Использование комплексов упражнений для развития скоростно-силовых способностей волейболистов среднего школьного возраст
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: современный волейбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к физической подготовке волейболистов, начиная с юного возраста, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических способностей.
Волейбол – ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер [6, С. 118].
Большинство технических приемов в волейболе (перемещения, подачи, прыжки, атаки, блокирование) требуют проявления «взрывной» и «быстрой силы» (виды скоростно-силовых способностей).
Поэтому физическая подготовка волейболистов должна носить комплексный характер, но развитие скоростно-силовых способностей должно быть в приоритете [2].
Средний школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека.
Известно, что данный возраст характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических способностей, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость. В специальной литературе так же высказывается мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных условий для развития определенных физических качеств и координационных способностей в физическом потенциале ребенка [9, С. 177].
Данные научно-методической литературы и спортивная практика показывают, что развитие скоростно-силовых способностей в зрелые годы – сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки [9, С. 154].
В результате теоретического анализа проблемы исследования мы обнаружили следующее противоречие: оно заключается в том, что требования к развитию скоростно-силовых способностей волейболистов повышаются, но в теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку.
Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности, прыгучесть - и предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств начинающих волейболистов.
В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать тренировочную программу, рассчитанную на интенсивное развитие скоростно-силовых способностей волейболистов.
II. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наша тренировочная программа основывалась на применении комплексов упражнений, специально направленных на развитие скоростно-силовых способностей.
- Комплекс скоростно-силовых упражнений в подготовительной части
«беговая дорожка» № 1[11]
Комплексы упражнений в основной части
- Комплекс упражнений, направленных на развитие скоростных способностей в основной части занятий № 2 [9].
- Комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей в форме круговой тренировки № 3[11].
- Комплекс упражнений на развитие «взрывной силы ног» с использованием гимнастических матов и скамеек № 4 [11].
- Комплекс упражнений на развитие силовых способностей № 5 [10].
- Комплекс упражнений на развитие силовых способностей с использованием набивных мячей №6[3].
Использовались следующие методы: равномерный, повторный, ударный, переменный и интервальный, игровой, соревновательный [1], круговой тренировки [4].
Чтобы проверить эффективность применения комплексов упражнений, в процессе спортивно-тренировочного занятия, проводился педагогический эксперимент на базе на базе Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждение «Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат».
В исследовании приняли участие учащиеся данной школы 13-15 лет (юноши 7-9 классы) из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы, по 10 человек в каждой.
Контрольная группа занималась по тренировочному плану, соответствующему Федеральному стандарту по данному виду спорта (Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский, А. В. Чачин [5]), по методическим рекомендациям подготовенными (Клещевым Ю. Ю. – тренером молодежной сборной России и кандидатом педагогических наук Фоминым Е. В).
Экспериментальная группа занималась волейболом по экспериментальной методике, основанной на применении комплексов упражнений, специально направленных на развитие скоростно-силовых способностей.
Методика основывалась на работах известных специалистов в волейболе (Суханов А. В, Фомин Е. В, Фурманов А. Г) [8, 10,11].
Принцип планирования и реализации экспериментальной программы для волейболистов 13-15 лет заключался в приоритетности развития таких физических способностей, как скоростно-силовые, за счет увеличения тренировочного времени на развитие физических способностей - 60% и сокращение времени на изучение и совершенствование технико-тактических действий - 40%, в отличие от традиционной методики подготовки волейболистов среднего школьного возраста с распределением тренировочного времени (50x50%), где половина времени выделяется на обучение технике и тактике волейбола, другая направлена на развитие на развитие физических способностей.
Объем средств физической подготовки в экспериментальной методике увеличился за счет комплексов физических упражнений, специально направленных на развитие скоростно-силовых способностей.
На первых занятиях с контрольной и экспериментальной группами было проведено тестирование в целях выявления уровня развития скоростно-силовых способностей, выполнены упражнения: «Бег 30 м с высокого старта», «Становая динамометрия», «Бег 92 м с изменением направления», «Прыжок в длину с места», «Прыжок вверх с места толчком двух ног», «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами», «Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь» [3].
По окончании курса было проведено повторное тестирование с использованием тех же тестов. Результаты начального и конечного тестирования были зафиксированы в протоколах и в дальнейшем обработаны с помощью методов математического анализа.
III. Результаты ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
В начале исследования, контрольная и экспериментальная группы были однородны по своим признакам, различие средних результатов тестирования по всем показателям недостоверны.
Результаты показателей развития скоростно-силовых способностей волейболистов в контрольной группе на конец эксперимента улучшились, но незначительно и носят недостоверный характер по всем исследуемым показателям.
Сравнительный анализ результатов развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе на конец эксперимента представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента (n=10)
Тесты |
Группа |
Статистические показатели |
|||
|
|
М |
m |
Т |
Р |
«Бег 30 м с высокого старта» (сек). |
До эксперимента |
4,67 |
0,043 |
3,11 |
Р < 0,05 |
После эксперимента |
4,25 |
0,129 |
|||
«Становая динамометрия» (кг). |
До эксперимента |
79,5 |
1,623 |
4,241
|
Р < 0,05
|
После эксперимента |
87,3 |
0,865 |
|||
«Бег 92 м с изменением направления» (сек). |
До эксперимента |
26,9 |
0,043 |
11,29
|
Р < 0,05
|
После эксперимента |
26,03 |
0,064 |
|||
«Прыжок в длину с места» (см). |
До эксперимента |
222,8 |
2,164 |
3,315
|
Р < 0,05
|
После эксперимента |
233,2 |
2,272 |
|||
«Прыжок вверх с места толчком двух ног» (см). |
До эксперимента |
51,9 |
0,649 |
6,937 |
Р < 0,05 |
После эксперимента |
61,3 |
1,190 |
|||
«Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» (см). |
До эксперимента |
59.9 |
0,324 |
6,455
|
Р < 0,05
|
После эксперимента |
69,9 |
1,515 |
|||
«Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь» (м). |
До эксперимента |
8,47 |
0,140 |
13,69 |
Р < 0,05
|
После эксперимента |
11,4 |
0,162 |
Из таблицы 1 видно, что изменения показателей скоростно-силовых способностей существенны и достоверны (p<0,05). Результаты экспериментальной группы показали, что произошел достоверный прирост показателей скоростно-силовых способностей: «Бег 30 м. с высокого старта» - на 8,99%, «Становая динамометрия» - на 9,81%, «Бег 92 м с изменением направлния» - на 3,234%, «Прыжок в длину с места» - на 4,66%, «Прыжок вверх с места толчком двух ног» - на 18,11%, «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» - на 16,69%, «Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь» - на 34,5%.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых способностей в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента (n=10)
Тесты |
Группа |
Статистические показатели |
|||
|
|
М |
m |
Т |
Р |
«Бег 30 м с высокого старта». |
Контрольная группа |
4,46 |
0,043 |
3,453
|
Р < 0,05
|
Экспериментальная группа |
4,25 |
0,043 |
|||
«Становая динамометрия» |
Контрольная группа |
81,6 |
0,432 |
5,895
|
Р < 0,05
|
Экспериментальная группа |
87,3 |
0,865 |
|||
«Бег 92 м с изменением направления». |
Контрольная группа |
26,5 |
0,086 |
4,392
|
Р < 0,05
|
Экспериментальная группа |
26,03 |
0,064 |
|||
«Прыжок в длину с места» |
Контрольная группа |
226 |
2,056 |
2,349
|
Р < 0,05
|
Экспериментальная группа |
233,2 |
2,272 |
|||
«Прыжок вверх с места толчком двух ног». |
Контрольная группа |
56,0 |
0,649 |
3,910
|
Р < 0,05
|
Экспериментальная группа |
61,3 |
1,190 |
|||
«Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами». |
Контрольная группа |
63,3 |
0,865 |
3,784
|
Р < 0,05
|
Экспериментальная группа |
69,9 |
1,515 |
|||
«Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь». |
Контрольная группа |
9,76 |
0,104 |
8,541
|
Р < 0,05
|
Экспериментальная группа |
11,4 |
0,162 |
Как видно из таблицы 2, результаты всех тестов контрольной и экспериментальной группах за период эксперимента существенны и достоверны в экспериментальной группе, при (р < 0,05).
1. Результаты теста «Бег 30 м с высокого старта» в экспериментальной группе выросли на 4,29% больше, чем в контрольной.
2. Результаты теста «Становая динамометрия» в экспериментальной группе выросли на 1,3% больше, чем в контрольной.
3. Результаты теста «Бег 92 м с изменением направления» в экспериментальной группе выросли на 1,083% больше, чем в контрольной.
4. Результаты теста «Прыжок в длину с места» в экспериментальной группе выросли на 4,12% больше, чем в контрольной.
5. Результаты теста «Прыжок вверх с места толчком двух ног» в экспериментальной группе выросли на 12,25% больше, чем в контрольной.
6. Результаты теста «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» в экспериментальной группе выросли на 9,22% больше, чем в контрольной.
7. Результаты теста «Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь» 19,68% больше, чем в контрольной.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного анализа полученных результатов можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая гипотеза получила в педагогическом эксперименте свое полное подтверждение.
Методика, включающая в себя комплексы упражнений, специально направленных на развитие скоростно-силовых способностей занимающихся в секции волейбола, показала свою эффективность.
Изменения результатов исходного и итогового тестирования показали, что испытуемые экспериментальной группы превзошли своих оппонентов из контрольной группы по всем показателям.