Формирование самооценки у младших школьников

Аннотация. В данной статье рассмотрены значение и типы самооценки, методы и приемы формирования самооценки.

Ключевые слова: самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, адекватная самооценка.

В условиях модернизации современной системы образования важным является усиленный интерес к личности школьника. Одной из главных задач педагога является формирование у детей начальных классов адекватной самооценки, от которой зависит его дальнейшее обучение в школе и самоопределение в жизни.

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и способностей. Формирование устойчивой самооценки происходит под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов.

Самооценка человека влияет на характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, а также дальнейшее развитие его личности.

Актуальность данной работы заключается в том, что самооценка является важнейшим показателем развития личности так как, она связана с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества.

Выделяют такие типы самооценки:

1. адекватная;

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Дети с адекватной самооценкой обычно активные, жизнерадостные и общительные. Они сами с интересом копаются в своих ошибках, выбирают себе задачи посложнее, а когда успешно их решают, то переходят к такой же или ещё более сложной задаче.

2. завышенная;

Ребенок преувеличивает свои возможности и способности и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим появляется рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

3. заниженная.

Такие дети предпочитают браться за лёгкие задачи, словно берегут собственный успех, боясь его утратить. В силу этого они с опаской относятся к процессу обучения. Их нормальному развитию мешает неуверенность в себе, повышенная самокритичность. Зато такие школьники очень ценят одобрение окружающих, что подпитывает их самооценку. Ребенок с низкой самооценкой чаще всего не может проявить себя, показать хорошие результаты, свою состоятельность. В большинстве своем низкий уровень самооценки у детей сопровождается повышенной неуверенностью в себе, тревожностью, мнительностью и застенчивостью[2].

Формирование самооценки школьников достигается путем развития способностей детей, создания для них ситуации успеха. Педагог должен проявлять эмоциональную поддержку, укрепляя уверенность школьника в собственных силах. Оценочная деятельность педагога – основа для формирования самооценки у учащихся начальной школы. Самооценка формируется и развивается, когда педагог демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Методы и приемы по работе с детьми, имеющими высокую самооценку.

Упражнение «Воображение». Цель данного упражнения – снятие напряжения у учащегося.

Дети под спокойную музыку закрывают глаза, и их задача подумать о том месте, где бы они желали находиться сейчас, представить его. Упражнение длится 5-10 минут. Таким образом, происходит эмоциональная разрядка и снятие напряжение.

Также, при организации внеклассных мероприятий следует включать учащихся с высокой самооценкой в групповую работу, чтобы они научились слушать других, а также воспитывать чувство сопереживания.

Методы и приемы по работе с детьми, имеющими низкую самооценку.

Также можно использовать упражнение: «Карточка сомнений». Ученику предлагаются три вида карточек:

+– «Я понял все»

- – «Не совсем усвоил, сомневаюсь»

? – «Не понял»

Если ребенок выбирает карточку «Не понял» или «Не совсем усвоил», сомневаюсь», то вместе с учителем ребенок пытается разобраться в задании. После чего, как правило, выбирает карточку «Я понял все», а значит и повышает свою самооценку.

А также для повышения уровня самооценки необходимо указывать ребенку на его достижения, поощрять, можно использовать метод сказкотерапии.

Опыт, приобретенный на таких занятиях, способствует не только формированию адекватной самооценки, но и оказывает эффект «поддержки» в сложный для школьников период, помогает решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении.

Методы и приемы по работе с детьми, имеющими среднюю самооценку.

Под средней понимается такая самооценка, которая соответствует объективным проявлениям личности, а в учебной деятельности – совпадает с уровнем практического осуществления учебного задания.

Необходимо поддерживать средний уровень самооценки учащихся, используя, например, групповые игры.

Игра «Похвалилки»

Сидя в кругу (или за партами), каждый ученик получает карточку с описанием какого-либо одобряемого окружающими действия или поступка. Формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…», например, «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.

В конце можно провести беседу о том, что каждый уникален, но для того чтобы заметить это, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Игра «За что меня любит мама»

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут помочь ему[1].

Таким образом, чтобы сформировать адекватную самооценку необходимо научить ребенка непосредственно анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают недовольство собой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости. Режим доступа: https://infourok.ru/samoocenka-mladshih-shkolnikov-kak-sredstvo-povisheniya-urovnya-uspevaemosti-2365608.html
  • Самооценка младшего школьника. Режим доступа: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/samootsenka-mladshego-shkolnika