Характеристика педагогических условий как основа формирования знаний о культуре здорового образа жизни у младших школьников
В условиях интенсивной трансформации общества в целом и образования, в частности, потребность в физиологически, физически и психически здоровом молодом поколении в форме полноправных членов общества, способного успешно функционировать, развиваться и общаться, становится все более важной и актуальной. Образование сегодня диктует значительные изменения в традиционных подходах к обучению.
Чтобы объяснить педагогические условия, которые будут способствовать формированию культуры здорового образа жизни, необходимо уточнить, что нужно понимать, поскольку в научной психолого-педагогической литературе могут встречаться разные взгляды на интерпретацию этого понятия.
Понятие «условие» позволяет рассматривать его с разных сторон. С одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется (в частности, формирование универсальной ключевой компетентности) (Ожегов С.И. «Словарь русского языка», стр. 816).
На рисунке 1 схематично представлен индивидуальный преподавательский ход.
Индивидуальный преподавательский ход |
Способностей, заложенных природой |
построение личностно-ориентированной системы |
Поиск и развитие задатков |
Рис.1. Индивидуальный преподавательский ход.
Н.М. Борытко отмечает, что термин «условие», как философская категория, выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира (Борытко Н.М. «В пространстве воспитательной деятельности», стр. 181).
Н.М. Борытко отнес категорию «фактор» к более объективным обстоятельствам (их можно лишь прогнозировать), в то время как «условия» не отрицают возможности их конструирования и относятся к внешним факторам процесса (Борытко Н.М. «В пространстве воспитательной деятельности», стр. 127).
Рассмотрим в таблице 1, приведенной ниже, терминологию «педагогические условия» разных авторов.
Понятие «педагогические условия»
Таблица 1.
Автор |
Определение |
Н.М. Борытко |
обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на ход педагогического процесса, которое в той или иной степени сознательно вырабатывается учителем, что предполагает достижение определенного результата. |
М. Ципро |
Эта целостная модель должна «упростить шкалу образовательных средств, выявить в ней минимальное количество самых базовых, особенно эффективно формирующих личность» |
В.В. Сериков |
на основании уровней (гуманистической ориентировки) участников педагогического общения выстраивает логику развития педагогических условий, как ступеней развития ситуации. |
Е.А. Ганин |
совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами. |
И.А. Федякова |
конкретные способы педагогического взаимодействия, «взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности … учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях». При этом понятие «психолого-педагогические условия» она тесно связывает с понятием «педагогический процесс», так как условия проявляются именно в педагогическом процессе и создаются с целью его оптимизации. |
В.И. Андреев |
представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения … целей» |
Т.В. Минакова |
рассматривает в качестве наличия обстоятельств, способствующих развитию познавательной самостоятельности будущего специалиста при профессионально ориентированном обучении иностранному языку, и выделяет следующие условия: 1) когнитивные: интенсификация процесса обучения и усвоения знаний; обеспечение вариативности содержания обучения в контексте деятельности будущего специалиста; 2) аксиологические: стимулирование мотивации достижения в овладении иностранным языком; формирование ценностного отношения студента к изучению профессионально ориентированного иностранного языка; аксиологизация знаний в процессе изучения иностранного языка и формирование ценностных установок на познавательную самостоятельность; 3) праксиологические: моделирование в учебном процессе ситуаций самостоятельной познавательной деятельности с целью развития интеллектуально познавательных умений: поисковые, лингвистические, информационно аналитические, креативные, рефлексивные; актуализация межсубъектных отношений посредством осуществления индивидуализации процесса обучения и учебного сотрудничества. |
На основании вышеизложенного можно предположить, что педагогические условия представляют собой (рисунок 2) (Бехтенова Е.Ф. «Условия формирования проектной деятельности учащихся», Мошкин В.Н. «Педагогические условия воспитания культуры безопасности»):
1.качественная характеристика основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, которая отражает требования к организации деятельности |
Педагогические условия |
2.совокупность возможностей, обстоятельств педагогического процесс, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде, решение педагогических задач |
3.комплекс мер, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования универсальной ключевой компетентности |
информационные |
технологические |
психологические |
личностные |
содержание образования, когнитивная основа п.п. |
формы, средства, методы, приемы, этапы, способы о.п. |
поведение, деятельность, общение, личностные качества о.п |
основания образовательного процесса |
Педагогические условия формирования знаний о культуре здорового образа жизни у младших школьников |
воспитание культуpно-гигиенических нaвыков |
укpепление физического и психического здоpовья |
Нaпpaв-лены нa: |
Рис.2. Педагогические условия
Младший школьный возраст - важный период для здоровья человека. Разрыв в образовании детей быстро ускоряется, приспосабливаясь к школьным условиям, и обучение становится интенсивной интеллектуальной деятельностью. Требования и условия для обучения, сформированные в школе, - это, прежде всего состояние здоровья и развитие здорового образа жизни развивающегося человека.
Развитие здорового образа жизни особенно важно для ребенка младшего школьного возраста, поскольку в этот период самоопределение личности предполагает установление мировоззрения в разных сферах жизнедеятельности. Особенно в начальной школе важно формировать потребность в здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни представляет собой тип жизнедеятельности, помогающий укреплению здоровья и его поддержанию (Петрова, Н. Ф. «Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы», стр.43).
Формирование здорового образа жизни - это процесс помощи младшему ученику в осознании его здоровья.
Идея здорового образа жизни для младших школьников должна формироваться с учетом их специфики, включая меры по защите и укреплению здоровья, организацию мероприятий, направленных на сохранение здоровья, а также использование образовательных, развлекательных и лечебно-профилактических мер.
Преподаватели в классе воспроизводят различные методы, моделируют и формируют учебный процесс. Однако все усилия будут тщетными, если учитель не сможет быть моделью или без систематической работы.
Процесс обучения показан на рисунке 3.
Эти процессы могут способствовать созданию особой среды, которая спасает здоровье. У них есть определенная структура.
Систематически, что положительно повлияет на формирование здорового образа жизни у младших школьников, это возможно только при постоянном сотрудничестве учителей, учеников, родителей и руководства школы.
Обратите внимание на основные принципы формирования здорового образа жизни для учащихся начальной школы (Таблица 2).
Принципы формирования здорового образа жизни у младших школьников
Таблица 2.
Принципы |
Значение |
1.принцип природосообразности |
заключается в воспитании индивида, основанном на имеющемся потенциале, учете закономерностей внутреннего развития; |
2.принцип непрерывности процесса развития личности |
обеспечивается взаимосвязью содержания, формы и методов, характера педагогического взаимодействия и технологий развития физической и духовной культуры личности; |
3.принцип целостности процесса развития индивида |
предполагает учет всех сфер личности - эмоционально-чувственной, познавательной и волевой; |
4.принцип личностно-ориентированного подхода |
реализуется с целью поддержания здоровья младшего школьника, индивидуального подхода; |
5.принцип самоорганизации и саморазвития |
включает осознанный выбор жизненных ориентаций, этапы самопознания, самоопределения и самореализации, анализ и накопление опыта, самоконтроль, самокоррекция в процессе развития и формирования потребности в здоровом образе жизни |
В таблице 3 представлена система формирования здорового образа жизни.
Система формирования здорового образа жизни
Таблица 3.
1.цель образовательного процесса |
самореализация школьником своих способностей в условиях ЗОЖ |
2.содержание обучения |
скорректировано с учетом приоритета ценности здоровья для человека и общества в целом |
3.образовательный процесс |
не имеет негативного влияния на здоровье детей с учетом факторов и условий формирования ЗОЖ |
4.педагогические кадры |
соответствующие новым требованиям, организация повышения квалификации учителей с использованием интегративного подхода |
5.сотрудничество учителей, психологов, соц. и мед.работников, обучаемых и их родителей |
ориентировано на решение задач обучения в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей, физического и психического здоровья |
Существуют правила для учителей по формированию знаний о культуре здорового образа жизни:
1. Формирование концепции здорового образа жизни будет эффективным только в том случае, если это затронет государство, местные органы власти, учебные заведения, семьи и отдельных лиц;
2. Сохранение здоровья младшего школьника требует воспитания с ним ценных отношений не только среди школьников и их родителей, но и в сферах образования, науки, культуры и средств массовой информации;
3. Учитель - главная фигура в формировании здорового образа жизни для младших школьников;
4. Контроль здоровья детей, осуществляемый медицинскими работниками, должен включать не только лечение, но и профилактику заболеваний.
Учитель играет важную роль и способствует созданию здорового образа жизни среди младших школьников. Ее профессиональная и социальная значимость заключается в том, что она имела не только культурные ценности, особенно знания, но и то, что воплощение было обязательным и примером, которому следует следовать для младших школьников.
Важным организационным и педагогическим условием успешной работы являются также рабочие отношения учителя с родителями. Воздействие школы и семьи будет более эффективным во взаимодействии. Поддержание здорового образа жизни для студентов требует благоприятного психологического климата, регулярных ежедневных упражнений, определенного количества сна, сильной физической активности и правильного питания. Только взрослые могут помочь младшему ученику придерживаться всех этих сложных условий, и поэтому отношения между родителями и учителями будут очень актуальны.
Еще одним важным организационно-педагогическим условием формирования здорового образа жизни младших школьников является адаптация системы дополнительного образования, которая в настоящее время рассматривается как переменная часть общего образования, предназначенная для саморазвития и самообразования.
Ниже приведены способы реализации образовательного процесса (рисунок 4)
Пути pеaлизaции обpaзовaтельного процесса |
Тpaнсляция и усвоение знaний о здоpовье и здоровом обpaзе жизни |
Включение в содеpжaние обучения вaлеологических знaний зa счет ликвидaции дублиpовaния пpедметного содеpжaния |
Paзpaботкa и внедpение в учебный пpоцесс paзличных междисциплинapных, фaкультaтивов, пpaктикумов, тpенингов |
Пpоведение внеучебных меpопpиятий для углубления интеpесa и знaний обучaющих о pоли здоpовья в жизни человекa |
Aктивное учaстие школьников в нaучной деятельности по изучению пpоблемы здоpового обpaзa жизни |
Рис.4. Пути реализации образовательного процесса.
Исследователи Л.П. Буева (Буева Л.П. «Социальная среда и сознание личности», стр. 368) и Н.Е. Щуркова (Щуркова Н.Е. «Практикум по педагогической технологии», стр. 249) считают, что личностно-ориентированные методы обучения эффективнее всего реализуются именно в сфере дополнительного образования с использованием познавательной, интеллектуальной, подвижной, музыкальной и художественной сфер деятельности.
Развитие младшего школьника как члена общества невозможно без накопления им культурного слоя. Непосредственно в начальной школе происходит формирование творческого и нравственного потенциала, личность активно развивается.
Реализация физического воспитания схематично представлена на рисунке 5.
Рис. 5. Реализация физического воспитания.
Физическое воспитание должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся двигательную активность не менее 8–10 часов в неделю.
Сформировать знания о культуре здорового образа жизни поможет следующее:
- применение интегративного подхода;
- валеологизация учебных предметов;
- разработка и внедрение обучающих программ;
- мероприятия, направленные на углубление знаний о здоровом образе жизни и мотивация к ценностному отношению к здоровью;
- взаимодействие педагогов, родителей и медицинских работников.