Изучение теоретических аспектов понятия «Социальный туризм», доступные возможности

Туризм – временные выезды граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Туризм является сложным и многоплановым понятием, достаточно не просто выделить формы и виды туризма в чистом виде, поэтому сегодня нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой согласуются.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как социальный.

Деятельность по организации социального туризма в Российской Федерации регламентируется положениями Федерального Закона РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Согласно положениям закона, «социальный туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды».

Процитированная из федерального закона формулировка – пока единственная в отношении именно социального туризма. Но до сих пор в нашей стране не разработан регламентирующий документ, который бы определял механизм получения от государства полагающееся по закону помощь из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Так же нет конкретного определения, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить финансовую поддержку от государства на эти цели.

Другими словами, социальный туризм – это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.

Главная цель социального туризма – создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.

Существует ряд определений, раскрывающих специфику оказания туристских услуг целевой аудитории (целевому рынку) социального туризма. Рассмотрим более подробно эти определения.

Социальный тур – минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

Базовый стандарт доступности социального тура – совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг. Устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Участник социального туризма – турист, являющийся потребителем социального тура.

Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 %.

Социальный туризм характеризуется:

- активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.);

- разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными ставками, субсидии, налоговые льготы и др.);

- использованием достижений в социальной сфере, повышающих уровень жизни и стандарты здравоохранения.

К основным видам социального туризма относят:

- детско-юношеский туризм (охватывает туристско-краеведческую деятельность среди детей и подростков);

- самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм – путешествия, осуществляемые туристами на свои средства, а также при поддержке государства и общественности, с использованием активных способов передвижения различной сложности;

- лечебно-оздоровительный туризм – туристские путешествия граждан остро нуждающихся в рекреации и лечении;

- экологический и культурно-познавательный туризм – туристские посещения памятников природы, истории и культуры, охраняемых природных территорий, туристских территорий, объектов природного и культурного наследия;

- семейные путешествия, туризм для молодежи и ветеранов;

- туризм для инвалидов, лиц с ограниченной дееспособностью.

Поддержка социального туризма относится к приоритетным направлениям государственного регулирования туристской деятельности. Статья 8 Федерального Закона №132 указывает на то, что отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

В связи с этим, рассмотрим особенности организации туров социальной направленности.

На рынке туристских услуг потребителям предлагается так называемый туристский продукт (турпродукт). Туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Комплексное понятие турпродукта включает услуги, необходимые для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Турпродукт имеет цену и, по сути, является товаром, имеющим потребительскую стоимость, т.е. полезность или способность удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность турпродукта определяется его ценностью для субъекта.

Формируя социально ориентированный турпродукт, туроператор должен создать такой турпродукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, то есть привлекать массового потребителя. Принцип формирования такого турпродукта практически не отличается от формирования любого другого турпродукта. Его основу составляют: выбор туристского центра, услуги по перевозке и трансферу, услуги по размещению и питанию, экскурсионному обслуживанию, - то есть, это те условия, которые туроператор должен выполнить обязательно.

В то же время в процессе подготовки тура учитывается ряд дополнительных факторов в соответствии с пожеланиями и уровнем дееспособности людей. При организации туров социальной направленности, например, для инвалидов во внимание принимаются факторы, относящиеся к их субкультуре, а именно – совокупность стереотипов поведения и ценностных ориентаций инвалидов, формы и способы их коммуникации. Важным является и степень тяжести заболевания, уровень физического состояния этих людей, что также должно учитывается и при работе с лицами пожилого возраста.

Особое внимание необходимо проявить к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, использующим различные ортопедические механизмы и технические приспособления для передвижения (кресла-коляски). Собственную специфику имеют и методы работы с инвалидами по зрению и слуху.

Таким образом, социальный туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Социальная значимость любого вида туризма проявляется в духовном и физическом развитии личности через знакомство с культурой, краеведением и оздоровительном влиянии природных факторов на организм человека. Удовлетворение потребностей человека в отдыхе, духовном развитии и восстановлении физических сил являются базовыми функциями туризма, а значит, имеют чёткую социальную направленность, поэтому к понятию «социальный», можно отнести многие виды туризма, включающие в свою сферу все социальные и возрастные группы населения. Опыт организации и проведения социальных туров необходимо распространять среди профессионалов турбизнеса, вовлекая в этот процесс как можно большее количество специалистов сферы туризма и сервисных услуг.

Состояние, темпы и тенденции развития туристской индустрии не в полной мере соответствуют формированию социального государства. Государственная политика в сфере туризма предполагает прежде всего создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать.

Социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами.

Немалую роль в развитии социального туризма сыграли и муниципальные органы власти, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан – обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.

Мировой опыт убеждает – массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Благодаря туризму повсюду в мире государства богатеют, поддерживая эту сферу законодательно выверенной политикой.

В современной России развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование, поставив во главу угла общедоступность туризма внутри страны. Социальные туры сегодня предлагаются за счет бюджетных средств для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры по направлениям культурно-исторического и водного туризма.

В настоящее время также активизировалось направление санаторно-курортного отдыха. Часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, туристские базы, детские оздоровительные лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. Лечебно-оздоровительные учреждения представлены санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными лагерями. В перспективе – создание условий для социально адаптированного пляжного отдыха, отдыха на селе и участия в экологических турах.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Отметим также, что современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения, - это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

Ранее организация туризма в условиях плановой экономики имела свои неоспоримые преимущества. Вся эта отрасль фактически имела ярко выраженную социальную ориентацию. Мероприятиями адресного туризма охватывались различные социальные, возрастные и профессиональные группы населения. Из их числа более 3/4 получали путевки за счет средств социального страхования бесплатно или по льготной цене – 30-50% от стоимости путевки. Однако в связи с этим реализация значительной части туристского продукта выходила за пределы рыночных отношений. В условиях остаточного принципа финансирования возникали трудности с восстановлением материально-технической базы, что привело к высокой степени износа основных фондов.

Среди ряда специалистов в отрасли имеет место точка зрения, что социальный туризм в России – третьеразрядный его сектор.

Растущие цены на продукты питания, транспорт, различные услуги, а также прекращение дотаций туристских учреждений и их недостаточное финансирование, скорее полное прекращение со стороны различных ведомств сделали туристские услуги недоступными для большей части населения. Внутренний туризм пришел в упадок из-за отсутствия или низкого развития туристской инфраструктуры, резко возросших цен, в особенности на транспорт, несоответствия качества ценам туристских услуг в сравнении с западными странами, плохой организацией, отсутствия условий безопасности и стабильности. Количество путешественников на внутренних маршрутах резко снизилось. Так, общее число санаториев и учреждений отдыха сократилось на 40%. Значительное сокращение в структуре средств размещения коснулось туристских баз, общее количество которых сократилось на 51%, соответственно уменьшение койко-мест произошло в среднем в 2 раза.

Потребности населения в активном туризме, лечебном отдыхе, культурно-познавательных мероприятиях и услугах удовлетворяются лишь на 5-6 %, в результате большая часть предприятий обслуживает туристов, выезжающих за рубеж, и, соответственно, выводящих финансовые ресурсы за границу. В результате всего этого значительные ресурсы социального туризма оказались омертвленными, сужается география туристско-оздоровительных маршрутов, сокращается число объектов экскурсионного показа.

Все это свидетельствует о том, что многие учреждения отдыха в период рыночных преобразований не смогли приспособиться к переменам, в результате многие были закрыты и прекратили свое существование и положение продолжает ухудшаться. Это связано и со значительным уменьшением с 2003 г. ставки налоговых платежей в фонд социального страхования, с 5,4% от фонда заработной платы до 3,6%. Вызывает беспокойство и воздействие на соответствующий сегмент социального туризма замена льгот многим категориям населения на денежную компенсацию.

По данным английского журнала «Экономист», на начало 2019 г. Россия занимает 55-е место в мире по уровню реальных доходов, 101-е место – по уровню качества жизни. Вследствие этого, туризм на чисто коммерческих, рыночных началах для большинства населения недоступен. Потребность населения в нормальном отдыхе, укреплении здоровья, лечении стала одной из наименее удовлетворяемых среди основных потребностей. Чтобы существенно изменить сложившееся положение, необходим подъем социального туризма.

Рекомендации ВТО, а также Международного бюро социального туризма указывают, что в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1. То есть на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо путешествующих на внутренних туристских маршрутах. Помимо прочего, это способствует улучшению условий для недорогого въездного туризма, то есть, для дополнительного притока валюты. В России же, выступая на парламентских слушаниях, профессор И. Зорин отметил соотношение 1:15. На одного, отправляющегося по российскому маршруту, приходится 15 наших граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Сравнительно с оптимальным показателем – негативное расхождение в 60 раз.

Комитет присоединенных членов Всемирной туристской организации (далее – ВТО) в целях адаптации оздоровительного и социального туризма к новым потребностям индустриального общества создал рабочую группу под названием «Оздоровительный туризм», которая призвана определять программы этого вида туризма во всем мире.

В развитии социального туризма важное место, кроме ВТО, занимает Международное бюро социального туризма (IBST), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристские организации, вовлеченные в социальный туризм в основном из индустриальных стран. Хартия этой организации, принятая на Генеральной ассамблее в Вене в 1972 г., провозгласила фундаментальные принципы социального туризма. Эти принципы в дальнейшем были отражены в Манильской декларации ВТО (1980) и Акапулькской хартии ВТО (1982).

В процессе развития социального туризма участвовать имеют право граждане любой сферы деятельности, а также организации, которые не ограничивают себя единственной целью максимального получения прибыли, а стремятся обеспечить массовую доступность путешествий. Это положение было определено в Монреальской декларации «К гуманному и социальному ведению туризма».

К числу таких организаций могут относиться субъекты туристской индустрии и социальной защиты населения, профсоюзы и общественные организации инвалидов, а также различные ассоциации, федерации, фонды, общества взаимопомощи и другие компании.

Теоретики и практики социального туризма в странах Европы и Америки стремятся учитывать тенденции развития современной экономики, туризма, обусловленные переходом к так называемому постиндустриальному, информационному обществу (или обществу с новой экономикой). В этом обществе существенно возрастает роль гуманизации, социологизации экономики, общественной жизни в целом.

Итак, в последнее время в мире осуществляются определенные инициативы в сфере социального и оздоровительного туризма. Цель развития этой сферы – предоставление возможности наибольшему числу людей проводить отпуск внутри своей страны или за рубежом и восстанавливать здоровье и трудоспособность с минимальными затратами. В последнее время этот вид туризма становится доступен людям различных социально-профессиональных категорий. Его услугами пользуются и пожилые, и молодые люди с различными отклонениями здоровья.