Группа с доминирующей эмоциональной семантикой «счастье»
Как и переживание любви, переживание счастья по сути своей может происходить по-разному. По определению слова «счастье» нельзя предположить заранее, требует ли это чувство активности или возбуждения, или наоборот. Эмоции счастья играют важную роль в формировании эмотивного пространства художественного произведения. Читатель любит, когда персонажи счастливы.
- Матушки!! Новое белое платье! Таня! Гриша! - говорила мать, стараясь спасти платье, но со слезами на глазах улыбаясь блаженною, восторженною улыбкой. [1:270]
Эмотивы-экспрессивы (восклицания) – Матушки!! Новое белое платье! Таня! Гриша!; первичный изосемический предикат эмоции – улыбаясь; со слезами на глазах; эксплицитные включенные предикаты эмоций с категориально-эмотивной семантикой – блаженною, восторженною.
Эмоции выражены опосредованно, то есть посредством авторского описания эмоциональной, физиологической реакции персонажа, и непосредственно – через восклицания персонажа (эмоциональная реакция).
Счастье, восторг, беспокойство.
Эмоции положительного тона.
Возбуждение.
Активность.
Доминирующий эмоциональный смысл – счастье.
Эмоциональное содержание полупредиката соответствует доминирующему эмоциональному смыслу всего предложения. Привычное значение полупредиката «улыбаясь» усиливается благодаря зависимым словам и описанной бурной реакции персонажа, что позволяет относить данную единицу к группе «счастье».
Полупредикативная часть предложения играет основную роль в формировании основного эмоционального содержания.
"Неужели это вера? - подумал он, боясь верить своему счастью. - Боже мой, благодарю тебя!" - проговорил он, проглатывая поднимавшиеся рыданья и вытирая обеими руками слезы, которыми полны были его глаза. []
Эмотивы-экспрессивы (риторический вопрос, восклицание) – Неужели это вера? Боже мой, благодарю тебя!; первичный изосемический предикат эмоции – боясь, счастью, рыданья; слезы.
Эмоции выражены опосредованно, то есть посредством авторского описания эмоциональной, физиологической реакции персонажа, и непосредственно – через восклицания персонажа (эмоциональная реакция).
Счастье, волнение, страх.
Эмоции положительного тона.
Возбуждение.
Активность.
Доминирующий эмоциональный смысл – счастье.
Эмоциональное содержание первого полупредиката «боясь» одновременно как формирует основное эмоциональное занчение (благодаря зависимому слову в обороте – счастье), так и дополняет доминирующее эмоциональное значение, показывает глубину переживания (настолько счастлив, что не верит). Второй полупредикат позволяет судить об экспрессивности переживаемой эмоции. Полупредикативные части предложения играют основную роль в формировании основного эмоционального содержания.