Использование комплексов упражнений для развития скоростно-силовых способностей волейболистов среднего школьного возраст

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: современный волейбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к физической подготовке волейболистов, начиная с юного возраста, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических способностей.

Волейбол – ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер [6, С. 118].

Большинство технических приемов в волейболе (перемещения, подачи, прыжки, атаки, блокирование) требуют проявления «взрывной» и «быстрой силы» (виды скоростно-силовых способностей).

Поэтому физическая подготовка волейболистов должна носить комплексный характер, но развитие скоростно-силовых способностей должно быть в приоритете [2].

Средний школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека.

Известно, что данный возраст характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических способностей, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость. В специальной литературе так же высказывается мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных условий для развития определенных физических качеств и координационных способностей в физическом потенциале ребенка [9, С. 177].

Данные научно-методической литературы и спортивная практика показывают, что развитие скоростно-силовых способностей в зрелые годы – сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки [9, С. 154].

В результате теоретического анализа проблемы исследования мы обнаружили следующее противоречие: оно заключается в том, что требования к развитию скоростно-силовых способностей волейболистов повышаются, но в теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку.

Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности, прыгучесть - и предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств начинающих волейболистов.

В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать тренировочную программу, рассчитанную на интенсивное развитие скоростно-силовых способностей волейболистов.

II. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наша тренировочная программа основывалась на применении комплексов упражнений, специально направленных на развитие скоростно-силовых способностей.

- Комплекс скоростно-силовых упражнений в подготовительной части

«беговая дорожка» № 1[11]

Комплексы упражнений в основной части

- Комплекс упражнений, направленных на развитие скоростных способностей в основной части занятий № 2 [9].

- Комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей в форме круговой тренировки № 3[11].

- Комплекс упражнений на развитие «взрывной силы ног» с использованием гимнастических матов и скамеек № 4 [11].

- Комплекс упражнений на развитие силовых способностей № 5 [10].

- Комплекс упражнений на развитие силовых способностей с использованием набивных мячей №6[3].

Использовались следующие методы: равномерный, повторный, ударный, переменный и интервальный, игровой, соревновательный [1], круговой тренировки [4].

Чтобы проверить эффективность применения комплексов упражнений, в процессе спортивно-тренировочного занятия, проводился педагогический эксперимент на базе на базе Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждение «Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат».

В исследовании приняли участие учащиеся данной школы 13-15 лет (юноши 7-9 классы) из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы, по 10 человек в каждой.

Контрольная группа занималась по тренировочному плану, соответствующему Федеральному стандарту по данному виду спорта (Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский, А. В. Чачин [5]), по методическим рекомендациям подготовенными (Клещевым Ю. Ю. – тренером молодежной сборной России и кандидатом педагогических наук Фоминым Е. В).

Экспериментальная группа занималась волейболом по экспериментальной методике, основанной на применении комплексов упражнений, специально направленных на развитие скоростно-силовых способностей.

Методика основывалась на работах известных специалистов в волейболе (Суханов А. В, Фомин Е. В, Фурманов А. Г) [8, 10,11].

Принцип планирования и реализации экспериментальной программы для волейболистов 13-15 лет заключался в приоритетности развития таких физических способностей, как скоростно-силовые, за счет увеличения тренировочного времени на развитие физических способностей - 60% и сокращение времени на изучение и совершенствование технико-тактических действий - 40%, в отличие от традиционной методики подготовки волейболистов среднего школьного возраста с распределением тренировочного времени (50x50%), где половина времени выделяется на обучение технике и тактике волейбола, другая направлена на развитие на развитие физических способностей.

Объем средств физической подготовки в экспериментальной методике увеличился за счет комплексов физических упражнений, специально направленных на развитие скоростно-силовых способностей.

На первых занятиях с контрольной и эксперимен­тальной группами было проведено тестирование в целях выявления уровня развития скоростно-силовых способно­стей, выполнены упражнения: «Бег 30 м с высокого старта», «Становая динамометрия», «Бег 92 м с изменением направления», «Прыжок в длину с места», «Прыжок вверх с места толчком двух ног», «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами», «Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь» [3].

По окончании курса было проведено повторное тестирование с использованием тех же тестов. Результаты начального и конечного тестирования были зафиксированы в протоколах и в дальнейшем обработаны с помощью методов математического анализа.

III. Результаты ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В начале исследования, контрольная и экспериментальная группы были однородны по своим признакам, различие средних результатов тестирования по всем показателям недостоверны.

Результаты показателей развития скоростно-силовых способностей волейболистов в контрольной группе на конец эксперимента улучшились, но незначительно и носят недостоверный характер по всем исследуемым показателям.

Сравнительный анализ результатов развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе на конец эксперимента представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента (n=10)

Тесты

Группа

Статистические показатели

М

m

Т

Р

«Бег 30 м с высокого старта» (сек).

До эксперимента

4,67

0,043

3,11

Р < 0,05

После эксперимента

4,25

0,129

«Становая динамометрия» (кг).

До эксперимента

79,5

1,623

4,241

Р < 0,05

После эксперимента

87,3

0,865

«Бег 92 м с изменением направления» (сек).

До эксперимента

26,9

0,043

11,29

Р < 0,05

После эксперимента

26,03

0,064

«Прыжок в длину с места» (см).

До эксперимента

222,8

2,164

3,315

Р < 0,05

После эксперимента

233,2

2,272

«Прыжок вверх с места толчком двух ног» (см).

До эксперимента

51,9

0,649

6,937

Р < 0,05

После эксперимента

61,3

1,190

«Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» (см).

До эксперимента

59.9

0,324

6,455

Р < 0,05

После эксперимента

69,9

1,515

«Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь» (м).

До эксперимента

8,47

0,140

13,69

Р < 0,05

После эксперимента

11,4

0,162

Из таблицы 1 видно, что изменения показателей скоростно-силовых способностей существенны и достоверны (p<0,05). Результаты экспериментальной группы показали, что произошел достоверный прирост показателей скоростно-силовых способностей: «Бег 30 м. с высокого старта» - на 8,99%, «Становая динамометрия» - на 9,81%, «Бег 92 м с изменением направлния» - на 3,234%, «Прыжок в длину с места» - на 4,66%, «Прыжок вверх с места толчком двух ног» - на 18,11%, «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» - на 16,69%, «Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь» - на 34,5%.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых способностей в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента (n=10)

Тесты

Группа

Статистические показатели

М

m

Т

Р

«Бег 30 м с высокого старта».

Контрольная группа

4,46

0,043

3,453

Р < 0,05

Экспериментальная группа

4,25

0,043

«Становая динамометрия»

Контрольная группа

81,6

0,432

5,895

Р < 0,05

Экспериментальная группа

87,3

0,865

«Бег 92 м с изменением направления».

Контрольная группа

26,5

0,086

4,392

Р < 0,05

Экспериментальная группа

26,03

0,064

«Прыжок в длину с места»

Контрольная группа

226

2,056

2,349

Р < 0,05

Экспериментальная группа

233,2

2,272

«Прыжок вверх с места толчком двух ног».

Контрольная группа

56,0

0,649

3,910

Р < 0,05

Экспериментальная группа

61,3

1,190

«Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами».

Контрольная группа

63,3

0,865

3,784

Р < 0,05

Экспериментальная группа

69,9

1,515

«Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь».

Контрольная группа

9,76

0,104

8,541

Р < 0,05

Экспериментальная группа

11,4

0,162

Как видно из таблицы 2, результаты всех тестов контрольной и экспериментальной группах за период эксперимента существенны и достоверны в экспериментальной группе, при (р < 0,05).

1. Результаты теста «Бег 30 м с высокого старта» в экспериментальной группе выросли на 4,29% больше, чем в контрольной.

2. Результаты теста «Становая динамометрия» в экспериментальной группе выросли на 1,3% больше, чем в контрольной.

3. Результаты теста «Бег 92 м с изменением направления» в экспериментальной группе выросли на 1,083% больше, чем в контрольной.

4. Результаты теста «Прыжок в длину с места» в экспериментальной группе выросли на 4,12% больше, чем в контрольной.

5. Результаты теста «Прыжок вверх с места толчком двух ног» в экспериментальной группе выросли на 12,25% больше, чем в контрольной.

6. Результаты теста «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» в экспериментальной группе выросли на 9,22% больше, чем в контрольной.

7. Результаты теста «Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь» 19,68% больше, чем в контрольной.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного анализа полученных результатов можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая гипотеза получила в педагогическом эксперименте свое полное подтверждение.

Методика, включающая в себя комплексы упражнений, специально направленных на развитие скоростно-силовых способностей занимающихся в секции волейбола, показала свою эффективность.

Изменения результатов исходного и итогового тестирования показали, что испытуемые экспериментальной группы превзошли своих оппонентов из контрольной группы по всем показателям.