Информационные ресурсы библиотечной сети России

1. Информационные ресурсы библиотечной сети России, их виды и способы доступа к ним

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:

  • публичные библиотеки федеральных, региональных, муниципальных органов культуры;
  • систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов;
  • информационно-библиотечную систему Российской академии наук;
  • библиотечную сеть высших учебных заведений России;
  • сеть медицинских библиотек;
  • сеть сельскохозяйственных библиотек;
  • другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).




РЕКЛАМА

Вам нужен доход от траффика вашего интернета? Зарегистрировался и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB


Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов – отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим, на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.

Автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, почти 1300 из которых – муниципального уровня. Во многих центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие до 50 компьютеров.

В библиотеках активно создаются электронные каталоги, другие библиографические и реферативные базы данных. Набирает темпы процесс формирования собственных электронных ресурсов и в центральных региональных библиотеках. В Мурманске, Туле, Перми, Ставрополе, Челябинске, Омске, Смоленске и Петрозаводске они превысили 200 тыс. записей, а в Кемерово и Екатеринбурге приблизились к 400 тыс. записей. На повестке дня – задача максимального представления этих ресурсов в сети Интернет.

Наиболее продвинулись к достижению поставленной задачи:

  • Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ)[1];
  • Научная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова (НБ МГУ)[2];
  • Российская национальная библиотека (РНБ)[3];
  • Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии Наук (ГПНТБ СО РАН)[4].

2. Ресурсы государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и способы доступа к ним

Государственная система научной и технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих формирование и использование государственных информационных ресурсов в области науки и техники, объединяемых системой управления, единой нормативно-правовой базой, общей навигационной системой, технологическими принципами. ГСНТИ помогает преодолеть трудности, возникающие у специалистов – потребителей информации и, прежде всего:

  • удаленность потребителя от источника информации;
  • «языковый барьер»;
  • необходимость отбора нужной информации в большом массиве сведений;
  • временные задержки в получении появившейся информации;
  • отсутствие времени для оценки и отбора информации, особенно из смежных отраслей, необходимость получения копий документов и др.

Кроме того, создание ГСНТИ преследует цели информационной поддержки управления результатами научно-технической деятельности, находящимися в собственности государства и интеграции информационных ресурсов НТИ на основе единой навигационной системы, обеспечивающей широкий доступ всех заинтересованных пользователей. Высшим органом управления ГСНТИ является Министерство науки и образования России.

В состав функциональных блоков ГСНТИ входят:

1. Блок реестра Российской научно-технической документации PHTД. Основной функцией этого блока является государственный учет и регистрация РНТД российских разработчиков, включая учет отношений интеллектуальной (и вещной) собственности и правомочии владения, пользования и распоряжения, возникающих по поводу РНТД. Головная организация блока реестра РНТД – ЦИТИС[5];

2. Блок реферативно-библиографического обслуживания (РБО). Главная функция блока этого блока – мониторинг мирового потока публикованных научно-технических документов, включая электронные издания, их аналитико-синтетическая обработка и подготовка библиографических и реферативных баз данных и изданий вторичной информации. Головная организация блока РБО – ВИНИТИ[6];

3. Блок электронных библиотек (ЭБ), баз данных (БД) и фондов первичной НТИ (блок первичной НТИ). Функции блока – формирование и поддержание за счет средств государственного бюджета общедоступных БД и ЭБ первичных научно-технических документов, научно-экспериментальных данных, а также фондов первоисточников на традиционных носителях. Головная организация блока первичной НТИ – ГПНТБ России.[7]

Блоки различаются функционально, степенью необходимой интеграции, ролью системы управления в их создании и функционировании: наибольшая степень – для реестра РНТД наименьшая для блока первичной НТИ.

3. Российские ресурсы правовой информации, формы их распространения и способы доступа к ним

Правовая информация включает тексты и другие материалы, содержащие сведения о законодательстве, праве и правоприменительной практике, а также иные данные, которые требуются для соблюдения норм права.

В настоящее время основу государственной системы правовой информации составляют информационные ресурсы организаций Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ)[8] и Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России).[9] В рамках ФАПСИ работы в области формирования и организации использования ресурсов правовой информации проводятся Научно-техническим центром правовой информации «Система» (НТЦ «Система»). Фонд правовой информации НТЦ «Система» представлен следующими основными информационно-справочными системами:

1. Официальная электронная версия бюллетеня «Собрание законодательства Российской Федерации».[10] Содержание: полные тексты документов федерального уровня – законы, правовые акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ;

2. Официальная электронная версия «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации» и Банк правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации.[11] Содержание: полные тексты ведомственных документов федерального уровня, зарегистрированных в Минюсте России;

3. Электронная версия «Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации».[12] Содержание: полные тексты документов Верховного Суда РФ и субъектов РФ, комментарии и обзоры судебной практики;

4. Электронная версия «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».[13] Содержание: полные тексты документов Высшего Арбитражного Суда РФ, комментарии и обзоры судебной практики.

5. Электронная версия «Бюллетень международных договоров Российской Федерации».[14] Содержание: полные тексты многосторонних и двусторонних договоров, федеральных законов.

Центральным узлом информационно-вычислительной системы Минюста России является Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ), созданный в 1975 г. В ряде субъектов Российской Федерации созданы учреждения Минюста России – центры правовой информатизации.

Центры правовой информатизации Минюста России (ЦПИ) – государственные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, которые создаются для обеспечения судов общей юрисдикции, органов и учреждений юстиции, находящихся на территории субъектов РФ, пользуются правовой информацией (базами данных и печатными изданиями), средствами вычислительной и оргтехники. К числу основных информационных ресурсов Минюста России относятся:

  • Комплекс баз данных правовой информации, объединенных в программно-технологический комплекс «Фонд», разработанный специалистами НЦПИ и представляющий собой архив правовых актов СССР и РФ. Фонд содержит более 340 000 документов с 1917 г. В базах данных «Фонд» содержатся: правовые акты СССР и РФ, судебная, нотариальная и арбитражная практика, международные договоры и соглашения, акты субъектов РФ, прошедшие экспертизу в Минюсте России, и другие документы;
  • База данных действующего российского законодательства «Эталон». Это полнотекстовая база данных по действующему российскому законодательству, разработанная в НЦПИ. «Эталон» содержит около 50 000 текстов действующих нормативных актов. Среди них – федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также приказы и инструкции министерств и ведомств, судебная, нотариальная, арбитражная практика;
  • Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций. Ведется НЦПИ на основе данных, предоставляемых Минюстом России и региональными органами юстиции. Он содержит информацию о зарегистрированных общественных и религиозных организациях и объединениях. В реестре указаны: учредитель, название объединения, регистрационный номер, дата регистрации, адрес, контактные телефоны, а также цели и задачи данного объединения (организации). Реестр включает в себя сведения более чем о 3 000 общественных организаций и объединений. Данный список постоянно дополняется новыми данными.
  • Резкое возрастание потребностей органов государственного управления в объективной, достоверной и современной информации о реальном положении дел, как в подведомственных, так и в смежных отраслях, регионах, городах, предприятиях;
  • Активное развитие и внедрение в повседневную практику современных информационных технологий;
  • Недостаточность только сбора информации, поскольку принятие эффективных управленческих решений возможно лишь с применением оперативно функционирующего аналитического аппарата, позволяющего вскрывать причинно-следственные связи явлений и прогнозировать ситуации, вырабатывать варианты решений и оценивать их, контролировать исполнение;
  • Повышение требований к информационной прозрачности самих органов власти.
  • Информация о земельных ресурсах (земельные кадастры и др.);
  • Информация об объектах недвижимости (здания и сооружения, инженерные сети, транспортные сети и др.);
  • Информация о юридических лицах (предприятия, организации и другие физические лица);
  • Информация о физических лицах (основные паспортные данные жителей региона);
  • Документы научно-технической информации;
  • Нормативно-правовые документы;
  • Социально-экономические и финансовые показатели административно-территориальных единиц и хозяйствующих субъектов.
  • деятельность;
  • информация;
  • документы;
  • контакты;
  • и др.
  • информационные фонды по отраслям статистики;
  • информационные фонды интегрированных баз данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО);
  • статистическую информацию первичных отчетов.
  • эффективного управления предприятиями;
  • возможность проведения анализа обстановки во внешнем и внутреннем рынках;
  • выявление потребностей в той или иной профессии;
  • проведение демографического разбора в каждом регионе РФ, а также в иных сферах.
  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • учреждения, организации, предприятия, учебные заведения;
  • органы массовой информации;
  • общественные и религиозные объединения и организации;
  • индивидуальные пользователи.
  • документальные издания различного типа (академические, научные, научно-популярные, учебные, краеведческие, различного вида справочные издания и др.) как на бумажном носителе, так и в электронной форме;
  • аналитические информационные материалы: обзоры документов, исторические справки, перечни выявленных документов;
  • архивные справки, архивные выписки, имеющие статус юридических документов;
  • копии документов на различных носителях.
  • осуществление государственной регистрации на основе данных, предоставляемых заявителями (производителями) электронных изданий (ЭИ);
  • предоставление справочной и статистической информации об электронных изданиях и их производителях на основе мета-описаний;
  • подготовка выходных форм, подтверждающих выполнение государственной регистрации;
  • передача данных, касающихся регистрационных сведений для внешних организаций-партнеров;
  • формирование данных для ведения электронного сетевого каталога.
  • выдача регистрационного свидетельства обязательного федерального экземпляра электронного издания;
  • регистрация электронного издания;
  • выдача справки «Об участии в создании электронного издания»;
  • подготовка библиографических описаний электронных изданий в соответствии с действующими стандартами СИБИД;
  • выдача копий регистрационных документов по запросам адвокатов.
  • вспомогательные данные управленческого и технологического назначения;
  • комплекты конструкторской, технологической и других видов документации;
  • справочно-информационные фонды по профилю деятельности (патенты, изобретения и т.п.);
  • адресные базы данных поставщиков материалов и комплектующих изделий, а также потребителей выпускаемой продукции.
  • базы данных по содержанию федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • Реестр паспортов импортных сделок;
  • Реестр страховых организаций России (Минфин России);
  • Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, фонд учредительных документов ФПГ, союзов, ассоциаций (ГАК России);
  • базы данных грузовых таможенных деклараций;
  • базы данных по лицензированию и надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг;
  • базы данных Налоговая отчетность, Государственный реестр налогоплательщиков (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам);
  • данные о фактах нарушения налогового законодательства и о лицах, совершивших налоговые преступления;
  • фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность, базы данных по движению бюджетных средств в банках, базы данных по контролю и учету валютных операций и другие ресурсы.
  • Реестр собственности Российской Федерации (Мингосимущество России);
  • базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России);
  • базы данных по лицензированию и надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг (ФКЦБ России);
  • базы данных «Налоговая отчетность», Государственный реестр налогоплательщиков (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам);
  • данные о фактах нарушения налогового законодательства и о лицах, совершивших налоговые преступления (ФСНП России);
  • фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность, базы данных по движению бюджетных средств в банках, базы данных по контролю и учету валютных операций (Банк России) и другие ресурсы.
  • данные на машиночитаемых носителях;
  • данные, хранящиеся на бумажных носителях (таблицы, карты, тексты);
  • данные, хранящиеся на микропленке и микрофишах.

Кроме перечисленных систем правовой информации, разработанных государственными организациями, в России существует и активно развивается рынок коммерческих правовых компьютерных систем.


4. Информационные ресурсы федеральных и региональных органов власти и способы доступа к ним

Информационные ресурсы (ИР) формируются во всех органах власти. В настоящее время в органах государственной власти федерального и регионального уровней накоплены значительные объемы ИР. При этом для их формирования и использования характерны следующие тенденции:

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах за последнее время создано большое количество различных собственных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов, которые можно разделить на следующие категории:

Свои представительства в сети Интернет имеет достаточно большое число региональных органов власти. Виды информационных ресурсов органов, к которым можно получить доступ в Интернет, можно представить на примере сайта официального представительства Ленинградской области[15] (Рис.1).

Рис. 1. Главная страница сайта представительства Ленинградской области

На первой странице этого сайта приведен состав основных разделов:

Подобный перечень информации характерен и для других серверов, на которых представлены региональные органы власти. Списки адресов Интернет-представительств федеральных и региональных органов власти России можно найти в каталогах ресурсов Интернет.


5. Информационные ресурсы государственной системы статистики (РОССТАТ)

Информационные ресурсы Государственной системы статистики включают:

Информационные ресурсы регионального уровня формируются региональными комитетами государственной статистики на основе средств электронной обработки данных с последующей загрузкой в региональные базы данных, регистры и субрегистры по основным направлениям статистики.

РОССТАТ – федеральная служба государственной статистики. Деятельность этого федерального органа исполнительной власти связана с формированием официальных статистических данных в области социального, демографического, экономического и экологического направления страны.

Также РОССТАТ производит ведение контроля и надзора в сфере государственной статистической деятельности на территории РФ. В том числе за ним закреплена функция контроля и надзора в сфере по управлению системой статистического учета на территории РФ.

За счет своевременно полученных статистических данных в области экономики или политики появляется возможность:

Каждому человеку доступна возможность получения информации, связанной с получением статистических данных в той или иной области. Для этой цели служит официальный портал РОССТАТ[16] (Рис. 2).

Рис. 2. Главная страница сайта официального портала РОССТАТ

На каждой странице этого портала содержится полная информация, содержащая сведения о демографическом уровне населения, уровне их жизнедеятельности, об условиях здравоохранения или правонарушениях, о заработной плате граждан и занятости населения.

Получить информацию об эффективности принятых мер в области экономики, во внешней торговле, изменения в потребительских ценах или в стоимости недвижимости, ознакомиться с показателями водных ресурсов и окружающей среды и прочим биоразнообразием нашего государства. Вся эта информация находится на главной странице сайта в основных разделах.

К тому же на главной странице в открытом доступе находятся актуальные и самые свежие материалы, предоставляемые этой организацией. Пользователь, зайдя на официальный сайт получает возможность информирования с основами деятельности Росстата, сущность которых содержится разделе «Главная».

В случае необходимого получения географического расположения любого территориального органа Росстата, можно воспользоваться помощью карты филиалов, находящейся на заглавной странице, имеющей цифровые обозначения.


6. Информационные ресурсы архивного фонда Российской Федерации

Архивный фонд РФ, подчиненный федеральной архивной службе России (Росархив[17]), является важнейшей составной частью государственных информационных ресурсов страны.

Документальные фонды архивов освещают историю и экономику развития России (и бывшего СССР), начиная с 11-го века и до наших дней. В настоящее время насчитывается объем более 460 млн. ед. хранения.

Структура архивного фонда РФ:

1. Архивные фонды федерального значения – в них хранится свыше 39 млн. ед. хранения, т.е. около 20% всего документального фонда:

– Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)[18];

– Государственный архив экономики (РГАЭ)[19];

– и другие.

Всего насчитывается 17 архивов, а также архивы системы Российской Академии Наук (РАН)[20].

2. Региональные архивные фонды (архивы субъектов РФ), в них сосредоточены основные объемы документального фонда – 64% от всего документального фонда;

3. Муниципальные архивные фонды – в них сосредоточено около 16% документального фонда страны;

4. Архивы министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий, которые осуществляют временное хранение архивных документов и которые в установленном порядке являются источниками комплектования государственных и муниципальных архивов – в них сосредоточено до 185 млн. ед. хранения.

Основными группами пользователей Архивного фонда РФ являются:

В сфере использования государственных информационных ресурсов архивный фонд проводит политику публичности государственных архивов, равенства всех категорий пользователей независимо от их национальности, гражданства, пола, образования по доступу к открытой информации.

Таким образом, последовательно реализуются конституционные права граждан свободно искать, получать и передавать информацию.

Информационное обслуживание пользователей занимает значительный удельный вес в трудозатратах госархивов (в различных архивах он составляет от 20 до 40% общего бюджета времени). Ежегодно государственные архивы России исполняют около 800 тыс. запросов граждан, касающихся подтверждения трудового стажа, размера заработной платы, награждений, имущественных прав, факта применения репрессий и последующей реабилитации и пр.

Государственные архивы производят следующие виды информационных продуктов и услуг:

Ведется подготовка документальных сборников в соответствии с планами работы госархивов, международными соглашениями, проводятся документальные выставки и другие информационные мероприятия, которые осуществляются в соответствии с памятными датами отечественной истории и юбилейными мероприятиями.

Работа архивных учреждений ведется в рамках отраслевой программы информатизации архивного дела в России, основной целью которой является создание интегрированной информационной системы архивов, обеспечивающей функцию централизованного учета документов архивного фонда.

Рис. 3. Главная страница официального сайта Федерального архивного агентства (Росархива)


7. Система государственной регистрации электронных информационных ресурсов и способы доступа к ней

Автоматизированная информационная система «Система государственной регистрации информационных ресурсов»[21] предназначена для обеспечения государственной регистрации обязательного экземпляра электронных изданий.

Областью применения программного продукта является сфера деятельности отдела регистрации, учета и хранения обязательного экземпляра электронных изданий.

Целью создания системы является:

Оператором информационной системы является Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-технический центр «Информрегистр», предоставляющая следующие услуги:

Рис. 4. Главная страница сайта Системы государственной регистрации информационных ресурсов

8. Информационные ресурсы отраслей материального производства

Основу информационных ресурсов предприятий и организаций отраслей материального производства составляют электронные массивы информации, созданные и используемые в процессе их деятельности, в частности:

Электронные массивы информации имеют 60% предприятий гражданских отраслей промышленности, 70% предприятий оборонного комплекса (ОК) и 47% предприятий агропромышленного комплекса (АПК).

Предприятия ОК (23% от общего количества предприятий) используют 46% и создают 51,4% от суммарного количества электронных массивов информации. Почти все массивы (93%) они формируют самостоятельно.

Предприятия АПК (46,4% от общего количества предприятий) используют 16% информационных массивов и создают не более 10% от их суммарного количества. Половину используемых массивов они формируют сами.

В последние годы произошла существенная тематическая эволюция: интерес к информации научного плана снизился в тех отраслях, которые претерпели максимальную перестройку (структурно-институциональную и функционально-целевую), и в наименьшей степени в отраслях промышленности, основывающихся на достижениях научно-технического прогресса (космическая, атомная, химическая, металлургическая). Ежегодно констатируемое уменьшение количества и объемов НИОКР в отраслях привело также и к серьезному уменьшению масштабов информационно-аналитических работ в области прикладных наук по проблемам научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

Для поиска адресов Интернет-представительств промышленных предприятий различных областей деятельности можно воспользоваться каталогами ресурсов и поисковыми системами Интернет, а также адресными справочными системами в Интернет, например, электронной версией справочника «Желтые страницы России»[22].

Рис. 4. Главная страница сайта Желтые страницы России

9. Информационные ресурсы социальной сферы

Уровень развития информационных ресурсов в значительной степени определяет качество функционирования отраслей социальной сферы. Наиболее развитые системы государственных информационных ресурсов в этих отраслях традиционно имелись в здравоохранении и образовании.

Специализированными информационными организациями Минздрава России являются:

– Государственная центральная научная медицинская библиотека[23] (государственный орган научно-технической информации по медицине и здравоохранению);

– Информационно-аналитический центр Минздрава России[24];

– Информационно-вычислительные центры и отделы АСУ субъектов РФ;

– НПО «Медсоцэкономинформ»[25].

Основой системы информационных ресурсов в области образования традиционно являлись библиотеки более 500 российских вузов. Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях:

1. Создание системы региональных центров информации, региональных центров новых информационных технологий (НИТ), краевых, республиканских, областных, городских центров НИТ и 13 специализированных центров НИТ во главе с Центром информатизации Минобразования России;

2. Создание Федеральной университетской сети RUNNet.

Быстро активизируется разработка методов дистанционного образования. В Интернете представлено большинство российских вузов.

В других отраслях социальной сферы (занятости и социального обеспечения, физической культуры и туризма, миграционной службы, пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования и т.д.) информационные ресурсы создаются и используются непосредственно в функциональных организациях соответствующих ведомств и служб.

Чаще всего информационные ресурсы используются только для внутриведомственного справочно-информационного обслуживания. Координация деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов социальной сферы недостаточна.


10. Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности

К наиболее крупным государственным информационным ресурсам в данной сфере относятся:

Финансово-экономическая информация относится к сектору российского рынка, который способен развиваться за счёт платёжеспособного спроса, к тому же он активно поддерживается ведущими информационными агентствами, например, Reuters[26].

Рис. 5. Главная страница сайта информационного агентства Reuters

При отсутствии со стороны государства механизмов, обеспечивающих равный доступ к отраслевой и ведомственной информации, созданной на средства налогоплательщиков, преимущества на информационном рынке получают коммерческие фирмы, функционирующие при государственных структурах. Более 30 министерств и ведомств имеют при себе коммерческие организации, бесплатно пользующиеся централизовано собранными информационными ресурсами и по довольно высокой цене предлагающие информационные услуги на их основе.

Ряд из них бесплатно или по льготным ценам обслуживают бюджетные организации, как правило, по узкому спектру услуг, и монопольно устанавливают цены для высоко- и средне - платёжеспособных потребителей. Потребители с низкой платёжеспособностью вынуждены пользоваться услугами «чёрного» рынка, которые зачастую предоставляют недостоверную или устаревшую информацию.

Развитию цивилизованного рынка финансово-экономической информации мешает отсутствие регламентов доступа к официальной информации. Ее практически нельзя получить легально либо её приобретение стоит очень дорого. В большинстве ведомств в открытом доступе не представляются базы несекретных данных. Как и в других областях низок уровень межведомственного взаимодействия при формировании и использовании государственных информационных ресурсов.

11. Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах

Основным содержанием деятельности большого числа государственных организаций, относящихся к различным ведомствам, являются исследование разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбор и анализ данных о них.

Требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах обычно весьма высоки, так же, как и стоимость, и трудоемкость выявления и сбора этих сведений. К тому же такая информация многообразна и часто трудно сопоставима.

Проблема сопоставимости разнообразной информации о природных объектах может быть частично преодолена за счет возможности ее естественной пространственной привязки на основе географических информационных систем (ГИС). Работы по созданию ГИС возглавляет Роскартография, которая руководит всеми топографо-геодезическими и картографическими работами в стране.

Значительную часть работ ведут российские университеты. ГИС разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях. За последние 5 лет появилось довольно много коммерческих фирм, занимающихся ГИС в целом. В основном сложился небольшой, но быстро развивающийся российских рынок ГИС-продуктов.

В настоящее время информация о природных ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких отраслевых системах и секторах информационной сферы. Наиболее крупной из этих систем является создаваемая в МПР России Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в составе:

– Всероссийских геологических фондов, в частности Федерального геологического фонда (Росгеолфонд[27]);

– Государственного банка цифровой геологической информации и информации о недропользовании в России, в частности Главного научно-исследовательского и информационно-вычислительный центра[28];

– банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС);

– музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.

Проблема массового перевода архивных данных на современные виды носителей остро стоит и в области гидрометеорологии, где важнейшим информационным ресурсом является Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды.

Совокупность данных Фонда разбивается на три группы:

[1] Режим доступа: http://www.cnshb.ru/

[2] Режим доступа: https://nbmgu.ru/

[3] Режим доступа: http://nlr.ru/

[4] Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/

[5] Режим доступа: http://www.citis.ru/

[6] Режим доступа: http://www2.viniti.ru/

[7] Режим доступа: https://www.gpntb.ru/

[8] Режим доступа: http://www.fagci.ru/

[9] Режим доступа: https://minjust.gov.ru

[10] Режим доступа: http://www.szrf.ru/szrf/index.phtml?md=0

[11] Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&collection=1&sort=-1&edition=205000001

[12] Режим доступа: http://www.jurizdat.ru/editions/official/bscrf/archive_list.htm

[13] Режим доступа: http://vestnik.ru/

[14] Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&collection=1&sort=-1&edition=203000001

[15] Режим доступа: www.lenobl.ru

[16] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

[17] Режим доступа: https://archives.gov.ru/

[18] Режим доступа: https://statearchive.ru

[19] Режим доступа: http://rgae.ru/

[20] Режим доступа: http://www.arran.ru/?q=ru

[21] Режим доступа: http://inforeg.ru/

[22] Режим доступа: https://yellowpages.rin.ru/

[23] Режим доступа: http://www.scsml.rssi.ru/

[24] Режим доступа: https://mednet.ru/

[25] Режим доступа: http://medprom.ru/medprom/mpcu_0004270

[26] Режим доступа: https://www.reuters.com/

[27] Режим доступа: https://rfgf.ru

[28] Режим доступа: https://www.grcc.ru/