Философия Древней Индии часть 1

1. Зарождение философии в Древней Индии

В современном мире самыми древними из всех существующих являются, а лучше сказать считаются, философские изыскания, которые относятся к Древней Индии. Так считают из-за того, что зарождение этих самых изысканий относится ко второму тысячелетию до нашей эры.

На данный момент самыми древними из изученных являются Древнеиндийские изыскания. Появление данных изысканий относят еще аж ко второму тысячелетию до нашей эры. Учения эти были основаны на изучении окружающей природы, отношений между людьми, всего того, что связано с природой и миром существования человеческого тела и его же души. Но, как можно догадаться, изыскания эти не могли иметь твердой научной базы, они быстрее относились к логическим выводам из того, что было увидено человеком и прочувствованного им же. Эти шаги были первыми к научным учения и объяснениям различных вещей во всей жизни человека.

2. Особенности философии Древней Индии

На специфическое развитие философских взглядов в этих народах оказали влияние своеобразная история Индийских народов, особенное социальное устройство, которое нашло свое отражение в создании каст и разделение всех людей на касты. Каждый из всех этих аспектов повлиял на необычное, специфическое развитие философских взглядов и школ у этих народов.

Абсолютно любую проблему, которая возникает у индийских народов, философы Индии исследуют со всех возможных сторон, а то есть с точки зрения метафизики, этики, логики, психологии и теории познания. Данную тенденцию некоторые современные и не только современные ученые называют синтетическое точкой зрения индийской философии.

Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно: прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента.

Философия в Индии практически во всех случаях носит спиритуалистический характер.

Спиритуализм – это религиозно-философское течение, в основе которого лежит вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов.

В индийской жизни имеет абсолютное преимущество духовный мотив. Философия Индии больше интересуется жизнью людей, а не заоблачными сферами. Древнеиндийская философия берет свое начало из жизни и, когда пройдет сквозь различные школы, возвращается обратно в жизнь.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды» (знание, видение). Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы, обращенные к силам природы. Это были попытки истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни. К каждой Веде примыкают несколько «собраний сочинений», написанных позднее.

1.Первая часть - Самхиты, что означает гимны, она является самой древней из всех частей.

2.Вторая часть - Брахманы - ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма, имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.

3.Третья часть - Араньяки (лесные книги) - эта часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни.

4.Четвертая часть - Упанишады - что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание - философская часть «Вед». В ней появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании - всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

Индийское общество было разделено на четыре основные варны, по-другому говоря, касты - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Варна - это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее, то это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

• Брахманы (белый цвет) - это высшая каста, занимаемая только умственным трудом.

• Кшатрии (красный цвет) - их уделом является военное дело.

• Вайшьи (жёлтый цвет) - занимаются только земледелием и ремесленными работами.

• Шудры (черный цвет) - эта самая низшая варна, занимающаяся так называемой «черной» работой.

Все системы рассматривают философию как практическую необходимость и развивают ее как руководство к достижению наилучшей жизни.

Философия как правило, имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим образом организовать повседневную жизнь человека. Высшей практической и духовной целью является достижение освобождения от страданий и материальных оков земного мира.

Читать часть 2