Характеристика показателей прибыли и рентабельности

Сущность и виды прибыли предприятия, источники ее формирования.

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) складывается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и прочих активов компании, а также доходов от внереализационной деятельности, уменьшенных суммой расходов по данным операциям [1].

Различают следующие виды прибыли компании: балансовая прибыль, валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль к налогообложению, а также конечную чистую прибыль.

Валовая прибыль является показателем деятельности предприятия от производства и реализации продукции. В целом, она находится под влиянием таких факторов, как динамика: объема реализации; структуры товаров; отпускных цен; цен на сырье, комплектующие материалы и изделия; тарифы на энергию и транспортировку; расходов на оплату труда сотрудников.

Балансовая прибыль является показателем эффективности совокупной финансово-хозяйственной деятельности компании. При расчете данного вида прибыли применяется валовая прибыль и результаты от прочих внереализационных действий.

Расчет балансовой прибыли (или убытка) как конечного финансового результата деятельности компании определяется суммированием следующих составляющих данной прибыли:

Рб = Р1 + Р2 + Р3, где

Рб – балансовая прибыль (убыток); Р1 – результат реализации продукции; Р2 - результат от финансовой деятельности; Р3 – сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

Прибыль (расход) по внереализационным операциям определяется как прибыль (убыток) операций различных видов, которые не относятся к основным операциям деятельности компании и не связанны с реализацией товаров, основных фондов, а также других активов компании.

Прибыль к налогообложению предусматривает льготы, действующие для соответствующей компании. К данным льготам относят:

  • прибыль, которая направляется с целью перевооружения производственного процесса;
  • прибыль, которая направляется с целью природоохранных мероприятий размером 30% от капитальных вложений;
  • издержки компании на финансирование социально-культурной сферы, которая находится на балансе организации;
  • разнообразные благотворительные взносы в экологические, а также образовательные фонды (до 3% от облагаемой прибыли);
  • специальные льготы организациям малого и среднего бизнеса.

Чистая прибыль формируется как разница балансовой прибыли и размера налога на прибыль [2].

Чем прибыль, полученная организацией, что находится и остается в ее распоряжении больше, тем меньше возникает необходимость в привлечении заемных источников финансирования и тем стабильнее динамика и прирост ее самофинансирования и финансовая устойчивость.

Существует три основных источника получения прибыли:

• первый источник – формируется путем монопольного положения компании по выпуску различной продукции или (и) уникальности продукта. Стабильность данного резерва на относительно высокой ступени полагает постоянность в обновлении товара. Так, возникает необходимость учтения такие противодействующих сил, как антимонопольная политика государства и возрастающая конкуренция на рынке;

• второй источникопределяется непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он затрагивает все предприятия[2]. Положительные результаты его использования находятся под влиянием конъюнктуры рынка и возможности адаптировать процесс развития производства под соответствующую непрерывно меняющееся положение. Так, все сходится к проведению маркетингов различных типов. Величина прибыли в конкретном случае находится под влиянием:

  • правильности выбора направленности производства предприятия по производству продукции (определение продукции, характеризующейся стабильностью и положительной динамикой спроса);
  • создания необходимой конкурентоспособной среды для продажи собственной продукции и оказания услуг;
  • объема производимых товаров (чем он больше, тем больше величина прибыли);
  • организации процесса снижения издержек производства;

• третий источникобразуется из инновационной деятельности компании, использование данного вида источника подразумевает непрерывное обновление производимых товаров, обеспечение ее конкурентоспособности, увеличение объемов реализованной продукции и рост показателей прибыли.

Понятие рентабельности, ее сущность. Значение прибыли и рентабельности в анализе и планировании на предприятии.

С целью оценки эффективности работы организаций разнообразных сфер, включая предприятия по производству мучных и кондитерских изделий, недостаточно использование лишь показателей прибыли. К примеру, две компании имеют схожую прибыль, хотя стоимость производственных фондов различна, т. е. сумма основного капитала и оборотных средств. Наиболее эффективно работать будет компания, имеющая сравнительно небольшую стоимость производственных фондов. Таким образом, для установления результативности организационного процесса организации следует сопоставить прибыль и производственные фонды, благодаря которым она существует и функционирует. Это и есть рентабельность.

Рентабельность характеризует показатель экономической эффективности производственного процесса компании, совокупно отражающий использование всех ресурсов предприятия.

Характеристика абсолютного финансового эффекта производственной деятельности определяется показателем прибыли. Относительная величина прибыли, который используется с целью справедливой оценки конечных результатов деятельности компании определяется по данным вычисления рентабельности и прибыльности.

Показатели прибыли и рентабельности как бы создают заключение осуществляемой деятельности организации за отчетный период; они находятся под влиянием многих факторов: объема реализованной продукции, затратоемкость, организации процесса производства и другого. В состав ключевых факторов входят — уровень и структура затрат, ввиду этого в самом внутрифирменном управлении финансами, в данном блоке может выполняться оценка рациональности затрат, их динамика, структура, а также главные значения уровня затрат производства, абсо­лютная и относительная экономия (перерасходы) издержек [4].

Значения прибыли и рентабельности считаются основными финансовыми показателями по плану и анализу хозяйственной деятельности компании. Главной является роль прибыли, которая усиливается с ростом предпринимательства, характеризует необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько правильно рассчитана плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности компании. Показатели рентабельности в целом являются значимыми определителями среды образования прибыли компании. Ввиду этого они необходимы во время проведения сравнительно­го анализа и во время оценивания финансового состояния компании. При анализе производственного процесса показатели рентабельности применяются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

В процессе анализа прибыли и рентабельности компании наблюдают динамику следующих показателей: объем балансовой прибыли, величина чистой прибыли, уровень рентабельности, а также их определяющие факторы, (величина валовой прибыли, размер затрат обращения, доходы по прочим видам деятельности, размеры налогов и др.).

На размеры прибыли и рентабельности влияют следующие группы факторов: внешние и внутренние. К первой группе относятся:

  • Степень экономического развития государства;
  • действия в лице органов государственной власти по регулированию деятельности организации;
  • природные условия, а также транспортные и другие факторы, вызывающие соответствующие издержки у одних компаний, обеспечивающих дополнительный источник прибыли другим;
  • отклонение от предполагаемых планом компании цен на различные закупочные материалы и сырье, товары, материалы, горючее, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифы услуг и перевозок; норма амортизационных отчислений; ставки по арендной плате; минимальный размер заработной платы; начисления на зарплату; ставки налогов и различных сборов, которые выплачивает предприятие;
  • нарушение или несоблюдение договоров поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по разнообразным критериям, затрагивающим интересы организации.

Внутренние факторы прямо связаны и обусловлены с результатами деятельности компании. К внутренним факторам относят: результаты коммерческой деятельности, результативность заключаемых договоров о поставке материалов, а также величина и структура товарооборота, различные характеристики по оплате труда, производительности труда, эффективности основных и оборотных фондов, уровню валовых доходов и затрат обращения, размеру внереализационной прибыли, нарушениям налогового законодательства[6]. Так, следует подытожить, что показатели прибыли и рентабельности предприятия являются важным звеном в определении эффективности деятельности компаний, характеризующими их экономическое положение, имущественную сторону, а также другие ключевые моменты определения привлекательности организации.