Горячяя точка Мира - Война в Йемене
Будем благодарны если Вы поддержите проект
Целью написания доклада является анализ перспектив развития конфликта в Йемене. Источниковой базой для написания этого текста послужил ряд научно-исследовательских работ ученых, изучавших вопросы, связанные с йеменским конфликтом. В силу того, что противостояние, развернувшееся в Йемене, продолжается, по сей день, особую актуальность приобретают новостные источники, размещенные на медиа-ресурсах различной направленности, в том числе иностранных.
Ближний Восток традиционно является ареной многих политических конфликтов, в рамках которых пересекаются интересы различных государств. Причины этого кроются как в исторических событиях, так и в актуальных для современного мира противоречиях. Все это в комплексе создает довольно нестабильные условия, при которых вооруженные столкновения различных сил не прекращают сотрясать регион.
Особый интерес в рамках изучения современных ближневосточных конфликтов представляет собой развитие вооруженного противостояния в Йемене, вновь обострившееся в 2014 году. Развернувшееся противостояние между хуситами, государственными силами и террористами принимает все более острый характер и, как следствие, вовлекает все больше участников. В свою очередь, увеличение задействованных сторон как внутренних, так и внешних приводит к более значительному влиянию конфликта на ближневосточный регион. Таким образом, составление целостной картины процессов, протекающих на Ближнем Востоке невозможно без учета йеменского фактора, что актуализирует необходимость изучения вооруженного конфликта в Йемене.
Для понимания современного состояния Йемена и тех процессов, которые в нем проходят, необходимо обращение к ключевым аспектам истории этой страны. Важным фактом является то, что такого государства, как Йемен не существовало до 1990 года, вместо единой страны на севере находилась Йеменская Арабская Республика (ЙАР), а на юге Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ). Непростые отношения этих двух государств и их разные пути приобретения независимости обусловили наличие острых политических и экономических противоречий между севером и югом. Однако, даже после того, как в 1990 году было образовано единое государство, эти разногласия продолжали влиять на страну и стали причиной вооруженного противостояния севера и юга, произошедшего в 1994 году. Во многом противоречия, вызванные проблемами во взаимоотношениях двух бывших независимых государств, остаются актуальными, и по сей день, оказывая значимое влияние на внутреннюю политику Йемена и способствуя эскалации напряжения в этой стране.
Важным событием, обусловившим обострение противоречий внутри Йемена, стала Арабская Весна (2010-2011), влияние которой усугубило ряд и без того острых конфликтов, существовавших в государстве. Сепаратистские настроения на юге страны, активная деятельность АКАП (Аль-Каида на Аравийском полуострове), в результате которой данной группировке удалось занять несколько населенных пунктов в Йемене, а также не до конца урегулированные противоречия с хуситами в условиях массовых беспорядков, спровоцированных Арабской весной, привели к дестабилизации внутреннего состояния Йемена в 2011 году. Дестабилизация выразилась в ослаблении центральной власти в стране, возникновении нескольких очагов вооруженного противостояния и в отстранение от власти президента Али Абдалла Салеха, который руководил государством с 1978 г. по февраль 2012 года. В результате досрочных президентских выборов к власти пришел Абд-Раббу Мансур Хади. Однако, несмотря на практически бескровный переход власти, что далеко не всегда происходило во время народных волнений, вызванных Арабской Весной, новая власть в стране не смогла решить ряд острых социальных и политических противоречий, что стало одним из ключевых факторов, поспособствовавших эскалации вооруженного противостояния, которое берет свое начало в 2014 году. Наиболее ярким проявлением неспособности власти разрешить актуальные проблемы стала военная реформа, предпринятая при президенте Мансуре Хади, в результате которой существенно упала боеспособность йеменской армии и увеличилась роль нерегулярных военизированных формирований, находящихся под управлением различных внутрейменских сил [6]. Стоит упомянуть попытку неудачной административной реформы, в результате которой, произошло резкое обострение отношений между внутренними силами Йемена.
На данный момент в стране развернулось крупное вооруженное противостояние. На развитие конфликта оказывает значимое влияние ряд внутренних сил, одной из них являются правительственные силы во главе с президентом Абд Раббух Мансуром Хади. Помимо сил президента в конфликте принимает активное участье движение «Аль-Хирак», получившее распространение в южных провинциях Йемена, а также группировка шиитов зейдов «Ансар Аллах» (хуситы), которая действует в северных провинциях страны при поддержке военных частей, сохранивших верность отстраненному от власти в 2011 году президенту Салеху. Кроме вышеперечисленных сторон конфликта необходимо также упомянуть об участие АКАП и ряда племенных объединений, наиболее влиятельными из которых являются Хашид, Бакиль, Мадхиж. Стоит обозначить те цели, которые преследует каждая из сторон в развернувшемся конфликте. Деятельность Мансура Хади и подконтрольных ему частей направлена на восстановление государственной власти во всех регионах, которые оказались в руках различных враждующих группировок. Движение «Аль-Хирак» выступает за возрождение НДРЙ в границах 1990 года, однако на сегодняшний день группировка не обладает необходимыми ресурсами для реализации поставленных задач. АКАП стремится к созданию исламского государства, опирающегося на нормы шариата. «Ансар Аллах» выступает за свержение режима Мансура Хади и федерализацию Йемена, что отчасти сближает их позицию с движением «Аль-Хирак».
Очередной виток эскалации противоречий произошел в 2014 году в связи с новым обострением во взаимоотношениях центральной власти и хуситов. Эскалация этого конфликта привела к тому, что президент Абд-Раббу Мансур Хади вынужден был сложить свои полномочия после того, как в январе 2015 года хуситами была занята столица Йемена Сана. Эта ситуация обусловила необходимость создания нового органа власти, который бы обеспечил необходимые условия для формирования переходного национального совета. Этим органом стал Революционный комитет, который возглавил Мухаммед Али аль-Хуси. Однако Мансуру Хади удалось бежать из заключения в Сане и консолидировать вокруг себя союзников в Адене и объявить о своем намерении оставаться во главе Йемена, тем самым отрекаясь от заявлений, сделанных после перехода Саны в руки хуситов. Спустя некоторое время Мансур Хади бежал в Саудовскую Аравию, откуда и продолжил руководить своими сторонниками в Йемене.
На сегодняшний день Революционный комитет был преобразован в Верховный Политический Совет Йемена (ВПС), датой создания которого стало 6 августа 2016 года. Во главе ВПС находится Салех Али аль-Самад, который де-факто является президентом страны. На сегодняшний день ВПС объединяет не только сторонников хуситов, но и представителей некоторых южных провинций. Стоит также отметить, что на юге Йемена получило широкое распространение движение «Аль-Хирак», выступающее за предоставление более широкой автономии провинциям, когда-то входившим в состав НДРЙ. У участников данного движения явно выражены сепаратистские настроения.
На события, разворачивающиеся в Йемене, большое влияние оказывает АКАП, которой в условиях непрекращающегося конфликта между хуситами и правительственными войсками, удалось захватить ряд восточных регионов и создать там квазигосударство. Власть Аль-Каиды настолько укрепилась в занятых провинциях, что к настоящему моменту они не только в течение длительного времени продолжают контролировать некоторые регионы Йемена, но и предоставляют населению некоторые социальные услуги. В частности, медицинскую помощь, что позволяет говорить о том, что АКАП имеет высокую степень контроля над рядом восточных провинций Йемена .
Большое значение в контексте событий, развернувшихся в Йемене, играет начало вооруженной операции, осуществляемой коалицией международных сил с марта 2015 года. Наиболее высокую степень влияния на конфликт оказывают государства ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств персидского залива) под руководством Саудовской Аравии, также в конфликте задействованы такие страны, как Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Судан, Марокко, США и ряд других государств, в меньшей степени влияющих на развитие вооруженного противостояния.
Основной причиной для введения иностранного контингента войск на территорию Йемена стал захват хуситами Саны и северо-западных регионов страны, а также последовавшее за этим отречение президента Мансура Хади. Однако побег бывшего президента и восстановление вооруженной конфронтации, произошедшее после консолидации сил Хади вокруг Адена и последующая просьба экс-президента о международной помощи, стала фактором, способствовавшим активизации процесса вмешательства иностранных государств в разгоревшийся конфликт.
Деятельность, инициированная силами внешних сторон, принимающих участие в конфликте, проходила в два этапа. Первым из них стала операция «Буря решимости», осуществлявшаяся с марта по апрель 2015 года. Основной задачей, стоявшей перед международной коалицией, было уничтожение средств ПВО, имеющихся у хуситов, а также баллистических ракет. Нанесение ударов осуществлялось в основном с воздуха, но также были задействованы сухопутные и морские силы коалиции. Следующим этапом стала операция «Возрождение надежды», в рамках которой планировалось провести ряд мероприятий, направленных на восстановление боеспособности верных экс-президенту Хади частей, а также дальнейшая борьба с силами, подконтрольными Революционному комитету Йемена. Однако, несмотря на подавляющее превосходство сил международной коалиции в воздухе и на море, военные действия не прекращаются и по сей день. Отчасти это обусловлено низким уровнем поддержки в Йемене президента Хади, что затрудняет проведение успешных сухопутных операций на территории Йемена, а также тем, что между наиболее активными участниками коалиции ОАЭ и КСА существую острые противоречия, которые не способствуют созданию условий для эффективного противодействия силам хуситов. Фактом, наглядно демонстрирующим разлад в рядах коалиции, может послужить бой, произошедший 13-14 февраля 2017 года у аэропорта Адена, когда силы президента Хади, которому оказывает поддержку КСА и сформированные на средства ОАЭ в южном Йемене подразделения, вступили в боестолкновение, в результате которого обе стороны понесли значимые потери.
Другим важным аспектом, существенно влияющим на развитие событий в Йемене, является участие США в развернувшихся событиях. В силу того, что для Соединенных Штатов большое значение играет борьба с АКАП, а не противостояние сторонников Мансура Хади и хуситов, то можно говорить о том, что США выступает за скорейшее урегулирование внутриполитического кризиса и сосредоточение всех сил для борьбы с Аль-Каидой. На данный момент антитеррористическая деятельность США далеко не всегда успешна, тем не менее, в последнее время Соединенным Штатам удалось достигнуть довольно значимых результатов в этом плане, наиболее видным из которых стало уничтожение лидера АКАП в результате авиаудара
Нельзя не упомянуть о роли Ирана в развернувшихся событиях, которая остается не до конца ясной в силу того, что официальные лица Тегерана отрицают факт участия своей страны в конфликте. Однако неоднократные заявления представителей других стран о причастности Ирана к поставкам вооружение хуситам, позволяют предположить, что Иран действительно задействован в конфликте. Фактором, который может служить доказательствами этого предположения может являться то, что хуситы придерживаются одного из умеренных шиитских течений в исламе зейдизма. Факт противостояния между шиитами и суннитами на границах КСА в условиях непрекращающейся конфронтации Саудовской Аравии и Ирана за лидерство на Ближнем Востоке обуславливает высокую степень вероятности вмешательства Тегерана в вооруженный конфликт.
Необходимо отдельно упомянуть разрушительные последствия, к которым привели военные действия на юге Аравийского полуострова. В Йемене после нескольких лет боев разразился гуманитарный кризис, в условиях которого около 7,5 миллионов людей вынуждены голодать а запасы продовольствия страны продолжают стремительно сокращаться. Подобное положение дел осложняется ситуацией, при которой поставки гуманитарной помощи затруднены в силу внутренней нестабильности государства и отсутствия деятельности, ориентированной на преодоление гуманитарного кризиса со стороны участников конфликта. К особенно большому количеству жертв среди мирного населения приводят авиаудары сил ССАГПЗ, которые далеко не всегда направлены на военные объекты.
Включение России на более позднем этапе во внешние посреднические усилия по йеменскому урегулированию в качестве лидирующей международной силы могло бы быть выгодно с нескольких точек зрения.
Во-первых, это дополнительно упрочит наш статус активного военно-политического игрока в регионе, способного вносить реальный вклад в урегулирование кризисных ситуаций с позиций беспристрастного посредника. Вплетение России в военно-политические процессы в этой части Ближнего Востока создаст новый «фронт дипломатической напряженности» для ключевых региональных держав, прежде всего Саудовской Аравии, что даст нам дополнительные очки во взаимодействии с ними по другим сюжетам, в т.ч. Сирии.
Во-вторых, успех российских дипломатических усилий по примирению суннитской коалиции и легитимного правительства с шиитскими повстанцами–хуситами позволит нам скорректировать складывающийся среди арабского населения (из-за поддержки Б. Асада и особых отношений с Ираном) имидж шиитского союзника.
В-третьих, упрочение наших позиций внутри Йемена и завязывание на себя в политическом плане хуситов и южан позволит России создать точку опоры в этой стратегически расположенной на перекрестке мировых торговых путей стране (а точнее — восстановить ее, ведь в свое время Южный Йемен был в орбите советского влияния). Косвенным свидетельством интереса йеменских сторон к этому служат заявление А. Салеха в телеинтервью в августе этого года о готовности к всестороннему развитию отношений с Москвой, в т.ч. предоставлению военных баз на территории Йемена.
Почетный выход из войны в качестве формального победителя был бы желательным для молодого и амбициозного преемника наследного принца, министра обороны КСА Мухаммеда Бен Сальмана.
Наконец, это будет способствовать укреплению на международной арене образа России как миротворца и способствовать торпедированию линии Запада на очернение нашей страны.
С учетом нынешнего состояния отношений с США Москве следует работать напрямую с региональными игроками, в т.ч. используя споры между различными участниками коалиции, в первую очередь КСА и ОАЭ. Коалиции это позволило бы сохранить лицо и объявить о своей военной победе, а ее оппонентам не допустить окончательного разрушения страны и в то же время закрепить свои позиции и гарантировать квоту во властных структурах Йемена.
Необходимо будет использовать и внутриполитические расклады в главной действующей силе коалиции — Саудовской Аравии. Почетный выход из войны в качестве формального победителя был бы желательным для молодого и амбициозного преемника наследного принца, министра обороны КСА Мухаммеда Бен Сальмана. Это важно для него во внутриполитическом смысле и сработало бы на его имидж успешного военачальника, что в свою очередь позволит укрепить позиции в борьбе за престол. С учетом большой значимости персонального фактора в арабском мире оказанная Россией посредническая услуга и наработанное взаимодействие могло бы в таком случае превратиться в ценный ресурс в плане выстраивания дальнейших российско-саудовских отношений и сближения позиций в региональных делах. Особенно — на фоне заметного охлаждения между Эр-Риядом и Вашингтоном.
Таким образом, для включения России в «йеменскую игру» нужно правильно выбрать момент. Но политический результат может существенно превзойти затраты.
Подводя итог, можно прийти к выводам о том, что дальнейшая эскалация конфликта способна привести к разрастанию масштабов гуманитарной катастрофы, обострению террористической угрозы, т.к. позиции АКАП в регионе становятся все более и более прочными. Наиболее эффективным способом урегулирования конфликта могла бы стать активизация переговорного процесса, но в силу крайнего отличия целей, который преследуют различные стороны конфликта, этот сценарий остается маловероятным. Однако, факт того, что конфликт практически без особых успехов для каждой из сторон развивается уже в течение нескольких лет, а также наличие общего врага в лице АКАП могут способствовать снижению градуса напряженности противостояния и постепенному переходу к переговорному процессу. Важным шагом на пути к разрешению конфликта могло бы стать предоставление большей свободы деятельности гуманитарным организациям, действующим под эгидой ООН. Наиболее вероятным исходом конфликта в Йемене может стать федерализация государства, с предоставлением широкой автономии отдельным его субъектам.