Формы взаимодействия органов исполнительной власти Омской области и Администрации города Омска

29 сентября 2021

1. Документы, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти Омской области и Администрации города Омска

Система органов государственной власти Омской области устанавливается ею самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ [4].

В соответствии со статьей 7 Устава (Основного Закона) Омской области государственную власть Омской области осуществляют Губернатор Омской области, Законодательное Собрание Омской области, Правительство Омской области, иные органы государственной власти Омской области [10].

РЕКЛАМА

Вам нужен доход от траффика вашего интернет соединения? Зарегистрировался на телефон или другой гаджет и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. 

Правительство Омской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области и возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области, состоящую из министерств Омской области, главных управлений, управлений, иных органов исполнительной власти Омской области. Структура органов исполнительной власти Омской области определяется Губернатором Омской области.

Органы исполнительной власти Омской области осуществляют исполнительные и распорядительные функции в установленной сфере деятельности, а также координируют в случаях, установленных областным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Омской области.

Деятельность Правительства Омской области регламентируется Законом Омской области от 5 декабря 2003 г. № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» [11], который определяет компетенцию, структуру, порядок формирования и деятельности Правительства Омской области, его взаимоотношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, юридическими лицами и иными организациями.

Правительство Омской области в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Омской области, федерального и областного законодательства на территории Омской области, осуществляет систематический контроль за их выполнением органами исполнительной власти Омской области, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Правительство Омской области руководствуется в своей деятельности принципами народовластия, приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального партнерства, законности, разделения властей, гласности, разграничения предметов ведения и полномочий.

Основные правила организации деятельности Правительства Омской области устанавливает Указ Губернатора Омской области от 24 февраля 2004 г. № 34 «О регламенте Правительства Омской области» [12] (далее – Регламент).

В соответствии с Регламентом Правительство Омской области состоит из Председателя Правительства Омской области (Губернатора Омской области) и членов Правительства Омской области – первого заместителя Председателя Правительства Омской области, заместителей Председателя Правительства Омской области и министров Омской области.

Правительство Омской области формируется Губернатором Омской области и действует в пределах срока его полномочий. Правительство Омской области слагает свои полномочия со дня вступления в должность избранного Губернатора Омской области, продолжая действовать до сформирования Правительства Омской области нового состава.

Органы исполнительной власти Омской области обеспечивают реализацию полномочий Правительства Омской области в соответствии со своей компетенцией.

К полномочиям Правительства Омской области относятся:

1) реализация определяемых Губернатором Омской области основных направлений внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей Омской области;

2) формирование иных органов исполнительной власти Омской области;

3) осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3.1) осуществление в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Омской области, их языков и культуры; защите прав коренных малочисленных народов Российской Федерации и других национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

4) организация исполнения федерального и областного законодательства на территории Омской области;

5) осуществление контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти Омской области федерального и областного законодательства;

6) составление проекта областного бюджета, внесение проекта закона Омской области об областном бюджете с соответствующими документами и материалами на рассмотрение в Законодательное Собрание Омской области;

6.1) обеспечение исполнения областного бюджета;

6.2) осуществление управления государственным долгом Омской области;

7) подготовка для представления Губернатором Омской области в Законодательное Собрание Омской области ежегодного отчета о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Омской области, сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области, обязательного публичного отчета о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Омской области и учредителем которых является Омская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций;

8) проведение на территории Омской области единой государственной политики в области финансов;

9) управление и распоряжение собственностью Омской области в соответствии с областным законодательством, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Омской области в соответствии с федеральным законодательством;

10) в соответствии с федеральным и областным законодательством обеспечение эффективного владения, пользования, распоряжения земельными и иными природными ресурсами Омской области;

11) создание условий для развития предпринимательства на территории Омской области;

12) разработка программы деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере государственных, экономических, социальных, экологических, культурных и иных отношений, обеспечение их исполнения;

12.1) установка требований к содержанию документов стратегического планирования Омской области, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений федерального и областного законодательства;

13) утверждение (одобрение) прогноза социально-экономического развития Омской области в соответствии с федеральным и областным законодательством;

13.1) утверждение стратегии социально-экономического развития Омской области;

13.2) определение формы, порядка и сроков общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования Омской области;

13.3) определение порядка осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования Омской области и подготовки документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования Омской области;

13.4) определение порядка осуществления контроля реализации документов стратегического планирования Омской области;

14) взаимодействие с органами местного самоуправления Омской области в организации и проведении единой политики Омской области в сфере экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, экологии;

15) проведение государственной политики Омской области в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, экологии;

16) обеспечение создания необходимых условий для эффективной инвестиционной деятельности в Омской области в соответствии с федеральным и областным законодательством;

17) в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществление выпуска областных займов, управление долговыми обязательствами Омской области, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами;

18) обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;

19) разработка областных программ рационального использования земель и иных природных ресурсов и обеспечение их выполнения;

20) разработка и реализация политики государственной поддержки сельскохозяйственного производства, сферы переработки сельскохозяйственной продукции, развития производственной и социальной инфраструктуры в селе;

21) рассмотрение проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Омской области, отчетов об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Омской области, разрабатываемых органами управления соответствующих фондов;

23) внесение Губернатору Омской области предложений о награждении государственными наградами Омской области, присуждении почетных званий Омской области;

24) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями, организациями и гражданами;

24.1) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции;

24.2) организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с федеральным законодательством;

24.3) организация регионального государственного контроля (надзора);

25) осуществление иных полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Омской области, федеральным и областным законом, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий.

Для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти, предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, выполнения отдельных поручений Губернатора Омской области и Правительства Омской области могут образовываться координационные и совещательные органы (комиссии, советы, рабочие группы и другие).

В соответствии со статьей 8 Устава (Основного Закона) Омской области в Омской области признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления Омской области не входят в систему органов государственной власти Омской области.

Правовую основу местного самоуправления в городе Омске составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, законодательство Российской Федерации, законодательство Омской области, муниципальные правовые акты.

В соответствии с решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. № 92 «Об Уставе города Омска» Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска [13].

Основная задача Администрации города Омска — обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Мэр города Омска является высшим выборным должностным лицом городского самоуправления и в соответствии с Уставом города Омска представляет муниципальное образование городской округ город Омск Омской области во взаимоотношениях с органами государственной власти и возглавляет Администрацию города Омска. Мэр города Омска избирается Омским городским Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет. Мэр города Омска подконтролен и подотчетен населению города Омска и Омскому городскому Совету.

Структура Администрации города Омска состоит из должностей, не входящих в состав ее структурных подразделений (первый заместитель Мэра города Омска, заместители Мэра города Омска), отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений. Структура Администрации города Омска, изменения в структуре Администрации города Омска формируются Мэром города Омска и по его представлению утверждаются Омским городским Советом.

К полномочиям Администрации города Омска относятся:

- реализация Решений Омского городского Совета, постановлений и распоряжений Мэра города Омска и правовых актов Администрации города Омска;

- создание муниципальных предприятий и учреждений, обеспечение финансирования муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами;

- организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города Омска, предоставление таких данных уполномоченным органам в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

- утверждение муниципальных программ города Омска, реализуемых за счет бюджетных средств, определение порядка принятия решений об их разработке, формировании, реализации, а также порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации по каждой муниципальной программе;

- учреждение печатных средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (вправе учреждать сетевое издание для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления);

- привлечение граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ в порядке, установленном Уставом города Омска;

- от имени муниципального образования город Омск осуществление муниципальных внутренних заимствований, предоставление муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов);

- от имени муниципального образования город Омск выступает эмитентом муниципальных ценных бумаг города Омска, в том числе:

- утверждение Генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг города Омска;

- принятие решения об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) муниципальных ценных бумаг города Омска;

- утверждение и представление в Министерство финансов Российской Федерации отчета об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг города Омска;

- назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений в порядке, установленном законодательством, Решениями Омского городского Совета;

- установление в порядке, определенном Решением Омского городского Совета, тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также на работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- осуществление регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

- выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования городской округ город Омск и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог;

- организация и осуществление муниципального контроля;

- регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города Омска;

- организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;

- разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Омской области;

- созыв общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории города Омска, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации;

- организация проведения проверок деятельности управляющих организаций в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

- принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах города Омска в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

- принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Омска, и о прекращении такого использования;

- проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдает рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- присвоение адресов объектам адресации, изменение адресов объектов адресации, аннулирование их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;

- размещение содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра;

- является заказчиком комплексных кадастровых работ и утверждает карту-план территории в соответствии с федеральным законом;

- от имени муниципального образования город Омск выступает публичным партнером при заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве и осуществляет полномочия уполномоченного органа в соответствии с Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами, если они не отнесены к компетенции других органов местного самоуправления города Омска.

Администрация города Омска уполномочена осуществлять размещение заказов для муниципальных заказчиков, вести реестры муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений города Омска. Порядок взаимодействия Администрации города Омска и муниципальных заказчиков устанавливается Решением Омского городского Совета.

2.2. Анализ форм взаимодействия органов исполнительной власти Омской области и Администрации города Омска

Правительство Омской области обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Омской области и их взаимодействия с Администрацией города Омска по вопросам реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представление интересов Правительства Омской области во взаимоотношениях с Администрацией города Омска осуществляет Губернатор Омской области, либо по его поручению и в соответствии с распределением обязанностей, первый заместитель Председателя Правительства Омской области, заместители Председателя Правительства Омской области, министры Омской области.

Основная форма взаимодействия – это исполнение Администрацией города Омска в ходе своей деятельности поручений, содержащихся в правовых актах Губернатора Омской области, Правительства Омской области, протоколах (стенограммах) заседаний Правительства Омской области, а также протоколах и решениях совещаний, включая документы координационных и совещательных органов. В соответствии с пунктом 21 Регламента доведение поручений обеспечивается Аппаратом Губернатора и Правительства Омской области посредством автоматизированной информационной системы «Единая система электронного документооборота органов исполнительной власти Омской области» (далее - ЕСЭД).

Правительство Омской области и другие органы исполнительной власти Омской области вправе перенаправлять в Администрацию города Омска все поступившие обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц (предложения, заявления и жалобы) для рассмотрения по компетенции в соответствии с федеральным законом № 59-ФЗ [6] и разделом X Регламента.

Согласно разделу IV Регламента «Порядок подготовки, согласования, рассмотрения и представления проектов правовых актов, договоров (соглашений) в Правительстве Омской области» проекты правовых актов Губернатора Омской области и Правительства Омской области, а также проекты областных законов, иных правовых актов, вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области Губернатором Омской области, подлежат согласованию с органами исполнительной власти Омской области, Администрацией города Омска, организациями, должностными и иными лицами, в компетенцию (функции) которых входит рассмотрение соответствующих вопросов или интересы которых затрагиваются проектом правового акта, за исключением проектов правовых актов, которыми оформляются решения координационного совещания по обеспечению правопорядка в Омской области [12].

При согласовании проекта правового акта согласующие стороны вправе выражать мотивированные замечания и предложения по вопросам, входящим в их компетенцию (функции), а также затрагивающим их интересы. При наличии замечаний и предложений по вопросам, не входящим в их компетенцию (функции) и не затрагивающим их интересы, такие замечания и предложения выражаются отдельно, направляются ответственному исполнителю и не являются основанием для отказа в согласовании проекта правового акта.

Помимо согласования проектов правовых актов Администрация города Омска вправе участвовать в договорных отношениях с Правительством Омской области.

В соответствии с пунктом 47 Регламента проекты договоров и соглашений Омской области подготавливаются, согласовываются и рассматриваются в порядке, установленном настоящим Регламентом для проектов правовых актов, с учетом требований Закона Омской области «О договорах и соглашениях Омской области» и настоящего пункта.

Заключение соглашений направлено на достижение результатов и целевых показателей региональных проектов и предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального образования.

Договоры и соглашения между Правительством Омской области и Администрацией города Омска призваны устанавливать и расширять двустороннюю связь на принципе учета интересов Сторон, а также развивать новые пути для диалога и совместных действий. Стороны осуществляют контакты путем регулярного обмена информацией о деятельности, проведения совместных встреч, консультаций и переговоров по вопросам, представляющим взаимный интерес. Разногласия относительно толкования или применения договоров или соглашений, а также вопросы его изменения и дополнения решаются путем переговоров, взаимных консультаций или другим способом по согласованию Сторон.

Еще одной формой взаимодействия является участие Администрации города Омска в заседаниях Правительства Омской области.

Согласно разделу VII Регламента периодичность заседаний Правительства Омской области определяется Губернатором Омской области, но не реже двух раз в месяц. По решению Губернатора Омской области проводятся также и внеочередные заседания Правительства Омской области [12].

На заседания Правительства Омской области постоянно приглашаются Главный федеральный инспектор в Омской области, начальник Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, начальник Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области, прокурор Омской области, руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, руководитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области, начальник Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Омской области, председатель Омского областного союза организаций профсоюзов «Федерация омских профсоюзов», члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от Омской области, Председатель Омского городского Совета, Мэр города Омска.

Помимо участия в заседаниях Правительства Омской области Мэр города Омска, заместители Мэра города Омска или руководители структурных подразделений Администрации города Омска включены в состав координационных и совещательных органов.

В соответствии с разделом VIII Регламента для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти образуются координационные органы, именуемые комиссиями. Для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера образуются совещательные органы, именуемые советами. Образование, реорганизация и ликвидация комиссий и советов, утверждение их руководителей, состава и определение компетенции, задач и функций осуществляются по решению Губернатора Омской области либо Правительства Омской области.

Ниже представлен список координационных и совещательных органов, образуемых Правительством Омской области, в состав которых включены Мэр города Омска и (или) представители от Администрации города Омска [28]:

- Антитеррористическая комиссия Омской области (Указ Губернатора Омской области от 10 апреля 2006 года № 45);

- Архитектурно-градостроительный совет Омской области (Указ Губернатора Омской области от 7 декабря 2004 года № 222);

- Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Омской области (постановление Правительства Омской области от 15 сентября 2004 года № 59-п);

- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области (постановление Правительства Омской области от 06 апреля 2015 года № 83-п);

- Комиссия по координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования (Указ Губернатора Омской области от 29 сентября 2016 года № 170);

- Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Омской области (Указ Губернатора Омской области от 12 октября 2015 года № 173);

- Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Омской области (Указ Губернатора Омской области от 12 сентября 2012 года № 94);

- Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения в Омской области (Указ Губернатора Омской области от 14 июня 2006 года № 92);

- Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Омской области (постановление Правительства Омской области от 3 июня 2004 года № 26-п);

- Комиссия по проведению административной реформы в Омской области (Указ Губернатора Омской области от 6 марта 2006 года № 28);

- Комиссия по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны, изменению типа защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в государственной собственности Омской области и муниципальной собственности муниципальных образований Омской области (Указ Губернатора Омской области от 20 октября 2017 года № 176);

- Комиссия по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Омской области (Указ Губернатора Омской области от 1 октября 2008 года № 110);

- Консультативный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Омской области (Указ Губернатора Омской области от 21 июля 2005 года № 87);

- Координационный совет по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Омской области (Указ Губернатора Омской области от 26 декабря 2016 года № 219);

- Координационный совет по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг в Омской области (Указ Губернатора Омской области от 5 сентября 2016 года № 156);

- Координационный совет при Губернаторе Омской области по развитию профессионального образования на территории Омской области (Указ Губернатора Омской области от 24 февраля 2016 года № 40);

- Межведомственная комиссия Омской области по координации деятельности в сфере бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям (Указ Губернатора Омской области от 02 апреля 2013 года № 50);

- Межведомственная комиссия по вопросам деятельности организаций, осуществляющих управление жилыми и многоквартирными домами, предоставление коммунальных услуг населению на территории Омской области (Указ Губернатора Омской области от 17 января 2012 года № 2);

- Межведомственная комиссия по вопросам защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов на территории Омской области (Указ Губернатора Омской области от 17 марта 2009 года № 22);

- Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере профилактики правонарушений в Омской области (Указ Губернатора Омской области от 11 декабря 2007 года № 139);

- Межведомственная комиссия по обеспечению на территории Омской области реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (Указ Губернатора Омской области от 1 марта 2017 года № 21);

- Межведомственная комиссия по развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» на территории Омской области (Указ Губернатора Омской области от 9 апреля 2014 года № 40);

- Межведомственная комиссия по реализации государственной программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (Указ Губернатора Омской области от 11 октября 2013 года № 140);

- Межведомственная комиссия по реализации мер, направленных на снижение смертности населения Омской области (Указ Губернатора Омской области от 30 июня 2015 года № 105)

- Межведомственный координационный совет по охране окружающей среды и рациональному природопользованию на территории Омской области (Указ Губернатора Омской области от 18 сентября 2017 года № 158);

- Межведомственный совет по патриотическому воспитанию населения Омской области (Указ Губернатора Омской области от 27 марта 2007 года № 36);

- Межведомственный совет по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций (Указ Губернатора Омской области от 15 мая 2019 года № 66);

- Межведомственный совет (центр) по подготовке граждан к военной службе на территории Омской области (Указ Губернатора Омской области от 6 февраля 2017 года № 12);

- Областной координационный комитет содействия занятости населения (Указ Губернатора Омской области от 23 июля 2003 года № 135);

- Общественный экологический совет при Губернаторе Омской области (Указ Губернатора Омской области от 6 марта 2012 года № 21);

- Проектный комитет Омской области (распоряжение Губернатора Омской области от 17 апреля 2017 года № 108-р);

- Рабочая группа Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в Омской области (Указ Губернатора Омской области от 14 апреля 2009 года № 30);

- Совет по делам ветеранов (Указ Губернатора Омской области от 2 августа 2012 г. № 71);

- Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области (Указ Губернатора Омской области от 31 августа 2009 г. № 104);

- Совет по инвестиционной деятельности и развитию конкуренции при Губернаторе Омской области (Указ Губернатора Омской области от 1 июля 2013 года № 97);

- Совет по правовой политике Омской области (Указ Губернатора Омской области от 16 августа 2004 года № 172);

- Совет по развитию жилищного строительства в Омской области (постановление Правительства Омской области от 5 августа 2011 года № 143-п);

- Совет по развитию электроэнергетики в Омской области (постановление Правительства Омской области от 04 июня 2008 года № 85-п);

- Совет по энергосбережению Омской области (постановление Правительства Омской области от 07 апреля 2004 года № 9-п);

- Эвакуационная комиссия Омской области (постановление Правительства Омской области от 7 августа 2013 года № 188-п).

Совещания, семинары и иные мероприятия с приглашением представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций проводятся в соответствии с планами работ Правительства Омской области либо по поручению Губернатора Омской области, первого заместителя Председателя Правительства Омской области, заместителей Председателя Правительства Омской области, министров Омской области.

Также и члены Правительства Омской области могут присутствовать по приглашению на заседаниях Администрации города Омска, ее комитетов и комиссий. Например, в 2018 году для взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, общественными объединениями и организациями города создан Координационный совет по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства в Омске [14].

Одной из важных форм взаимодействия Правительства Омской области и Администрации города Омска является участие в национальных проектах, утвержденных Указом Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В.В. Путин отметил, что «успешная реализация национальных проектов невозможна без активного участия в этой работе муниципальных органов власти. Наша общая задача – обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами».

Организационно-правовыми механизмами, обеспечивающими участие органов местного самоуправления в реализации национальных проектов, применяемыми на территории Российской Федерации являются:

- включение в паспорта региональных проектов результатов, достижение которых относится к вопросам местного значения муниципальных образований, а также представителей органов местного самоуправления;

- участие органов местного самоуправления в органах управления проектной деятельностью субъектов Российской Федерации;

- создание муниципальных проектных офисов и проектных комитетов;

- заключение соглашений о достижении результатов и целевых показателей региональных проектов и соглашений о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального образования;

- реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих по направлениям участия муниципальных образований в реализации мероприятий в рамках региональных проектов.

Значимую роль в реализации органами местного самоуправления мероприятий в рамках региональных проектов играет участие жителей как в определении приоритетных проектов для их реализации на территории конкретного муниципального образования, так и личное участие в реализации проектов и осуществлении общественного контроля.

Рассмотрим подробнее сущность национальных проектов, содержание и результаты реализации программ Омской области и города Омска.

1) Национальный проект «Образование» направлен на обеспечение возможности самореализации и развития талантов.

Мероприятия национального проекта «Образование» включают в себя работу по направлениям, обеспечивающим совершенствование образовательной инфраструктуры, повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования и развитие содержания образования. В целях управленческого обеспечения стратегических направлений развития муниципальной системы образования Администрацией города Омска разработаны:

- муниципальные проекты: «Поддержка семей, имеющих детей»; «Успех каждого ребенка»; «Школа Лидера в сфере образования «Территория — Омск»; «Проектная площадка обмена опытом и наставничества «Ассоциация учителей-предметников города Омска «Импульс»; «Развитие цифрового пространства образовательных организаций города Омска в части создания сети информационно-библиотечных центров»; «Муниципальная проектная лаборатория города Омска как ресурс профессионального роста, развития и закрепления в профессии молодых педагогов»;

- муниципальные подпроекты: «Будущий учитель — учитель будущего»; «Управление реализацией индивидуальных программ профессионального развития педагогов».

В соответствии с постановлением Администрации города Омска на территории города Омска реализуется муниципальная программа «Развитие образования», направленная на повышение доступности и качества дошкольного, общего, дополнительного образования, строительство и реконструкцию объектов дошкольного и общего образования, осуществление мероприятий по опеке и попечительству, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий [15].

2) Национальный проект «Демография».

В рамках реализации национального проекта «Демография», регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в 2019 году в целях создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет выполнены ремонтные работы и открыты 24 дополнительные группы для детей в возрасте до трех лет в 23 функционирующих детских садах на 498 мест (предусмотрено 26 577,3 тыс. руб., в том числе субсидии Омской области — 23 388,0 тыс. руб.; бюджет города Омска — 3 189,3 тыс. руб.).

При этом изначально соглашением от 19 июня 2019 года 01-10/235 о предоставлении субсидии Министерством образования Омской области определено значение показателя результативности «Количество созданных дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования» в количестве 477 мест.

Также впервые на территории города Омска была открыта дошкольная группа для детей, страдающих пищевой аллергией на молоко и молочную продукцию, в которой созданы необходимые условия для пребывания детей (на каждого воспитанника разрабатывается индивидуальное меню с учетом рекомендаций врачей-диетологов).

В рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» разработан муниципальный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Целью проекта является создание к 2024 году условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В городе Омске организована работа Консультационных центров для родителей, чьи дети не посещают муниципальный детский сад. Родителям оказывается методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь.

Открыты службы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья и группы риска. Это позволило расширить возможности для детей с ОВЗ в дошкольном образовании и повысить готовность детей с ОВЗ и инвалидностью к комфортной школьной жизни.

Плановый показатель по количеству консультативных услуг, оказанных родителям, имеющим детей в возрасте от 0 до 18 лет и проживающих на территории города Омска, за год — 57 949 консультаций (фактический показатель за 2019 год – 85 858). Плановый показатель удовлетворенности родителей качеством оказанной консультативной помощи за год — не ниже 75% (фактический показатель за 2019 год - 95 %).

Для обеспечения доступности и равных возможностей получения образования адресной инвестиционной программой города Омска, утвержденной Решением Омского городского Совета «О бюджете города Омска» в 2019 году осуществлено строительство четырех детских садов (на 538 мест), в 2020-2021 годах предусмотрено и осуществляется строительство семи детских садов на 1 436 мест.

Организована работа по включению в адресную инвестиционную программу затрат, связанных с реконструкцией детских садов, здания которых признаны аварийными согласно технических заключений.

3) Национальный проект «Культура».

В соответствии с постановлением Администрации города Омска на территории города Омска реализуется муниципальная программа «Развитие культуры», направленная на сохранение объектов культурного наследия, развитие библиотечного дела, обеспечение конституционных прав граждан, проживающих в городе Омске, на участие в культурной жизни города Омска и организацию дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению [15].

В рамках регионального проекта создана модельная библиотека на базе Молодежной библиотеки «Квартал 5/1» БУК города Омска «Омские муниципальные библиотеки» на средства межбюджетного трансферта на создание модельных библиотек в муниципальных образованиях Омской области в размере 3100000 рублей:

Также обновлен библиотечный фонд, приобретено 1741 экз. новых художественных и научно-популярных изданий, в том числе в специальных форматах для незрячих и слабовидящих; обновлен на 80% компьютерный парк, приобретено 22 единицы компьютерной и оргтехники; помещения оборудованы новым современным мебельным оборудованием: библиотечные стеллажи, в том числе со встроенными посадочными местами, книжные полки, шкафы для хранения журналов, столы, стулья персонала и читателей и др. (104 ед.).

Благодаря использованию нового оборудования и технических средств в библиотеке создано еще одно открытое пространство – общественная мастерская для творческой молодежи.

Библиотека стала доступной для маломобильных граждан: приобретен мобильный гусеничный подъемник LG 2004, оборудована санитарно-гигиеническая комната для МГН в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012.

  • 4)Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

На территории города Омска реализуется мероприятия региональных проектов «Дорожная сеть» в пределах Омской городской агломерации и «Безопасность дорожного движения»: ремонт дорог, нанесение разметки, установка светофоров. Паспорта указанных проектов утверждены в рамках государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 262-п. Задачи для успешной реализации на территории города Омска нацпроекта регламентированы постановлением Администрации города Омска от 22 ноября 2018 года № 1165-п.

В соответствии с постановлением Администрации города Омска на территории города Омска реализуется муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы», направленная на осуществление дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения в городе Омске, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт и ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, дворовых территорий многоквартирных домов, строительство и реконструкция объектов улично-дорожной сети [15]. Также обеспечено обустройство пешеходных подходов к образовательным учреждениям, приведение в нормативное состояние остановок и уличного освещения путем софинансирования работ из средств местного бюджета.

5) Национальный проект «Жилье и городская среда».

В рамках нацпроекта в городе реализуется федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

В соответствии с постановлением Администрации города Омска на территории города Омска реализуется муниципальная программа «Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа», направленная на стимулирование и развитие жилищного строительства, в том числе малоэтажного, оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей, проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Омске, развитие жилищно-коммунального комплекса, обеспечение комфортного и безопасного проживания населения на территории города Омска [15].

В докладе о лучших муниципальных практиках участия в реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей национальных проектов и результатов их реализации приведен пример опыта города Омска. В 2019 году на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет всех источников финансирования направлены средства в объеме 123 млн. рублей, при этом доля софинансирования из бюджета города Омска составила около 40% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию мероприятий. В 2020 году на данные мероприятия за счет всех источников финансирования предусмотрено 454 млн. рублей, доля софинансирования из бюджета города Омска составила около 18%.

Кроме того, 63 жилых помещения, включенных в различные этапы Программы переселения, расселены за счет собственных средств бюджета города Омска без привлечения финансирования из иных источников [22].

6) Национальный проект «Экология».

В 2019–2020 годах в рамках реализации национального проекта «Экология» федерального проекта «Чистая страна», а также подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами» государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 255-п, Администрацией города Омска выполнены работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах накопленного вреда. Целью выполнения данных работ является рекультивация земель, минимизация воздействия накопленного экологического ущерба компонентам окружающей среды, нанесенного закрытыми свалками твердых бытовых отходов, путем рекультивации (консервации) данных свалок, сбора и очистки образующихся сточных вод (фильтрата) и сбора, обезвреживания (очистка) и утилизации биогаза (дегазация).

7) Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Администрация города Омска принимает участие в реализации регионального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию».

Данное мероприятие реализуется в рамках муниципальной программы города Омска «Повышение инвестиционной привлекательности города Омска», утвержденной постановлением Администрации города Омска от 22 апреля 2019 года № 327-п., и предусматривает предоставление грантов начинающим субъектам предпринимательства для повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Ежегодно до 2024 года указанной муниципальной программой предусмотрены средства в размере 1,6 млн. руб.

В 2020 году 3,46 млн. руб. на открытие собственного дела получили в виде грантов 9 субъектов малого предпринимательства (всего рассмотрено 37 заявок). При этом 1,86 млн. руб. выплачены за счет средств, полученных Администрацией города Омска в виде субсидии из бюджета Омской области на реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Дополнительно на территории города Омска Администрацией города Омска при поддержке Правительства Омской области реализуются следующие муниципальные программы:

- «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» - направлена на развитие массовой физической культуры и спорта, совершенствование системы физического воспитания населения, пропаганду физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, повышение качества жизни населения города Омска путем развития физкультурно-спортивной работы по месту жительства, обеспечение развития и повышения конкурентоспособности омского футбола, содействие созданию правовых, социально-экономических, организационных, культурных и иных условий, способствующих самореализации и гражданскому становлению подростков и молодежи города Омска, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов физической культуры и спорта, обеспечение отдыха и оздоровления детей в каникулярное время;

- «Социальная поддержка граждан и развитие общественных отношений» - направлена на формирование и реализацию муниципальной социальной политики, совершенствование системы поддержки отдельных категорий граждан, поддержку семьи, формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, формирование системы сотрудничества с некоммерческими организациями по важнейшим общественно значимым, социально-экономическим и культурным направлениям, развитие территориального общественного самоуправления, реализацию мероприятий в области обеспечения занятости населения;

- «Управление муниципальными финансами» - направлена на организацию и осуществление бюджетного процесса в городе Омске, оптимизацию управления муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами, выработку политики в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города Омска;

- «Информационное общество» - направлена на внедрение в деятельность органов местного самоуправления города Омска, муниципальных предприятий и учреждений информационно-коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, оптимизацию и повышение качества предоставления органами местного самоуправления города Омска муниципальных услуг, предоставление муниципальных услуг в электронном виде;

- «Управление имуществом в сфере установленных функций» - направлена на эффективное управление муниципальной собственностью города Омска и земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, обеспечение муниципального образования городской округ город Омск Омской области недвижимым имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения;

- «Социально-экономическое развитие города Омска» - направлена на создание благоприятных условий для социально-экономического развития города Омска, обеспечение развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Омске, повышение инвестиционной привлекательности города Омска, проведение муниципальной градостроительной политики Администрации города Омска, реализацию мероприятий по решению вопросов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, повышение правовой культуры;

- «Формирование комфортной городской среды» - направлена на повышение качества и уровня комфорта городской среды путем реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий;

- «Повышение эффективности системы муниципального управления» - направлена на совершенствование и развитие муниципальной службы в Администрации города Омска, эффективное функционирование системы информационного взаимодействия власти и общества, развитие информационных и телекоммуникационных технологий, создание условий для эффективного функционирования Администрации города Омска, обеспечение системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Подводя общий итог рассмотрению вышеизложенных практик, можно сделать следующий вывод: Правительство Омской области и Администрация города Омска демонстрируют высокую заинтересованность и активность в реализации проектных мероприятий в рамках национальных проектов.

Таким образом, обеспечение слаженного механизма взаимодействия региональных органов власти и местного самоуправления заключается в разработке основных положений сотрудничества в сфере местного самоуправления и определения системы государственной поддержки местного самоуправления в регионе. Определение основных положений сотрудничества и поддержки органов государственной власти региона и местного самоуправления обеспечит эффективность принятых решений, а оптимизация задач и функций этого взаимодействия сократит время исполнения важных для населения вопросов.