История становления коучинга в России и зарубежом

Как наука и искусство, само понятие Коучинг пришло в бизнес из спорта, где coaching означает «тренировать, учить, наставлять».

Сорок лет назад Тимоти Гэллвей, профессор Гарвардского университета, а также большой знаток тенниса и гольфа, написал книгу «Внутренняя игра в теннис», за которой последовала «Внутренняя игра в гольф». В этих книгах он пересмотрел традиционное представление о коучинге, который прежде рассматривался только как передача тренером технических навыков игроку.

Тимоти Гэллвей начал проповедовать мысль о том, что победа в спорте определяется внутренним состоянием самого спортсмена, и работа с его душевным состоянием не менее значима, чем физические тренировки. Определение «внутренний», вынесенное в названия обеих книг, указывает на то, что подразумевается не техника, а психологическое состояние игрока: «Соперник в собственной голове куда страшнее того, что находится рядом на гольф-поле».

Вдохновленный идеями Гэллвея, Джон Уитмор, всемирно-известный консультант и коуч, тоже применил этот подход к бизнесу. Именно он определил суть коучинга как «раскрытие потенциала человека для максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться».

Таким образом, принципы из спорта были перенесены в бизнес, а в дальнейшем и в личную жизнь.

«Коуч» — слово венгерского происхождения, получило распространение в Англии в ХVI веке, и означало «повозку». Во второй половине ХIХ века английские студенты называли так частных репетиторов. В начале девяностых годов ХIХ века «коуч» прочно входит в спортивную лексику как название тренера. Постепенно значение переносится на любую деятельность, связанную с консультированием.

Первые коучи в США появляются в 70-х годах. В бизнес-менеджмент термин «коучинг» был введен в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором.

Развитие коучинга разделяют на 7 этапов:

70-80-е гг. XX в. – этап «происхождения» (США)

Середина 80-е гг. XX в. – «распространение» (США)

Середина 80-е гг. XX в. – «всплеск» (Германия)

Конец 80-е гг. XX в. — «системное развитие персонала» (Германия)

Начало 90-е гг. XX в. — «дифференциация» (Европа, США)

Середина/конец 90-е гг. XX в. — «популяризация» (Европа, США)

С 2002 г. XXI в. — «углубленная профессионализация»

Итак, первый этап — «происхождение» (70-80 годы, Америка).

Первоначально в американском менеджменте коучинг означал работу руководителя со своими подчиненными, ориентированную на развитие. Каждый сотрудник должен был достигать своей профессиональной и личностной зрелости в рамках своей должности под чутким руководством своего начальника. Умело используя мотивационный компонент, руководитель способствовал успешному выполнению производственных задач и, иногда, карьерному росту самого подчиненного. Такая форма вполне соответствовала духу времени, царящему в тот период в Америке.

Второй этап — «распространение».

В середине 80-х постепенно расширяется применение коучинга в карьере молодых способных работников, теперь уже - через сопровождение их опытными менеджерами-экспертами в своей области, которые ни в коем случае не являются их прямыми руководителями. Хотя подрастающим «талантам» и уделяется много внимания, и их карьерный путь направляется в нужное русло, но это явление не перерастает в систему, а постепенно перерождается в наставничество или менторство.

Третий этап — «всплеск».

То, что началось в США на среднем уровне менеджмента, в середине 80-х перекочевало в Германию сразу на ТОП-уровень. Коучинг превратился в консультирование ТОП-менеджеров исключительно внешними коучами по специфическим темам: конфликты на топ-уровне, проблемы руководства подчиненными, вопросы стратегии. Однако затрагивались и другие темы — проблемы в супружестве или проблемы взаимоотношения с окружающими. Коуч должен был помочь осознать своему клиенту его личное мировосприятие, особенности его коммуникативного стиля, сильные и слабые стороны личности. До этого периода руководители высшего эшелона еще не получали в таком объеме прямой обратной связи, которая бы способствовала улучшению их социального влияния в бизнесе. Этот вариант коучинга с его «налетом эксклюзивности» привлекли внимание широкой общественности и в исключительно короткое время ключевые идеи коучинга становятся чрезвычайно популярны.

Это были начальные фазы развития и выражение коучинга в Германии. В США вариант внешнего психологического консультирования для ТОП-менеджеров оставался до конца 80-х почти невостребованным, но спустя несколько лет вернулся в полном объеме на «родину».

Четвертый этап — «системное развитие персонала».

Коучингом занимались не только коучи, приглашенные извне, но и внутриорганизационные отделы персонала и развития. Долгое время эти две группы находились в противостоянии, обсуждая, какие темы для руководства соответствуют стилю коучинга, а какие нет. Если коучинг проводил отдел развития, то целевой группой долгое время оставалась средняя и низшая прослойка менеджмента. Роль персонального коуча при этом отводилась непосредственному руководителю, призванному развивать своих подопечных, для чего и проводились семинары по коучингу внутри фирмы.

Наконец, в 90-х годах обе группы достигли мира и согласия и утвердили коучинг в различных вариантах и образах действия как способ развития всех уровней руководства. Для ТОП-менеджмента индивидуальный и командный коучинг стал важнейшим инструментом раскрытия личного потенциала. Постепенно определились и преимущественно систематизировались вопросы о том, какие темы должны стоять в центре внимания коучинга, в каких случаях можно использовать коучинг, и кто должен рассматриваться как коуч и как клиент.

Пятый этап — «дифференциация».

Итак, в 90-е годы коучинг достиг заслуженного успеха. Первые «битвы» за концепты, методы, темы, направления и происхождение были позади. Все больше коучинг стал применяться в различных вариантах, с новым значением, содержанием и конкретными процедурами.

Коучинг превратился в своем ключевом понятии во всеобщую глубокую, ориентированную на психологию методику консультирования. Его стали использовать как в отдельных «личных» случаях, так и в качестве формы личностной поддержки для высшего менеджмента в период изменений в организациях. Область применения и используемые методики на этом этапе стремительно разрослись.

Шестой этап — «популяризация».

После того, как коучинг был так уважаем у топ-менеджмента, после того как коучинг доказал неслучайность своего успеха и высокого статуса, после всего этого он закономерно очень быстро стал словом-контейнером, которое употреблял каждый и по любому поводу. Даже классическое организационное консультирование мутировало в коучинг. Появился «ТV-коучинг», «дансинг-коучинг», «астрологический коучинг», «инфо-коучинг» и т.д. и т.п.

Седьмой этап — «углубленная профессионализация». С 2002 года в коучинге начинают выделяться целевые группы и методически дифференцированное применение. Повышаются требования к качеству практики, начинается стандартизация в обучении коучингу, растет интенсивность исследований, организуются международные конгрессы и встречи. Создаются интернет-банки данных коучей, сообщества коучей, федерация коучинга, которые обсуждают между собой содержание, методику, стандарты и вопросы качества. Коучинг выходит на научный уровень, начинает разрабатываться собственная методология и инструментарий.

В настоящее время в коучинге условно выделяют три главных направления:

- Life-коучинг. Здесь рассматривается достижение цели в интересах человека как личности и его взаимоотношений с миром и окружением.

- Бизнес-коучинг. Это совместная работа над достижением профессиональных и личных целей клиента в контексте его бизнеса или организации. Целью в этом случае может являться как улучшение результатов и показателей бизнеса, так и самореализации человека.

- Корпоративный коучинг. Достижение поставленной цели или решение задач в интересах компании. В результате внедрения корпоративного коучинга все оказываются в выигрыше: ключевые сотрудники получают осознание перспектив, ясность направления движения, большую самостоятельность, поддержку собственной инициативы. Глава компании получает лояльных, заинтересованных, эффективных соратников. В результате внедрения корпоративного коучинга в компании возрастает прибыль. По данным Международной Федерации Коучинга, окупаемость затрат на коучинг равна 5.3 к 1.

Если говорить о коучинге в России, то особенно активно о коучинге в нашей стране заговорили после Первой международной конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году. Тогда понятие «коучинг» вызвало массу вопросов. Сейчас же система коучинга органично вписалась в рынок. Функцию контроля за чистотой профессии и развития в ней несет Международная Федерация Коучинга ICF.

И на рынке есть профессиональные коучи и провайдеры, которые обучают по международным стандартам профессии.