Группа с доминирующей эмоциональной семантикой «стыд, застенчивость»
Никак не делаю, - отвечала Анна, краснея от этих привязчивых вопросов.
Эксплицитно включенный предикат эмоции с производной категориально-эмотивной семантикой – краснея.
Эмоции выражены опосредованно.
Смущение.
Эмоции отрицательного тона.
Напряжение.
Уровень активации – возбуждение.
Доминирующий эмоциональный смысл – смущение.
(9) Полупредикат «краснея» определяет эмоциональный тон высказывания.
- Да, - краснея за священника, отвечал Левин. "К чему ему нужно спрашивать об этом на исповеди?" - подумал он. []
Эксплицитно включенный предикат эмоции с производной категориально-эмотивной семантикой – краснея.
Эмоции выражены опосредованно.
Смущение.
Эмоции отрицательного тона.
Напряжение.
Уровень активации – возбуждение.
Доминирующий эмоциональный смысл – смущение.
(9) Полупредикат «краснея» определяет эмоциональный тон высказывания.
4.12. Группа с доминирующей эмоциональной семантикой «вина»
- Ах, нет! Ну, прости, прости меня, если я огорчил тебя, - сконфуженно улыбаясь, заговорил Степан Аркадьич, протягивая руку, - но я все-таки, как посол, только передавал свое поручение. [2:295]
1. Прямая речь, по которой можно судить о желании персонажа попросить прощения, то есть об испытываемом чувстве сожаления за какие-то свои действия - «Прости, прости»; сконфуженно улыбаясь, протягивая руку.
2. Опосредованно
3. Вина, доброжелательность.
4. Отрицательный, положительный тона
5. Напряжение (треубющееся для совершения определенных действий и желания разрешить неприятную ситуацию)
6. Активность.
7. Вина 8. Оба полупредиката содержат информацию об эмоциях. В первом случае – чувство вины, во втором – выражаемое дружелюбие и желание загладить эту вину.
9. Основной смысл формируется, прежде всего, благодаря восклицаниям персонажа (авторское описание действий не противоречит ему), таким образом, более ярко воспринимается именно прямая речь, и, соответственно, она в первую очередь формирует эмоциональное содержание фрагмента.
Но Левин, говоря с братом, беспрестанно оглядывался на Вронского, придумывая, о чем бы заговорить с ним, чтобы загладить свою грубость.[2:228]
1. Имплицитный (скрытый) включенный предикат эмоции с дифференциально-эмотивной семантикой - беспрестанно оглядывался, загладить грубость. 2. Опосредованно
3. Чувство вины, тревога
4. Отрицательный тон
5. Напряжение
6. Активность
7. Вина.
8. Полупредикат «придумывая» ведёт к его разъяснению, в котором уже, в свою очередь, наблюдается то, что формирует эмоциональное содержание, определяемое как чувство вины.
9. Полупредикативные конструкция ведёт к формированию основного эмоционального содержания фрагмента, но непосредственно в нём не участвует.