Финансово-кредитное предпринимательство в период средневековья
Будем благодарны если Вы поддержите проект
История возникновения предпринимательства
История предпринимательства начинается с античности. С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем – арендатор, человек, ведущий общественное строительство.
В средних веках купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей.
В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».
С зарождением капитализма действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. 1-е акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой 1-й была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г.— голландская Ост-Индская компания, в 1670 г.— компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
В конце XVII в. возникают 1-е акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии.
В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.
В концу XVIII — н. XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам все труднее выживать, зато широкое развитие получают средние и крупные.
В этот период появляется новая профессия — менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, юристы, технологи. Над всеми ними стоит менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РУСИ В XII-НАЧАЛЕ XV ВЕКОВ
В средневековую эпоху с господством натурального хозяйства в деревне, нерегулярностью внутренних рыночных отношений, зависимостью значительной части населения, свободное предпринимательство не могло сформироваться в целостном виде. По отношению к этому периоду экономической активности можно говорить лишь о зачатках или предпосылках предпринимательской деятельности. Но наступивший гораздо позднее её взлёт происходил не на пустом месте, будучи подготовленным предшествующим развитием экономики [5].
Конечно, в наиболее «чистом» виде предпринимательство является порождением буржуазного общества. И всё-таки суть предпринимательства шире, поскольку охватывает различные формы товарно-денежных отношений, развивающихся в рамках общественных структур, свойственных ещё средневековью.
Предприниматель, утверждает Никитина С.К. [10], должен обладать рядом важных черт таких, как экономическая активность, инициатива и новаторство в хозяйственном процессе, готовность и даже склонность к риску, жёсткость и творческий подход в достижении своей цели – увеличении капитала. Черты предпринимательского поведения формируются постепенно и имеют генетические корни. Поэтому не следует ограничивать возраст предпринимательства и связывать его историю только с периодом капитализма. Значительный интерес представляет рассмотрение истории предпринимательства в широком смысле, включая формирование активного экономического мышления и предпринимательской культуры. Уже в древнейший период российской истории мы встречаем примеры экономического поведения, которому были присущи черты, свойственные только предпринимателям: хозяйственная инициатива, организаторская энергия, ответственность за принимаемые решения; успешная инновационная деятельность, стремление не к сиюминутной выгоде ради увеличения потребления, а к реализации определённой цели, идеи, миссии; решимость идти на риск, руководствуясь интуицией, основанной на профессиональных знаниях, наконец, отношение к своей работе как к делу жизни, творчеству. На наш взгляд, возраст русского предпринимательства можно исчислять периодом более чем тысячелетним.
Предпринимательство, зародившись в городской торгово-промышленной и княжеско-дружинной среде предфеодального периода истории Руси, набирает силу в эпоху феодализма. Предприимчивость частных лиц и их объединений проявляется наиболее ярко в области торговли как внешней, так и внутренней, что было связано с очевидной прибыльностью данного вида деятельности. Со средой торговли тесно были связаны ремесло и промыслы, однако не всегда их можно отнести к чисто предпринимательской деятельности. Чаще здесь налицо хозяйственно-предпринимательская активность. Наряду с торговлей к явно предпринимательской деятельности можно отнести и ростовщичество – достаточно широко распространённое явление в экономике Руси.
Но главной сферой деятельности русского купечества оставалось торговое предпринимательство [2].
В середине XII века Киевская Русь распалась на отдельные княжества, среди которых важнейшую роль играло Владимиро-Суздальское. Новгород отделился в особую феодальную республику.
Переход от государственного единства к раздробленности ознаменовался ростом городов и их торгово-ремесленных посадов, становлением областных и межобластных рынков.
В конце первой трети XII в., по наблюдениям Б.А.Колчина [6], происходит «резкое расширение ассортимента продукции и в то же время значительная рационализация производства – упрощение технологических операций». Это повлекло за собой повышение производительности труда и углубление специализации ремесла. Получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов.
В XII-XIII вв. образовались четыре крупнейших межобластных рынка, в число которых входили Северо-Западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск и др.) и Северо-Восточная Русь (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Тверь и др.). Они отличались по источникам поступления и ценам на товары. Важнейшими статьями межобластной торговли являлись хлеб и соль, цены на них значительно колебались, особенно во время неурожаев и торговых блокад на коммуникациях в период междоусобиц. Если Северо-Восточная Русь обеспечивала свои потребности в зерне за счёт внутренних ресурсов, то в Новгород хлеб ввозился (особенно в неурожайные годы) из других русских земель либо из Германии и стоил там дороже. Северо-Восточная Русь лишь в редкие голодные времена получала зерно из соседней Волжской Булгарии [12].
Внутренняя торговля была более тесно, чем внешняя, связана с сельским хозяйством и ремеслом, стимулируя их развитие.
Монгольское иго, продолжавшееся более двух веков, сильно подорвало экономику Северо-Восточной Руси, задержало развитие производительных сил. Ю.А.Лимонов [9] подчеркнул, что оно было постоянным тормозом политического, экономического и культурного прогресса. В 1384 году московский летописец, переживший взятие в 1382 г. Москвы и ряда других городов Тохтамышем, записал, что «была великая дань тяжкая по всему княжению великому, всякому без отдатка, со всякой деревни по полтине» [8].
Новейшие исследования рисуют убедительную картину упадка и стагнации в целом ряде городских центров в середине XIII века. Городская территория Владимира на Клязьме, подвергшегося жестокому разгрому зимой 1238 года, вплоть до конца XV века не распространялась за пределы укреплений домонгольского времени. Археологические изыскания Ю.Э.Жарнова в «Ветчаном городе» Владимира свидетельствуют о запустении во второй половине XIII-XV веков обширных участков, на которых ещё в конце XII-начале XIII столетия располагались богатые городские усадьбы [4].
Серьёзной утратой вследствие монгольского завоевания было исчезновение искусства резьбы по камню. Последний шедевр этого рода – каменные рельефы на Георгиевском соборе Юрьева-Польского в Суздальской земле. Исчезновение городских ремёсел в первый век монгольского господства проделало на время серьёзную брешь в удовлетворении потребительского спроса. Монгольское нашествие и политика монголов в отношении ремесленников сильно подорвали русское промышленное производство в целом. К такому выводу пришёл в своей работе Г.В.Вернадский [1].
Интересна его мысль о том, что монгольская политика забирать искусных мастеров и квалифицированных ремесленников на службу к хану накладывала новое бремя даже на те города, которые не постигло физическое разрушение в первый период завоевания. И всё же монгольское нашествие в меньшей мере затронуло Новгород.
Предприимчивые новгородцы активно осваивали огромные территории Европейского Севера, скупали у коренного населения меха, воск и другие предметы промысла, выгодно продавали их в ливонских городах – Ревеле (Таллине), Риге, Дерпте (Тарту) и Нарве. Этому способствовало их уникальное для русских земель государственное устройство, свободные рыночные отношения. Великий Новгород по праву считался республикой предпринимателей, с торговлей и ремеслом были связаны все слои населения, начиная с аристократии, высшего духовенства и кончая городскими низами [7].
Отдалённое положение Новгорода ставило его вне круга тех русских земель, которые были ареной жестокой политической и военной борьбы князей и их дружин в период феодальной распри. Данное обстоятельство освобождало Новгород от непосредственного давления со стороны князя и его дружины и позволяло новгородской государственности и быту развиваться свободнее, автономнее.
Новгород был экономическим центром огромной территории, покрытой лесами и болотами, где хлебопашество никогда не могло стать основой народного хозяйства. Город был расположен близко к главным речным бассейнам Русской равнины – Волге, Днепру и Западной Двине, а Волхов соединял его прямым водным путём с Финским заливом и Балтийским морем. Благодаря этой близости к естественным торговым дорогам Руси Новгород стал центром разносторонних торговых отношений, либо важнейшим связующим звеном, что также способствовало предпринимательско-хозяйственной деятельности
Важнейшей гарантией новгородской вольности были «ряды» (договоры), заключаемые Новгородом с приглашённым князем. Договоры определяли не только судебно-административные отношения князя и города, финансовые отношения города и князя, но и отношение князя к новгородской торговле. Князь должен был осуществлять все свои полномочия, непосредственно находясь в Новгороде, а не в своей вотчине, из которой он был приглашён на новгородский стол. Например, в летописи записано по этому поводу следующее: «А из Суздальской ти земли Новгорода не рядити, ни волостей ти не раздавати» [3]. Князь был необходим Новгороду для реализации его торговых интересов. Он обязан был обеспечить на всей территории Новгородской земли свободное и безопасное передвижение новгородским купцам и возможность беспрепятственно пересекать границы: «А гостю гостити с обе половине без рубежа. А сии мир держати без льсти и без хитрости» [13]. При этом было точно определено, какие пошлины взимать князю с каждой новгородской ладьи или торгового воза, прибывавшего в Новгород.
В Новгороде довольно рано появляются заморские купцы с Запада. Около середины XII века здесь обосновались купцы с острова Готланд, из города Висби, который был в те времена средоточием торговли на балтийском побережье. По договорным грамотам князь был вправе участвовать в торговле Новгорода с заморскими купцами исключительно через новгородских посредников. Он не имел права не только закрывать иностранные торговые дворы, но даже ставить к ним своих приставов. Таким образом, новгородская внешняя торговля была надёжно защищена от произвола со стороны князя.
Со второй половины XIII века начинается постепенное возрождение городской экономики и во Владимиро-Суздальской земле. Однако менее благоприятное географическое положение, удалённость от зарубежных рынков, трудные природно-климатические условия (обширные лесные массивы и болота, суровый континентальный климат с долгой зимой и коротким летом, краткий вегетационный период) обусловили здесь господство натурального хозяйства и менее развитые предпринимательские отношения. Удалённость от морей, использование посреднических услуг иностранных купцов из-за отсутствия условий для доступа в страны – производители товаров, необходимость преодоления огромных расстояний по рекам или по суше, чтобы приблизиться к зарубежным рынкам, - всё это существенно влияло на характер внешней торговли земель Северо-Восточной Руси, замедляя скорость торговых оборотов, увеличивая путевые издержки и снижая прибыль гостей [11]. Вследствие этих обстоятельств главной ценностью здесь становится земля и другая недвижимость, рабочая сила, способная обрабатывать земельные владения князей, бояр и нарождающегося дворянства. Внешняя торговля не стала во Владимиро-Суздальском княжестве основой процветания общественного хозяйства, как это было в Новгородской феодальной республике. Здесь утвердился своеобразный тип предпринимательской культуры[7]. Главной особенностью общественно-политического устройства Владимиро-Суздальской земли была сильная власть великого князя, являвшегося господином над своими подданными независимо от их социального статуса. Дальнейшее развитие Владимиро-Суздальской Руси (а затем и её преемника – Московского государства) шло по пути усиления центральной власти, подчинения общественных отношений интересам великого князя, жёсткого государственного регулирования хозяйственно-экономической деятельности, постепенного закрепощения крестьянства. Определяющим фактором социально-экономического развития в России стал политический, а не экономический (как в Западной Европе) фактор, что не могло не отразиться и на судьбе отечественного предпринимательства.
Литература
Никитина С.К. История российского предпринимательства. М., Экономика, 2001. С. 3-4.
Перхавко В.Б. Торговый мир средневековой Руси. М. «Academia», 2006. С.422.