поведения в классе. Учатся правильно реагировать на происходящее, отвечать за свои поступки. Некоторое время были проблемы с желанием ходить в школу у одного ученика. С родителями этих детей и с самими детьми была проведена беседа.
Адаптационный период обучающихся 1 класса проходит удовлетворительно. Основная масса детей чувствует себя в классе комфортно. Ребята учатся просить прощения, если они не правы. Как коллектив класс находится на начальной стадии своего развития: ребята учатся общаться. Работа по формированию дружного коллектива, формированию толерантности, культуры поведения в общественных местах, семье будет продолжена в течение учебного года. Основная задача на этот учебный год – это работа по формированию классного коллектива, обучению детей, созданию традиций класса. Достичь этой цели, по – моему мнению, можно общими усилиями, в процессе коллективной деятельности, основанной на принципах уважения друг к другу. Важно поощрять и развивать интерес к особенностям каждого члена классного коллектива. Следует отметить, что ребята уже могут объединяться для выполнения совместных дел, положено начало формированию системы общественных поручений.
С целью подтверждения гипотезы нами было проведено исследование коммуникативных УУД, а именно выявить развитие: умения слушать и понимать речь собеседника; действий, направленных на учёт позиции собеседника; умения задавать вопросы.
Для реализации данного этапа исследования нами были использованы следующие методики:
- «Дорога к дому» модифицированное задание «Архитектор-строитель» (Приложение 1).
- «Рукавички» Г.А. Цукерман (Приложение 2)
- Метод экспертной оценки (Приложение 3)
Работа по диагностике оценки уровня развития умения слушать и понимать речь собеседника «Дорога к дому», представленной в Приложении 1, проводилась следующим образом: учащимся были выданы карточки с точками-ориентирами и было предложено пройти путь по точкам слушая маршрут. Результаты диагностики приведены в Таблице 1 и Протоколе 1 (Приложение 1).
Таблица 1
Уровень развития умения слушать и понимать речь собеседника (методика «Дорога к дому») на констатирующем этапе
Класс |
Уровни сформированности умения слушать и понимать речь собеседника |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
1 класс |
24 % |
43 % |
33 % |
Результаты диагностики показали, что умения слушать и понимать речь собеседника, т.е. грамотно слышать и понимать речь партнёра показали 24 % (5 человек) обследованных детей обладают высоким уровнем развития умения слушать и понимать речь собеседника. 43% детей (9 человек) имеют средний уровень развития умения, а низкий уровень выявлен у 33 % учащихся (7 человек).
Таким образом, в целом, уровень развития умения слышать и понимать речь собеседника в классах находится на среднем уровне.
Работа по диагностике оценки уровня развития действий, направленных на учет позиции собеседника (диагностика « Рукавички»), представлена в Приложении 2.
Таблица 2
Уровень развития действий, направленных на учет позиции собеседника (методика « Рукавички») на констатирующем этапе
Класс |
Уровни сформированности умения слушать и понимать речь собеседника |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
1 |
19 % |
43 % |
38 % |
В классе 19 % (4 человека) обследованных детей обладают высоким уровнем развития действий, направленных на учет позиции собеседника. Эти дети понимают возможность различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентируются на позиции других людей, отличные от собственной.
43% детей (9 человек) имеют средний уровень развития умения. Эти дети понимают наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения могут правильно представить и учесть.
Низкий уровень выявлен у 38 % учащихся (8 человек) контрольной группы. Учащиеся не учитывают различие точек зрения, на мир смотрят только с позиции себя.
Таким образом, в целом, уровень развития действий, направленных на учет позиции собеседника в классе находится на среднем уровне.
С целью подведения общих результатов уровня развития коммуникативных УУД воспользуемся экспертной оценкой (Приложение 3).
Таблица 3
Уровни сформированности коммуникативных УУД |
||
высокий |
средний |
низкий |
23% |
41% |
36% |
Экспертная оценка уровня развития коммуникативных УУД на констатирующем этапе
2.2. Описание формирования коммуникативных УУД посредством работы младших школьников в паре на уроках русского языка
Проблема, выявленная на констатирующем этапе, определила цель формирующего этапа: развитие коммуникативных УУД младших школьников на уроках усского языка посредством работы в паре.
Этапы работы в парах ( в группах).
1.Определяем цель
2.Выбираем партнера.
3.Распределяем функции
4.Действуем и взаимодействуем
5.Получаем и оцениваем результат
6.Делаем выводы. Рефлексия.
Правила работы в парах.
1. Слушай партнера внимательно.
2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.
3. Отмечай прежде всего положительное.
4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение.
5. Старайся работать без ошибок.
6. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом.
7. Результатом работы пары (группы) является ваше общее мнение.
8. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности. 9. Поблагодари партнера за работу.
При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:
1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех; 5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.
Работа в парах сменного состава осуществляется в следующем порядке:
1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;
2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;
3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга;
4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;
5) работа над ошибками. После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.
Тема. Ударение
Кто быстро и правильно расставит в словах ударение?
- 1.Река, роща.
- 2.Столы, парта.
- 3.Индюк, карась.
- 4.Лестница, комната.
- 1.Вода, море.
- 2.Пенал, доска.
- 3.Петух, баран.
- 4.Зеркало, вешалка.
Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.
- Магазин, километр, творог, звонит, туфля, инструмент, статуя, сантиметр, простыня, портфель, банты, шарфы.
Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произносите эти слова.
Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.
ема. Звуки и буквы.
- Прочитайте песенку Б.Заходера.
Было б очень-очень мило,
Очень Умная Сова,
Если б ты нам объяснила
Эти умные слова:
Энциклопедия!
Трагикомедия!
Кувырколлегия!
Рододендрон!
- Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие ненастоящие? Как вы это определили? Найдите в толковом словаре значения настоящих слов.
- Кто больше составит слов из букв ненастоящего слова? Запишите составленные слова.
Какие звуки в словах стоят не на своем месте?
- «Чапнула чапля
- Цёрные цернила.
- Цёрная чапля
- Чиркулем цертила»
Тема. Алфавит.
1. Игра «Кто быстрее?»
Придумать названия животных или птиц на разные буквы алфавита.
2. Отгадайте слово. Что оно обозначает?
Первая буква этого слова стоит в алфавите после буквы «эм», вторая – перед буквой «пэ», третья – после буквы «ю», четвёртая – перед буквой «вэ», пятая – между буквами «пэ» и «эс», шестая не обозначает звука.
ема. Слог. Слово.
Соберите и запишите слова.
Ча – гал – та, да – у – ча, щай – про, чар – ов – ка, вель – ща, та – зай – ча, ре – щу – нок, жи – ры – ки, ча – встре, жин – сне – ки.
ема. Удвоенные согласные.
Замените каждое словосочетание одним словом с удвоенной согласной.
- женское имя –
- популярная игра на льду –
- помещение в школе –
- день недели –
Слова для выбора: Алла, Инна, Анна, хоккей, класс, суббота.
ема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
1. Прочитайте. Когда так говорят?
Язык заплетается. Бежать во все лопатки. Воробью по колено. Вставать с первыми петухами. Трещит как сорока. Считать ворон. Не бросай слов на ветер. Медведь на ухо наступил.
2. Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.
Тема. Непроизносимые согласные.
Выполните задание: один из вас читает слова, а другой повторяет их. Какие буквы не обозначают звуков?
- Честный, грустный, звёздный, поздний, солнце, вестник.
- Честь, грусть, звезда, опоздать, солнышко, вести.
Работа с деформированным текстом.
- Составьте предложения. Запишите.
Дремлет, камыш, чуткий, тишина, кругом, за роща, полем, зеленеет, кузнечики, трещат, в траве.
Тема. Главные члены предложения.
- Прочитайте.
Река весело катилась в горах. Утром вода у берегов замерзала. Днём тонкий ледок таял. Скоро вся река покроется льдом.