Государственное и региональное управление

11 февраля 2021

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции совершенствования института государственной службы РФ. Основной целью данного исследования является определение уровня значимости полномочий государственных служащих. В статье использован метод системного анализа, что позволяет раскрыть специфический правовой статус государственных служащих, поскольку ими реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Современные тенденции реформирования института государственной службы России проявляются в различных аспектах. В связи с этим автором предпринята попытка проанализировать некоторые из них.

РЕКЛАМА

Вам нужен доход от вашего интернета? Зарегистрировался и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB


В настоящее время политико-правовая значимость профессионального и компетентного государственного служащего заключается в том, что его основное призвание направлено на оперативное, качественное и своевременное исполнение вверенных ему государством полномочий. Повышение результативности работы всего государственного аппарата зависит от того, в каком состоянии правового обеспечения находится статус государственного служащего. Следовательно, речь идет об осознании начала периода устойчивого, стабильного развития государственной службы на качественно новой социально-политической и экономической основе, когда государство начинает ценить наиболее профессиональные кадры государственных служащих.

Являясь представителями публичной власти, государственные служащие наделяются теми или иными

Государственное и региональное управление

организационно-распорядительными, административно-хозяйственными полномочиями, а, следовательно, зачастую могут поступать при принятии управленческих решений по своему усмотрению. Следовательно, порядочность и добросовестность, профессиональная принципиальность и преданность служебному долгу этих уполномоченных государством субъектов права напрямую определяет качество реализации тех или иных государственных задач. В целом, анализ правового статуса государственного служащего, включая вопросы прохождения службы проводили такие известные российские ученые, как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, В.М. Баранов, Б.Н. Габриадзе, А.А. Гришковец, Н.М. Конин, В.А. Козбаненко, П.И. Кононов, Н.М. Конин, А.В. Кудашкин, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, А.В. Оболонский, Л.Л. Попов, П.П. Сергун, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин и другие.

Так, профессор Д.Н. Бахрах толкует процесс государственного управления как процесс целенаправленного воздействия на сложную организационную систему [1, с. 1].

Необходимо признать, что негативным фактором значимости, объединяющим все разновидности государственной службы, к сожалению, продолжает оставаться проблема коррупции [2]. Как социальное явление реальности коррупция представляет реальную угрозу эффективному и прогрессивному функционированию всех механизмов публичной власти, государственной службы в том числе, а значит, как следствие, развитию правового государства, демократии, социальной справедливости. На наш взгляд, представляется справедливым высказанное утверждение о том, что весь парадокс имеющегося положения заключается в совпадении субъекта и объекта борьбы с коррупцией. [3, с. 82].

И.Г. Булгакова отмечает, что на национальном уровне коррупция выступает мощным фактором, ослабляющим безопасность государства, открытое обсуждение проблемы коррупции всегда актуально. Это в той или иной мере способствует ее противодействию [4, с. 75] .

Государству требуется четкая организация процесса управления и высокий профессионализм кадрового потенциала в системе государственной службы, что, в первую очередь, реализуется системой конкурсного отбора для соискателей при замещении должностей государственной службы. При этом, некоторые исследователи констатируют недостаточный уровень профессиональной подготовленности государственных служащих [5, с. 82].

В связи с этим, действующая государственная политика направлена на решительное противодействие коррупционным связям в системе государственной службы. Действующее законодательство, в частности, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» достаточно детально регламентирует пределы реализации прав, обязанностей, ограничений и запретов по государственной службе, раскрывает сущность понятия «конфликт интересов» (ст. 10), усиливает принцип открытости и прозрачности в системе государственной служебной деятельности в виде императивности декларирования доходов и расходов служащего (ст. 3, ст. 8, ст. 8.1). Кроме того, законодатель ввёл однозначный запрет для государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов РФ открывать и иметь счета (вклады), а также хранить наличные денежные средства и иные ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России (ст. 7.1 закона) [6].

В целях обеспечения качественного исполнения государственными служащими должностных обязанностей, реализации предоставленных им правомочий, соблюдения установленных ограничений и запретов законодатель должен объективно определять гарантии их служебной профессиональной деятельности (организационные, материальные, правовые средства - компенсации).

Ранее мы уже высказывали позицию о принципиальной значимости института общественного контроля за открытостью в процессе формирования и деятельности государственных служащих. Как справедливо отмечает В. Комлева, большинству представителей органов власти несвойственна добровольная ответственность перед институтами гражданского общества, ведущими борьбу с коррупцией [3, с. 83]. В июле 2014 г. был принят закон об основах общественного контроля в РФ, из основного содержания которого можно сделать логичный вывод о том, что отчеты органов общественного контроля в виде заключений общественных экспертов, общественных советов при органах государственной власти не носят исключительно рекомендательный характер [7].

Нам представляется, что эффективная кадровая политика государства должна базироваться на принципе умелого сочетания руководителем мер поощрения наряду с существующей системой запретительных и ограничительных мер в системе государственной службы. Действующее «служебное» законодательство не исключает для государственного служащего право заниматься иной, в том числе оплачиваемой деятельностью, однако, как выше было отмечено, это не должно повлечь конфликт интересов по его основной

работе. Важно понимать, что под иной деятельностью имеется в виду научная, преподавательская или иная творческая.

Под конфликтом интересов в Федеральном законе «О противодействии коррупции» (ст. 10) понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) госслужащим, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми госслужащий связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями [6].

Повышение качества государственного управления непременно способствует совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования организационно-управленческих отношений, что во многом зависит в аспекте рассматриваемого вопроса от профессионализма представителя власти, в том числе от его нетерпимого отношения к коррупционным составляющим [4, с. 75].

Тенденции реформирования правового института государственной службы в настоящее время осуществляются в различных аспектах. По каждому виду государственной служебной деятельности действует множество нормативных актов, которые в качестве критериев отбора достойных кадров устанавливают процедуру сдачи квалификационного экзамена и обязательное проведение аттестации уже в процессе прохождения действительной государственной службы.

Особенностью также является повышенное внимание законодателя к вопросу пределов применения уголовной, административной и дисциплинарной ответственности государственного служащего. Кроме того, весьма значительное внимание законодатель уделяет статусу так называемых экспертов (специалистов), в обязательном порядке входящих в состав квалификационных комиссий, комиссий по аттестации, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов государственных служащих.

Вместе с тем, как и ранее отмечалось автором, в настоящее время всё ещё не принят единый нормативный правовой акт, закрепляющий базовые начала в сфере определения критериев профессионализма, условий и оснований применения мер стимулирования и поощрения к государственным служащим всех видов государственной службы, а значит, раскрывающего понятие «заслуга», «заслуженное поведение по государственной службе».

Следует помнить, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей, закрепляются нормативно-правовым актом соответствующего государственного органа власти с учетом его задач и функций, следовательно, включаются в должностной регламент государственного служащего.

Библиографический список

1. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.

2. Corruption perception index 2014: results // http: //www.transparency.org/cpi2014/results.

3. Комлева В. Совпадения субъекта и объекта борьбы с коррупцией в России // Государственная служба. 2015. № 2.

4. Булгакова И.Г. Некоторые аспекты профилактики коррупции в органах государственной власти // Журнал российского права. 2012. № 8.

5. Адамович А. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации // Государственная служба 2014. № 1.

6. ФЗ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.12.2018 г.

7. ФЗ от 21 июля 2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.12.2018 г.