Характеристика ключевых понятий исследования: «практика», «образовательная услуга», «учреждение дополнительного образования»
В социологической теории термин "практика" символизировал поиски компромисса между объективизмом системно-структуралистского подхода и субъективизмом феноменологии, и в то же время - попытки предложить "третий путь": либо посредством категориального синтеза, как, например, в теории "структурации" Энтони Гидденса, либо указанием на воплощенность социально-классовых структур в самом деятеле, как это попытался сделать Бурдье с помощью концепции "хабитуса" [3].
Так или иначе, термин "практика" был первоначально принят постольку, поскольку имел определенную ценность для достижения методологических компромиссов, наподобие понимания свободы как осознанной - по определенным правилам - необходимости. В тех случаях, когда этот термин использовался для того, чтобы подчеркнуть активность деятеля, участника, "агента", и т.д., но с осторожным указанием на системно-структурные ограничения или асимметрии, он, по замыслу авторов, корректировал различные теоретические модели социальной реальности. Но именно поэтому он был, скорее, только некоторым дополнением к традиционным субъект-объектным (дуалистическим) моделям, через критику которых и обосновывался.
Сегодня практическая парадигма если и существует, то лишь как удобная территория для междисциплинарных исследований. С одной стороны, практика (или практики) все чаще фигурируют в качестве основной категории в антропологии, философии, истории, социологии, политической теории, теории языка, литературной теории, - и в этом смысле формируется некоторая общая для социальных наук парадигма. С другой стороны, однако, для каждой дисциплины характерен свой, отличный от других способ включения этих понятий в исследовательскую традицию, свой способ концептуализации. Последний, к тому же, варьируется в зависимости от отдельных авторов.
В социальных науках обращение к практике или практикам всегда несет в себе критическое отношение к привилегированной позиции философа или социолога, рассмаривающего свой предмет (язык, действие, поведение, мышление) в качестве объекта, взятого вне конкретного пространства, времени, целей, то есть не в том "сыром" инструментальном виде как он функционирует в реальной жизни, а в виде абстрактных схем, структур или категорий.
Более того, теоретическая рефлексия ученого является одним из возможных, но не единственным способом познания, который к тому же сам основан на практических навыках, традиции и процедурах абстрагирования от личностной вовлеченности как ученого, так и исследуемого объекта [16]. Отсюда выводятся два следствия: во-первых, необходимость замены объяснения детальным этнографическим описанием, не привносящим теоретических или идеологических категорий в исследуемые явления, и, во-вторых, обращение к так называемой "повседневности", то есть к типичным, рутинным, непроблематичным и поэтому незамечаемым действиям, составляющим основную часть социальной жизни. "Наиболее важные для нас аспекты вещей", писал Витгенштейн, "скрыты изза своей простоты и повседневности. (Их не замечают, - потому что они всегда перед глазами). Подлинные основания их совсем не привлекают внимания человека. До тех пор, пока это не бросится ему в глаза. - Иначе говоря: то, чего мы [до поры] не замечаем, будучи увидено однажды, оказывается самым захватывающим и сильным" [17]. Подобная установка характерна для большинства исследований в рамках практической парадигмы, хотя наиболее сознательное и последовательное воплощение она получила, пожалуй, в этнометодологии [18].
В статье 75 Федерального закона № 273 (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» акцентируется внимание на том, что «дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [25]. При этом ни в одной из статей закона не встречается понятие «образовательная услуга». В распоряжении Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» появляется оговорка о качестве образовательных услуг: «Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации <…> позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества» [22: 2]. В числе основных механизмов развития дополнительного образования детей в распоряжении Правительства РФ предлагается «создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг», определены меры поддержки негосударственных учреждений дополнительного образования со стороны государства [22: 5].
В настоящее время употребление словосочетания «образовательная услуга» достаточно привычно, причем как для лиц, которые предоставляют образовательные услуги, так и тех, кто их потребляет. При этом однозначность формулировки понятия «образовательные услуги» до сих пор является предметом широкой дискуссии исследователей.
Определение «услуги» можно найти в Гражданском и Налоговом кодексе РФ. Гражданский кодекс РФ (N 51-ФЗ) определяет услугу как деятельность исполнителя, создающую определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности [3]. В Налоговом кодекс Российской Федерации под услугой понимается «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности» [7].
Ф. Котлер считает, что «услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [6]. С.С. Демцура утверждает, что многие ученые определяют понятие «услуга» как результат совместных экономических отношений между потребителем и исполнителем определенного заказа [4].
Однозначность формулировки понятия «образовательные услуги» до сих пор является предметом широкой дискуссии исследователей. Различные подходы в смысловом определении данного понятия рассматривались отечественными и зарубежными авторами (A.P. Whitehall S.P. Heyneman, О.С. Баталова, Р.Н. Джапарова, С.А. Зайчикова, Е.Д. Липкина, Т.А. Половова, А.М. Стрижов и др.).
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» не содержится понятие «образовательная услуга», но в ч. 1, ст. 101 дается дефиниция понятию «платные образовательные услуги»: «Осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг» [8].
П.Г. Рябчук, С.С. Демцура, Д.С. Гордеева понимают под образовательными услугами продукт учреждения сферы образования, ресурсы, удовлетворяющие потребности обучающегося в навыках, знаниях и умениях [5]. Это вид и результат деятельности, которая направлена на получение образования, а не только объем информации, передаваемый конкретному человеку. Образовательные услуги представляют собой социально значимый и высоколиквидный товар, который важен не только для потребителя услуг, но и для всего общества в целом. В нашем исследовании мы остановимся на дефиниции С.А. Михеевой: «Образовательная услуга – это деятельность, в процессе которой одно лицо (производитель/продавец услуги) передает другому лицу (покупателю/потребителю услуги) комплекс информации, нацеленный на развитие личности, её духовный и интеллектуальный рост, овладение компетенциями и приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях».
Филип Котлер выделил основные характеристики услуги: низкая степень осязаемости, неотделимость от источника, несохраняемость, нематериальность, непостоянство качества [6]. В Гражданском кодексе РФ приведены следующие характеристиками услуги: результат полезного эффекта не может быть выражен в овеществленной форме и исполнитель не гарантирует достижение результата услуги [3]. С.А. Михеева выделяет такие характеристики образовательных услуг: нематериальность, негомогенность (неоднородность) услуг, неотделимость от производителя услуги, несохраняемость, участие потребителя услуги в ее формировании, непостоянство качества и отсроченность результата. Характеристики образовательных услуг во многом пересекаются с характеристиками услуги.
Образовательная услуга – это деятельность, в процессе которой одно лицо (производитель/продавец услуги) передает другому лицу (покупателю/ потребителю услуги) комплекс информации, нацеленный на развитие личности, её духовный и интеллектуальный рост, овладение компетенциями и приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях.
Образовательные услуги можно классифицировать по ряду критериев (рис.5).
Рис. 1. Классификация образовательных услуг
Свойства образовательных услуг:
- Нематериальность – заключается в невозможности ее обособления в вещной форме.
- Негомогенность (неоднородность) услуг – услуги в подавляющем большинстве случаев модифицируются таким образом, чтобы соответствовать данному конкретному клиенту и(или) данной конкретной ситуации. Другими словами услуги в большинстве своем, чтобы быть реализованными, должны быть индивидуализированными.
- Неотделимость от производителя услуги – услугаоказывается только в процессе деятельности субъекта, её оказывающего. При этом процессы производства и потребления происходят синхронно (совпадают по времени).
- Несохраняемость – возможностьпотребления услуги только в процессе ее производства. Современные технологии позволяют записывать учебные аудио и видео материалы на цифровые носители, проводить вебинары и т.п. Однако в этих ситуациях образовательная услуга переходит из категории услуг в категорию «образовательных товаров» (термин В.В. Чекмарёва), которые не совпадают по своему содержанию и эффекту.К категории «образовательных товаров» (educationalgoods)[1], к которым можно отнести, в частности, книги (учебники, пособия, справочники и т.п.), программное обеспечение, наглядные пособия и т.д.). Получая информацию и знания с помощью указанных товаров, индивид, безусловно, получает и определенное образование в данной сфере, повышает свое знание предмета, свою профессиональную квалификацию и т.д.
- Участие потребителя услуги в ее формировании – большинство услуг в современной экономике не предполагают активного взаимодействия между исполнителем и заказчиком – тем, кто оказывает услуги и ее потребителем.
- Непостоянство качества является не просто характерным свойством образовательных услуг, но и одной из самых главных проблем всей системы образования. Зависимость от многих параметров, причем ряд из которых не поддается прогнозированию и количественной оценке (например, физическое состояние преподавателя в момент оказания услуги, его настроение и т.п.), делает образовательную услугу «товаром», постоянное высокое качество которого гарантировать практически невозможно.
- Отсроченность результата – экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени.
Не следует отождествлять образовательные услуги и результаты образовательного процесса (знания, умения, навыки, компетенции, приобретенные обучаемыми). Эти понятия, безусловно, связаны. Качество образования обучаемого во многом обусловлено качеством предоставляемых ему образовательных услуг, однако далеко не всегда высокое качество образовательной услуги гарантирует высокие образовательные результаты, поскольку последние в значительной степени зависят от желания, способностей и возможностей самого обучаемого. Данную особенность С. Беляков называет «неэквивалентностью услуги и результата ее потребления» [с.25].
Некоторые авторы рассматривают в качестве результата образовательной услуги прирост способностей обучаемого, однако, данный параметр, во-первых, трудно поддается измерению, а во-вторых, не представляется возможным дифференцировать, какой объём способностей был обеспечен потреблённой услугой, а какой другими источниками (самообучением, с помощью родителей и т.д.). К особенностям ОУ следует отнести также их высокую общественную значимость.
Вопросами развития талантов своих детей и поддержки их способностей родители в России начали активно интересоваться с конца девятнадцатого века. Большое влияние УДОД (учреждения дополнительного образования детей) имели при комсомольских и пионерских организациях, тогда особое внимание уделялось социальному воспитанию подрастающего поколения. Суть деятельности учреждений дополнительного образования детей сменилась. Сегодня идеологические мотивы, которые так четко просматривались в схемах воспитания двадцатого века, не особо актуальны, на первый план вышли процесс поиска талантливых детей и активное развитие их способностей.
Современные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы.
По форме подчинения учреждения ДОД бывают:
- Государственные. Формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции или клубы, лаборатории, творческие коллективы в государственных бюджетных учреждениях дополнительного образования - городских (муниципальных, региональных, областных) центрах.
- Федеральные. Учреждаются федеральными властями и часто представляют собой крупные многопрофильные центры дополнительного образования.
- Негосударственные. Организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами. это могут быть частные школы дополнительного образования.
- Муниципальные. Создаются и работают за счет городских властей. Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений.
На данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:
- Дворцы детско-юношеского творчества, спорта, искусства и т. д.
- Дома. Заведения не столь масштабные, как дворцы, в них занимаются меньшие группы. Сегодня программы дополнительного образования предлагают дома туризма, культуры, творчества, юных техников.
- Школы. Специализированные заведения, где дети обучаются по определенным направлениям (яркий пример – ДЮШС, музыкальные школы и т. д.).
- Центры. В детских (или детско-юношеских) центрах проводится дополнительное образование ребят по разным отраслям и оказывается методологическая поддержка педагогам.
- Станции. Это сообщества юных туристов, натуралистов, борцов за экологию или любителей техники.
Кроме того, кружки и курсы для детей и школьников могут быть организованы на факультетах дополнительного образования вузов.
Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД более четко структурирована и координируема. Тем не менее старых, добрых названий никто не отменял после вступления в силу ФЗ № 273, но официально кружки, секции, ансамбли, творческие мастерские, студии называются объединениями дополнительного образования по интересам.
Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:
- Выработка навыков общения и работы в коллективе.
- Развитие имеющегося творческого потенциала, личностных качеств.
- Формирование уважения к обществу и окружающему миру.
- Способствование поддержанию физического здоровья подрастающего поколения.
- Помощь с самоопределением в будущей взрослой жизни.
Один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования, - доступность. Право заниматься в них имеет каждый ребенок: достаточно подать заявление и дождаться его одобрения или же мотивированного отклонения. Последнее происходит крайне редко, и обычно проблем с зачислением в выбранный кружок, школу или секцию не возникает. Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.
[1]См., например, Ruth Jonathan. Educational 'Goods': Value and Benefit. Journal of Philosophy of Education 31 (1), 1999. P. 59–82; Heyneman S.P. The growing international commercial market for educational goods and services. InternationalJournalofEducationalDevelopment, Volume 21, Number 4, July 2001.