Исполнительная власть, ее соотношение с государственным управлением
Исполнительные органы государственного управления
Понятие исполнительных органов государственного управления Определение 1 Исполнительный орган государственного управления – это учреждение, образованное государством, которое обладает определенной самостоятельностью, организационной структурой, а также наделено властными полномочиями, имеющими властно-распорядительный характер, которые действуют в рамках отведенной территории.
Органы исполнительной власти в сфере государственного управления обладают определенными признаками: относятся к государственным учреждениям; входят в систему государственного аппарата (наряду с законодательными органами и судебными); наделяются властными полномочиями; решают задачи, поставленные государством; имеют необходимую для осуществления их деятельности компетенцию; их деятельность отличается исполнительно-распорядительным подзаконным характером; осуществление деятельности организованным коллективом людей (государственными служащими); управленческая деятельность реализуется ими, основываясь на предметной специализации; деятельность осуществляется в разных формах (правотворческой, правоприменительной, договорной); имеют широкий арсенал способов и средств по осуществлению своей деятельности; исходят из своей внутренней организации, структуры; имеют административную правосубъектность; действуют в рамках отведенной законом территории; подотчетны и подконтрольны органам представительной власти и вышестоящим органам по конкретным вопросам.
Система исполнительных органов государственного управления Система органов исполнительной власти в сфере государственного управления является весьма многогранной. Существует множество структур и учреждений, осуществляющих деятельность по управлению государством.
Замечание 1 Прежде всего, стоит отметить, что все исполнительные органы управления делятся в зависимости от уровня, на котором они осуществляют управление на федеральные органы и органы власти субъектов России. Федеральные исполнительные органы государственного управления: Правительство России – это самый вышестоящий орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на разработку и представление проекта федерального бюджета, обеспечение проведения кредитной, финансовой политики, управление собственностью федерации и др. Федеральные министерства – это органы управления отдельными сферами общественной жизни, например, обороной, здравоохранением, образованием, иностранными делами, и пр.
Главными в министерствах являются министры, которые их возглавляют. Федеральные службы – это исполнительные органы государственного управления, деятельность которых связана с контролем и надзором за тем, чтобы исполнялись правовые нормы в определенных сферах, например, в военно-технической, в здравоохранении, образовании, природопользовании. Федеральные агентства – это еще один вид органов исполнительной власти по государственному управлению, деятельность которого связана с оказанием государственных услуг, правоприменением и управлением имуществом. Исполнительные органы государственного управления субъектов РФ. На уровне субъектов также действуют свои исполнительные органы в сфере управления, которые подконтрольны вышестоящим федеральным органам. Закон относит к ним: глав субъектов РФ (президентов республик, губернаторов, глав администраций, мэров городов); правительства республик, краев, областей и городов федерального значения); мэрии и администрации (в тех субъектах, которые не являются республиками); министерства в республиках; государственные комитеты в республиках; управления, департаменты, отделы, комитеты (все подразделения исполнительных органов государственного управления в субъектах РФ).
Общая характеристика правовых отношений, возникающих в системе органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти, являясь одним из ключевых элементов системы государственного управления обществом, является местом сосредоточения множества правовых отношений, возникающих как между субъектами внутри системы исполнительной власти, так и существующих вовне. Такие правовые отношения, существующие в органах исполнительной власти в отечественной юридической науке и правоприменении получили название административно-правовых отношений, которые, в наиболее общем виде могут быть определены следующим образом: Определение 1 Административно-правовые отношения – совокупность существующих внутри системы органов исполнительной власти общественных отношений, урегулированных нормами действующего административного права. Стороны рассматриваемых правовых отношений выступают внутри них как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, установленных и обеспеченных нормами административного права. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Одной из особенностей рассматриваемых правовых отношений выступает яркая выраженность государственно-властного интереса, поскольку преимущественно в них реализуются цели, функции и задачи государства. Так, эволюция, то есть возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений всегда связано с организацией и функционированием органов исполнительной власти, в порядке и на условиях установленных действующими законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы административного права. Структура правовых отношений в органах исполнительной власти Существующие в сфере исполнительной власти общественные отношения, будучи одной из разновидностей правоотношений в целом, имеет присущую им структуру, то есть обладающую признаками системности совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: Участники правоотношения – субъект и объект государственно-властного управления (стороны); Субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений; Система юридических методов поощрения, стимулирования и мер ответственности участников правоотношений; Юридические факты, выступающие необходимой основой для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений в органах исполнительной власти.
Рассмотрим подробнее каждый из вышеназванных элементов структуры административно-правового отношения: Субъект управления, как участник административно-властного правоотношения, представляет собой сторону общественного отношения, наделенную определенными государственно-властными полномочиями для целей осуществления управленческих функций. Объект управления – второй участник административно-властного правоотношения, в качестве которого выступают физические и юридические лица, также наделяемые нормами действующего административного права правами и обязанностями в области исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.
Замечание 1 Содержание любого правового отношения в органах исполнительной власти, как материального, так и процессуального характеризуется как определенная, находящаяся в системе, связь субъективных прав и юридических обязанностей всех его участников. В свою очередь, объем обязанностей и правомочий сторон, упомянутые выше, их взаимные права и обязанности, а также виды и размер юридической ответственности за их ненадлежащее исполнение, а равно неисполнение или нарушение прав другой стороны устанавливаются нормами действующего административного права. Внутри возникающих и существующих в органах исполнительной власти правовых отношений предполагается соответствие поведения его участников существующим в нормах административного права требованиям. Иными словами, правильным считается только поведение не противоречащее административно-правовым предписаниям, оно подлежит положительной оценке со стороны общества и органов государственной власти, а в отдельных случаях заслуживает поощрения с их стороны.
Место прокуратуры в системе органов государственной власти
Развитие правового и демократического государства невозможно без функционирования правоохранительных органов. Необходимая защита правового пространства обеспечивается функциями государства как правового образования, вытекает из норм Конституции РФ о необходимости исполнения законов. В России данная функция традиционно возложена на прокуратуру.
Определение 1 Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ. Прокуратура осуществляет деятельность в сфере надзора за реализацией норм действующего законодательства, соблюдением норм Конституции РФ и нормативно-правовых актов, которые регулируют различные сферы общественных отношений. Надзор прокуратуры весьма широк: это и жилищные отношения, и отношения в сфере здравоохранения, надзор за правоохранительными органами, системой образования и так далее. Прокурор не только осуществляет надзор за соблюдением норм законодательства, но и выступает в качестве обвинителя в уголовном процессе, участвует в арбитражном и гражданском процессе.
Замечание 1 Тем самым прокуратура реализует одну из важнейших задач, возложенную на государственную власть, - правоохранительную. Конституция РФ прямо предусмотрела, что ее нормы обладают высшей юридической силой, и все субъекты должны соблюдать ее, а также иные законы РФ. При этом прокуратура не относится к системе судебной власти и не является ее элементом, не отправляет правосудие, так как данные полномочия принадлежат исключительно суду. В то же время прокуратура не является органом исполнительной власти, реализуя несколько иные функции. Отличительные черты прокуратуры РФ Прокуратура также не относится к органам законодательной власти, так как не наделена правотворческими функциями. Некоторые полагая, что прокуратура имеет отношение к администрации Президента РФ, так как осуществляет надзор от имени Президента РФ, выступая в качестве орудия президентской власти по обеспечению законности и правопорядка в обществе. С одной стороны, учитывая особенности назначения на должность Генерального прокурора РФ, с данным утверждением можно согласиться. С другой стороны, если рассматривать правовое положение данных субъектов, можно выявить некоторые несовпадения:
Во-первых, они касаются полномочий Президента, который реализует широкий набор функций, и прокуратуры, основной целью деятельности которой является обеспечение правопорядка на территории России. Во-вторых, несмотря на то, что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, вопросами назначения и освобождения его от должности ведает Совет Федерации РФ. Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти. Она осуществляет самостоятельное направление деятельности, а именно надзор за соблюдением законности и правопорядка как обществом в целом, так и отдельной личностью. При этом прокуратура обладает независимостью от иных органов власти, политических и общественных объединений. Необходимо также различать прокурорский надзор и государственный контроль.
Так, последний предусматривает проведение проверок в отношении юридических лиц или частных предпринимателей по соблюдении ими норм действующего законодательства. Кроме того, прокуроры не осуществляют распорядительную деятельность, не могут отменить какой-либо нормативно-правовой акт самостоятельно, определить целесообразность расстановок сил и средств и так далее. Кроме того, функции органов исполнительной власти разделены между друг другом, в тоже время прокуратура выполняет свои функции как единый орган, осуществляя всеобъемлющий надзор.
Административный надзор органов исполнительной власти
Главную роль в достижении целей, установленных пред субъектами государственной исполнительной власти, играет контроль за процессами соблюдения правовых общепризнанных мерок, т. е. государственный надзор. Стоит отметить, что контроль — является принадлежностью системы управления, то есть представляет его важные функций. Такого рода контроль соединяет в себя надзор за государственной законностью, а также оценку с позиций правовых, научных, общественно-политических, организационно-технических норм. Производить контрольные и надзорные функции за исполнительной властью довольно сложно. Здесь необходимо учитывать все тонкости, которые могут произойти в процессе обеспечения этого процесса. Исполнительная власть отвечает за осуществление контроля над государственными учреждениями, которые отвечают за проведением контроля над общественными структурами и отдельными гражданами, проживающими на одной территории. Стоит отметить, что любые изменения в правовых отношениях будут подвергаться грамотному контролю со стороны органов, наделенных возможностями исполнительной власти.
Замечание 1 С целью уменьшения критерий уменьшения муниципального и федерального вмешательства в активность конкретных организаций, в жизнь людей, в процессы перехода к правовому государству, роль наблюдения заметным образом возрастает при помощи сужения размеров контролирования. Основные задачи исполнительной власти На сегодняшний день почти во всех ведомствах имеется специальные контролирующие и надзорные службы, большая часть именуются федеральными и муниципальными инспекциями. Стоит отметить, что некоторые носят наименования регистров, служб и управлений. В их количестве: муниципальная ветеринарная, автомобильная инспекция, торговая инспекция, охотничья инспекции. А также основное управление муниципального энергетического наблюдения Министерства и основное управление охраны МВД Российской Федерации. Стоит отметить, что специальные надзорные ведомства, которые подчинены Правительству Российской Федерации, а также ведомственные службы, наделенные центральным федеральными органами, у которых имеется своя собственная зона ответственности.
Основными задачами, которые отвечают за административное наблюдение состоят из следующих позиций: сохранность людей, сообщества и страны в целом; свойство продукции и конкретных услуг. Важно сказать и о том, что на сегодняшний день существует довольно большое количество государственных структур, которые занимаются процессами административного надзора. Как правило, среди них имеются и специализированные ведомства, следующего характера: Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности, Государственная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.
Замечание 2 Все вышеперечисленные структуру занимают важное и ценное значение для существования и грамотного функционирования государства в целом. Кроме того, все структуры занимаются выполнением важных функций, в том числе обеспечение контрольных и надзорных функций для полноценного существования общества в целом и каждого гражданина в отдельности.