Интеграционные процессы в АТР

27 сентября 2022

Субрегиональные интеграционные процессы в Южной Америке

По данным ВТО, на начало 2018 г. в Латинской Америке функционирует 84 РИО (29,6% общемирового числа), в том числе нотифицированы 15 соглашений РИО(региональные интеграционные объединения) с учетом разрешающей оговорки, 7 соглашений охватывают только торговлю товарами и нотифицированы в соответствии со ст.XXIY ГАТТ, 62 соглашений охватывают торговлю товарами и услугами и нотифицированы в соответствии со ст. XXIY ГАТТ и ст.Y ГАТС


МЕРКОСУР

Южноамериканский общий рынок, Меркосур (Mercado Comun del Sur) был образован на основе Асунсьонского договора четырьмя странами – Бразилией, Аргентиной, Парагваем и Уругваем в 1991 г. С 2012 г. полноправным членом стала Венесуэла, членство которой в 2016 г. было приостановлено на неопределенный срок по причине невыполнения обязательств по торговой политике. Еще одна страна-участница Андского сообщества наций – Боливия в 2012 г. подписала договор о присоединении к Меркосур, одобренный спустя 3 года5. В Меркосур есть статус ассоциированного членства, который имеют Чили, Перу, Колумбия, Эквадор, Гайана и Суринам, а наблюдателями выступают Мексика и Новая Зеландия.

На долгосрочную перспективу определено формирование общего рынка, на среднесрочную перспективу – таможенного союза. Меркосур отличается крупным экономическим потенциалом с населением в 275 млн чел. и совокупным ВВП в 3,32 трлн долл. (90% ВВП региона).

Таможенный союз был сформирован быстро – уже с 1995 г. стал действовать (правда, с большими исключениями и без общей таможенной территории), когда общий таможенный тариф (ОТТ) охватывал лишь 35% товарооборота с внерегиональными государствами. В последующие годы охват был расширен до нынешних 95%. Взаимная торговля в основном либерализована, но в некоторых странах сохраняется таможенная защита импорта отдельных групп товаров из государствпартнеров (Парагвай, Уругвай и Венесуэла).

ТИХООКЕАНСКИЙ АЛЬЯНС

Тихоокеанский альянс (Pacifi c Alliance, или Allianza del Pacifi co) – относительно новая интеграционная инициатива. В 2011 г. он был сформирован по предложению Мексики в составе Колумбии, Мексики, Перу и Чили. Еще 50 государств (26 европейских стран, 14 стран Западного полушария, 8 азиатских государств и 2 страны Океании)8 обладают статусом ассоциированных членов. Главная цель Альянса заключается в формировании зоны глубокой экономической интеграции, содействии экономическому развитию государств, укреплению взаимного сотрудничества и свободном перемещении факторов – товаров, услуг, капитала и лиц. Но фактически Тихоокеанский альянс нацелен на противодействие Боливарианскому альянсу для народов нашей Америки (АЛБА) как проекту бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса и смещению интеграционного лидерства с Бразилии на Мексику, а также на упрощение доступа товаров и расширение торговли со странами АТР.

Несмотря на небольшое число полноправных членов, Тихоокеанский альянс занимает весомое место в Латинской Америке с населением в 217 млн чел. (35% латиноамериканского населения), совокупным ВВП в 1,7 трлн долл. (35% регионального ВВП), среднедушевым ВВП в 16759 долл. и совокупным товарооборотом в 1045 млрд долл. (50% внешней торговли Латинской Америки).

КАРИБСКОЕ СООБЩЕСТВО (КАРИКОМ)

Более высокая степень интеграции достигнута в Карибском сообществе, КАРИКОМ (Caribbean Community, CARICOM), в состав которого входит 15 государств11 и 5 ассоциированных членов12. Он был создан на основе Договора Чагуарамас в 1973 г. Интеграционные процессы прошли эволюцию от зоны свободной торговли к таможенному союзу и продолжающемуся формированию общего рынка (по терминологии КАРИКОМ – единого рынка и экономики). Наиболее либерализован рынок товаров (не входит Багамское сообщество) на основе беспошлинной торговли, частичной либерализации нетарифных ограничений (так действуют 50 региональных стандартов на разные виды продукции). По оценкам, эффект НТО во взаимной торговле эквивалентен ставке таможенной пошлины в 35%13, что подчеркивает необходимость активизации действий по либерализации нетарифных ограничений. Продолжается либерализация взаимной торговли услугами, взаимных инвестиций и перемещения лиц в рамках безусловного национального режима. В частности, действуют сертификаты признания уровня квалификации лиц, предоставляющие право на въезд в одну из стран КАРИКОМ на срок до 6 месяцев; единый паспорт КАРИКОМ; функционирует схема КАРИПАСС как дорожная карта, позволяющая обладателю свободно перемещаться по территории участвующих в КАРИКОМ государств.

Либерализация торговли услугами началась в 1998 г. Подход КАРИКОМ к процессу либерализации признан уникальным14, т.к. проводится на основе прозрачных списков сфер услуг или национальных мер регулирования торговли услугами как списков обязательств каждой страны-участницы по открытию рынков услуг на односторонней основе. Либерализация осуществляется по модели НАФТА с негативными списками сфер услуг, особым режимом в отношении наименее развитых стран.

АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО НАЦИЙ (АС)

С 1969 г. на основе Картахенского соглашения действует Андское сообщество наций, АС (Andean Community, ANCOM) в составе Боливии, Колумбии, Перу и Эквадора. В АС с 1973 по 2011 г. участвовала Венесуэла, в 1969-1976 гг. – Чили.

Экономический потенциал АС равен 120 млн человек населения, 900 млрд долл. совокупный ВВП и 4,7 млн кв.км территории. В 1992 г. сформирована в основном, а с 2005 г. окончательно зона свободной торговли; в 1995 г. был введен общий таможенный тариф, который охватывал лишь 40% торговли с внерегиональными государствами, в 2011 г. – окончательно создан таможенный союз. Вместе с тем, сохраняются нетарифные ограничения, эффект которых в эквиваленте ставки таможенной пошлины равен 58,1% (самый высокий уровень в регионе ЛАК)16.

Страны-участницы продолжают реализацию долгосрочной цели – формирование общего рынка на основе либерализации торговли услугами, капиталов и лиц.

Торговля услугами либерализуется с 1997 г., когда страны взяли обязательства по ее завершению к 2005 г., но выдержать установленную дату не удалось. Либерализация торговли услугами проводится на основе модели отраслевых переговоров с негативным списком услуг (переговоры проводятся ежегодно). Поставщикам услуг гарантируется РНБ за исключением госуслуг и воздушного транспорта. В целом, либерализована взаимная торговля телекоммуникационными, транспортными, туристическими, энергетическими услугами, частично финансовыми и телевизионными услугами. В сфере капиталопотоков установлен общий инвестиционный режим как национальный режим, введено понятие Андской транснациональной компании. Наличие подобного статуса гарантирует компании национальный режим в системе государственных закупок, право на свободный перевод инвестиционных доходов, право на создание филиалов в странах АС.

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ЦАИС)

Наименьший экономический потенциал у Центральноамериканского общего рынка, ЦАОР (Central American Common Market, CACM), созданного в 1960 г. В его состав первоначально вошли пять небольших стран – Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, а с 2012 г. – присоединилась Панама. Современное название ЦАОР – Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС).

Была поставлена цель создания зоны свободной торговли, в рамках которой с 1991 г. либерализована практически вся взаимная торговля, за исключением кофе и сахара. ЦАИС является таможенным союзом с 2001 г. благодаря общему таможенному тарифу, который охватывает 95,7% тарифных позиций (исключение – средства транспорта), а размер ставок пошлин по режиму наибольшего благоприятствования составляет от 0 до 15%.

Программа «Инициатива для Америк»

27 июля 1990 года президент США Джордж Буш-старший выступил с так называемой «инициативой для Америк», предложив создать панамериканское сообщество свободной торговли.

17 декабря 1992 года - подписано соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу 1 января 1994 года (НАФТА).

Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с положениями по ведению бизнеса в ЗСТ. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения деловых людей через границы.

Среди определяющих черт МО в Западном полушарии, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов в масштабе всех америк вместе взятых.

За один лишь 1991 г. США заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР).

Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами:

1. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира. На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах. В этом отношении формирование североамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам соседних Мексики и Канады, а потом и со всех латиносов собрать все,что можно…

2. Существенным обстоятельством, стимулировавшим «Инициативу для Америк», стал объективный процесс растущей взаимозависимости между США и остальной частью региона. Значительные сдвиги в этом отношении произошли в 80-х годах. Соединенные Штаты, пожалуй, впервые реально ощутили на себе последствия финансово-экономического кризиса в Латинской Америке, выразившегося в потере сотен тысяч рабочих мест из-за снижения объемов торговли, в неконтролируемом потоке нелегальной миграции с юга.

3. Другим фактором возросшей взаимозависимости «двух Америк» стал комплекс проблем наркобизнеса и наркотрафика. В Западном полушарии находятся самый крупный в мире потребитель наркотиков - США и самые крупные в мире производители - Колумбия, Перу, Боливия и Мексика.

США и интеграция в Латинской Америке

Есть две основные точки зрения на отношения между Латинской Америкой и Соединенными Штатами:

Школа «истеблишмента», которая рассматривает политику США в отношении Латинской Америки как попытку исключить экстерриториальных соперников из полушария как способ защиты Соединенных Штатов. Эта группа ученых в целом считает присутствие США в Латинской Америке выгодным для региона, поскольку оно сделало войну редкостью, привело к созданию многосторонних институтов в регионе и способствовало развитию демократии.

Школа «ревизионистского синтеза», возникшая в 1980-х и 1990-х годах, считала политику США в отношении Латинской Америки имперской. Эта группа ученых подчеркивает роль деловой и государственной элиты США в формировании внешней политики, направленной на экономическое доминирование в Латинской Америке. В последнее время ученые расширили использование латиноамериканских архивов и источников, уделяя больше внимания латиноамериканским агентствам. Раньше эмпирические знания о выработке политики в Латинской Америке были ограничены неравномерным доступом к архивам в регионе, который в последние годы в целом улучшился. «В результате ученые потратили время, заглядывая под фонарный столб внешней политики США, чтобы найти проблемы в межамериканских отношениях». Более поздний «интернационалистский» подход впервые появился в значительной степени в истории и распространился на политологию и международные отношения. Дарнтон назвал работу Хармера, Келлера и других явной попыткой «увести» исследование американо-латиноамериканских отношений от прежнего акцента на разработке политики США. Эти изменения также отразили современные сдвиги в международных отношениях в Северной и Южной Америке, а именно рост «постгегемонистских» группировок и значимость Китая как внешнего экономического варианта для многих стран Южной Америки.

Создание и функционирование НАФТА

Североамерика́нское соглаше́ние о свобо́дной торго́вле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 года и вступило в силу 1 января 1994 года]. Оно заменило Канадско-американское соглашение о свободной торговле.

В январе 2017 года Дональд Трамп, сразу же после вступления в должность президента США, выразил стремление заменить НАФТА новым, более совершенным, по его мнению, соглашением и начал переговоры с Канадой и Мексикой. В сентябре 2018 года США, Мексика и Канада достигли соглашения заменить НАФТА соглашением USMCA (United States—Mexico—Canada Agreement); все три страны ратифицировали его к марту 2020 года. НАФТА оставалось в силе до имплементации USMCA. Последнее вступило в силу 1 июля 2020 года.

Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой.

В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА:

— устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

— привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

— создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.

Проблема сотрудничества России и Латинской Америки

В условиях пандемии, прежде всего, наблюдается спад мировой и нашей, отечественной экономики. И один из путей её подъема, обеспечения успешного функционирования российских предприятий – наращивание объёмов производства и экспорта несырьевой и неэнергетической продукции и российских технологий. Весьма перспективным потребителем российских передовых технологий и высокотехнологичных товаров являются страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). В этом регионе российские товары ждут, отношение к нашей стране в целом хорошее, у нас нет острых противоречий, территориальных споров, не было ни войн, ни конфликтов. По целому ряду сложных вопросов международной политики мы можем рассчитывать на поддержку именно латиноамериканских государств. Регион удален от нас территориально, но близок по духу. Океан нас разделяет, но он же и соединяет: все страны ЛАКБ, кроме Боливии и Парагвая, имеют выход к морю (т.е. им нужны порты и современные суда). Напомню, что регион ЛАКБ – 33 страны (или 32 без «свободно присоединившейся к США» Пуэрто-Рико) с населением около 600 миллионов человек. Латиноамериканский регион богат полезными ископаемыми, энергоносителями, редкоземельными металлами, лесами, сельхозугодьями, водными ресурсами. Однако товарооборот России с ЛАКБ по сравнению с рядом других стран практически ничтожен и никак не может нас удовлетворить. По данным на 2019 год, в самый канун пандемии COVID-19, наш товарооборот с ЛАКБ был в 61 раз меньше, чем у США, в 24 раза меньше, чем у Китая и в 17 раз меньше, чем у Евросоюза. Если говорить конкретно, то российский товарооборот с ЛАКБ составлял в 2019 году 14,4 миллиарда долларов (8,1 миллиарда долларов импорт и 6,3 миллиарда долларов экспорт). Доля стран ЛАКБ в объеме внешней торговли России составляет 2,2%, в экспорте – 1,5%, в импорте – 3,5%...

очти 44% российского экспорта в ЛАКБ составляет продукция химической промышленности, 26,6% - минеральные продукты, 19,2% - металлы, 4,9% - машины и оборудование, 3,1% - продовольствие и сельскохозяйственное сырье, 2,1% приходится на древесину и целлюлозно-бумажные изделия. Теперь о том, что мы получаем из ЛАКБ. Основные товары российского импорта: бананы, соевые бобы, мясо КРС, рыба замороженная, свинина, лекарственные средства, табачное сырье, автомобили легковые (2,4%), кофе, какао и шоколад…

Номенклатура продукции и технологий, востребованных в странах Латинской Америки, широка: энергетическое оборудование и технологии, машинно-техническая продукция, в т.ч. сельхозмашины и трактора, технологии пожаротушения в том числе самолёты Бе-200, катера, пассажирские среднемагистральные самолёты SJJ-100 и МС-21, удобрения и сельхозхимия, IT-технологии и мобильная связь, медицинское оборудование. Важное направление – продукция для силовых структур, включая полицейскую технику и амуницию.

АСЕАН: создание, институцализация, система взаимоотношений, основные направления деятельности

АСЕАН предшествовала организация под названием Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — ASA, альянс, состоящий из Филиппин, Малайзии и Таиланда, который был сформирован в 1961 году. Сам блок, однако, был создан 8 августа 1967 года, когда министры иностранных дел из пяти стран — Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда — встретились в здании таиландского департамента иностранных дел в Бангкоке и подписали Декларацию АСЕАН (более известная как «Бангкокская декларация»). Пять министров иностранных дел — Адам Малик из Индонезии, Нарцисо Рамос из Филиппин, Абдул Разак из Малайзии, С. Раджаратнам из Сингапура и Танат Кхоман из Таиланда — считаются отцами-основателями организации[4].

Среди мотивов создания АСЕАН были: желание правящей элиты её членов сосредоточиться на государственном строительстве, общий страх перед коммунизмом, недоверие к ведущим иностранным державам в 1960-х и стремление к экономическому развитию.

7 января 1984 года Бруней-Даруссалам стал шестым членом блока, спустя всего 6 дней после обретения независимости 1 января

Мы видим высокую степень институционализации в АСЕАН, несмотря на то, что сама АСЕАН всегда считалась во многом неформальной организацией. В данном случае, институционализация проявляется в определении целей, установлении акторов, которые смогут привнести вклад в достижение этих целей и определении процедур по достижению этих целей.

Важно помнить, что мультикультурализм - это одна из главных характеристик региона ЮВА. Тем не менее, в рамках АСЕАН то, что называется формированием идентичности сверху вниз, представляет собой определенный риск для АСЕАН в целом. Не исключается несовпадение взглядов элит и общества на сам процесс интеграции в рамках АСЕАН и на его результаты. Общество, построенное исключительно на удовлетворении стремлений элит может оказаться неустойчивым и хрупким.

Институциональное развитие и функционирование АТЭС

Институциональная структура Форума носит децентрализованный характер. Условно выделяют два уровня: политический и рабочий.

Политический уровень институциональной структуры АТЭС включает: Встречи лидеров; Встречи министров иностранных дел; Встречи отраслевых министров; Встречи старших должностных лиц; Деловой консультативный совет АТЭС. Главная функция органов политического уровня - принятие политических решений по отдельным вопросам деятельности Форума.

Рабочий уровень - Комитет по торговле и инвестициям; Комитет по бюджету и управлению; Экономический комитет; Комитет по ЭКОТЕК, а также многочисленные подкомитеты/группы экспертов, диалоговые механизмы по отдельным отраслям промышленности, специальные группы, рабочие группы. Деятельность перечисленных органов призвана вести реальную работу по отдельным направлениям на основе утвержденных рабочих программ.

Высшим органом являются саммиты глав государств, которые проводятся ежегодно в формате неформальных встреч, начиная с 1993 г. В рамках встреч принимаются основные политические решения.

Финансирование АТЭС ведется за счет взносов стран-участниц и средств, выделяемых как правительствами, так и частными компаниями. Главный источник

- взносы, которые осуществляют участвующие экономики в совокупном объеме в 3,3 млн долл. ежегодно (эта сумма предоставляется с 1999 г.), с 2009 г. объем взносов был расширен до 5 млн долл. в общей сумме2. Эти средства предназначены для финансирования Секретариата и инвестиционных проектов в рамках ЭКОТЕК. Другим источником финансирования являются средства, выделяемые Японией в рамках нескольких фондов в объеме от 1,6 млн до 4,6 млн долл. на проекты по торговой и инвестиционной либерализации и содействия торговле.

Россия в системе деятельности АСЕАН и АТЭС

Интересы России непосредственно связаны с глобализацией мировой экономики, развитием региональной и субрегиональной интеграции. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становясь все более значимым фактором безопасности. Участие в таких структурах способствует вовлечению России в разработку основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы.

Следует заметить, что развитие партнерских отношений с АСЕАН полностью отвечает концепции внешней политики нашего государства в АТР. Эти отношения позволят создать благоприятные условия для модернизации России, укрепят дружественные отношения со странами региона и обеспечат активное участие России в делах региона и его интеграционных процессах.

Помимо этого, общими направлениями пересечения интересов и России и АСЕАН в АТЭС представляются новые вызовы в области безопасности, терроризм, трансграничная преступность, морское пиратство, наркоторговля, и совместные усилия по преодолению последствий стихийных бедствий. Наличие столь серьёзных общих проблем позволяет сделать вывод не только о возможности и желательности сотрудничества РФ и АСЕАН, но и о его необходимости для всех участвующих сторон, какими бы ни были характер и динамика их внутреннего развития.